«Согласовано» «Согласовано» «Согласовано»
Руководитель МО Заместитель Руководитель МОУ
_______/Мякишева Г.В./ руководителя по УР «Макуловская СОШ»
Протокол №_____ от МОУ «Макуловская СОШ» ________/Ширяев Е.Г../
«____»________2011г. ________/Баканова А.Н./ Приказ №_____ от
«____»__________2011г. «____»_________2011г.
Рабочая программа
по литературе в 9 классе
учителя
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Макуловская средняя общеобразовательная школа»
Белкиной Татьяны Алексеевны,
высшей квалификационной категории
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ________ от
«_____» ___________2011 г.
2011 – 2012 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы
Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева «Программа по литературе для 9 класса», опубликованной в сборнике «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы», М., ООО «ТИД «Русское слово», 2010г., рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю) и ориентирована на базовый уровень.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает усвоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, умение анализировать изучаемое произведение, давать оценку поступкам героев, аргументировать свою точку зрения, обобщать, делать выводы. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари; создавать презентации о жизни и творчестве писателей.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).
Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс. Часть часов отводится на уроки внеклассного чтения, на которых будут изучаться произведения писателей XX века, которые по тематике близки произведениям XIX века, что доказывает вечный характер многих тем.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Основными целями обучения в организации учебного процесса в 9 классе будут:
приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;
воспитание культуры речи учащихся.
Данные цели обуславливают решение следующих задач:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
При работе по данной программе с использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и развивается потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им впоследствии существенную помощь.
.
Требования к знаниям,
умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 9 класса.
Учащиеся должны знать:
Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.
Тексты художественных произведений.
Сюжет, особенности композиции.
Типическое значение характеров главных героев произведений.
Основные понятия: литературный характер, литературный тип, реализм, критический реализм.
Изобразительно-выразительные средства языка.
Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).
Учащиеся должны уметь:
Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.
Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.
Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.
Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.
Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.
Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему (по одному источнику).
Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.
Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.
Пользоваться словарями различных типов и справочниками.
Учебно-тематичеекое планирование
по литературе
Классы – 9
Учитель – Белкина Татьяна Алексеевна
Количество часов
Всего – 105 часов; в неделю – 3 часа
Плановых уроков:
на изучение произведений в классе – 87
развитие речи – 14
контрольные уроки – 2
тесты – 2
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева «Программа по литературе для 9 класса»
Учебник: С.А.Зинин, В.И.сахаров, В.А.Чалмаев. Литература, 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007.
Дополнительная литература:
И.В.Золотарёва, Т.А.Крысова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. М.: «Вако», 2006г.
Г.И.Беленький. Литература. 8 класс. М.: 2Просвещение», 2005 г.
Н.В.Егорова. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. М.: «Вако», 2006г
Л.Ю.Алиева. Литература. Тесты. Контрольные вопросы. М.: Издат-Школа, 1998г.
Учебно-тематическое планирование
Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля измерители | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дата проведения | ||
|
|
|
|
|
|
|
| План | Факт |
1 | Вводный урок Великие сеятели разумного, доброго, вечного. Вводный урок | 1 | Лекция с элементами беседы | Конспектирование материала лекции, ответы на вопросы учителя по ранее изученному материалу |
| Умение строить связный ответ, работать со статьёй учебника, составлять план статьи | Записать в тетради особенности русской литературы XIX века по материалам лекции |
|
|
2 | Роды и жанры литературных произведений | 1 | Урок систематизации ЗУН | Составление таблицы |
| Развивать умение определять жанровое своеобразие того или иного произведения | Подготовиться к проверочной работе по содержанию таблицы. Прочитать «Слово о полку Игореве», подготовить выразительное чтение речи Святослава |
|
|
3 | Древнерусская литература «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы | 1 | Урок изучения нового материала | Работа с текстом, ответы на вопросы учителя, работа по иллюстрациям | Фронтальный опрос, работа с текстом, терминами | Знать историю произведения, уметь составлять цитатный план, уметь находить в тексте средства выразительности | Прочитать статью учебника на с.12-24, подготовить пересказ понравившегося эпизода или выучить отрывок «Плач Ярославны» из стихотворного перевода. |
|
|
4 | «Печальная повесть о походе Игоревом» Патриотический пафос произведения | 1 | Комбинированный урок | Работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа, сопоставительный анализ | Ответы на вопросы, выразительное чтение, умение определять композиционные особенности произведения | Формировать навыки сопоставительного анализа поэтического текста и летописного источника, уметь находить в тексте средства выразительности и определять их роль | Сформулировать письменно какие приёмы УНТ использует автор для раскрытия внутреннего мира героев, их характеристики; устное сочинение «Каким я представляю себе автора «Слова…» |
|
|
5 | Образ автора «Слова…», художественные особенности проиведения | 1 | Комбинированный урок | Эвристическая беседа с элементами анализа, выразительное чтение, устное иллюстрирование, работа с текстом | Оценка устного сочинения, характеристика героев; оценка материала, изложенного учащимися | Уметь анализировать, сопоставлять, обобщать, использовать текст для характеристики героев; уметь составлять цитатный план | Сравнительный анализ «Плача Ярославны…» в переводе Жуковского и Заболоцкого; выучить наизусть отрывок «Золотое слово Святослава», подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка |
|
|
6 | Ярославна – пленительный женский образ в «Слове…» | 1 | Совершенствование ЗУН | Работа с текстом, характеристика героев | Оценка за домашнее задание: чтение наизусть, выразительное чтение, умение проводить сравнительный анализ | Уметь анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы; использовать текст для характеристики героев; уметь составлять цитатный план | Сформулировать возможные темы сочинений по «Слову…»; устная характеристика Игоря и Ярославны |
|
|
7 | Р/р Обучение сочинению | 1 | Совершенствование ЗУН | Выбор и обдумывание темы, нахождение идеи, отбор материала, структурирование, составление плана |
| Уметь использовать собранный материал при написании сочинения | Написать сочинение на одну из тем: 1.Образ князя Игоря. 2. Героическая тема и приёмы её воплощения в «Слове о полку Игореве». 3.Образ Ярославны в «Слове…». 4. Тема Русской земли в «Слове…». |
|
|
8 | Литература XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве | 1 | Изучение нового материала Лекция с элементами беседы | Запись лекционного материала, составление таблицы, работа по учебнику, ознакомление с новыми терминами | Выборочная проверка записей тезисов в тетрадях | Совершенствование навыков тезисной записи лекции | Прочитать материал учебника на с. 28-37 Индивидуальные задания: подготовить сообщение о М.ВА.Ломоносове, Кантемире, Тредиаковском, Сумарокове; подобрать материал о классицизме в живописи и архитектуре |
|
|
9 | М.В.Ломоносов – реформатор русского языка, стихосложения, учёный, поэт | 1 | Изучение нового материала | Выступления учащихся с сообщениями, работа по учебнику, работа со словарём, чтение произведений | Оценка выступлений, ответы на вопросы, чтение и анализ стихотворений | Умение вести тезисные записи лекции, отбирать наиболее значимый материал, анализировать поэтический текст | Выразительное чтение «Оды на день…», выучить отрывок наизусть. Какие задачи ставит Ломоносов перед поэзией? Сообщение о Г.Р.Державине. Прочитать стихотворения «Арфа», «Властителям и судьям», «Памятник», «Фелица» |
|
|
10 | Г.Р.Державин – поэт и гражданин | 1 | Изучение нового материала Лекция с элементами беседы | Беседа, чтение наизусть, сообщение о Державине, запись материала лекции, работа с текстом | Оценка выполнения домашнего задания: чтение наизусть, ответы на вопросы, оценка сообщений | Воспитывать любовь к родному краю, формировать нравственные критерии в оценке личности. Развитие связной речи, умения, логического мышления, ассоциативных представлений | Выучить стихотворение «Памятник», прочитать стихотворение К.Рылеева «Державин», устное сочинение «Речь у памятника Державина» |
|
|
11 | Значение творчества Ломоносова и Державина для дальнейшего развития поэтического слова | 1 | Комбинированный урок | Беседа, чтение наизусть, анализ стихотворений, составление таблицы | Оценка устных сочинений, чтения стихотворений наизусть | Умение анализировать, сопоставлять, делать выводы | Составить таблицу «Особенности произведений Ломоносова и Державина», чтение комедии «Недоросль», сообщение о Фонвизине |
|
|
12 | Д.И.Фонвизин «Сатиры смелый властелин» Комедия «Недоросль», её идейное содержание, композиция | 1 | Урок изучения нового материала | Сообщения учащихся, письменная работа по вопросам, работа с текстом, комментированное чтение по ролям, составление цитатного плана, словарная работа | Оценка письменных работ, выполненных дома; ответы на уроке | Умение анализировать, обобщать, комментировать текст, высказывать своё мнение, развивать монологическую речь | Материал учебника на с.46-55; дочитать комедию, составить словарик крылатых слов и выражений. Кто из персонажей является выразителем точки зрения автора, как это и было принято в классицизме? Какие ещё черты классицизма вы увидели в пьесе? |
|
|
13 | Идеал честного человека в комедии «Недоросль» | 1 | Урок обобщения изученного материала | Работу с текстом, беседа, самостоятельная работа | Оценка, ответов, письменных работ | Умение анализировать, обобщать, комментировать текст, высказывать своё мнение, развивать монологическую речь | Прочитать внимательно эпизод «Экзамен Митрофанушки», подготовиться к его анализу |
|
|
14 | Р/р Анализ эпизода «Экзамен Митрофанушки» | 1 | Комбинированный, урок развития речи | Выразительное чтение, работа по вопросам, беседа по содержанию | Активность работы на уроке, ответы на поставленные вопросы | Умение выделять эпизод из текста, определять его место, тему, идею, конфликт, героев; высказывать свою точку зрения | Дать характеристику Митрофанушке с опорой на текст. В каких эпизодах он смешён, в каких заслуживает сочувствия? Ответить на вопрос «Как раскрывается в комедии тема воспитания?» |
|
|
15 | Тема воспитания и образования в комедии | 1 | Комбинированный урок | Работа с текстом, беседа, характеристика героев по плану | Активность работы на уроке, ответы на поставленные вопросы | Умение анализировать, подтверждать свои ответы текстом; давать характеристику героям по их поступкам, сравнивать героев | Написать сочинение на одну из тем: 1.Простакова – госпожа бесчеловечная. 2. Тема воспитания в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» Прочитать главы из книги Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» |
|
|
16 | «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровое своеобразие произведения | 1 | Урок изучения нового материала | Сообщение учителя о жизни и творчестве Радищева, пребывании его в Казани и Верхнем Услоне (региональный компонент), комментированное чтение глав из книги, беседа по их содержанию | Ответы на уроке | Умение анализировать, аргументировать свою точку зрения, обобщать, делать выводы | Составить устное сообщение об одной из «станций» «Путешествия…», прочитать повесть Карамзина «Бедная Лиза». Индивидуально: сообщение о Н.М.Карамзине |
|
|
17 | Сентиментализм. Н.М.Карамзин – писатель, историк, критик. Повесть «Бедная Лиза» | 1 | Урок изучения нового материала | Рассказы учащихся об одной из «станций» «Путешествия…», слово учителя о сентиментализме как литературном направлении, составление таблицы, сообщение ученика о Карамзине, работа с текстом | Оценка за домашнее задание, за сообщение | Развивать умение анализировать эпизоды прозаического текста, навыки работы в группах | Ответить на вопросы: «Почему «Бедную Лизу» мы можем отнести к сентиментализму?», «Какую роль в повести играет пейзаж?» |
|
|
18 | Тема любви в повести «Бедная Лиза». Роль пейзажа в произведении | 1 | Совершенствование ЗУН | Анализ эпизодов: 1.Описание Симонова монастыря. 2. Лиза на берегу Москвы-реки перед встречей с Эрастом. 3. Описание грозы. Беседа по содержанию, выразительное чтение, работа со словом | Ответы на уроке | Развивать умение анализировать эпизоды прозаического текста, навыки работы в группах | Сочинение-рассуждение «Осуждает ли рассказчик Лизу за самоубийство?» |
|
|
19 | Итоговый урок по древней русской литературе и литературе XVIII века | 1 | Урок обобщения ЗУН. Контрольный урок | Составление таблицы «Литература XVIII века», тест | Тест | Уметь применять полученные знания при выполнении тестовых заданий, логически рассуждать | Устное сочинение «Каким я увидел XVIII век на страницах ….» (по выбору учащихся) |
|
|
20 | Становление и развитие романтизма в первой четверти XIX века | 1 | Изучение нового материала. Урок формирования ЗУН | Лекция, запись основных положений лекции, составление таблицы | Выборочная проверка тезисов лекции | Совершенствование навыков тезисной записи лекции | Основные исторические события, определившие пафос русского романтизма. Стр. 84-85 Каковы особенности русского романтизма? Индивидуально: подготовить сообщения о Батюшкове, Жуковском, Рылееве |
|
|
21 | К.Н.Батюшков – основатель «школы гармонической точности» | 1 | Изучение нового материала | Сообщение подготовленного ученика, слово учителя, запись основных положений лекции, знакомство с текстами стихотворений | Выборочная проверка тезисов лекции, оценка сообщения ученика | Совершенствование навыков тезисной записи лекции | Подготовить выступление «Темы, мотивы и образы лирики Батюшкова». Индивидуально: сообщение о жизни и творчестве В.А.Жуковского. Прочитать балладу «Светлана», стихотворения «Сельское кладбище», «Вечер» |
|
|
22 | «Литературный Колумб России». Очерк жизни и творчества В.А.Жуковского | 1 | Изучение нового материала | Сообщение ученика, чтение произведений поэта, их анализ, словарная работа, исследовательская работа по определению схожести песен и баллад, составление таблицы | Ответы на уроке, выполнение домашнего задания, выразительное чтение, сопоставительная таблица | Совершенствовать навыки работы с текстом, развитие умения анализировать поэтический текст, находить средства выразительности, определять их роль | Анализ баллады Жуковского «Лесной царь», выучить наизусть одно из стихотворений Жуковского. |
|
|
23 | Р/р Обучение анализу лирического текста. Практикум | 1 | Совершенствование ЗУН | Чтение наизусть, запись плана анализа лирического текста, повторение материала о средствах выразительности, анализ стихотворения «Элегия» | Ответы на вопросы, анализ стихотворения | Развитие умения анализировать поэтический текст, находить средства выразительности, определять их роль | Письменный анализ стихотворения «Море», подготовить сообщение о поэте-декабристе Ф.К.Рылееве |
|
|
24 | К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. «Думы», «К временщику». | 1 | Изучение нового материала | Сообщение о поэте, знакомство с текстами произведений Рылеева, определение их особенностей, составление таблицы, сопоставительный анализ стихотворения «К временщику» и стихотворения Пушкина «К Чаадаеву» | Оценка анализа стихотворения Жуковского, ответы на уроке | Совершенствовать навыки работы с текстом, развитие умения анализировать поэтический текст, находить средства выразительности, определять их роль, проводить сопоставительный анализ | Написать сочинение на одну из тем: 1)Сопоставительный анализ стихотворения Рылеева «Гражданин» и Некрасова «Поэт и гражданин» 2)Образцовый гражданин в лирике и «Думах» К.Ф.Рылеева Чтение комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» |
|
|
25 | А.С.Грибоедов Личность и судьба | 1 | Изучение нового материала | Составление хронологической таблицы жизни и творчества Грибоедова по материалам лекции, слушание музыкальных произведений, беседа с опорой на знания истории России XIX века | Ответы на вопросы учителя | Развитие монологической речи, развитие умения применять ранее полученные знания при изучении нового материала | Прочитать 1 действие, проанализировать список действующих лиц, выписать значения слов комедия, конфликт, интрига, сюжет. Подготовить сообщение «Сюжет комедии «Горе от ума» |
|
|
26 | Сюжет и композиция комедии «Горе от ума», система образов. Анализ 1-го действия | 1 | Совершенствование ЗУН | Комментированное чтение, работа с афоризмами, составление устного рассказа «Один день из жизни Фамусова» | Ответы на уроке | Развивать навыки комментированного чтения монологическую речь, учить определять элементы сюжета в драматическом произведении, совершенствовать умение анализировать, аргументировать свою точку зрения с опорой на текст, | Прочитать 2-е действие, подготовить (индивидуально) выразительное чтение монологов Чацкого и Фамусова; Начать работу по заполнению таблицы «Цитатная характеристика героев комедии «Горе от ума» |
|
|
27 | «Век нынешний и век минувший». Обучение анализу монолога. 2-е действие комедии | 1 | Комбинированный урок | Словарная работа, работа с текстом, комментированное чтение, выразительное чтение, анализ монологов | Ответы на уроке, реализация домашнего задания | Развивать навыки комментированного чтения монологическую речь, совершенствовать умение анализировать, аргументировать свою точку зрения с опорой на текст | Прочитать 3-е действие. 1гр. – проанализировать монолог Чацкого о «французике из Бордо»; 2гр. – воспроизвести цепочку: как родилась и распространялась сплетня о сумасшествии Чацкого; 3гр. – охарактеризовать гостей Фамусова на балу, выделяя их общие и индивидуальные черты |
|
|
28 | Фамусовское общество. Анализ сцены бала | 1 | Комбинированный урок | Реализация домашнего задания (анализ монологов), комментированное чтение, речевая характеристика героев, словарная работа, беседа | Ответы на уроке, реализация домашнего задания | Развивать навыки комментированного чтения монологическую речь, совершенствовать умение анализировать, аргументировать свою точку зрения с опорой на текст | Прочитать 4-е действие, выучить один из монологов Чацкого или Фамусова; составить план сочинения «Фамусовское общество в комедии», продолжить работу по заполнению таблицы |
|
|
29 | Смысл названия комедии «Горе от ума» | 1 | Комбинированный урок | Комментированное чтение, чтение наизусть монологов Чацкого или Фамусова, анализ текста комедии, составление схем | Ответы на уроке, реализация домашнего задания | Развивать навыки комментированного чтения монологическую речь, совершенствовать умение анализировать, аргументировать свою точку зрения с опорой на текст | Подготовить сравнение «века нынешнего и века минувшего» в высказываниях разных героев, продолжить работу по заполнению таблицы |
|
|
30 | Молодое поколение в комедии. Нравственный идеал Грибоедова | 1 | Комбинированный урок | Выступления учащихся, сравнительная характеристика героев (Чацкого и Молчалина), образ Софьи, беседа | Ответы на уроке, реализация домашнего задания | Развивать навыки комментированного чтения монологическую речь, совершенствовать умение анализировать, аргументировать свою точку зрения с опорой на текст, обобщать, делать выводы | Познакомиться со статьёй Гончарова «Мильон терзаний». Какие положения статьи вызывают Ваше несогласие? Закончить работу по заполнению таблицы |
|
|
31 | И.А. Гончаров «Мильон терзаний» | 1 | Изучение нового материала | Работа с текстом статьи, комментированное чтение, конспектирование | Выборочная проверка конспекта | Обучать навыкам конспектирования, развивать логическое мышление, уметь сопоставлять различные точки зрения критиков, доказывать своё мнение | Закончить работу по заполнению таблицы |
|
|
31 | Умники и умницы. Литературная игра по комедии Грибоедова «Горе от ума» | 1 | Контрольный урок | Литературная игра | Ответы учащихся, проверка знания текста | Уметь применять полученные знания, развивать интеллектуальные способности | Подготовиться к сочинению по комедии Грибоедова «Горе от ума» |
|
|
33-34 | Р/р Сочинение | 2 | Контрольный урок | Работа над сочинением |
| Развитие письменной речи | Подготовить сообщения о жизни и творчестве А.С.Пушкина (индивидуально), повторить ранее изученные стихотворения поэта |
|
|
35 | А.С.Пушкин Жизнь и творчество | 1 | Изучение нового материала | Выступления учащихся, демонстрация презентации, просмотр фрагментов из кинофильма, составление хронологической таблицы на материале урока | Оценка выступлений учащихся, реализация домашнего задания (чтение стихотворений) | Развивать монологическую речь, пробудить интерес к литературным местам Казани, систематизировать знания учащихся о творчестве Пушкина | Работа в группах: 1гр. – собрать материал о лицейских друзьях Пушкина; 2гр. – подобрать стихотворения поэта о дружбе и друзьях, подготовить выразительное чтение |
|
|
36 | Основные темы и мотивы лирики А.С.Пушкина Дружба и друзья в лирике поэта | 1 | Комбинированный урок | Слово учителя, выступления подготовленных учащихся, защита презентаций, выразительное чтение, анализ стихотворений, словарная работа | Оценка выступлений, выразительное чтение, ответы на уроке | Развивать умение определять тему стихотворения, авторскую позицию, находить средства выразительности речи | Чтение и конспектирование статьи учебника на с.22-27; устное сочинение «Дружба в лирике Пушкина»; повторить основные понятия: ода, послание, элегия |
|
|
37-38 | Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина | 2 | Урок изучения нового материала | Рассказ учителя, беседа, выступления учащихся, чтение стихотворений, их анализ | Оценка выступлений, выразительное чтение наизусть, анализ стихотворений, выполнение задания в группах | Развивать представление о гражданской лирике, умение анализировать поэтический текст | 1.Выучить наизусть стихотворение «К Чаадаеву» 2. Мини-сочинение «Тема свободы и власти в лирике А.С.Пушкина»; подготовить сообщения о любимых женщинах Пушкина (индивидуально) |
|
|
39 | Любовная лирика А.С.Пушкина Адресаты лирики | 1 | Урок изучения нового материала | Выступления учащихся, чтение стихотворений, слушание музыкальных произведений, работа по репродукциям | Оценка выступлений, выразительное чтение, ответы по теме урока | Развивать умение аргументировать свою точку зрения при анализе стихотворений | Выучить наизусть одно из стихотворений Пушкина о любви; чтение стихотворений «Пророк», «Я памятник…», «Поэт», Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт и толпа», «Поэту», «Свободы сеятель пустынный». Что сближает эти стихотворения? |
|
|
40 | Тема назначения поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина | 1 | Урок изучения нового материала | Чтение наизусть стихотворений о любви (реализация домашнего задания), чтение стихотворений, определение их темы и идеи, словарная работа | Оценка чтения наизусть, ответы на уроке | Развивать умение анализировать поэтический текст, определять позицию автора, аргументировать | Наизусть стихотворение «Я памятник…», письменный анализ стихотворений: 1гр. – «Пророк», 2гр. – «Подражание Корану» Подобрать стихотворения о природе по указанному списку |
|
|
41 | Образы природы в лирике А.С.Пушкина | 1 | Урок изучения нового материала | Чтение наизусть стихотворений, знакомство со стихотворениями о природе, работа по их содержанию, устное рисование, работа по иллюстрациям, словарная работа | Оценка чтения наизусть, ответы на уроке | Отрабатывать навык анализа текста, развивать ассоциативное мышление и творческое воображение учащихся | Подготовить выразительное чтение любимого стихотворения, объяснить свой выбор. Опережающее задание: чтение романтических поэм Пушкина |
|
|
42 | Р/р Обучение анализу лирического текста. Моё любимое стихотворение Пушкина: восприятие, истолкование, оценка | 1 | Совершенствование ЗУН | Работа по плану анализа стихотворения, повторение пройденного материала, анализ стихотворений | Анализ стихотворения | Развивать умение анализировать поэтический текст, излагать свою точку зрения, давать оценку, аргументировать | Прочитать поэмы «Цыганы», «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник». Каковы темы «южных» поэм Пушкина? |
|
|
43 | Романтические поэмы Пушкина | 1 | Комбинированный урок. Чтение с анализом текста | Комментированное чтение, словарная работа, беседа по содержанию | Ответы на уроке | Развивать навыки анализа текста с использованием цитат | Прочитать драму «Борис Годунов», материал учебника на с. 49-53 Сообщение на историческую тему «Времена правления Бориса Годунова» (индивидуально) |
|
|
44 | «Борис Годунов» — первая реалистическая трагедия | 1 | Комбинированный урок. Чтение с анализом текста | Выступления учащихся, комментированное чтение, определение особенностей поэмы, беседа | Ответы на уроке | Развивать навыки анализа текста с использованием цитат | Прочитать «Маленькие трагедии» Пушкина, материал учебника на с. 53-62 |
|
|
45 | Нравственно-философское звучание «Маленьких трагедий Пушкина | 1 | Комбинированный урок. Чтение с анализом текста | Комментированное чтение, беседа по содержанию, работа в группах | Ответы на уроке, работа в группах | Формировать навыки анализа драматического произведения, умение выделять ключевые сцены, развивать навыки критической оценки поступков и слов героев | Чтение статьи учебника на с.63-69, подготовить презентацию одной из повестей Пушкина из сборника «Повести Белкина» |
|
|
46 | «Повести Белкина» — опыт циклизации повестей, признаки разных жанров | 1 | Комбинированный урок | Выступления учащихся, беседа, словарная работа, повторение теории литературы | Оценка за презентацию прочитанной повести | Формировать навыки словесного размышления о поступках героев | Написать сочинение на одну из тем 1-8 на с. 95; чтение статьи учебника на с. 75-79. Посмотреть фильм «Барышня-крестьянка», сравнить с повестью, дать оценку экранизации произведения |
|
|
47 | История создания романа «Евгений Онегин», Проблематика, выдвинутая эпохой. Художественные особенности произведения | 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы, запись основных положений лекции | Устные ответы на вопросы, составление плана рассказа учителя | Развитие умения конспектировать, выделять главное | Прочитать главу 1; ответить на вопросы: 1)С чего начинает свой роман Пушкин? В чём своеобразие такого начала? 2)Почему автор подробно описывает воспитание, образование, времяпровождение Онегина? 3)Счастлив ли герой? Каковы причины его хандры? |
|
|
48 | «Но был ли счастлив мой Евгений?» Онегин в Петербурге | 1 | Изучение нового материала | Беседа, работа с текстом, комментированное чтение эпизодов | Ответы на уроке | Развивать умение отбирать материал для характеристики героя, его поступков, давать ему оценку, высказывать свою точку зрения, аргументировать, доказывать, делать выводы | Начать работу над заполнением таблицы «Цитатная характеристика героев романа «Евгений Онегин», прочитать главы 2-3 |
|
|
49 | «Но был ли счастлив мой Евгений?» Онегин в деревне | 1 | Изучение нового материала | Беседа, работа с текстом, комментированное чтение эпизодов, чтение и анализ «Письма Татьяны» | Ответы на уроке | Развивать умение отбирать материал для характеристики героя, его поступков, давать ему оценку, высказывать свою точку зрения, аргументировать, доказывать, делать выводы | Главы 4-5, составить общую характеристику провинциального дворянства; «Письмо Татьяны» наизусть |
|
|
50 | Нравоучение или исповедь? Онегин и Татьяна | 1 | Изучение нового материала | Развёрнутая беседа, дополняемая чтением наизусть «Письма Татьяны», комментированное чтение главы 5 | Чтение наизусть «Письма Татьяны», ответы на уроке | Развивать умение анализировать текст, давать оценку поступкам героев, определять авторскую позицию, аргументировать | Прочитать главы 6-7, проанализировать сцену посещения Татьяной кабинета Онегина, ответить на вопросы. Прочитать лирические отступления (V – 1, 2; VII – 1, 29-30), какую роль они играют в тексте? |
|
|
51 | «И вот общественное мненье, пружина чести, наш кумир!» Онегин и Ленский | 1 | Изучение нового материала | Реализация домашнего задания, работа по тексту, беседа, комментированное чтение отдельных строф, важных для характеристики героев, составление плана характеристики Онегина и Ленского | Чтение наизусть «письма Татьяны» или «Письма Онегина», ответы на вопросы по домашнему заданию, работа на уроке | Уметь определять типическое и индивидуальное в образах героев, давать оценку, высказывать свою точку зрения, аргументировать её, подтверждая текстом | Прочитать статью учебника на с. 87-90, составить сравнительную характеристику героев по плану, найти в тексте примеры антитезы, прокомментировать их |
|
|
52 | «Победа Татьяны над Онегиным – победа идеала над действительностью» | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Беседа с опорой на текст, Анализ 8 главы, комментированное чтение эпизодов | Ответы на уроке | Развивать умение анализировать, цитировать | Выучить одно лирическое отступление, завершить работу над составлением таблицы. Ответить на вопрос «Каким вы увидели автора произведения»? |
|
|
53 | Образ автора на страницах романа. Система образов. Реализм романа | 1 | Урок изучения нового материала | Обобщение материала по системе художественных образов, работа по опорной схеме, определение роли второстепенных персонажей, лирических отступлений, беседа, обращение к статьям Белинского о романе (Статьи 8,9) | Оценка выполнения домашнего задания, ответы на уроке | Развивать умение определять отношение автора к своим героям, подтверждать текстом, обобщать, делать выводы | Составить тезисы статьи Белинского. С какими положениями автора вы могли бы поспорить? |
|
|
54 | Значение Пушкина в развитии русской литературы и литературного языка. Критики о Пушкине. | 1 | Урок изучения нового материала | Чтение наизусть, беседа, тест по творчеству Пушкина, работа с критической литературой | Оценка выполнения домашнего задания, ответы на уроке, выборочная проверка тезисов | Формировать умение определять роль личности в истории литературы, аргументировать свою точку зрения, развивать логическое мышление, монологическую речь | Подготовиться к сочинению по творчеству Пушкина |
|
|
55-56 | Р/р Сочинение по творчеству Пушкина | 2 | Контрольный урок развития речи | Работа над сочинением: 1.Сочинение-рассуждение «Нужны ли Онегины в наши дни?» 2.Сочинение-размышление «Онегин как «лишний человек» 3.Сочинение-интервью «Можно ли к вам обратиться, Татьяна Ларина?» 4.Проблемы смысла жизни, счастья и дома в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» 5.Мои любимые страницы из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» 6. Моё любимое стихотворение Пушкина: восприятие, истолкование, оценка | Оценка письменной работы | Развитие письменной речи, отработка умения правильно и логично излагать свои мысли на письме | Подготовить сообщение о Жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова, повторить ранее изученные стихотворения поэта |
|
|
57 | Пролог к жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова. «Нет, он не Пушкин, он другой…» | 1 | Урок изучения нового материала с опорой на ранее полученные знания | Слово учителя, выступления учащихся, чтение наизусть стихотворений поэта, составление таблицы из цитат, взятых из произведений Пушкина и Лермонтова, обобщающая беседа | Выступления учащихся | Уметь применять ранее полученные знания при изучении нового материала, обобщать, делать выводы о личности писателя по его произведениям, развивать самостоятельность в суждениях | Статья учебника на с.110-115, прочитать стихотворения «Пророк», «Смерть Поэта», «Поэт». Определить позицию автора на назначение поэта и поэзии; сравнить точки зрения Пушкина и Лермонтова на данный вопрос. |
|
|
58 | Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова | 1 | Урок изучения нового материала | Слово учителя, комментированное чтение стихотворений «Смерть Поэта», «Поэт», «Пророк», определение позиции автора, сравнительная работа | Ответы на уроке, выразительное чтение, | Развивать умение сравнивать позиции разных авторов на одну проблему, доказывать, аргументировать свою точку зрения | Прочитать стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю», «К Н.И.» (Я не достоин, может быть…), «Расстались мы, но твой портрет», «К*» (Я не унижусь пред тобою…). Подобрать материал об адресатах данных стихотворений. Выучить стихотворение «Смерть Поэта» (Индивидуальные задания) |
|
|
59 | Адресаты любовной лирики Лермонтова | 1 | Урок изучения нового материала | Слово учителя, выступления учащихся, просмотр презентации, подготовленной учеником; чтение наизусть, анализ стихотворений, словарная работа | Выступления учащихся, чтение стихотворений наизусть, ответы на уроке | Развивать умение анализировать лирический текст; формировать навыки читателя, слушателя, исполнителя | Выучить одно из стихотворений о любви наизусть. Прочитать и проанализировать стихотворения «Родина», «Дума», Монолог». Каков герой этих произведений? Статья учебника на с.115-121 |
|
|
60 | Тема России. Характер лирического героя его поэзии | 1 | Урок изучения нового материала | Чтение наизусть, слово учителя, комментированное чтение стихотворений, анализ стихотворений, словарная работа | Чтение стихотворений наизусть, ответы на уроке | Развивать умение анализировать лирический текст; формировать навыки читателя, слушателя, исполнителя | Стихотворение «Родина» наизусть; чтение романа «Герой нашего времени |
|
|
61-62 | Классное сочинение обучающего характера. Восприятие, истолкование, оценка одного из стихотворений Лермонтова | 1 | Контрольный урок Развитие речи | Работа по плану анализа лирического текста, анализ стихотворения | Оценка за анализ стихотворения | Развивать умение анализировать лирический текст | Чтение романа «Герой нашего времени»; устное сочинение «Моё впечатление о романе «Герой нашего времени». Проанализируйте название романа. |
|
|
63 | «Герой нашего времени». История создания, композиция романа | 1 | Урок изучения нового материала | Слово учителя, просмотр презентации, составление таблицы, ответы учащихся | Оценка устных сочинений | Развивать умение давать оценку прочитанному, самостоятельность в мыслительной деятельности, аргументировать, развивать монологическую речь | Прочитать главу «Бэла», дать характеристику Печорину как литературному герою. Что вы не приемлете в герое? |
|
|
64 | «Странный человек» Г.А.Печорин | 1 | Урок изучения нового материала | Слово учителя, беседа, работа с текстом, комментированное чтение отдельных эпизодов | Оценка ответов на уроке | Развивать умение давать оценку поступкам героев, самостоятельность в мыслительной деятельности, аргументировать, развивать монологическую речь | Прочитать статью учебника на с.122-130; перечитать главу «Максим Максимыч» и «Журнал Печорина», ответить на вопрос «Злой нрав или глубокая постоянная грусть» лежит в основе характера Печорина?» Начать работу по заполнению таблицы «Печорин в оценке персонажей романа» |
|
|
65 | Печорин как «портрет поколения» | 1 | Урок изучения нового материала | Слово учителя, беседа, работа с текстом, комментированное чтение отдельных эпизодов | Оценка ответов на уроке | Развивать умение давать оценку поступкам героев, самостоятельность в мыслительной деятельности, аргументировать, развивать монологическую речь | Прочитать статью учебника на с.130-132, перечитать главу «Тамань». Как содержание данной главы дополнило ваше представление о Печорине? |
|
|
66 | «Да и какое мне дело до радостей и бедствий людских!» Глава «Тамань» | 1 | Урок изучения нового материала | Слово учителя, беседа, работа с текстом, комментированное чтение отдельных эпизодов, запись в тетради наиболее существенных моментов при анализе произведения | Оценка ответов на уроке | Совершенствовать навыки анализа художественного текста; развивать умение критически оценивать поступки героев, развивать монологическую речь | Прочитать статью учебника на с.132-133; перечитать главы «Княжна Мери», «Фаталист»; Рассмотреть отношения Печорина с Верой, Бэлой, Мери. Как раскрывается образ героя через отношения с этими женщинами? |
|
|
67 | «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Главы «Княжна Мери», «Фаталист» | 1 |
| Слово учителя, беседа, работа с текстом, комментированное чтение отдельных эпизодов, работа по иллюстрациям, запись в тетради наиболее существенных моментов при анализе произведения | Оценка ответов на уроке | Совершенствовать навыки анализа художественного текста; развивать умение критически оценивать поступки героев, развивать монологическую речь | Выразительное чтение эпизода «В погоне за Верой»; ответить на вопрос «Чем объясняется порыв отчаяния Печорина после отъезда Веры?»; 1гр. Речевая характеристика Печорина 2гр. Речевая характеристика Грушницкого 3гр. Речевая характеристика Вернера |
|
|
68 | Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени» | 1 | Комбинированный урок | Слово учителя, работа в группах (реализация домашнего задания), работа с критической литературой, ответы на вопросы | Оценка ответов на уроке, реализация домашнего задания | Развивать навыки монологического высказывания | В.Г.Белинский о романе. (Законспектировать статью «Герой нашего времени». Сочинение М.Лермонтова») |
|
|
69-70 | Обучение анализу эпизода по главе «Тамань» | 2 | Урок развития речи | Работа с текстом, анализ эпизода, беседа, художественный пересказ | Оценка за письменные работы | Углубить навыки анализа эпического произведения | Подготовиться к тестовой работе по творчеству Лермонтова, закончить работу над заполнением таблицы |
|
|
71 | Тест по творчеству М.Ю.Лермонтова | 1 | Контрольный урок | Выполнение тестовых заданий, обобщающая беседа по изученному материалу | Оценка выполнения теста | Развивать умение применять полученные знания при выполнении тестовых заданий, логически рассуждать | Подготовить сообщение о жизни и творчестве Н.В.Гоголя, читать поэму «Мёртвые души» |
|
|
72 | Жизнь и творчество Н.В.Гоголя. По страницам изученных произведений | 1 | Изучение нового материала с элементами беседы | Выступления учащихся, слово учителя, просмотр презентации, составление хронологической таблицы, викторина | Ответы на уроке, выполнение викторины | Развивать монологическую речь | Прочитать 1-3 главы поэмы «Мёртвые души» |
|
|
73 | Поэма «Мёртвые души». Жанр, композиция, приёмы типизации | 1 | Изучение нового материала с элементами беседы | Слово учителя, запись основных положений лекции в тетради, работа с опорной схемой, комментированное чтение, беседа | Ответы на уроке | Развивать умение составлять опорную схему и работать по ней. Совершенствовать навыки анализа прозаического текста | Прочитать главы 4-6. Почему Чичиков посещал помещиков в такой последовательности. Составить характеристику одного из помещиков по опорной схеме (групповые задания), используя текст |
|
|
74-75 | Россия «мёртвых душ». Галерея человеческих типов | 2 | Комбинированный урок | Реализация домашнего задания; характеристика помещиков по опорной схеме; беседа, комментированное чтение | Ответы на уроке, оценка выполнения домашнего задания | Развивать умение давать характеристику героям с опорой на текст, умение анализировать, аргументировать, делать выводы | Подготовить материал по теме «Чичиков и чичиковщина». Как вы понимаете значение слова «чичиковщина»? Прокомментировать «Повесть о капитане Копейкине»в свете пословицы «Русский человек задним умом крепок» |
|
|
76 | Чичиков и чичиковщина | 1 | Комбинированный урок | Беседа, составление сопоставительной таблицы «Образ Чичикова и капитана Копейкина», комментированное чтение, работа по иллюстрациям | Ответы на уроке, оценка таблицы | Развивать умение анализировать прозаический текст, составлять характеристику героя, сопоставлять, аргументировать, делать выводы | Определить роль «Повести о капитане Копейкине»и роль лирических отступлений; повторить литературоведческие понятия и термины; составить устный рассказ «Чичиковы наших дней, какие они?» |
|
|
77 | Образ Родины в поэме «Мёртвые души» | 1 | Комбинированный урок | Работа с текстом, комментированное чтение, беседа, анализ эпизода «Птица-тройка» | Оценка устных рассказов, ответы на уроке | Формировать умение выделять ключевые моменты, эпизоды, образы, помогающие понять проблематику произведения, углубить навык анализа прозаического текста | Выучить наизусть отрывок «Эх, тройка…» Написать сочинение на одну из тем: 1.Образы помещиков в моём восприятии. 2.Чичиков Гоголя и современные чичиковы Опережающее задание: подготовить сообщение о А.Н.Островском, прочитать пьесу «Бедность не порок» |
|
|
78 | Литература второй половины XIX века. Обзор | 1 | Изучение нового материала | Лекция, запись основных положений лекции | Выборочная проверка конспектов | Формировать умение конспектировать, отбирать главное | Прочитать статью учебника на с.182-199; выполнить задание 1 или 2 на с. 210; подготовить сообщения о Фете, Тютчеве, Некрасове |
|
|
79 | Эмоциональное богатство поэзии Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.А.Некрасова | 1 | Комбинированный урок | Сообщения учащихся, комментированное чтение стихотворений, анализ, определение особенностей стихотворений разных авторов | Оценка сообщений, ответы на уроке | Развивать монологическую речь, умение анализировать лирический текст, определять его особенности | Выучить наизусть одно из стихотворений Фета, Тютчева, Некрасова (по выбору) |
|
|
80 | А.Н.Островский. Слово о драматурге. Пьеса «Бедность не порок». Имена и фамилии в пьесах Островского | 1 | Изучение нового материала | Сообщение о драматурге, чтение по ролям с комментированием, выборочный пересказ отдельных сцен, фронтальный опрос | Оценка сообщений, ответы на уроке | Совершенствовать читательские способности учащихся через самостоятельную работу, развивать умение вести беседу, соблюдая правила этикета, развивать навыки критически оценивать поступки и слова героев произведения | Сочинение-миниатюра «С каким героем пьесы я хотел бы встретиться и почему?» Как раскрыта в пьесе тема любви? |
|
|
81 | Любовь в патриархальном мире и её влияние на судьбы героев пьесы «Бедность не порок» | 1 | Комбинированный урок | Комментированное чтение, анализ отдельных сцен, беседа | Ответы на уроке | Совершенствовать читательские способности учащихся через самостоятельную работу, развивать умение вести беседу, соблюдая правила этикета, развивать навыки критически оценивать поступки и слова героев произведения | Анализ эпизода: выделить ключевые слова, объяснить их значение в русском языке и роль в пьесе. Какова роль Любима Торцова в развитии сюжета? Охарактеризуйте речь героя. Какую роль в пьесе играет песня? |
|
|
82 | Сочинение-миниатюра «Почему главным действующим лицом пьесы «Бедность не порок» А.Н.Островский сделал Любима Торцова?» | 1 | Контрольный урок Урок развития речи | Написание сочинения-рассуждения | Оценка сочинения | Развивать письменную речь учащихся, умение высказывать свою точку зрения, аргументировать | Подготовить сообщение о Л.Н.Толстом, Перечитать трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность» |
|
|
83 | Л.Н.Толстой Жизнь и творчество. Автобиографическая повесть «Детство», «Отрочество», «Юность» | 1 | Комбинированный урок | Сообщение о писателе, просмотр презентации, рассказ учителя о жизни писателя в Казани, беседа, выборочное чтение эпизодов | Оценка сообщений, ответы на уроке | Развивать монологическую речь, выразительность чтения | Проанализировать главу «Я проваливаюсь»; письменно ответить на вопрос: какие черты Николеньки Иртеньева можно назвать главными, определяющими? Докажите примерами из текста. |
|
|
84 | Особенности повествования Л.Н.Толстого. Приёмы психологического анализа. Анализ главы «Я проваливаюсь» | 1 | Комбинированный урок | Аналитическое чтение, работа над понятием «диалектика души», анализ главы «Я проваливаюсь» | Ответы на уроке | Развивать умение анализировать эпизод | Прочитать главу «Комильфо». Каким представляется Николенька в повести? От чего он страдает и что его успокаивает? Как он относится к окружающим? В чём общечеловеческое значение повести «Юность»? Какие события казанского периода жизни отражены в повести? |
|
|
85 | Ф.М.Достоевский Жизнь и творчество. Повесть «Бедные люди», её место в творчестве писателя | 1 | Изучение нового материала Лекция | Запись основных положений лекции, составление хронологической таблицы, беседа, обмен впечатлениями о прочитанном тексте, комментированное чтение, диалог между учителем и учениками в процессе обсуждения повести «Бедные люди», | Ответы на уроке | Развивать умение высказывать свою точку зрения на прочитанное, аргументировать, делать выводы, оценивать поступки и слова героев. | Устное сочинение «Моё представление о главном герое повести «Бедные люди», выразительное чтение указанных фрагментов. |
|
|
86 | Тема одиночества. Тип петербургского мечтателя. Петербург Достоевского | 1 | Изучение нового материала
| Практическая работа, комментированное чтение, аналитическая беседа, беседа с ориентацией на домашнее задание; коллективное обсуждение вопросов урока, анализ отдельных эпизодов; сравнить повести «Бедные люди» и повесть Гоголя «Шинель» | Ответы на уроке, оценка домашнего задания | Развивать умение работать в группах, давать сравнительную характеристику | Составить устный рассказ «Роль истории Настеньки в повести «Бедные люди» Прочитать рассказ А.П.Чехова «Смерть чиновника», подготовить сообщение о писателе |
|
|
87 | А.П.Чехов Слово о писателе. Рассказ «Смерть чиновника» | 1 | Изучение нового материала
| Сообщение ученика, сопровождаемое просмотром презентации; анализ рассказа, аналитическая беседа | Ответы на уроке, оценка домашнего задания | Продолжить формирование навыков анализа прозаического текста | Прочитать рассказ Чехова «Тоска». Опережающее задание: читать пьесу Горького «На дне» |
|
|
88 | Литература XX века | 1 | Изучение нового материала | Лекция, запись основных положений лекции | Выборочная проверка конспектов лекции | Развивать умение сопоставлять историческую обстановку и художественный текст | Подготовить сообщение о творчестве А.М.Горького. Как вы понимаете смысл названия пьесы «На дне»? Образ какого героя вам запомнился, почему? |
|
|
89 | А.М.Горький Драма «На дне» как «пьеса-буревестник» | 1 | Изучение нового материала | Выступление ученика, слово учителя, беседа по содержанию пьесы, чтение по ролям отдельных сцен | Оценка домашнего задания, ответы на уроке | Развивать умение анализировать драматическое произведение, высказывать свою точку зрения, давать оценку героям, их поступкам | Подготовить сообщения о поэтах Серебряного века, подготовить выразительное чтение стихотворений А.Ахматовой, М.Цветаевой, Н.Гумилёва, О.Мандельштама |
|
|
90 | Русские поэты Серебряного века | 1 | Изучение нового материала Урок-концерт | Выступления учащихся, выразительное чтение стихотворений, словарная работа, анализ стихотворений | Оценка домашнего задания, ответы на уроке | Развивать умение выступать перед аудиторией, творческое мышление, совершенствовать навык анализа лирического текста | Выучить наизусть одно из стихотворений поэтов Серебряного века; подготовить сообщение об А.Блоке |
|
|
91 | А.Блок «В поэтической мастерской поэта» | 1 | Комбинированный урок | Выступление подготовленного ученика, просмотр презентации, составление хронологической таблицы, чтение и анализ стихотворений | Оценка выразительного чтения. Индивидуальная работа по анализу стихотворений | Совершенствовать навыки выразительного чтения, формировать у учащихся эстетический вкус и любовь к поэзии; совершенствовать навык анализа лирического текста | Прочитать и осмыслить стихотворения «О, весна без конца и без краю…», «В ресторане», «О доблестях, о подвигах, о славе» Выучить одно стихотворение, проанализировать его. Подготовить сообщение о С.Есенине |
|
|
92 | С.Есенин Слово о писателе. Тема Родины в лирике поэта | 1 | Комбинированный урок | Сообщение ученика, просмотр презентации, работа с текстом, анализ стихотворений о родине, определение их особенностей | Оценка за домашнее задание и ответы на уроке | Развивать умения и навыки анализа лирического текста, | Выучить наизусть стихотворение о природе (по выбору) Подготовить сообщение по биографии В.Маяковского Прочитать стихотворения Маяковского «Послушайте», «Люблю», «А вы могли бы?»
|
|
|
93 | В.В.Маяковский Новаторство поэта
| 1 | Изучение нового материала | Сообщение ученика, чтение стихотворений Маяковского, анализ, определение особенностей стихотворений поэта, словарная работа | Оценка за домашнее задание и ответы на уроке | Развивать умения и навыки анализа лирического текста развивать умение выступать перед аудиторией | Подготовить сообщение о М.Цветаевой, выразительное чтение одного из стихотворений Маяковского о Казани |
|
|
94 | М.И.Цветаева Судьба и творчество | 1 | Изучение нового материала | Сообщение ученика, рассказ учителя о пребывании Цветаевой в Татарстане, чтение стихотворений, анализ | Оценка за домашнее задание и ответы на уроке | Развивать умения и навыки анализа лирического текста развивать умение выступать перед аудиторией | Составить хронологическую таблицу о творчестве Цветаевой; выучить наизусть понравившееся стихотворение, проанализировать его. Подготовить сообщение об А.Ахматовой, познакомиться с её стихотворениями по предложенному списку |
|
|
95 | А.Ахматова Жизнь и творчество | 1 | Изучение нового материала | Реализация домашнего задания, сообщение ученика, чтение и анализ стихотворений Ахматовой | Оценка за домашнее задание и ответы на уроке | Развивать умения и навыки анализа лирического текста развивать умение выступать перед аудиторией | Выучить понравившееся стихотворение Ахматовой. Читать повесть М.Булгакова «Собачье сердце» |
|
|
96 | Р/р Анализ стихотворений поэтов XX века | 1 | Совершенствование ЗУН | Анализ стихотворения | Оценка за анализ стихотворения | Развивать умения и навыки анализа лирического текста | Читать повесть М.Булгакова «Собачье сердце», подготовить сообщение о М.Булгакове и пересказ указанных эпизодов (индивидуально) |
|
|
97 | М.А.Булгаков Жизнь и судьба. Новая социальная обстановка и новая психология в повести «Собачье сердце» | 1 | Изучение нового материала | Сообщение ученика, составление хронологической таблицы слово учителя, работа по тексту, пересказ эпизодов с опорой на художественный текст, аналитическая беседа | Оценка за домашнее задание и ответы на уроке | Формировать умение аналитического прочтения текста | Прочитать рассказ М.Шолохова «Судьба человека», посмотреть одноимённый фильм; подготовить рассказ о судьбе А.Соколова |
|
|
98 | М.Шолохов Тема судьбы человека, искалеченного войной (по рассказу «судьба человека») | 1 | Изучение нового материала | Слово учителя о значении личности Шолохова, беседа с элементами анализа текста, выступления учащихся | Оценка за домашнее задание и ответы на уроке | Формировать умение аналитического прочтения текста | Подготовить устное сочинение о Ванюшке по плану: 1.Где и когда Соколов встретил Ванюшку? 2.Портрет мальчика 3.судьба Ванюшки до встречи с Соколовым 4.Чем задел душу солдата мальчик? 5.Почему Ваня поверил Соколову? Подготовить сообщение о Солженицыне, прочитать рассказ «Матрёнин двор» |
|
|
99 | А.И.Солженицын Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор» | 1 | Изучение нового материала | Сообщение ученика, просмотр презентации, аналитическая беседа по рассказу «Матрёнин двор», составление портрета праведницы | Оценка за домашнее задание и ответы на уроке | Совершенствовать умения анализировать прозаический текст | Подготовить характеристику Матрёны. Групповые задания: подготовить рассказ о писателе и характеристику произведений: 1гр. – В.П.Астафьева 2гр. – В.Распутина |
|
|
100 | Новейшая русская проза | 1 | Изучение нового материала | Выступления учащихся, просмотр презентации, запись основных положений слова учителя, презентация произведений Распутина и Астафьева | Оценка за домашнее задание и ответы на уроке | Развивать умение выступать перед аудиторией, составлять тезисы | Подготовиться к проверочной работе по литературе XX века |
|
|
101 | Р/р Произведение литературы XX века, понравившееся мне больше всего | 1 | Контрольный урок по развитию речи | Письменная работа | Оценка сочинений | Развивать письменную речь учащихся, умение излагать свои мысли, аргументировать, делать выводы | Подготовиться к тестовой работе |
|
|
102 | Тест | 1 | Контрольный урок | Тест | Оценка за выполнение теста | Развивать логическое мышление, применять полученные знания |
|
|
|
103-105 | Резервные уроки |
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблицы
Теория литературы
Роды литературы
Художественные системы в литературе
Классицизм. Сентиментализм
Романтизм. Модернизм
Реализм как литературное направление
Темы и мотивы в литературе
Жанры лирики
Жанры лирики
Рифма
Принципы ритмической организации стихотворений
Строфа
Виды строф в лирике
Виды строф в лирике
Твёрдые стихотворные рифмы
стихосложение
Лирический герой
Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы
Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы
Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы
Изобразительно-выразительные средства языка. Стилистические фигуры
Электронные пособия
Литература
Библиотека мировой литературы, выпуск 1. Европейская литература XIV—XVIII веков.
Библиотека русской классики, выпуск 1. (Бунин, Блок, Бабелҗ и др.)
Библиотека русской классики, выпуск 3. (Андреев, Белый, Кузмин, Сологуб и др.)
Библиотека русской классики, выпуск 6. 9Беляев, Грин, Куприн, А.Н.толстой)
Русская литература от Нестора до Маяковского.
Русская поэзия XVII—XX веков.
Хрестоматия по русской литературе.
Русская литература. Мультимедийная энциклопедия.
Мудрые мысли и изречения. Том 3.
Д.Н.Мамин-Сибиряк. Алёнушкины сказки.
А.Грин “Алые паруса”..
А.С.Пушкин. Стихи и сказки.
Н.В.Гоголь. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты.
А.П.Чехов. Рассказы.
Л.Н.Толстой. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты