Муниципальное образовательное учреждение
Майская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО зам.директора по УВР директор школы
учителей нач. классов _________В.И.Абанина _______Т.В.Киселева
Протокол № 1 «____» сентября 2010 г. «___» сентября 2010 г.
от «____» сентября 2010 г.
Руководитель МО:
________Т.Д.Шмидт
Рабочая программа
по литературному чтению
3 класс
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Хорева Вера Владимировна
2010 – 2011 учебный год
Литературное чтение
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 3 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя.
Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
Развивать способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям;
Учить чувствовать и понимать образный язык художественных произведений;
Формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения;
Развивать поэтический слух;
Формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству;
Расширять кругозор детей через чтение книг различных по жанру;
Работать с различными типами текстов;
Создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Неотъемлемой частью курса является внеклассное чтение, которое проводится в форме самостоятельного домашнего чтения и уроков внеклассного чтения.
Требования к уровню сформированности навыка чтения
Правильное, сознательное чтение целыми словами. Соотнесение интонации(темпа, логических ударений, пауз, тона чтения) с содержанием читаемого текста. Темп чтения – 70 – 75 слов в минуту.
К концу 3 класса обучающиеся должны уметь:
Понимать содержание текста;
Работать с толковым словарем;
Использовать в речи средства интонационной выразительности;
Составлять образ слова по его элементам;
Делать подробную характеристику персонажей;
Озаглавливать иллюстрации и тексты;
Составлять простой план;
Выделять главное и второстепенное в более насыщенном тексте;
Ставить вопрос к прочитанному;
Самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему.
Тема урока | Цель урока | Основные понятия | Повторение | Мониторинг | Оборудование | Стр. уч. | Дом.з. | ||||||||||||||
1 полугодие. 1 ч. 4*9=36 (27ч. кл.чт. = 9 ч. вн. чт.) Самое великое чудо на свете 3 ч. Цели: Ознакомить с произведениями устного народного творчества; Развивать внимание, творческие способности; Воспитывать любовь к творчеству русского народа. | |||||||||||||||||||||
1 | Рукописные книги Древней Руси | Ознакомить с новым учебником, дать знания о рукописных книгах Древней Руси | Рукописные книги, Древняя Русь, форзац, условные обозначения | Правила работы с книгой | Правила работы с книгой | Рис. с изображением старинных книг | 3-8 | С. 6-7, в. С.7 | |||||||||||||
2 | Первопечатник Иван Федоров | Ознакомить с деятельностью первопечатника Ивана Федорова | Посох, Друкарь, напраслина | Знания о рукописных книгах | Техника чтения | Рис. с изображением старинных книг. Рис.Ивана Федорова | 8-12 | Об Иване Федорове | |||||||||||||
3 | Урок – путешествие в прошлое. | Обобщить знания по теме «Самое великое чудо на свете», дать дополнительные сведения о первых летописях и первопечатнике Иване Федорове. | Летописный свод, славяне, Днепр, |
| О деятельности первопечатника Ивана Федорова | Рис. с изображением старинных книг. Рис.Ивана Федорова |
| Учить «Уж дождь – дождем…» | |||||||||||||
Устное народное творчество 9ч. Цели: Углубить знания о творчестве русского народа; Развивать воображение, находчивость, смекалку; Воспитывать интерес к чтению. | |||||||||||||||||||||
4(1) | Устное народное творчество русского народа. | Углубить знания о творчестве русского народа. | Пословица, поговорка, сказка. Зага-дка, потешка, песня. |
| карточки | Рис. по народным сказкам |
| «Русские народные сказки» | |||||||||||||
5 | Русские народные песни | Углубить знания о русском фольклоре, ознакомить с русскими народными песнями | Коляда, Колыбельные, потешки |
| Пересказ, Жужжащее чтение | Предметы старины на рис. | 14-17 | 17 наизусть | |||||||||||||
6 | Докучные сказки | Ознакомить с докучными сказками | Докучные сказки, стружок | Выразительное чтение, народные промыслы | наизусть | Альбомы по народным промыслам | 17-21 | Сочинить сказку | |||||||||||||
7 | «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», русская народная сказка | Ознакомить с русской народной сказкой, учить работе с иллюстрациями к сказке | Народные сказки, авторские сказки | Жанры устного творчества | Слушание сказки | Рис. по народным сказкам | 21-27 | Выр. чтение | |||||||||||||
8(2) | КВН «Русские народные сказки» | Обобщить знания по теме «Русские народные сказки» |
| Народные сказ-ки, авторские сказки |
| Рис. по народ-ным сказкам |
| Родные поэты (Стихи поэтов – классиков для детей) | |||||||||||||
9 | «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», | Ознакомить с русской народной сказкой |
|
| Выр. чтение | Рис. по народ-ным сказкам | 21-27 | Выр. чтение | |||||||||||||
10 | «Иван – царевич и серый волк». русская народная сказка | Ознакомить с русской народной сказкой
| Караулы, похитник |
|
|
| 27-35 | Выр. Чтение(иллюстрацию) | |||||||||||||
11 | «Иван – царевич и серый волк». | Продолжить работу по русской народной сказке | Позарился, за-долит, наутек |
|
|
| 27-35 | пересказ | |||||||||||||
12(3) | Родные поэты (Стихи поэтов – классиков для детей) | Ознакомить с классической поэзией; Развивать навыки выразительного чтения, речь, мышление; Воспитывать любовь к поэзии. | Поэт, лирика, проза | стихи | Чтение наизусть | Сборник русских поэтов |
| Басни Крылова | |||||||||||||
13
| «Сивка — бурка», русская народная сказка | Ознакомить с русской народной сказкой | Вещий каурка, худая одежонка. кликать | пословицы | Краткий пересказ | Сборник рус-ских народных сказок | 40-43 | Разделить текст на части | |||||||||||||
14 | «Сивка — бурка» русская народная сказка | Продолжить работу по русской народной сказке
| Добрая пшеница. баловать | Речевая разминка | Деление текста на части | Рис. по на-родным сказкам | 44-49 | Сочинить сказку | |||||||||||||
15 | Урок КВН(обобщающий урок по теме «Устное народное творчество») | Обобщить знания по теме «Устное народное творчество» | КВН | Пословицы, поговорки, присказки | Работа по вопросам, кроссворд | Рис. по народ-ным сказкам, сборник рус-ских народных сказок | 50-51 |
| |||||||||||||
Поэтическая тетрадь 8 ч Ознакомить учащихся с миром поэзии русских авторов; Развивать умение слышать и чувствовать рифму; Воспитывать чувство прекрасного, любовь к поэзии, прививать любовь к природе. | |||||||||||||||||||||
16(4) | Про эту книгу | Ознакомить с элементами и службой книг. | Корешок, оглавление | Части книги | Доделать са-моделку | Плакаты о изго-товлении книги |
| поэзия С.Я.Маршака | |||||||||||||
17 | Как научиться читать стихи. Ф.И.Тютчев. «Весенняя гроза» | Ознакомить со статьей Я. Смоленского «Как научиться читать стихи» | Резвяся, проворный.гам, нагорный | Реч. разминка «паровоз» | Выр. Чтение. | Картины с рус-ской природой, портрет Ф.И. Тютчева | 60-62 | Учить | |||||||||||||
18 | Ф.И.Тютчев. «Листья» | Ознакомить с краткой биографией поэта, с его новым стихотворением «Листья» | Нетерпеливое, настроение | Реч. Разминка «Улетают, улетели…» | Чтение наизусть | Картины с рус-ской природой, портрет Ф.И. Тютчева | 63 | Выр. Чт., нарис. Ил. | |||||||||||||
19 | А.А. Фет «Мама! Глянь – ка из окошка…» | Ознакомить с его новым стихотворением, учить выразительно читать стихотворения | Тороватый, интонация | Реч. Разминка | Выр. Чт. | Картины с рус-ской природой, портрет А. А. Фета | 64 | Наи-зусть | |||||||||||||
20(5) | Что говорят стихи(поэзия С.Я.Маршака) | Показать многогранность поэзии Маршака; расширить знания о творчестве писателя | поэзия | Реч. Разминка |
| портрет С.Я.Маршака, книги |
| Стихи о русской природе | |||||||||||||
21 | И. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно…» | Ознакомить с краткой био-графией поэта, с его стихотворением «Полно, степь моя, спать беспробудно…» | Глаголы, полно, ко-выль, в уго—ду косцам, копна | Реч. Разминка | наизусть | Картины с рус-ской природой, портрет Никитина | 66-67 | Выуч Отр., иллюст. | |||||||||||||
22 | И. Никитин. «Встреча зимы» | Ознакомить со стихотворением Никитина «Встреча зимы» | Незапамятные времена | Реч. Разминка | Отрывок наизусть | Картины с рус-ской природой, портрет Никитина | 68-71 | Отр. наизусть | |||||||||||||
23 | И. Суриков «Детство» | Ознакомить с жизнью и творчеством И. Сурикова | Тын, лапти, прялка, светец | Реч. Разминка | Отр. наизусть, кроссворд | Картины с рус-ской природой, портрет Сурикова | 72-75 | Выуч. 4 четвер. | |||||||||||||
24(6) | Знай и люби родную природу! | Познакомить со стихами о русской природе |
|
| Раб. по врпросам | Картины с рус-ской природой, портреты русских поэтов |
| Стихотворные сказки | |||||||||||||
25 | И. Суриков «Зима» | Продолжить ознакомление с творчеством И. Сурикова | Вопросительная интонация, пелена | Реч. Разминка | Выраз. Чтен. | Картины с русской при-родой, портрет Сурикова | 76-77 | Выр. Чтен. | |||||||||||||
26 | Путешествие в Литературную страну | Обобщить знания по Поэтической тетради 1 |
| Реч. Разминка | Обобщение по вопросам. |
| 78-80 |
| |||||||||||||
Великие русские писатели 16 Цели: Ознакомить с жизнью и творчеством русских писателей, учит выразительно читать стихотворения, понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя; Развивать навыки выразительно чтения, определять литературный жанр; Воспитывать любовь к русской поэзии. | |||||||||||||||||||||
27 | А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя пого-да…», «За весной, красой природы… » | Ознакомить с жизнью и творчеством А.С. Пушкина | Сень, на третье ночь, куртины | Реч. Разминка Глаголы,Пушкин, Лермонтов, Толстой | Выр. чтение | Картины с русской природой, портрет А.С.Пушкина | 82-86 | Выр. чтение | |||||||||||||
28(7) | Читаю стихотворение и слышу сказку | Расширить читательский кругозор учащихся |
|
|
|
|
| сказки | |||||||||||||
29 | А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета», «Зимнее утро», «Зимний вечер» | Продолжить ознакомление с творчеством А.С. Пушкина | Нега, вечер, ав-рора,нынче,,ве-ретено. Кроет, лачужка. Обве-тшалая кровля | Реч. Разминка | Выр. чтение | Сборники стихов Пушкна |
| наизусть | |||||||||||||
30
| А.С. Пушкин Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидо-не Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди | Познакомить со сказкой Пушкина | зависть | Реч. Разминка | наизусть | Картины по сказке из набора |
| Прочитать, ил-люстрация, Перес-каз | |||||||||||||
31 | А.С. Пушкин Сказка о царе Салтане, о сы-не его славном и могучем богатыре князе Гвидо-не Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди | Продолжить знакомство сл сказкой Пушкина | Воля, зыбей, клив, колымага, венец, двор, град | Реч. Разминка | Работа по вопросам | Иллюстрации к сказке |
| с. 118-128 | |||||||||||||
32(8) | Путешествие в страну сказок | Закрепить знания о литературной сказке. |
| Реч. Разминка |
|
|
|
| |||||||||||||
33 | А.С. Пушкин Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди | Продолжить работу по сказке | Характеристика героев, эпитеты | Реч. Разминка | Характеристика героев работа по плану |
|
| Отрывок наизусть | |||||||||||||
34 | И.А.Крылов «Мартышка и очки» | Ознакомить с жизнью и творчеством И.А. Крылова, провести работу над басней | Мартышка, дю-жина, полдюжи-ны, темя, нажи-жет, невежда, к худу клонит, познатней | басня | Чтение наизусть | Иллюстрации. Басни Крылова |
| наизусть | |||||||||||||
35 | И.А. Крылов. «Зеркало и обезьяна» | Продолжить ознакомление с творчеством Крылова. | Образ. Кум, ужимки, сатира. На руку нечист | Чтение с ускорением | Наизусть «цепочкой» |
|
| Выр. чтение | |||||||||||||
36(9) | Литературная викторина по сказкам | В игровой форме вспомнить ранее изученные сказки |
|
|
|
|
| Басни Крылова | |||||||||||||
2 четверть 7 * 4 =28 (21 ч. Кл. чт. + 7 ч. Вн. Чт.) | |||||||||||||||||||||
37(1) | И.А. Крылов «Ворона и лисица» | Продолжить ознакомление с баснями Крылова | Лесть, льстец, гнус-ный. Взгромозди-ться, пленил. Вещу-ньина. зоб | Характерные признаки басни | Выраз. чтение | иллюстрации |
| Наи-зусть | |||||||||||||
38(2) | М.Л. Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…» | Ознакомить с творчеством М.Ю. Лермонтова, учить видеть скрытый . переносной смысл стихотворений. | Риза, утес | Сравнение с настроением стихов Лермонтова и картин Шишкина | чтение наизусть | Картины Шишкина |
| Выразительное чтение | |||||||||||||
39(3) | М.Ю.Лермонтов «Утес» | Продолжить ознакомление с творчеством Лермонтова |
| Чтение разным темпом | Выразительное чтение |
|
| Выраз чтен. | |||||||||||||
40(10) | Развивающий час по Басням Крылова | Обобщение знаний о баснях Крылова |
|
|
|
|
| рассказы Чаплиной, Жит-кова, Ча-рушина | |||||||||||||
41(4) | М.Ю.Лермонтов «Осень» | Продолжить ознакомление с творчеством Лермонтова |
|
|
| Фотогра-фии писателя |
|
| |||||||||||||
42(5) | Детство Л.Н. Толстого(из воспоминаний писателя) | Ознакомить с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого | Ясная Поляна | Вспомнить произведения Толстого | наизусть |
|
| пересказ | |||||||||||||
43(6) | Л. Толстой «Акула» | Продолжить ознакомление с творчеством толстого, обучать выразительному чтению | тайна |
|
| Иллюстрации к рассказу |
| Пересказ С. 156 | |||||||||||||
44(11) | О братьях наших меньших (рассказы Чаплиной, Житкова, Чарушина) | Расширить читательский кругозор. |
|
|
|
|
| журналы | |||||||||||||
45(7) | Л.Н. Толстой. «Прыжок» | Ознакомить с произведением Толстого «Прыжок», учить анализировать поступки героев» | Корабль. Парус. мачта | Разновидности морских судов | Пересказ по плану | Иллюстрации к рассказу |
| Пересказ от имени мальчика | |||||||||||||
46(8)
| Л.Н. Толстой «Лев и собачка» | Обучение выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств. | Зоопарк, | Пересказ по готовому плану | Пересказ, Чтение «цепочкой» |
|
| Пересказ. иллюстрация | |||||||||||||
47(9) | Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» | Ознакомить с новыми рассказами толстого, учить видеть красоту природы |
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
48(12) | О чем рассказывают журналы | Ознакомить с детскими изданиями периодической печати | Журнал, моль,»Мурзилка, период, журналист, тираж, экземпляр, номер» | Речевая разминка | пересказ | иллюстрации |
| Литературные стихи — сказки | |||||||||||||
49(10) | Литературный праздник(обобщающий урок по теме «Великие русские писатели») | Обобщить знания детей по разделу. | крассворд | Викторина, конкурс чтецов |
|
|
|
| |||||||||||||
Поэтическая тетрадь 2 (5 + 2 вн. ч) Цели: Продолжить знакомство с жизнью и творчеством русских поэтов, Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, Воспитывать любовь к родной природе через поэзию русских классиков. | |||||||||||||||||||||
50(1) | Н.А. Некрасов. «Слав-ная осень!…», «Не ветер бушует над бором…» | Ознакомить с жизнью и творчеством Н.А. Некрасова. | Бор, Шуршиха, палица,воевода |
| Чтение наизусть | Фотографии с зим-ними сю-жетами |
| наизусть | |||||||||||||
51(2) | Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | Продолжить ознакомление с творчеством Некрасова, ознакомить с его новыми произведениями. | Багор, ар-шин,сажень, зипун | Речевая разминка | Чтение наизусть |
|
| Отрывок наизусть | |||||||||||||
52(13) | Читаю стихотворение и слышу сказку (литературные стихи — сказки) | Ознакомить с литературными стихами — сказками |
|
|
|
|
| поэзия С.Я. Маршака | |||||||||||||
53(3) | В.К. Бальмонт. «Золотое слово»
| Ознакомить с жизнью и творчеством К.Д. Бальмонта, учить понимать смысл, настроения и образного языка стихотворения. | кутерьма | Работа над пословицей | Чтение отрывка наизусть | Сюжетные картинки |
| Выразительное чтение | |||||||||||||
54(4) | И.А.Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги…» | Ознакомить с жизнью и творчеством И. Бунина | благотворный | Беседа о цветах | Выразительное чтение |
|
| Наизусть, рисунок к стихам | |||||||||||||
55(5)
| Развивающий час (урок – обобщение по теме «поэтическая тетрадь 2») | Обобщить знания по пройденной теме | Газета, ельник. Бор, сосняк | Узнай поэта. | Восстановление стихотворения | Портреты поэтов |
| Чтение по ролям | |||||||||||||
56(14) | Что говорят стихи (поэзия С.Я. Маршака) | Показать многогранность поэзии С.Я. Маршака | творец | Работа по загадкам |
| Издания периоди-ческой печати |
| сказки и рассказы Е.А. Пермяка. | |||||||||||||
Литературные сказки (7ч+2 вн.чт.) Цели: Ознакомить с творчеством авторов писавших литературные сказки Развивать умение анализировать произведения Воспитывать любовь к чтению | |||||||||||||||||||||
57(1) | Д. мамин – Сибиряк. «Присказка к Аленушкиным сказкам» | Ознакомить с жизнью и творчеством Д. М. Мамина — Сибиряка | Басни, стихи, сказки | Грош, литературные сказки | Жужжащее чтение | Портрет автора |
| Чит.«Сказку про Ко-мара — Комаровича | |||||||||||||
58(2) | Д. мамин – Сибиряк. «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» | Ознакомить с литературной сказкой | Загадки о животных | Косой заяц |
| Рис. животных |
| Пересказ от имени зайца | |||||||||||||
59(3)
| В.М.Гаршин. «Лягушка — Путешественница» | Ознакомить с новой сказкой и с жизнью и творчеством Гаршина | Работа над скороговорками | Лупоглазая, хвастливая | Чтение выразительное | Тексты Зайцева |
| Выр. бе-зош. чтение | |||||||||||||
60(15)
| Короткие сказки и рассказы Е.А. Пермяка. | Познакомить с творчеством Е.А.Пермяка |
|
|
|
|
| Сказки Толстого А.Н. | |||||||||||||
61(4)
| В.М.Гаршин. «Лягушка — Путешественница» | Обучить давать характеристику героям произведения | пересказ | Изобретательная, синквейн | пересказ | Таб. с ди-кими жи-вотными |
| Придумать сказку | |||||||||||||
62(5)
| В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович» | Продолжить работу над твор-чеством В.Ф. Одоевского; учить анализировать , сравнивать. | Диагностика скорости чтения | Баба — Яга | Пересказ сказки |
|
| иллютрацию | |||||||||||||
63(6) | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович» | Ознакомить с жизнью и творче-ством В.Ф. Одоевского; учить анализировать , сравнивать. | Работа над пословицей |
|
| Рисунки детей |
| Дочить сказку | |||||||||||||
64(16) | Сказки Толстого А.Н. | Обобщить знания учащихся по творчеству Толстого |
| Конкурс, житоны |
|
|
|
| |||||||||||||
3 четверть 40 ч (30 + 10 вн.ч.)
| |||||||||||||||||||||
65 (7) | Урок – КВН (Обобща-ющий урок по первой части учебника) | Обобщить и повторить знания учащихся |
|
| Тест по пройденной теме | карточки |
|
| |||||||||||||
Были – небылицы 9ч. + 2 вн.ч Цели: Ознакомить с произведениями из раздела «Были — небылицы». Учить понимать поступки, и состояние героев, отличать быль от небылицы. Воспитывать чувство сострадания, уважение к людям и всему живому. | |||||||||||||||||||||
65(1) | М. Горький «Случай с Евсейкой» | Ознакомить с жизнью и твор-чеством Горького, проанали-зировать рассказ, расширить словарный запас учащихся. | Были – небылицы лангусты | Лангусты, сепии, авиатор, кларнет, актинии | Анализ рассказа | Загадки о книге | 4 — 12 | Выр. Чт. | |||||||||||||
66(2) | М. Горький «Случай с Евсейкой» | Закрепить знания о творчестве Горького, проанализировать ра-ссказ, расширить словарный запас учащихся. | Описание, нянюшка |
| Реч. Разм. |
| 4 — 11 | Выр.чтчасти | |||||||||||||
67(17) | Знай и люби родную природу! | Расширить у учащихся читательский кругозор поэзии. |
|
|
|
|
| журналы | |||||||||||||
68 (3) | К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей» | Ознакомить с рассказом Паус-товского, расширить знания учащихся о жизни и творчестве писателя. | Сварливая, торба | Чтение загадок | Анализ рассказа | Картинки с изобра-жением разных птиц, сти-хи о пти-цах | 12 — 24 | Выр.чтчасти | |||||||||||||
69(4) | К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей» | Ознакомить с рассказом Паус-товского, расширить знания учащихся о жизни и творчестве писателя. | гусеница | Выборочное чтение | Работа над текстом |
| 12 — 24 | Рассказы Паустовского | |||||||||||||
70(5) | К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей» | Ознакомить с рассказом Паус-товского, расширить знания учащихся о жизни и творчестве писателя | Беседа по содержанию | Составление рассказа | Краткий пересказ |
| 12 — 24 | Дочитать до конца | |||||||||||||
71(18) | О чем рассказывают журналы. | Ознакомить с детскими изданиями периодической печати; расширить читательский кругозор. | периодическая печать |
|
|
|
| рассказы — загадки про зверей и птиц) | |||||||||||||
72(6) | А.Куприн «Слон» | Ознакомить с жизнью и творчеством Куприна, ознакомить с рассказом «Слон, обучать делению текста на части, составлению плана, учить читать по ролям, понимать характеры и поступки героев» Обучать делению текста на части, составлению плана, учить читать по ролям, понимать характеры и поступки героев» | Слон | Беседа по тексту |
| Фотографии с изоб-ражением слона | 25 — 40 |
| |||||||||||||
73(7) | А.Куприн «Слон» |
| Деление текста на части | Подобрать текст к картинке | Детские журналы | 25 — 40 | Пересказ по пла-ну | ||||||||||||||
74(8) | А.Куприн «Слон» | план | Выборочный пересказ |
|
| 25 — 40 | Придумать историю | ||||||||||||||
75(19) | «Где? Что? Как и почему?» (рассказы — загадки про зверей и птиц) | Ознакомить со справочной ли-тературой; научить пользоваться ею; показать полезное примене-ние справочников и их богатый материал. | Пословицы — загадки |
|
|
|
|
| |||||||||||||
76(9) | Урок – путешествие по «Былям — небылицам» | Обобщить знания детей по про-йденному разделу «Были – не-былицы» |
| Работа с отрывком | тест | карточки |
|
| |||||||||||||
Поэтическая тетрадь 1(5ч.+2 вн.ч) Цели: Ознакомить с жизнью и творчеством поэтов, учить понимать стихи; Развивать любовь и интерес к поэзии; Воспитывать любовь к красоте родного края. | |||||||||||||||||||||
77(1) | Саша Черный. «Что ты тискаешь утенка…», «Воробей», «Слон» | Ознакомить с жизнью и творчеством поэта, учить понимать стихи и правильно, выразительно их читать. | Тискаешь, рвется прочь, брыкаться | Выразительное чтение | Выборочное чтение. |
| 46 — 49 | Выучить стихотворение, рисунок. | |||||||||||||
78(2) | А. Блок «Ветхая избушка», | Ознакомить с жизнью и творчеством А. Блока, учить читать и понимать стихи поэта | Лампадка, внемлю, покров |
| Работа с пословицей
| Картины с изображением русской природы | 50 | Выр. Чт. | |||||||||||||
79(20) | Поле чудес по теме «Родные поэты»
| Расширить знакомство с класси-ческой поэзией, увлечь чтением стихов о Родине, о ее людях, о природе. |
|
|
|
|
| Иван – герой русских сказок | |||||||||||||
80(3) | А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона» | Ознакомить с жизнью и творчеством А. Блока, учить читать и понимать стихи поэта |
| Выразительное чтение | Описание вороны | Рис. вороны | 51- 54 | учить | |||||||||||||
81 (4) | С. Есенин «Черемуха» | Ознакомить с жизнью и творчеством С. Есенина, учить читать и понимать стихи поэта | Пряная, вкрадчиво | Выразительное чтение | Работа с пословицей
|
| 55 — 56 | Выр. Чт. | |||||||||||||
82(5) | Урок – Викторина по теме «Поэтическая тетрадь 1» | Обобщить знания детей по пройденной теме. |
| Восстановление строчки из стихотворения | викторина | загадка | 56 | Составить загадки о животных | |||||||||||||
Люби живое 18ч.+6 =24 Цель: Ознакомить с творчеством авторов пишущих о природе; Развивать умение составлять описание природы, животных, составлять рассказы; Воспитывать любовь к природе, к животным. | |||||||||||||||||||||
83(1) | М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний) | Ознакомить с творчеством Пришвина. | Родина, предки, | однокоренные слова | Чтение с различной интонацией |
| 58 — 59 | Придумать рассказ | |||||||||||||
84(21) | Иван – герой русских сказок | Пропагандировать литерату-ру; пробудить интерес к чте-нию; обучать начальным на-выкам поиска и исследования информации; учить правильно работать с книгой. |
| однокоренные слова |
|
|
|
| |||||||||||||
85(2) | И.Соколов-Микитов. «Листопадничек» | Ознакомить с творчеством И.Соколова-Микитова | Произведение, беседа по рассказу |
| Работа над скороговоркой | Иллюстрация к тексту | 60 — 67 | прочитать | |||||||||||||
86(3) | И.Соколов-Микитов. «Листопадничек» | Продолжить знакомство с творчеством И.Соколова-Микитова | Деление текста на части | Беседа по рассказу | Характеристика героя |
| 60 — 67 | Продолжение истории | |||||||||||||
87(4) | В.И.Белов. «Манька провинилась» | Ознакомить с творчеством В. И. Белова | описание | Выборочное чтение | Работа над скороговоркой |
| 60 — 70 |
| |||||||||||||
88(22) | Рассказы – загадки про зверей и птиц. | Ознакомить рассказами – загадками про зверей и птиц. |
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
89(5) | В.И.Белов «Еще раз про Маньку» | Продолжить знакомство с творчеством В. И. Белова |
| Деление слов на слоги | Пересказ текста |
| 70 — 72 | Историю про Маньку | |||||||||||||
90(6) | В.Бианки. «Мышонок Пик» | Ознакомить с творчеством В. В Бианки | Грош, предваритель-ная беседа |
|
| Книги Бианки | 73 — 81 | прочитать | |||||||||||||
91(7) | В.Бианки. «Мышонок Пик» | Продолжить знакомство с творчеством В. В Бианки, проанализировать рассказ. | Герой произведения | Выборочное чтение | Пословицы, поговорки |
| 73 — 81 | Прочитать окончание | |||||||||||||
92(23) | Урок – викторина по теме «Знай и люби родную природу» | Обобщить знания детей по пройденной теме. |
|
|
|
|
| Диалоги о животных. | |||||||||||||
93(8) | Б.Житков. «Про обезьянку» | Ознакомить с творчеством Б.Житкова |
| Чтение «цепочкой» | сочетания |
| 83 — 96 | перечитать | |||||||||||||
94(9) | Б.Житков. «Про обезьянку» | Продолжить знакомство с творчеством Б.Житкова, обу-чать составлению пересказа. |
| четверостишие | Чтение «птичий базар» |
| 83 — 96 | сочинить историю о том, как у вас появилась обезьянка | |||||||||||||
95(10) | Б.Житков. «Про обезьянку» | Продолжить знакомство с творчеством Б.Житкова, обу-чать составлению пересказа. | Устойчивые выражения |
| Скороговорка «жужжащим» чтением |
| 83 — 96 | Выр. чтение | |||||||||||||
96(24) | Диалоги о животных. | Продолжить знакомство с творчеством авторов о живот-ном мире. |
|
|
|
|
| Рассказы о животных | |||||||||||||
97(11) | В.Л.Дурова «Наша Жучка» | Ознакомить с творчеством |
| Деление текста на части | скороговорка |
| 98 — 100 | Рассказы Дурова | |||||||||||||
98(12) | В.П.Астафьев. «Капалуха» | Ознакомить с творчеством | Просека, валежник, космы | Правила поведения в лесу | Словарная работа |
| 101 — 104 | Пересказ от имени глухарки | |||||||||||||
99(13) | В.Ю.Драгунский. «Он живой и светится» | Ознакомить с творчеством | Чтение в лицах | пересказ | загадки |
| 105 — 108 | Повторить произведения по теме | |||||||||||||
100(25) | Турнир знатоков по теме «Рассказы о животных» | Обобщить знания детей по пройденной теме. |
|
|
|
|
| Стихи для детей | |||||||||||||
101(14) | Урок-конференция «Земля-наш дом родной»
| Обобщить знания детей по пройденной теме. | Конференция, корреспондент, жалоба |
|
|
|
|
| |||||||||||||
102(15) | С.Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной» | Ознакомить с творчеством С.Маршака | кроссворд | Произведения С. Я. Маршака | Работа над стихотворением |
| 112 — 113 | выучить | |||||||||||||
103(16) | А. Барто. «Разлука», «В театре» | Ознакомить с творчеством А. Барто | Выборочное, выразительное чтение |
| Чтение наизусть |
| 114 — 115 | Выр. Чтен. | |||||||||||||
104(26) | Счастливый случай «Стихи для детей» | Обобщить знания детей по пройденной теме. |
|
|
|
|
| Уральские сказы П.П.Бажова | |||||||||||||
4 четверть | |||||||||||||||||||||
105(17) | С.В.Михалков. «Если», «Рисунок» | Ознакомить с творчеством С.В.Михалкова. | Аукцион | Чтение наизусть |
|
| 118 — 119 | выучить | |||||||||||||
106(17) | Е.Благинина. «Кукушка», «Котенок»
| Расширить знания о жизни и творчестве Е. Благининой; обучать понимать смысл прочитанного. | Работа по содержанию стихотворения. | Выразительное чтение |
|
| 120 — 121 | Повторить произведения из раздела | |||||||||||||
107(18) | «Крестики-нолики» (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2») | Обобщить знания детей по пройденному разделу; учить действовать сообща. | Выразительное чтение |
| карточки |
| 122 | Повторить произведения из раздела | |||||||||||||
Собирай по ягодке – наберешь кузовок 8ч. +3вн=11 Цели: Учить детей анализировать текст, делить его на части; обучать сравнивать тексты; Формировать выразительное чтение; Воспитывать любовь к матери, уважение к старшим. | |||||||||||||||||||||
108(27) | Уральские сказы П.П.Бажова | Ознакомить с творчеством П.П.Бажова |
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
109(1) | Б.Щергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» | Ознакомить с творчеством | Кузовок, штукатурное, малярное, академия | Пословица, | выборочное чтение |
| 124 — 128 | Рассказ о бабушке | |||||||||||||
110(2) | А.П.Платонов. «Цветок на земле»,
| Ознакомить с творчеством А.П.Платонова | Уморились, нынче, глаза смежать, осерчал, русская печь | Деление текста на части | Чтение по слогам |
| 129 — 135 | перечитать | |||||||||||||
111(3) | А.П.Платонов. «Еще мама» | Расширить знания о творчестве А.П. Платонова |
| Сравнение текста | Рассказ о бабушке |
| 137 — 143 | прочитать | |||||||||||||
112(28) | «Цветик — семицветик» по теме «Мы — читали…» | Подвести итог читательской деятельности третьеклассников; дать настрой на чтение книг летом. | конкурсы | Авторы, произведения |
|
|
| Шарль Перро | |||||||||||||
113(4) | М.М.Зощенко «Золотые слова» | Ознакомить с жизнью и творчеством Зощенко. | Соблазн, абсурд, угореть. | Работа над скороговоркой | Выразительное чтение |
| 144 — 153 | Краткий пересказ | |||||||||||||
114(5) | М. М. Зощенко «Великие путешественники» | Расширить знания о жизни и творчестве М. М. Зощенко
|
| Чтение с интонацией | пересказ |
| 154 — 163 | Краткий пересказ | |||||||||||||
115(6) | Н. Носов «Федина задача». Н. Носов. «Телефон» | Расширить знания о жизни и творчестве Н. Носова; повторить правила пользования телефоном. | ,чтение по ролям | Выборочное чтение | пересказ |
| 164 — 172 | прочитать | |||||||||||||
116(29) | Литературная викторина по сказкам Шарля Перро | В игровой форме вспомнить и повторить содержание сказок Ш. Перро | викторина |
|
|
|
| братьея Гримм | |||||||||||||
117(7) | В.Л. Драгунский. «Друг детства». | Ознакомить с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского. | синквейн |
| Выразительное чтение |
| 173 — 175 | Рассказы читать | |||||||||||||
118(8) | Игра — конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» | Обобщить знания по пройденному разделу; обучать коллективному творчеству, чтению в лицах. |
|
| карточки |
| 176 | Детские журналы | |||||||||||||
По страницам детских журналов «Мурзилка», «Веселые картинки» 5ч.+2 =7 Цель: Ознакомить с журналами для детей; Развивать умение работать с периодическими изданиями; Воспитывать интерес к событиям отраженных в периодической печати. | |||||||||||||||||||||
119(1) | Ю. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели». | Познакомить с журналами для детей. Ознакомить с рассказами Ю. Н. Ермолаева | Периодическая печать, журналы, статья. |
|
|
| 178 — 183 | Чтение в лицах | |||||||||||||
120(30) | Литературный ринг по сказкам братьев Гримм | В игровой форме повторить и закрепить знания о жизни и творчестве братьев Гримм. | Волшебные слова. | пословицы |
|
|
| «По дорогам сказки» | |||||||||||||
121(2) | Г. Б. Остер. «Вредные советы» | Ознакомить с жизнью и творчеством Г. Б. Остера | Решение веселой задачи |
|
|
| 183 — 184 | Сочинить свой совет | |||||||||||||
122(3) | Г. Б. Остер «Как получаются легенды» | Продолжить знакомство с творчеством Г. Б. Остера | легенда |
| Чтение с разной интонацией |
| 184 — 186 | Выразительное чтение | |||||||||||||
123(4) | Р. Сеф. «Веселые стихи» | Ознакомить с жизнью и творчеством Р. Сефа |
| Работа над интонацией | Выразительное чтение |
| 186 — 188 | Сочинить веселые стихи | |||||||||||||
124(31) | Урок – отчет «По дорогам сказки» | Ознакомить со сказками разных авторов. | отчет |
|
|
|
| «Поле чудес» по теме «Мифология» | |||||||||||||
125(5) | Читательская конференция по теме «По страницам детских журналов». | Обобщить знания по разделу; расширить читательский кругозор подробным знакомством с детскими изданиями периодической печати. | Анекдот, книга, журнал | Работа над рубрикой | Головолом-ка |
| 188 | Читать журналы, которые понравились | |||||||||||||
Зарубежная литература 8ч. +3= 11 . Цели: Ознакомить с произведениями зарубежной литературы, учить делить текст на смысловые части; Развивать навык коллективной работы; Воспитывать уважение к истории, мифологии, уважительное отношение к старшим. | |||||||||||||||||||||
126(1) | Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей» | Ознакомить с мифами Древней Греции. | Ахиллесова пята, мифы |
|
|
| 190 — 193 | Прочитать без ошибок | |||||||||||||
127(2) | Мифы Древней Греции. | Учить делить текст на части, понимать содержание мифа. | Вельможа, погреб, сидеть сложа руки | Деление текста на части | кроссворд |
| 194 – 197 | Пересказ по пла-ну | |||||||||||||
128 (32) | Урок – игра «Поле чудес» по теме «Мифология» | Расширить знания детей о мифах. |
|
|
|
|
| КВН по сказкам Г. Х. Андерсена | |||||||||||||
129(3) | Мифы Древней Греции. | Ознакомить с героем – Прометеем; дать понятие Золотого века. | скитаться |
| пересказ |
| 198- 199 | Прочитать другие мифы | |||||||||||||
130(4) | Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок» | Ознакомить с жизнью и творчеством Андерсена. | Сметано, озираться |
|
|
| 200 – 214 | Перечитать | |||||||||||||
131(5) | Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок» | Формировать навык работы над сказкой, делить на смысловые части. | Орава, несуразный, подойник | Составление плана | пословицы |
| 200 — 214 | Картинный план | |||||||||||||
132(33) | КВН по сказкам Г. Х. Андерсена | Подвести итог по творчеству Г. Х. Андерсена. | Представление команд. | «Угадай сказку» |
|
|
|
| |||||||||||||
133(6) | Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок» | Учить ставить вопросы по содержанию сказки. | Деление текста на смысловые части | Стихотворение — загадка |
|
| 200 — 214 | Рассказ от имени утенка | |||||||||||||
134(7) | Развивающий час по теме «Зарубежная литература». | Обобщить знания детей по теме «Зарубежная литература». | конкурс | Знание произведений по разделу | Выразительное чтение |
| 215 |
| |||||||||||||
135(8) | Брейн — ринг | Повторить и обобщить знания полученные в течении года. | Работа группой | Знание басен |
|
|
|
| |||||||||||||
136(34) | Игра «Литературные тайны» | Повторить и обобщить знания полученные в течении года. |
|
|
|
|
|
|