Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов города Новый Оскол»»
«Согласовано» Заместитель директора школы по УР МБОУ СОШ № _2__ с УИОП г. Новый Оскол __________ Рудавина Л.С. «____»___________ 2013 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №_2_ с УИОП г.Новый Оскол _________Понедельченко О.М. Приказ № ___ от «___»___________ 2013 г. |
Рабочая программа
Лобаниной Натальи Александровны
(учителя высшей категории)
по предмету «Литература»
6 «Б» класс
(базовый уровень)
2013 – 2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Введение
Программа по литературе для 6 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2012 год); с авторской программой Г.И. Беленького (Программа общеобразовательных учреждений. «Литература. 1-11 кл.»/ Под ред. Г.И. Беленького, Ю.И. Лысого, М: «Мнемозина», 2009 год); УМК состоит прежде всего из учебника «Литература. 6 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Комплект из 2-х частей / Авт.-сост. М.А. Снежневская, О.М. Хренова, Э.Э. Кац, М: Мнемозина, 2013.
В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, с особенностями ООП, образовательных потребностей и запросов обучающихся нашей школы, преемственность с примерными программами для начального общего образования.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
2. Основными целями обучения в организации учебного процесса в 6 классе будут:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – внимание к книге.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
3. Комплект учебников и учебно-методических пособий, обеспечивающих процесс образования по русскому языку по данной программе
Учебные пособия | Методические пособия | |
Снежневская М.А., Хренова О.М. Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. — М.: Мнемозина, 2013. |
| Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 6 кл. «Литература. «. – М.: Мнемозина, 2013. |
4. Принципы и подходы к формированию программы концептуальные положения.
В программу включены произведения устного народного творчества и литературы XIX—ХХ веков, причем не только традиционные для школы, но и те, что ранее не изучались. Дидактический аппарат учебника литературы направлен на восстановление в памяти учащихся пройденного материала и раскрытие его связи с новым, а также на развитие самостоятельной мысли учеников: «докажи…», «сравни…», «рассмотри…», «найди…» Вопросы и задания являются разноуровневыми по своей трудности. Большое внимание уделяется практике чтения: вслух и про себя, классному и домашнему.
5. Место курса «Литература» в базисном учебном (образовательном) плане
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 455 ч, в том числе: в 5 классе — 105 ч, в 6 классе — 105 ч, в 7 классе — 70 ч, в 8 классе — 70 ч, в 9 классе — 105 ч.
Примерная программа по литературе для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 400 ч. Вариативная часть программы составляет 55 ч (12% времени от общего количества часов, предусмотренных в базисном учебном плане) и формируется авторами рабочих программ.
6. Результаты изучения предмета «Литература»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
7. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса
В результате изучения литературы ученик
должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Виды деятельности учащихся на уроке:
• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
• сравнение, сопоставление, классификация;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
• составление плана, тезисов, конспекта;
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;
• работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;
• работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей.
Виды и формы контроля
Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование образовательного результата освоения программы по литературе. Используются следующие формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:
текущие оценки,
итоговые оценки,
подготовка и защита рефератов, проектов по литературе,
тест;
проверочная работа с выборочным ответом;
комплексный анализ текста;
публичное выступление по общественно-важным проблемам;
зачётная система по некоторым темам курса.
классное и домашнее сочинение по изученному произведению;
устное высказывание на заданную тему;
ответ на проблемный вопрос.
Основной формой контроля является сочинение
год | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | |
Классное сочинение | 3 | — | 1 | 1 | 1 |
Произведения для заучивания наизусть:
А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.
М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.
Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)
Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело…»
А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»
А.А. Блок. Летний вечер.
А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.
8. Состав участников образовательного процесса
Особенности обучающихся:
Возраст (11-12 лет),
уровень мотивации (высокий),
уровень подготовки (высокий),
количество обучающихся (25 чел.)
Содержание учебного предмета
Содержание программы
Введение
Человек как главный предмет изображения в художественной литературе. О книге и чтении.
I
«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»
Устное народное творчество. Былины
Былина как один из видов УНТ. Особенность построения и язык былин. Былинный стих, гипербола. Воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли.
Для чтения и изучения:
Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Беззаветное служение Родине, справедливость и бескорыстие Ильи Муромца.
Древнерусская литература
Для чтения и бесед:
Письменная литература Древней Руси. Древнерусское летописание.
«Повесть временных лет» (сказание о походе Олега на Царьград, о гибели Олега, о мести Ольги, о походах Святослава, о юноше-кожемяке, о белгородском киселе).
Для чтения и изучения:
«Слово о погибели Русской земли», «Евпатий Коловрат» (из «Повести о разорении Рязани Батыем»). Исторические события, отраженные в повести. Картины разорения Русской земли. Прославление патриотического подвига русских воинов. Изображение Евпатия Коловрата как былинного героя. Лиризм повествования, сочувствие рязанцам и русскому воинству.
Баллады
В.А.Жуковский – оригинальный поэт-переводчик.
Для чтения и изучения:
«Светлана». Фольклорная основа баллады. Мысли поэта о торжестве добра и любви на земле. Баллада как литературный жанр.
Для чтения и бесед:
В.А.Жуковский. «Лесной царь», «Перчатка».
Л.Н.Майков. «Емшан», А.К.Толстой. «Канут».
Для самостоятельного чтения:
В.А.Жуковский. «Кубок» (из Шиллера).
II
Человек в окружающем его мире.
Внутренний мир человека
А.С.Пушкин (14 часов). Широта интересов поэта: историческое пошлое и современность, отражение внутреннего мира человека в творчестве поэта.
Для чтения и изучения:
«Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни…». Ее балладный характер. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл диалога Олега и кудесника (мудрость и независимость волхва). Торжественность поэтической речи.
«Няне». Волнующая задушевность стихотворения. Экспрессивность лексики, выразительность деталей.
«Зимняя дорога», «Бесы». Многогранность чувств, выраженных в стихотворениях.
«Зимнее утро». Радостное восприятие жизни. Контрастные картины природы, созвучные настроению человека. Роль эпитетов и сравнений в стихотворении.
«Дубровский». Столкновение чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимися на богатство и власть. «Благородный разбойник» Владимир Дубровский. Роль Маши в его судьбе. Бунт крестьян. Мастерство Пушкина в создании ярких характеров героев, пейзажа, в воспроизведении быта и нравов, в построении романа.
Для самостоятельного чтения: «Барышня-крестьянка», «Выстрел».
Н.М.Языков. Один из ярких поэтов пушкинской поры. «Песня», «Пловец».
М. Ю. Лермонтов . Жизненные условия, породившие чувства одиночества и грусти поэта.
Для чтения и изучения:
«Парус». Обобщенный смысл стихотворения. Сложность переживаний поэта: мятежность, жажда деятельности, одиночество, грусть. Парус в стихах и рисунках Лермонтова.
«Три пальмы» Тема красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Аллегорический смысл стихотворения.
Стихотворные размеры.
Для чтения и бесед:
«На севере диком…», «Утес», «Казачья колыбельная песня».
Н.В.Гоголь .Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед:
«Майская ночь, или Утопленница». Сказочная повесть. Поэтизация чистой, светлой любви. Ироническое изображение «власти» (пана головы). Яркие, проникнутые радостным чувством картины народной жизни и украинской природы.
Для самостоятельного чтения:
«Вечера на хуторе близ Диканьки».
С.Т.Аксаков. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения:
«Очерк зимнего дня». Наблюдательность писателя, знание русской деревенской жизни, тонкое чувство природы. Особенности интонации.
III
«О дом отеческий! О край, всегда любимый! Родные небеса!..»
(мотивы родной природы в русской лирике)
Для чтения и бесед:
В.А.Жуковский. «Певец во стане русских воинов». Н.П.Огарев. «Дорога»; И.С.Никитин. «Ярко звезд мерцанье…»; А.К.Толстой. «Колокольчики мои…; А.А.Фет. «Чудная картина…»; И.З.Суриков. «Степь»; А.Н.Плещеев. «Отдохну-ка, сяду у лесной опушки…» и другие стихотворения по выбору учителя.
К.Н.Станюкович. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед:
«Человек за бортом». Значение изображаемой ситуации для раскрытия характеров персонажей и их взаимоотношений. Роль Егора Шутикова в судьбе Прохора. Правдивое, яркое изображение быта на корабле. Смысл названия рассказа.
IV
Смешное в жизни и литературе
А.П.Чехов Сведения о жизни писателя. Детские и юношеские впечатления как источник ранних произведений.
Для чтения и изучения:
«Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Пересолил».
Приемы создания комического эффекта в чеховских рассказах. Роль портрета, пейзажа, диалога, внутреннего монолога в обрисовке героя. Острота комического сюжета.
Для самостоятельного чтения:
«Лошадиная фамилия», «хирургия» и другие ранние рассказы.
V
Нравственная ответственность человека перед собой и обществом (пора взросления)
В.Г.Короленко . Сведения о жизни писателя. События жизни писателя, отразившиеся в повести «В дурном обществе».
Для чтения и изучения:
«В дурном обществе» («Дети подземелья»). Сочувственное отношение писателя к людям «подземелья», сохранившим человеческое достоинство и гордость. Значение дружбы в жизни юных героев, их нравственное взросление. Утверждение в повести доброты и уважения к человеку. Особенности повествования (рассказ от первого лица).
Портрет литературного героя.
Для самостоятельного чтения:
Н.Д.Телешов. «Домой».
А.П.Платонов. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения:
«Песчаная учительница». Труд как нравственная основа жизни героини. Её самоотверженность, доброта, отзывчивость.
М.М.Пришвин .Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения:
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Труд в жизни детей. Значение истории Травки для понимания идеи повести. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Пейзаж и его роль. Смысл названия произведения. Жанр сказки-были.
М.М.Зощенко. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед:
«Не надо врать», Бедный Федя». Роль смеха в рассказах.
Ю.М.Нагибин. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед:
«Старая черепаха». Нравственная победа героя над своими душевными слабостями.
В.Г.Распутин.
Для чтения и изучения:
«Уроки французского». Самовоспитание героя в нелёгких условиях жизни. Уроки доброты и милосердия Лидии Михайловны.
Изображение человека в эпическом произведении.
Н.М.Рубцов. Сведения о жизни поэта.
Для чтения и бесед:
«Детство», «Далёкое», «Звезда полей», «Левитан», «Воробей», «Ласточка», «Старый конь».
Д.Олдридж. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед:
«Последний дюйм». Исключительные обстоятельства, в которых испытываются мужество, воля, упорство, жизнестойкость героев. Отчуждение Бэна и Деви и путь его преодоления. Смысл названия рассказа.
Календарно-тематическое планирование по литературе в 6 классе
Дата проведения | Тема учебного занятия | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | Личностные УУД | Ресурсы | Подготовка к ГИА | Домашнее задание | ||
план | факт | |||||||||
1 | 2.09 | | О главном в литературе. Размышляя над прочитанным О книге и чтении | Выделяют и форму-лируют познаватель-ную цель, проблему, составляют простой план статьи учебника. | Осознают качество и уровень усвоения. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия. | Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. | Освоение личностного смысла учения, желания учиться. | Выставка книг | 1.1 | Уч. стр. 3-8 читать, пересказ. Стр.4 письменно |
2 3 | 4/5.09 | | УНТ. Былина как один из видов народного творчества. Особенности построения и язык былин. | Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме. | Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать | Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях. | Иллюстрации к былинам В.Васнецова, И.Билибина | 1.2 1.3 | Уч. стр.10—13,читать,вопр.№1-3 стр.13-14 -устно Прочитать былину «Илья Муромец и Соловей..» |
4 5 | 9/11.09 | | Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Беззаветное служение Родине, справедливость и бескорыстие Ильи Муромца | | | | | Иллюстрации к былинам В.Васнецова, И.Билибина | 2.2 | уч. стр.20-23 читать ,ответ на ? устно |
6 | 12.09 | | Вн.чт. Былина «Вольга и Микула Селянинович» | Знают теоретический материал по теме, умеют делать морфемный разбор | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. | Умеют слушать и слышать друг друга. | Знание основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий. | Иллюстрации к былинам В.Васнецова, И.Билибина | 1.2 1.7 2.2 | Подготовить выразительное чтение былины,выписать гиперболы и повторы (5-10) |
7 | 16.09 | | Р/р Подготовка к написанию контрольного домашнего сочинения №1 по былинам | | | | | Диск «Обучающая программа для школьников от 10 лет и абитуриентов по литературе. Возраст: 5 – 11 классы». | 8.1 8.6 | оформление чистового варианта работы |
8 9 | 18/19.09 | | Древнерусская литература. Понятие о летописи. «Повесть временных лет»: Сказания о походе Олега на Царьград, о гибели Олега, о мести Ольги, о походах Святослава | Формирование разных способов и форм действия оценки. | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. | Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. | Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей | Уважение истории, культурных и исторических памятников. | 1.7. 3.1 3.2 | уч. стр.24-26, читать, пересказ; пересказ повестей подробный стр.26-34 |
10 | 23.09 | | Древнерусская литература. Сказание о Кожемяке | | | | | | 1.7. 3.1 3.2 | Уч. стр.35-37 подробный пересказ сказания |
11 | 25.09 | | Древнерусская литература. Сказание о Белгородском киселе | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Умеют работать в парах, эффективно сотрудничать | Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. | | 1.7. 3.1 3.2 | Подробный пересказ сказания, нарисовать иллюстрац. |
12 13 | 26.09 30.09 | | Повести о монголо- татарском нашествии. «Слово о погибели Русской земли». Исторические события, отражённые в повести. Картины разорения русской земли. | | | | | | 1.7. 3.1 3.2 | уч. стр.42 прочитать повесть, подготовить подробный пересказ |
14 15 | 2/3.10 | | Повести о монголо- татарском нашествии. «Евпатий Коловрат» ( из «Повести о разорении Рязани Батыем». Изображение Евпатия Коловрата как былинного героя. Лиризм повествования, сочувствие рязанцам и русскому воинству. | Определяют основную и второстепенную информацию. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Устанавливают рабочие отношения, учатся работать в группе | Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий | | 1.7. 3.1 3.2 | Стр.42-45, вопр.№1-7 устно прочитать повесть, подготовить подробный пересказ |
16 17 18 | 7/9/10.10 | | Баллады. В.А.Жуковский – оригинальный поэт и переводчик. «Светлана». Фольклорная основа баллады. Баллада как литературный жанр. | Определяют основную и второстепенную информацию. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Устанавливают рабочие отношения, учатся работать в группе | Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий | | 5.2 1.7 1.6 | Уч. стр.47-49- читать, пересказ ? стр.58- устно выучить наизусть отрывок из баллады |
19 20 | 14/16.10 | | В.А.Жуковский. «Лесной царь», Перчатка». Рифма и строфа. | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?). | Используют языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация. | | 5.2 1.7 1.6 | Выучить отрывок из балладыпрочитать Р.Стивенсон «Вересковый мёд» |
21 | 17.10 | | Вн.чт. Р.Стивенсон «Вересковый мёд» | | | | | | 5.2 1.7 1.6 | Выучить наизусть отрывок из баллады |
22 | 21.10 | | А.Н.Майков Сведения о жизни поэта. «Емшан» | | | | | | 1.7 1.6 1.8 | подготовить рассказ о писателе, стр.65 , выучить наизусть отрывок |
23 24 | 23/24.10 | | А.К.Толстой. Сведения о жизни поэта. «Канут». О рифме и строфе. | | | | | | 1.7 1.6 1.8 | Подготовить рассказ о писателе, Стр.69-70 выучить наизусть отрывок Стр.77-780 читать пересказ |
25 | 6.11 | | А.С.Пушкин. Широта интересов поэта: историческое пошлое и современность, отражение внутреннего мира человека в творчестве поэта. | Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Умеют представлять конкретное содержание в устной форме | Уважение личности и ее достоинства. | Репродукции : портретов Пушкина разных художников, портретов друзей Пушкина | 1.5 1.6 1.7-1.8 | Подготовить рассказ о поэте стр.91-95 |
26 | 7.11 | | «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни…». Ее балладный характер. | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. | Любовь к природе, бережное отношение к природному богатству страны. | Иллюстрации к «Песни…». Рисунки учеников. | 1.5 1.6 1.7-1.8,5.5 | выучить наизусть отрывок ? стр.99-100 устно |
27 | 11.11 | | «Няне». Волнующая задушевность стихотворения | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. | Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. | Умеют применять конкретные правила на письме и в устной речи. | Гражданский патриотизм. | репродукции портретов | 1.5 1.6 1.7-1.8,5.5 | выучить стихотворе- ние стр.1-04-105 вопр устно |
28 | 13.11 | | «Зимняя дорога». Зарисовки природы, передающие настроение поэта | Ориентируются и воспринимают тексты художественного стиля. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют представлять конкретное содержание в устной форме | Выбор дальнейшего образовательного маршрута. | репродукции картин | 1.5 1.6 1.7-1.8,5.5 | выучить стихотворе- ние стр.105-106 вопр. устно |
29 | 14.11 | | «Зимнее утро». Контрастные картины природы. | | | | | Репродукции картин | 1.5 1.6 1.7-1.8,5.5 | Выучить стихотворение Стр108-110 вопр. устно |
30 | 18.11 | | А.С. Пушкин. История романа «Дубровский». | Выделяют и формулируют познавательную цель | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме | Уважение ценностей семьи. | Иллюстрации к роману, видеозапись отдельных эпизодов из фильма «Дубровский» | 1.5 1.6 1.7-1.8,5.5 | Устное рисование: каким вы видите Дубровского и Троекурова переч. главы II-III, озаглавить |
31 | 20.11 | | Изображение русского барства. Ссора К.П. Троекурова и А.Г. Дубровского. | Извлекают необходимую информацию из прослушанного текста | Определять цель выполнения заданий на уроке | Учатся разрешать конфликтную ситуацию через анализ условий. | Готовность к равноправному сотрудничеству | Иллюстрации к роману, видеозапись отдельных эпизодов из фильма «Дубровский» | 1.5 1.6 1.7-1.8,5.5 | Перечитать гл. IY-Y, озаглавить, пересказ эпизода «Троекуров во дворе Дубровских» |
32 33 | 21/25.11 | | Столкновение чести, достоинства, независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием. Суд и его последствия. | Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. | Признание ценности здоровья, своего и других людей. | Иллюстрации к роману, видеозапись отдельных эпизодов из фильма «Дубровский» | 1.5 1.6 1.7-1.8,5.5 | Перечитать главы YI-YII |
34 35 | 27/28.11 | | Прощание Владимира Дубровского с отцом и родным домом. «Благородный разбойник» Владимир Дубровский. | Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. | Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?). | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Позитивная моральная самооценка. | Иллюстрации к роману, видеозапись отдельных эпизодов из фильма «Дубровский» | 1.5 1.6 1.7-1.8,5.5 | Перечитать главы YIII,IХ,Х, озаглавить, Пересказ эпизода «Обед в Покровском» от лица одного из персонажей |
36 | 2.12 | | Изображение крестьянского бунта в романе. Пожар в Кистенёвке. | Определяют основную и второстепенную информацию. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. | Оптимизм в восприятии мира. | Иллюстрации к роману, видеозапись отдельных эпизодов из фильма «Дубровский» | 1.5 1.6 1.7-1.8,5.5 | Перечитать главы ХI-ХYI, озаглавить их |
37 | 4.12 | | Романтическая история любви Владимира и Маши. Развязка романа. | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. | Планируют общие способы работы. | Чувство гордости при следовании моральным нормам. | Иллюстрации к роману, видеозапись отдельных эпизодов из фильма «Дубровский» | 1.5 1.6 1.7-1.8,5.5 | Выразительное чтение главы ХYII |
38 39 | 5/9.12 | | Авторское отношение к героям повести «Дубровский». Проверочная работа по роману | Умеют выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, составлять план текст | Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. | Умеют представлять конкретное содержание | Чувство гордости при следовании моральным нормам. | Иллюстрации к роману, видеозапись отдельных эпизодов из фильма «Дубровский» | 1.5 1.6 1.7-1.8,5.5 | Перечитать главы ХYIII-ХIХ, ответить на вопросы к этим главам |
40 | 11.12 | | Обобщение по роману «Дубровский». Тест | Строят логические цепи рассуждений. | Оценивают достигнутый результат. | Обмениваются знаниями между членами группы . | Позитивная моральная самооценка. | Иллюстрации к роману, видеозапись отдельных эпизодов из фильма «Дубровский» | 1.5 1.6 1.7-1.8,5.5 | Составить планы для письменного ответа на один из вопросов ( см.записи в тетради) |
41 42 | 12/16.12 | | Р.р. Подготовка к написанию и написание классного контрольного сочинения № 1 по роману А.С.Пушкина «Дубровский» | Выбирают основания и критерии для сравнения, объектов. | Осознают качество и уровень усвоения. | Планируют общие способы работы. | Готовность к равноправному сотрудничеству | | 8.1-8.6 | Написать сочинение |
43 | 18.12 | | Вн.чт . А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка» | Выделяют и формулируют проблему. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. | Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. | Уважение личности и ее достоинства. | Иллюстрации к произведению | 1.6-1.7 5.8 | Прочитать рассказ «Выстрел» |
44 | 19.12 | | Вн.чт . А.С.Пушкин «Выстрел» | Строят логические цепи рассуждений. | Осознают качество и уровень усвоения. | Демонстрируют способность к эмпатии. | Стремятся устанавливать доверительные отношения взаимопонима ния. | иллюстрации к произведению | 1.6-1.7 5.8 | Прочитать повесть «Ночь перед Рождеством» |
45 | 23.12 | | Н.М.Языков . Один из ярких поэтов пушкинской поры. «Песня», «Пловец» | | | | | иллюстрации к произведению портрет писателя | 1.4 1.6 1.7 | Подготовить рассказ о поэте, стр.197-200 выучить стихотворение по выбору |
46 47 | 25/26.12 | | М.Ю.Лермонтов Жизненные условия, породившие мятежность, чувство тоски и одиночества. «Парус» . Обобщающий смысл стихотворения. Сложность переживаний поэта: жажда деятельности, борьбы, одиночество, грусть | Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Обмениваются знаниями между членами группы | Стремятся устанавливать доверительные отношения взаимопонима ния. | презентация по творчеству поэта | 1.4 1.6 1.7 | Подготовить рассказ о поэте, стр.203-207,? №1-8 выучить стихотворе- ние |
48 49 | 13/15.01 | | М.Ю.Лермонтов «Три пальмы» . Тема красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром. Аллегорический смысл стихотворения | Выделяют и формулируют проблему. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Учатся выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы его разрешения. | Любовь к природе. | презентация по творчеству поэта репродукции пейзажей Лермонтова- художника | 1.6 1.7-1.8 5.10 | Выучить отрывок из стихотворе- ния: ? № 1-5 стр.210 |
50 | 16.01 | | М.Ю.Лермонтов Казачья колыбельная песня», «На севере диком стоит одиноко», «Утёс». | Выделяют и формулируют познавательную цель. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учатся управлять поведением партнера — контролировать, корректировать и оценивать его действия. | Уважение общечеловеческих ценностей, экологическое воспитание. | репродукции пейзажей Лермонтова- художника | 1.6 1.7-1.8 5.10 | выучить стихотворе- ние;стр.211-215 ? №1-5-устно |
51 | 20.01 | | Трёхсложные размеры стиха | | | | | репродукции пейзажей Лермонтова- художника | 1.6 1.7-1.8 5.10 | Стр.215-219- читать; ? № 1-8 устно |
52 | 22.01 | | Н.В. Гоголь. Сведения о жизни писателя. «Майская ночь, или Утопленница». Сказочность повести, поэтизация чистой, светлой любви. | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения и делать выбор. | Позитивная моральная самооценка. | Портрет писателя | 1.4 1.6 1.7 | Подготовить рассказ о писателе, стр.221-224 закончить чтение повести, пересказ эпизода по выбору |
53 54 | 23/27.01 | | Мотивы вольнолюбия в изображении персонажей повести «Майская ночь, или Утопленница». Яркие, проникнутые радостным чувством картины народной жизни и украинской природы. Повесть как литературный жанр | Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи. | Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). | Понимают возможность различных точек зрения. | Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им | Видеозапись отдельных эпизодов из фильма. | 1.4 1.6 1.7 | Уч. стр261-262 ? № 1-10 устно, стр.262268 читать, ? № 1-6 стр.263,№ 1-6 стр266 устно |
55 | 29.01 | | Вн.ч. Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством» | Устанавливают причинно-следственные связи. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции. | Уважение ценностей семьи. | Видеозапись отдельных эпизодов из фильма. | 1.4 1.6 1.7 | Прочитать ранние рассказы А.П.Чехова; пересказ по выбору |
56 57 | 30.01 3.02 | | С.Т.Аксаков. Сведения о жизни писателя. «Очерк зимнего дня» Тонкая наблюдательность, чувство глубокой любви писателя к родной природе. Мастерство художественной речи. | Определяют основную и второстепенную информацию. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Умеют слушать и слышать друг друга. | Готовность к выполнению прав и обязанностей ученика. | Портрет писателя | 1.6 1.7 | подготовить рассказ о писателе, уч. стр.269-272 проанализировать очерк по плану |
58 59 | 5/6.02 | | Р.р. Подготовка к написанию и написание классного контрольного сочинения №2 Написание сочинения в жанре очерка. | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Составляют план и последовательность действий. | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | Любовь к Родине. | | 8.1 8.6 | оформление чистового варианта работы |
60 | 10.02 | | Мотивы родной природы в русской поэзии. В.А. Жуковский, Н.П. Огарёв, А.К. Толстой, А.А. Фет | | | | | Сборники стихотворений русских поэтов о природе, репродукции пейзажей русских художников | 1.2 1.4 1.6 1.7 | выучить стихотворение по выбору нгаизусть |
61 | 12.02 | | Стихотворения о родной природе. И.С. Никитин, А.Н. Плещеев. И.З. Суриков. | | | | | Сборники стихотворений русских поэтов о природе, репродукции пейзажей русских художников | 1.2 1.4 1.6 1.7 | выучить стихотворение по выбору |
62 | 13.02 | | А.П.Чехов. О писателе. «Толстый и тонкий». Чтение и анализ рассказа | Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий. , регулируют весь | Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. | Уважение истории, культурных и исторических памятников. | портрет писателя, иллюстрации к произведе- ниям | 1.6 1.7 6.10 | подготовить рассказ о писателе, стр. 6-16 ? № 1-8 устно подробный пересказ прочитанного |
63 64 | 17/19.02 | | А.П.Чехов. «Смерть чиновника», «Пересолил» Анализ рассказов. Приемы создания комического эффекта | Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия. | Любовь к Родине. | иллюстрации к произведе- ниям | 1.6 1.7 6.10 | уч. стр.20 ? № 1-4 устно ,подробный пересказ прочитанного |
65 | 20.02 | | Вн.чт. Ранние рассказы Чехова. | Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. | Составляют план и последовательность действий. | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. | Гражданский патриотизм. | иллюстрации к произведе- ниям | 1.6 1.7 6.10 | Прочитать повесть Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке» |
66 | 24.02 | | В.Г. Короленко. О писателе. «В дурном обществе». Чтение и комментирование 1 главы | Вводный урок — постановка учебной задачи. | Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. | Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | портрет писателя, иллюстрации к произведе- ниям | 1.6 1.7 | подготовить рассказ о писателе, уч. стр .27-31 прочитать гл.2-3 повести ? стр.80-81 устно |
67 | 26.02 | | «С шести лет я испытывал уже ужас одиночества». Анализ 2 и 3 глав повести «В дурном обществе» | Решение частных задач — осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач. | Выделяют и формулируют познавательную цель. | Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?). | Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | иллюстрации к произведе- ниям | 1.6 1.7 | подготовить пересказ гл. 4-5, рассказ о главных героях повести ? стр.81-устно |
68 | 27.02 | | Автор и рассказчик в повести. | | | | | иллюстрации к произведе- ниям | 1.6 1.7 | подготовить пересказ гл. 6-7, рассказ о главных героях повести |
69 | 3.03 | | Роль пейзажа в повести, его созвучие характеру событий и настроению персонажей. | Выделяют и формулируют проблему. | Оценивают достигнутый результат. | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | иллюстрации к произведе- ниям | 1.6 1.7 | подготовить пересказ гл. 8, заключение стр.78-79 читать, ? к гл7-8, стр 82 |
70 71 | 5.03 6.03 | | «Во мне сказался сын моего отца». Мотивы поведения персонажей | Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов. | Составляют план и последовательность действий. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем. | Понимание конвенционального характера морали. | иллюстрации к произведе- ниям | 1.6 1.7 | стр. 82 читать, выписать определения в тетрадь ? стр.84 устно |
72 73 | 11/12.03 | | Р.р. Подготовка к написанию и написание классного контрольного сочинения №3 по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» | | | | | иллюстрации к произведе- ниям | 8.1-8.6 | оформление чистового варианта работы |
74 | 13.03 | | Н.Д. Телешов. О писателе. Рассказ «Домой». | | | | | портрет писателя | 1.6 1.7 | уч. стр.101 читать, пересказ, ? стр.118-120 устно |
75 | 17/19.03 | | Н.Д. Телешов. «Домой» | | | | | портрет писателя иллюстрации к произведе- ниям | 1.6 1.7 | закончить чтение рассказа, подготовить подробный пересказ |
76 | 20.03 | | А. П. Платонов. Сведения о жизни писателя. «Песчаная учительница» | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической речью. | Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях. Экологическое сознание. | портрет писателя иллюстрации к произведе- нию | 1.6 1.7 | уч. стр.123-125 читать, пересказывать,? стр125-126 устно |
77 | 2.04 | | Труд как нравственная основа жизни героини. Её самоотверженность, доброта и отзывчивость | Определяют основную и второстепенную информацию. | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс | Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. | Знание основных принципов и правил отношения к природе. | иллюстрации к произведе- нию | 1.6 1.7 | учебник,стр.133-134,? № 1-8 устно |
78 79 | 3.04 7.04 | | М.М.Пришвин. «Кладовая солнца».Главы 1 и 2. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Труд в жизни детей. | Строят логические цепи. Выделяют и формулируют познавательную цель. | Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). | Умеют слушать и слышать друг друга. | Основы социально-критического мышления. | портрет писателя иллюстрации к произведе- нию | 1.6 1.7 | уч. стр.166-169 читать, пересказ; ? № 1-4 устно; закончить чтение глва, пересказ |
80 | 9.04 | | Главы 3 и 4. Ссора детей. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев. | Выделяют и формулируют проблему. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. | | 1.6 1.7 | закончить чтение глав 3-4, пересказ; рассказ о поступках героев |
81 82 | 10/14.04 | | Обучение выборочному пересказу текста с элементами анализа. Роль пейзажа в сказке-были. | | | | | | 1.6 1.7 | закончить чтение глав 5-8, пересказ; рассказ о поступках героев |
83 84 | 16/17.04 | | Смысл названия и жанровые особенности. Значение истории Травки для понимания идеи повести. | | | | | | 1.6 1.7 | закончить чтение глав 9-12 пересказ; рассказ о поступках героев |
85 | 21.04 | | Вн.чт. В.П.Астафьев «Васюткино озеро» | | | | | портрет писателя иллюстрации к произведе- нию | 1.6 1.7 | прочитать повесть Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке»;индивидуальные задания к произведению |
86 87 | 23/24.04 | | И.А.Бунин «Бушует полая вода»,»Всё темней и кудрявей берёзовый лес зеленеет»,»Первый соловей», И.Северянин «Весенний день», А.Т.Твардовский «Весенний, утренний, тоненький»,А.П.Межиров «Летит сосулька из зимы в весну» | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической речью. | Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях. Экологическое сознание. | портрет писателя иллюстрации к произведе- нию | 1.6 1.7 7.1 | проанализировать одно из стихотворений по выбору по плану, выучить одно стихотворение наизусть уч. стр.208-217 |
88 89 90 | 28/30.04 5.05 | | М.М.Зощенко Сведения жизни писателя. Роль смеха в рассказах «Не надо врать», «Бедный Федя». Роль смеха в рассказах | Определяют основную и второстепенную информацию. | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс | Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. | Знание основных принципов и правил отношения к природе. | портрет писателя иллюстрации к произведе- нию | 1.6 1.7 | Подготовить подробный пересказ прочитанного с элементами анализа |
91 92 | 6/7.05 | | Ю.М. Нагибин. «Старая черепаха». Нравственная победа героя над своими душевными слабостями». | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Составляют план и последовательность действий. | Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. | Освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия. | портрет писателя иллюстрации к произведе- нию | 1.6 1.7 | уч.стр284-287-читать , пересказывать; ? № 1-5 устно |
93 | 8.05 | | В.Г. Распутин. Сведения о жизни писателя. «Уроки французского». | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. | Оценивают достигнутый результат. | Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого | Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация. | портрет писателя иллюстрации к произведе- нию | 1.6 1.7 | уч.стр. 219-220 читать , пересказывать; закончить чтение рассказа, пересказ эпизода по выбору |
94 | 12.05 | | Отражение трудностей военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского» | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. | Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. | | | |
95 | 14.05 | | Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика. | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. | Оценивают достигнутый результат. | Проявляют уважительное отношение к партнерам. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | | 1.6 1.7 | уч. стр.251252,? № 1-11 устно, стр.252-253 читать, ? №1-3 стр253 устно |
96 | 15.05 | | Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». | | | | | | | |
97 98 | 19/21.05 | | Н.М. Рубцов. О поэте. Стихотворения о детстве и о родине. | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. | Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий | портрет писателя иллюстрации к произведе- нию | 1.6 1.7 | проанализировать одно из стихотворений по выбору по плану, выучить одно стихотворение наизусть |
99 | 22.05 | | А.Яшин «Пустырь», А. Жигулин «Бурундук», и др | Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической речью. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | | | |
100 101 102 | 26/27/28.05 | | Дж. Олдридж. О писателе. «Последний дюйм». Многозначность названия рассказа и его связь с идеей произведения. | Определяют основную и второстепенную информацию. | Осознают качество и уровень усвоения. | Умеют слушать и слышать друг друга. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | портрет писателя иллюстрации к произведе- нию | 1.6 1.7 | уч.стр.255-256 читать,, закончить чтение рассказа, подробный пересказ с элементами анализа |
103 | 29.05 | | Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» (обзор) | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. | Оценивают достигнутый результат. | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | портрет писателя иллюстрации к произведе- нию | 1.6 1.7 | индивидуальные задания к произведению |
104 105 | 30/31.05 | | Заключительный урок. Урок-рекомендация книг для летнего чтения | | | | | | 1.1-1.5 | оформление читательского дневника |
Примерная тематика контрольных сочинений
1. Контрольное домашнее сочинение №1 по былинам.
1) Что прославлял русский народ в былинах?
2) Илья Муромец – герой былин.
3) Микула Селянинович – герой — труженик
2. Контрольное классное сочинение №1 по повести А.С. Пушкина «Дубровский».
1) Почему Владимир Дубровский стал разбойником?
2) Владимир Дубровский – благородный разбойник.
3) Владимир Дубровский и Маша Троекурова.
3. Контрольное классное сочинение №2 в жанре очерка.
1) «Однажды мне довелось увидеть…»
2) «Я никогда не забуду…»
4. Контрольное классное сочинение №3 по повести В. Короленко «В дурном обществе».
1) Чему учат нас произведения Виктора Короленко.
2) Путь Васи к правде и добру.
3) Почему Вася подружился с Валиком и Марусей.
Учебно- методическое обеспечение:
Учебник: «Литература». Начальный курс. 6 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Авторы: О.М.Хренова, М.А.Снежневская. М.: Мнемозина, 2013
Методическое пособие для учителя:
1. Егорова, Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс/ Н.В.Егорова, — Москва «ВАКО», 20012
2. Амбушева, Т.М. Литература. 5-6 классы: конспекты уроков (для работы по всем образовательным программам)/ Т.М.Амбушева, — Волгоград: Учитель, 2009
Дополнительная литература для учителя:
1. Картавцева, М.И. Уроки внеклассного чтения. 5-9 классы: практическое пособие/ М.И.Картавцева, — ТЦ «Учитель», Воронеж, 2011
2. Цветкова, Г.В. Литература. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся/ Г.В.Цветкова, — Волгоград: Учитель, 2011
3. Кривоплясова, М.Е. Средства и приёмы выразительной речи. 5-9 классы: тренинговые задания на уроках/ М.Е.Кривоплясова, — Волгоград: Учитель, 2007
4. Павлова, О.А., Белова, И.В. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы: методические материалы/ О.А. Павлова, И.В. Белова, — Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008
5. Павлова, О.А. Готовимся к сдаче ЕГЭ по литературе. Комплексный анализ художественного текста: (дидактические материалы)/ О.А.Павлова, — Белгород: ООО «Логия», 2010
Пособия для учащихся:
1.Альбеткова, Р.И. Учимся читать лирическое произведение/ Р.И.Альбеткова, — М.: Дрофа, 2007.
2. Маранцман, В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для 5-6 классов/ В.Г.Маранцман, — СПб.: Просвещение, 2004.
3. Обернихина, Г.А., Соколова, Л.Э. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов/ Г.А.Обернихина, Л.Э.Соколова, — СПб.: Просвещение, 2006.
4. Зуева, Т.В. Русский фольклор: Словарь-справочник/ Т.В. Зуева, — М.: Просвещение, 2005.
5. Шайтанов, И.О., Свердлов, М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы/ И.О.Шайтанов, М.И.Свердлов, -М.: Просвещение, 2006.
6. Мещерякова, М.И. Литература в таблицах и схемах (теория, история, словарь)/ М.И.Мещерякова, — М.: Айрис-пресс, 2006
7. Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс (Мультимедийные пособия)
8. Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия (Мультимедийные пособия).
BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки.
Диск «Обучающая программа для школьников от 10 лет и абитуриентов по литературе. Возраст: 5 – 11 классы».
Диск «Полный мультимедийный курс по литературе для 6 класса, 40 интерактивных уроков».
Диск « Словарь литературоведческих терминов».
22