Муниципальное образовательное учреждение
Майская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО зам.директора по УВР директор школы
учителей нач. классов _________В.И.Абанина _______Т.В.Киселева
Протокол № 1 «____» сентября 2011 г. «___» сентября 2011 г.
от «____» сентября 2011 г.
Руководитель МО:
________Т.Д.Шмидт
Рабочая программа
по литературному чтению
4 класс
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Хорева Вера Владимировна
2011 – 2012 учебный год
Литературное чтение
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 4 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
Рабочая программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения и поэтому в круг чтения младших школьников вошли художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними непросто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигая на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры обучающихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача урока литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.
Основные содержательные линии
В рабочей программе по литературному чтению 4 класс представлено 5 основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе: П. П. Ершов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Е. А. Баратынский, А. Н. Плещеев, И. С. Никитин, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, В. Ф. Одоевский, В. М. Гаршин, П. П. Бажов, С. Т. Аксаков, Е. Л. Шварц, В. Ю. Драгунский, В. В. Голявкин, В. Я Брюсов, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Д. Б. Кедрин, Б. А.Слуцкий, К. Булычев, Д. Свифт, Г. Х. Андерсен, М.Твен, С. Лагерлеф и др.
Вторая содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность, выразительность).
Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, ритмичность и музыкальность стихотворной речи, жанры.
Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.
Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает аудирование, говорение, чтение и письмо в их единстве и взаимодействии.
Рабочая программа по литературному чтению состоит из следующих основных разделов: «Летописи, былины, сказания, жития», «Чудесный мир классики», «Поэтическая тетрадь», «Литературные сказки», «Делу время, потехе час», «Страна детства», «Природа и мы», «Родина», «Страна фантазия», «Зарубежная литература».
Цели обучения
Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
• овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения ребенка к жизни и приобщение к классике художественной литературы;
• воспитание интереса к чтению и к книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России;
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение литературного чтения отводится 3 часа в неделю, из них 18 часов – на духовно-нравственную культуру народов России. Всего на изучение программного материала отводится 84 часа. Рабочая программа «Литературное чтение» 4 класса разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение».
Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа с текстом художественного произведения, работа со схемами-опорами, заданиями, предложенными в учебнике. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся. На уроках литературного чтения осуществляются внутрипредметные и межпредметные связи с предметом «Музыка» и «Изо».
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе освоения предметного содержания литературного чтения обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
♦ правильно, осознанно, достаточно бегло читать целыми словами, соотносить интонации с содержанием читаемого текста;
♦ строить диалогическое и монологическое высказывание на основе литературного произведения и личного опыта;
♦ описывать и сопоставлять различные объекты;
♦ самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника;
♦ развивать умение от чтения вслух к чтению про себя;
♦ совершенствовать звуковую культуру речи;
♦ обучать правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении;
♦ обучать чтению художественных произведений по ролям;
♦ развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания;
♦ уметь пересказывать подробно, выборочно с использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;
♦ самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий; сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц;
♦ развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, совместном обсуждении услышанного;
♦ уметь узнавать и различать жанры литературных произведений: сказка и рассказ, стихотворение и басня, загадка, пословица, небылица, считалка, песня и прибаутка;
♦ уметь выполнять творческие задания по придумыванию своего варианта развития сюжета, сказок, рассказов, переработка их по предложенному варианту, по составлению миниатюрных произведений в стиле какого-либо писателя;
♦ развивать умение воссоздавать художественные образы во время чтения литературно- художественных произведения на основе постоянного сопоставления, реалистического и образного описания предметов или явлений;
♦ развивать умение чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношения автора к нему и к описываемым событиям;
♦ размышлять над содержанием произведения, уметь выразить свое отношение к прослушиваемому, сравнивать стихотворные произведения, написанные на одну тему разными поэтами, и ряда стихотворений одного и того же автора;
♦ коллективно или индивидуально создавать свой вариант сюжета известных сказок;
♦ развивать умение сравнивать красоту природы в разное время года, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, уметь находить необычное в обычных предметах.
Результаты обучения
В конце 4 класса обучающиеся должны знать:
• наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
• названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;
• не менее 6 – 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).
Обучающиеся должны уметь:
• осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
• понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;
• передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;
• использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы);
• составлять план к прочитанному;
• делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;
• определять тему и главную мысль произведения;
• озаглавливать иллюстрации и тексты;
• вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
• выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
• полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
• ставить вопросы к прочитанному;
• самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;
• оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Учащиеся должны
• освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);
• принимать участие в конкурсах чтецов;
• владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 80 слов в минуту;
• понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу:
Знать/ понимать:
♦ названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
Уметь:
♦ различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
♦ читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
♦ определять тему и главную мысль произведения;
♦ пересказывать текст (объем не более 1, 5 стр.);
♦ делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
♦ составлять небольшой монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
♦ читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
♦ создавать небольшой устный текст на заданную тему;
♦ приводить примеры произведений фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки);
♦ различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
♦ приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
♦ самостоятельного чтения книг;
♦ высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
♦ самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
♦ работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
Программное и учебно-методическое обеспечение ГОСа
Класс | Програм ма, кем рекомендо вана и когда | Тип программы (государст — венная, авторская) | Кол-во часов в неде лю, общее кол-во часов | Базовый учебник | Методи ческое обеспе чение | Дидакти ческое обеспече ние | |
Лите ра- тур ное чте ние | 4 класс | Программа авторов: Л.Ф.Климанов М.В.Голованова В.Г.Горецкий «Родная речь» Рекомендо- вано Мини- стерством образования и науки РФ.
| Государст- венная. | 3 часа в неделю (I и II чет.,)2 часа в неделю (III, IV чет.)
84 часа в год.
| «Родная речь» Л.Ф.Климанов М.В.Голованова В.Г.Горецкий
| 1. С. В. Кутявина «Поурочные разработки по литературному чтению» 2. С. В. Кутявина «Поурочные разработки по внеклассному чтению».
| Набор таблиц по развитию речи.
|
Учебно-тематическое планирование
курса литературное чтение 4 класс
Раздел №1
Тема: ЛЕТОПИСИ, БЫЛИНЫ, СКАЗАНИЯ, ЖИТИЯ (7 ч)
Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ:
— особенности былин.
УМЕТЬ:
— анализировать прочитанное;
— правильно читать и понимать исторические произведения;
— находить аналогии с реальными историческими событиями;
— характеризовать героев;
— высказывать свои суждения о прочитанном.
Раздел темы №1 «ЛЕТОПИСИ, БЫЛИНЫ, СКАЗАНИЯ, ЖИТИЯ» (7ч)
Тема урока | Кол-во часов | Типы уроков | Вид контроля | Дата проведе ния урока | Примечания | |||
| Знакомство с учебником «Родная речь». Летописи. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Фронталь ный опрос |
| | ||
| «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Выразитель ное чтение |
| | ||
| «И вспомнил Олег коня своего». | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Выразитель ное чтение |
| | ||
| «Ильины три поездочки». | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний |
|
| | ||
| «Ильины три поездочки». | 1 | Закрепление знаний | Выразитель ное чтение |
| | ||
| «Житие Сергия Радонежского» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Выразитель ное чтение |
| | ||
| Проверь себя! | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Фронталь ный опрос |
| | ||
Раздел №2 Тема: ЧУДЕСНЫЙ МИР КЛАССИКИ (15 ч) Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ: — особенности литературных сказок; — особенности басен. УМЕТЬ: — давать оценку поступкам героев, определять тему и основную мысль сказки; — находить в тексте эпитеты, сравнения, скрытые сравнения, повторы, противопоставления, самостоятельно заучивать наизусть, — определять тему и основную мысль сказки, делить текст на смысловые части, характеризовать героев, — находить в тексте средства художественно выразительности; — создавать план произведения; — высказывать свои суждения о прочитанном. Раздел темы №2 «ЧУДЕСНЫЙ МИР КЛАССИКИ» (15 ч)
| ||||||||
№ те мы | Тема урока | Кол-во часов | Типы уроков | Вид контроля | Дата проведе ния урока | Примечания | ||
| П. П. Ершов «Конек — горбунок» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний |
|
| | ||
| П. П. Ершов «Конек — горбунок» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Выразитель ное чтение |
| | ||
| А. Слонимский. «О Пушкине» А.С. Пушкин «Няне» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний |
|
| | ||
| А.С. Пушкин «Туча». «Унылая пора! Очей очарование». | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Чтение наизусть |
| | ||
| А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний |
|
| | ||
| А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» | 1 | Закрепление знаний | Выразитель ное чтение |
| | ||
| Творчество А.С. Пушкина. Викторина по сказкам. | 1 | Обобщение и систематизация знаний |
|
| | ||
| А. Шан — Гирей «Воспоминания о Лермонтове». «Дары Терека» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Выразитель ное чтение |
| | ||
| М. Ю. Лермонтов «Ашик — Кериб» (турецкая сказка) | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний |
|
| | ||
| М. Ю. Лермонтов «Ашик — Кериб» (турецкая сказка) | 1 | Закрепление знаний | Пересказ |
| | ||
| С. Толстой. «Как я увидел Льва Николаевича» Л. Толстой «Детство» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний |
|
| | ||
| Л. Толстой. Басня «Как мужик убрал камень» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Выразитель ное чтение |
| | ||
| А.П. Чехов «Мальчики» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний |
|
| | ||
| А.П. Чехов «Мальчики» | 1 | Закрепление знаний | Пересказ |
| | ||
| Проверь себя! темы №2 «ЧУДЕСНЫЙ МИР КЛАССИКИ» | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Творческие задания |
| | ||
Раздел №3 Тема: ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ (7 ч) Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ: — особенности стихотворения. УМЕТЬ: — находить в тексте средства художественной выразительности; — определять позицию автора; — выразительно читать; — выбирать из текста слова и выражения для ответа на вопрос.
Раздел темы №3 «ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ» (7 ч)
| ||||||||
№ те мы | Тема урока | Кол-во часов | Типы уроков | Вид контроля | Дата проведе ния урока | Примечания | ||
| Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Чтение наизусть |
| | ||
| А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Выразитель ное чтение |
| | ||
| Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист». «Где сладкий шепот» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Выразитель ное чтение |
| | ||
| А. Н. Плещеев «Дети и птичка» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Чтение наизусть |
| | ||
| И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями».
| 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Выразитель ное чтение |
| | ||
| Н. А. Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки нянины сказки» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Выразитель ное чтение |
| | ||
| И. А. Бунин «Листопад» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Выразитель ное чтение |
| | ||
Раздел №4 Тема: ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ (9 ч) Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ: — особенности авторских сказок. УМЕТЬ: — характеризовать героев; — выделять в тексте слова автора и персонажей; — делить текст на смысловые части; — составлять план пересказа. Раздел темы №4 «ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ» (9 ч)
| ||||||||
№ те мы | Тема урока | Кол-во часов | Типы уроков | Вид контроля | Дата проведе ния урока | Примечания | ||
| В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний |
|
| | ||
| В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | 1 | Закрепление знаний |
|
| | ||
| В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний |
|
| | ||
| В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | 1 | Закрепление знаний | Пересказ |
| | ||
| П. П. Бажов «Серебряное копытце» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний |
|
| | ||
| П. П. Бажов «Серебряное копытце» | 1 | Закрепление знаний | Чтение по ролям |
| | ||
| А.С. Аксаков «Аленький цветочек» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний |
|
| | ||
| А.С. Аксаков «Аленький цветочек» | 1 | Закрепление знаний | Краткий пересказ |
| | ||
| Литературные сказки. | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Фронталь ный опрос |
| | ||
Раздел №5 Тема: ДЕЛУ ВРЕМЯ – ПОТЕХЕ ЧАС (6 ч) Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ: — особенности сказок, рассказов. УМЕТЬ: -высказывать свои суждения о прочитанном; — соотносить заглавие и основную мысль произведения; -подкреплять ответы на вопросы выборочным чтением. Раздел темы №5 «ДЕЛУ ВРЕМЯ – ПОТЕХЕ ЧАС» (6 ч)
| ||||||||
№ те мы | Тема урока | Кол-во часов | Типы уроков | Вид контроля | Дата проведе ния урока | Примечания | ||
| Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний |
|
| | ||
| Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» | 1 | Закрепление знаний | Краткий пересказ |
| | ||
| В. Ю. Драгунский «Главные реки» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Выразитель ное чтение |
| | ||
| В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний |
|
| | ||
| В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний |
|
| | ||
| Проверь себя! | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Фронталь ный опрос |
| | ||
Раздел №6 Тема: СТРАНА ДЕТСТВА (5 ч) Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ: — особенность рассказов. УМЕТЬ: -устанавливать последовательность действий и произведений и осмысливать взаимосвязи прочитываемых в нём событий; — подкреплять ответы на вопросы выборочным чтением; — передавать содержание через разные виды пересказа по плану. Раздел темы №6 «СТРАНА ДЕТСТВА» (5 ч)
| ||||||||
№ те мы | Тема урока | Кол-во часов | Типы уроков | Вид контроля | Дата проведе ния урока | Примечания | ||
| Б. С. Житков «Как я ловил человечков» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Пересказ |
| | ||
| К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний |
|
| | ||
| К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | 1 | Закрепление знаний | Выборочное чтение |
| | ||
| М. М. Зощенко «Елка» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Пересказ |
| | ||
| Проверь себя! | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Фронталь ный опрос |
| | ||
Раздел №7 Тема: ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ (4 ч) Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ: — особенность стихотворения. УМЕТЬ: — определять позицию автора; — самостоятельно заучивать наизусть; — выразительно читать. Раздел темы №7 «ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ» (4 ч)
| ||||||||
№ те мы | Тема урока | Кол-во часов | Типы уроков | Вид контроля | Дата проведе ния урока | Примечания | ||
| В.Я. Брюсов. «Опять сон» В.Я. Брюсов. «Детская». | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Чтение наизусть |
| | ||
| С.А. Есенин «Бабушкины сказки» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Выразитель ное чтение |
| | ||
| М. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…». М. Цветаева «Наши царства». | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Выразитель ное чтение |
| | ||
| Устный журнал по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Фронталь ный опрос |
| | ||
Раздел №8 Тема: ПРИРОДА И МЫ (8 ч) Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ: — особенность рассказов. УМЕТЬ: -определять тему и основную мысль произведения; — характеризовать героев; — делить текст на смысловые части; — выделять в тексте слова автора и персонажей. Раздел темы №8 «ПРИРОДА И МЫ» (8 ч)
| ||||||||
№ те мы | Тема урока | Кол-во часов | Типы уроков | Вид контроля | Дата проведе ния урока | Примечания | ||
| Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний |
|
| | ||
| Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний |
|
| | ||
| А. И. Куприн «Барбос и Жулька» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний |
|
| | ||
| М. М. Пришвин «Выскочка» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Пересказ |
| | ||
| Е. И. Чарушин «Кабан» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Выборочное чтение |
| | ||
| В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний |
|
| | ||
| В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип» | 1 | Закрепление знаний | Составление плана пересказа |
| | ||
| Проверь себя! | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Фронталь ный опрос |
| | ||
Раздел №9 Тема: ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ (5 ч) Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ: — особенность стихов. УМЕТЬ: — определять позицию автора; — находить в тексте средства художественной выразительности; — самостоятельно заучивать наизусть; — выразительно читать. Раздел темы №9 «ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ» (5 ч)
| ||||||||
№ те мы | Тема урока | Кол-во часов | Типы уроков | Вид контроля | Дата проведе ния урока | Примечания | ||
| С. А. Клычков «Весна в лесу» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Выразитель ное чтение |
| | ||
| Б. Л. Пастернак «Золотая осень». | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Выразитель ное чтение |
| | ||
| Д. Б. Кедрин «Бабье лето» Н. М. Рубцов «Сентябрь» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Мини – сочинение Чтение наизусть |
| | ||
| С. А. Есенин «Лебедушка» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний |
|
| | ||
| Проверь себя! | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Фронталь ный опрос |
| | ||
Раздел №10 Тема: РОДИНА (5 ч) Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ: — особенность стихов. УМЕТЬ: — высказывать свои суждения о прочитанном, — выразительно читать; — анализировать прочитанное; — характеризовать прочитанное. Раздел темы №10 «РОДИНА» (5 ч)
| ||||||||
№ те мы | Тема урока | Кол-во часов | Типы уроков | Вид контроля | Дата проведе ния урока | Примечания | ||
| И. С. Никитин «Русь» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Выразитель ное чтение |
| | ||
| С. С. Дрожжин «Родине» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Чтение наизусть |
| | ||
| А. В. Жигулин «О, Родина!» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Выразитель ное чтение |
| | ||
| Б. А. Слуцкий «Лошади в океане» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний |
|
| | ||
| Проверь себя! | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Фронталь ный опрос |
| | ||
Раздел №11 Тема: СТРАНА ФАНТАЗИЯ (4 ч) Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ: — особенность рассказов. УМЕТЬ: — высказывать суждения о прочитанном; — характеризовать героев, — подробно и кратко пересказывать, — читать выразительно по ролям. Раздел темы №11 «СТРАНА ФАНТАЗИЯ» (4 ч)
| ||||||||
№ те мы | Тема урока | Кол-во часов | Типы уроков | Вид контроля | Дата проведе ния урока | Примечания | ||
| Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний |
|
| | ||
| Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника» | 1 | Закрепление знаний | Пересказ |
| | ||
| Кир Булычев «Путешествие Алисы» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний |
|
| | ||
| Проверь себя! | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Фронталь ный опрос |
| | ||
Раздел №12 Тема: ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (9 ч) Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ: — особенность сказок и рассказов. УМЕТЬ: — определять тему и основную мысль произведения; — характеризовать героев; — делить текст на смысловые части; — выделять в тексте слова автора и персонажей; — высказывать свои суждения о прочитанном. Раздел темы №12 «ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (9 ч)
| ||||||||
№ те мы | Тема урока | Кол-во часов | Типы уроков | Вид контроля | Дата проведе ния урока | Примечания | ||
| Д. Свифт «Путешествие Гулливера» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний |
|
| | ||
| Д. Свифт «Путешествие Гулливера» | 1 | Закрепление знаний | Краткий пересказ |
| | ||
| Г. Х. Андерсен «Русалочка» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний |
|
| | ||
| Г. Х. Андерсен «Русалочка» | 1 | Закрепление знаний | Составление плана пересказа |
| | ||
| Г. Х. Андерсен «Русалочка» | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Пересказ |
| | ||
| М. Твен «Приключения Тома Сойера» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний |
|
| | ||
| Сельма Лагерлеф «Святая ночь» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний |
|
| | ||
| Сельма Лагерлеф «В Назарете» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний |
|
| | ||
| Проверь себя! | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Тест |
| | ||
|
Контрольные параметры оценки достижений ГОС
по литературному чтению, 4 класс
(2010 – 2011 учебный год).
1 период. | 2 период. | 3 период. | 4 период. | 5 период. | 6 период. | |
Формы контроля | Предмет, классы | Предметы, классы | Предметы, классы | Предметы, классы | Предметы, классы | Предметы, классы |
Контрол. работа. (Проверка техники чтения).
|
|
|
|
|
|
|
Прохождение программы по литературному чтению, 4 класс
за 2010 – 2011 учебный год.
1 период | 2 период
| 3 период | 4 период | 5 период | 6 период | |||||||
| План 21 ч | Факт | План 21 ч | Факт | План 22 ч | Факт | План 24 ч | Факт | План 24 ч | Факт | План 24 ч | Факт
|
Список литературы по реализации программы.
I Для учителя:
А.Ф.Климанова, М.В.Голованова, В. Г.Горецкий «Родная речь» 4 класс.
2. С. В. Кутявина «Поурочные разработки по чтению»
3. С. В. Кутявина «Поурочные разработки по внеклассному чтению 4 класс»
II Для ученика: А.Ф.Климанова, М. В. Голованова, В. Г. Горецкий
«Родная речь» 4 класс.