Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Новоибрайкинская средняя общеобразовательная школа»
Аксубаевского муниципального района
Утверждаю Рассмотрено
Директор школы: на заседании МО учителей
Мотыгуллин.Р.Н. гуманитарного цикла
«____»_________2014 Кабирова А.Н.
«____»__________2014
Рабочая программа
по русской литературе
в 8 классе
Учитель русского языка и литературы
Хайрутдинова Э.Х.
2014– 2015 учебный год
Раздел I. Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая рабочая программа по литературе для VIII класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и на основе программы для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы, допущенной Министерством образования и науки Республики Татарстан, под редакцией М.Г.Ахметзянова (Казань, «Магариф», 2005 г.).
Программа составлена с учётом специфики восприятия русской литературы учащимися школы с родным (нерусским) языком обучения, их читательского опыта, приобретённого в процессе изучения родной литературы, своеобразной по своей художественно-эстетической системе.
Структура документа
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русской литературы, которые определены стандартом, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.
Исходя из этого, рабочая программа по русской литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:
пояснительную записку;
содержание тем учебного курса;
требования к уровню подготовки учащихся;
произведения для заучивания наизусть;
перечень учебно-методического обеспечения.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.
На изучение курса отводится 70 часов в год из расчета 2 часа в неделю.
Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям человечества.
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы.
Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Её качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объём историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
— осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
— выразительное чтение художественного текста;
— различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
— ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
— заучивание наизусть стихотворных и прозаических отрывков;
— анализ и интерпретация произведения;
— составление планов и написание отзывов о произведениях;
— написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
— целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.
При чтении и изучении литературного произведения важно учитывать авторский замысел и авторскую позицию, особенности конфликта, характеров действующих лиц, художественное своеобразие произведения. Такой подход позволит организовать нравственно-эстетическую направленность анализа и выявить не только конкретно-историческое содержание произведения, но и его непреходящее, общечеловеческое содержание и значение.
Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Цели обучения
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
— воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
— развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
— освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
— овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Цель преподавания русской литературы в татарской школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы, становление духовного мира ученика, создание условий для формирования личности с высокими ценностными установками, интересами и потребностями, гражданской идейно-нравственной позицией.
Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).
Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного). Только в этом случае школьники «приходят» к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить, высказать своё суждение о прочитанном произведении. При чтении и разборе литературных произведений внимание учащихся должно быть обращено на неисчерпаемое богатство, гибкость, красоту и силу русского языка.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета русская литература на этапе основного общего образования являются:
— выявление характерных причинно-следственных связей;
— сравнение и сопоставление;
— умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому;
— самостоятельное выполнение различных творческих работ;
— способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;
— осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
— владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текстов, таблиц, схем, аудиовизуальных рядов и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
— составление плана, тезиса, конспекта;
— подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
— использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
— самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Раздел II. Содержание тем учебного курса
8 класс (70ч)
Художественная литература и действительность (1ч)
Образное отражение жизни в художественной литературе. Понятие о художественном образе.
Русская литература XIX века (33ч + 2ч + 5ч)
А.С.Пушкин. (9ч)
Пушкин и декабристы. «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд», «Арион», «Анчар». Пушкин в Казани. «Капитанская дочка».
Образ «маленького человека» в «Станционном смотрителе»
Теория литературы: Стихотворная строфа. Повесть как жанр литературы.
Развитие речи: Подготовка к сочинению по повести «Капитанская дочка»
Внеклассное чтение: К.Г.Паустовский. «Михайловские рощи».
М.Ю.Лермонтов. (7ч)
Лермонтов на Кавказе. «Три пальмы», «Люблю я цепи синих гор…», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!..»
Поэма «Мцыри».
Теория литературы: Поэма как литературный жанр.
Внеклассное чтение: К.Г.Паустовский. «Разливы рек»
Н.В.Гоголь. (7ч)
Гоголь в Петербурге. «Шинель». Тема «маленького человека».
Комедия «Ревизор».
Теория литературы: Герой литературного произведения. Комедия как драматургическое произведение.
Внеклассное чтение: Н.В.Гоголь. «Петербургские повести».
И.С.Тургенев. (4ч)
Биография. Рассказы «Певцы», «Бурмистр».
Внеклассное чтение: И.С.Тургенев. «Живые мощи».
Стихи о любви к природе. (1ч)
Ф.И.Тютчев «Я встретил вас – и всё былое…»
А.А.Фет «На заре ты её не буди…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…»
А.К.Толстой «Средь шумного бала, случайно…», «Не ветер, вея с высоты…»
Н.А.Некрасов. (4ч)
Биография. Поэма «Мороз, Красный нос».
Печальная доля русской крестьянки в стихотворениях «Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская». «Вчерашний день, часу в шестом», «Замолкни, Муза мести и печали!..»
Развитие речи: Подготовка к домашнему сочинению на тему: «Гражданские мотивы лирики Н.А.Некрасова»
Н.С.Лесков. (2ч)
«Тупейный художник». Прославление талантливости русского человека, воспевание творческого труда народа.
Л.Н.Толстой. (3ч)
«После бала». Обличительный характер рассказа.
Теория литературы: Сюжет и композиция произведения. Антитеза как
способ построения произведения.
Внеклассное чтение: Л.Н.Толстой. «Юность» (главы)
А.П.Чехов. (2ч)
Изображение духовного оскудения личности в рассказах «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»
А.Г.Венецианов (1ч)
Жизнь и творчество художника
Русская литература ХХ века (20ч + 1ч +4ч)
И.А.Бунин. (1ч)
Грустные размышления автора о дворянской усадьбе в рассказе «Тёмные аллеи»
А.И.Куприн. (1ч)
Согласие и взаимопонимание как основа любви и счастья в семье в рассказе «Куст сирени»
«Серебряный век» русской поэзии (2ч)
Внеклассное чтение: В.Я.Брюсов «Век за веком», К.Д.Бальмонт «Лебедь», Ф.Сологуб «Люблю я грусть твоих просторов…», И.Ф.Анненский «Снег», А.Белый «Заброшенный дом», М.А.Волошин «Небо в тонких узорах…»
Максим Горький. (2ч)
«Мои университеты». Автобиографическая основа повести.
Внеклассное чтение: М.Горький. «Сказки об Италии»
В.В.Маяковский. (1ч)
«Послушайте!», «Хорошее отношение к лошадям», «Прозаседавшиеся»
М.И.Цветаева. (1ч)
«Моим стихам, написанным так рано…», «Красною кистью рябина зажглась», «Тоска по родине!..»
О.Э.Мандельштам. (1ч)
Лирика. «Раковина», «Автопортрет», «Мы живём, под собою не чуя страны…»
К.Г.Паустовский. (2ч)
Проблема истинной человечности в рассказе «Телеграмма»
Внеклассное чтение: К.Г.Паустовский «Снег», «Бриз», «Белая радуга»
А.Т.Твардовский. (2ч)
«Василий Тёркин». Народно-поэтическая основа поэмы
Развитие речи: Сочинение по картине художника Ю.Неприянцева «Отдых после боя»
Стихотворения о Великой Отечественной войне. (1ч)
А.А.Сурков «Песня смелых», «Бьётся в тесной печурке огонь…»; К.М.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», «Жди меня…»; М.В.Исаковский «До свиданья, города и хаты…», «В лесу прифронтовом»
А.П.Платонов. (1ч)
Тема войны и семьи в рассказе «Возвращение»
А.А.Ахматова. (1ч)
Лирика. «Я живу, как кукушка в часах…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Мне ни к чему одические рати…», «Читатель», «Мужество»
А.И.Солженицын. (3ч)
Идея национального характера в рассказе «Матрёнин двор».
Б.Л.Пастернак. (1ч)
Лирика. «Никого не будет в доме…», «Снег идёт»
В.П.Астафьев. (2ч)
«Фотография, на которой меня нет». Красота души героев. Непреходящая историческая память народа.
Н.М.Рубцов.(1ч)
«Привет, Россия», «Русский огонёк», «Поэзия»
Ч.Т.Айтматов. (2ч)
«Белый пароход» («После сказки»)
Зарубежная литература (2ч)
Жюль Верн.(1ч)
«Таинственный остров»
Артур Конан Дойл. (1ч)
«Пёстрая лента»
Повторение изученного в 8 классе (2ч)
Итоговое тестирование
Раздел III. Требования к уровню подготовки учащихся
по русской литературе за курс 8 класса
Учащиеся должны знать:
— Тексты художественного произведения.
— Основные темы и особенности композиции изученных произведений.
— Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
— Основные признаки понятий: художественный образ, тема, идея, сюжет, композиция произведения, рифма, строфа.
— Характерные особенности драматических и лиро-эпических произведений.
Учащиеся должны уметь:
— Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.
— Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.
— Различать эпические, лирические и драматические произведения.
— Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).
— Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского права.
— Составлять сложный план характеристики героев художественного произведения.
— Давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, кинофильме, спектакле, телепередаче.
— Давать анализ отдельного эпизода.
Раздел IV. Произведения для заучивания наизусть
А.С.Пушкин. «К Чаадаеву»
М.Ю.Лермонтов. «Мцыри» (отрывок).
Ф.И.Тютчев «Я встретил вас – и всё былое…»
А.А.Фет «Сияла ночь. Луной был полон сад…»
А.К.Толстой «Средь шумного бала, случайно…»
И.Ф.Анненский. «Снег»
М.И.Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано…»
О.Э.Мандельштам. «Мы живём, под собою не чуя страны…»
А.А.Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь…»
А.А.Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно…»
Б.Л.Пастернак. «Снег идёт»
Н.М.Рубцов. «Привет, Россия»
Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения
«Русская литература 8 класс. Учебник-хрестоматия» в 2 частях для татарских средних общеобразовательных школ (авторы – М.Г.Ахметзянов, М.В.Ведишенкова, Т.В.Воронцова и др. — Казань, «Магариф», 2007 г.).
Т.О.Скиргайло, Г.Х.Ахбарова. Тематическое планирование уроков литературы в 8-9 классах с учётом национально-регионального компонента. Казань, «Школа», 2008 г.
Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе по программе под редакцией А.Г.Кутузова. 8 класс. М., «ВАКО», 2007 г.
Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе к учебникам-хрестоматиям В.Я.Коровиной, Г.И.Беленького, Т.Ф.Курдюмовой. Универсальное пособие. 8 класс. М., «ВАКО», 2008 г.
О.М.Реут. Литература 5-11 классы. Нестандартные уроки. Волгоград, «Учитель», 2006 г.
О.В.Волкова. Культурологические аспекты в преподавании русского языка и литературы в современной школе. Казань, «Школа», 2007 г.
М.Е.Кривоплясова. Русский язык и литература. Средства и приёмы выразительной речи. 5-9 классы. Тренинговые задания на уроках. Волгоград, «Учитель», 2006 г.
Ермакова Г.А. От микро … к макро… Постижение тайны слова. Чебоксары, 2002 г.
Ермакова Г.А. Постижение тайны слова. Уроки литературы и русского языка в русле новых технологий. Чебоксары, 2001 г.
Н.Д.Ильина. Предметная неделя литературы в школы. Ростов-на-Дону, «Феникс» 2008 г.
№ |
Дидактические единицы (раздел, тема) |
Кол-во ча-сов |
Календарные сроки | Планируемые результаты (обеспечение минимума образовательного стандарта) |
Внедрение нац. регионального компонента Теория литературы | Для зау-чивания наизусть | |
Знания и умения | Общеучебные умения и навыки, виды деятельности | ||||||
1 | Худож. лит-ра и действительность | 1 |
| Работать с учебной статьёй, высказывать своё мнение | Изуч-е статьи, сообщения уч-ся о прочит-х летом пр-ях | Художественный вымысел |
|
I. 2-3 | Русская литература XIX века. А.С.Пушкин. Вольнолюбивые мотивы в лирике. «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…», «Арион», «Анчар» | 40 2 |
| Годы учёбы Пушкина в Лицее. Дружба с будущими декабристами -пересказывать, анализировать лирическое пр-е | Чтение и беседа по статье учебника. Выр-е чтение стих-й, беседа по вопросам, чтение наизусть | А.С.Пушкин в Казани | «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд» |
4 | «Капитанская дочка». Причины обращения Пушкина к теме пугачёвского восстания | 1 |
| Место произв-я в творчестве А.С.Пушкина, содержание пр-я -объяснять значение деталей портрета, сопоставлять и оценивать героев | Комментир-е чтение, выбо-рочный пересказ, составле-ние планов, сопоставитель-ная характеристика героев по их поступкам. Письменная работа по данной теме |
| |
5 | Образ рассказчика Гринёва | 1 |
|
| |||
6 | Проявление душевной стойкости, преданности и верности любимому человеку | 1 |
|
| |||
7 | Р.Р. Подготовка к сочинению по повести «Капитанская дочка» | 1 |
|
| |||
8 | Развитие понятия о повести. «История пугачёвского бунта» | 1 |
| Содержание пр-я |
| Развитие понятия о повести как жанре литературы |
|
9 | Изображение «маленького человека», его положения в обществе в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» | 1 |
| Содержание повести. -объяснять роль художественной речи для характеристики героев | Комментир-е чтение, беседа, анализ эпизодов | Гуманизм повести | |
10 | Внекл. чтение. К.Г.Паустовский «Михайловские рощи» | 2 |
|
|
|
| |
11-12 | М.Ю.Лермонтов. Лирика «Люблю я цепи синих гор…», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!..», «Три пальмы» | 2 |
| Биография поэта. Особенности его лирики. -выраз. чтение и рассказ наизусть, нахожд-е средств худ-й выразительности | Выразит. чтение и анализ. Беседа по вопросам учебни-ка. Чтение наизусть |
| |
13-14 | «Мцыри». Свободолюбивый характер Мцыри | 2 |
| История создания поэмы. -увидеть романтическую красочность описаний, упругость и энергию стиха | Выразит. чтение. Характеристика и оценка героя по его поступкам. Чтение наизусть. Сочинение по данной теме |
| «Мцыри» (отрывок) |
15 | Контраст между жизнью в монастыре и за его пределами | 1 |
|
| | ||
16 | Понятие о поэме. Р.Р. Сочинение по поэме «Мцыри» | 1 |
| Поэма как литера-турный жанр | | ||
17 | Внекл. чтение. К.Г.Паустовский «Разливы рек» | 1 |
|
|
|
| |
18-19 | Н.В.Гоголь. «Ревизор». Страх перед ревизором как основа драматического действия | 2 |
| Жанр комедии. Уездные города 1-й половины 19 века. Роль авторских ремарок. Обобщающее значение характеров комедии -выразит. чтение -давать оценку прочитанному характеризовать героев по их речи и поступкам | Комментированное чтение. Инсценирование отрывков. Письменные ответы на вопросы. Письменная характеристика гл. героя Хлестакова | Комедия как драматургическое пр-е | |
20 | Разоблачение социальных и нравственных пороков чиновников. | 1 |
| | |||
21 | Мастерство речевых характеристик, своеобразие монологов и диалогов | 1 |
|
| | ||
22 | Хлестаков и «хлестаковщина» | 1 |
|
| | ||
23 | «Шинель». Тема «маленького человека» | 1 |
| Гоголь в Петербурге. Сложность образа Акакия Акакиевича Башмачкина, отношение к нему автора. | Сам-е чтение. Выборочный пересказ. Анализ эпизодов. Беседа. | Герой литератур-ного пр-я. | |
24 | Внекл. чтение. Н.В.Гоголь. «Петербургские повести» | 1 |
|
|
|
| |
25 | И.С.Тургенев. «Певцы».Народ как носитель лучших черт нац. характера. | 1 |
| Содержание. Хар-ка историч. эпохи того периода | Беседа. Построение собственного рассуждения. Выборочный пересказ. |
| |
26 | Вера писателя в духовные силы человека | 1 |
|
| | ||
27 | Создание целостной картины русской действит-сти, противопоставление России крестьянской и России помещичьей | 1 |
|
| | ||
28 | Внекл. чтение. И.С.Тургенев «Живые мощи» | 1 |
|
|
|
| |
29 | Стихи о любви к природе Ф.И.Тютчев «Я встретил вас – и всё былое…», А.А.Фет «На заре ты её не буди…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», А.К.Толстой «Средь шумного бала, случайно…», «Не ветер, вея с высоты…» | 1 |
| Краткая биография поэтов. -выраз-но читать, находить ср-ва худ-й выразит-сти | Сообщение о жизни и творчестве поэтов, выраз-е чтение стих-й, анализ. Помочь увидеть тяготение к романсу этих стихов. |
| Ф.И.Тютчев «Я встретил вас – и всё былое…»; А.А.Фет. «Сияла ночь. Луной был полон сад…»; А.К.Толстой. «Средь шум-ного бала, случайно…» |
30-31 | Н.А.Некрасов. «Мороз, Красный нос» | 2 |
| Биография поэта. -увидеть изображение крестьянской жизни. -характеризовать поэтический образ русской женщины | Выраз-е чтение. Анализ и беседа по содержанию. Нахождение ср-в худ-й выраз-сти для описания состояния героев поэмы. Чтение наизусть. | Народно-поэтические мотивы в поэме | |
32 | О печальной доле русской крестьянки в стих-ях «Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская». «Вчер. день, часу в шестом», «Замолкни, Муза мести…» | 1 |
| | |||
33 | Р.Р.Подготовка к домашнему сочинению на тему: «Гражданские мотивы лирики Н.А.Некрасова» | 1 |
|
|
|
| |
34-35 | Н.С.Лесков. «Тупейный худож-ник». Прославление талантливости русского человека, воспевание творческого труда народа. | 2 |
| Биография писателя. Истори-ческая справка о периоде, изображенном в пр-нии -характ-ть гер-в по поступкам, выявляя общее и отдельное | Коммент-е чтение, анализ эпизодов. Устная хар-ка героев |
| |
36 | Л.Н.Толстой. «После бала». Обличительный характер рассказа. | 1 |
| Биография писателя. Истории-ческая справка о периоде, изображенном в пр-нии -объяснять значение деталей портрета, сопоставлять и оце-нивать поступки и действия героев | Коммент-е чтение, работа по сравнению эпизодов: на балу и после бала | Л.Н.Толстой в Казани. Сюжет и композиция пр-я. Антитеза как способ построения пр-я | |
37 | Контрастное построение рассказа как способ выражения его идеи. | 1 |
| | |||
38 | Внекл. чтение. Л.Н.Толстой. «Юность» (главы) | 1 |
|
|
|
| |
39-40 | А.П.Чехов. Изображение духовного оскудения личности в рассказах «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» | 2 |
| Биография писателя. Место рассказов в творчестве писателя. -сопоставлять и оценивать ге-роев разных пр-ний, давать устный отзыв о прочит. пр-нии | Чтение и анализ. Хар-ка об-разов. Увидеть своеобразие композиции рассказов «Ма-ленькой трилогии». Рассуж-дение о ложных представлениях, определяющих судьбы людей |
| |
41 | Жизнь и творчество художника А.Г.Венецианова | 1 |
| Знакомство с биографией и работами художника |
|
| |
II. 42 | Русская литература ХХ века. И.А.Бунин. Грустные размышле-ния автора о дворянской усадьбе в рассказе «Тёмные аллеи» | 40 1 |
| Биография писателя. Пред-ставление о цикле рассказов «Тёмные аллеи». Выражение авторского отношения к героям | Чтение, беседа, хар-ка героев через их речь, поступки |
| |
43 | А.И.Куприн. Согласие и взаимопонимание как основа любви и счас-тья в семье в расск. «Куст сирени» | 1 |
| Биография писателя. Выявле-ние общего и различного в героях | Сравнит. хар-ка героев, сост-е письм. сравнит. хар-ки, анализ эпизодов. Письм. отзыв о прочитанном |
| |
44-45 | Внекл. чтение. «Серебряный век» русской поэзии. В.Я.Брюсов «Век за веком», К.Д.Бальмонт «Лебедь», Ф.Сологуб «Люблю я грусть твоих просторов…», И.Ф.Анненский «Снег», А.Белый «Заброшенный дом», М.А.Волошин «Небо в тонких узорах…» | 2 |
| Краткая справка о «Серебряном веке» русской поэзии, биография поэтов данного века | Работа в группах. Чтение, анализ ср-в худ-й выраз-сти, чтение наизусть |
| И.Ф.Аннен-ский. «Снег» |
46 | Максим Горький. «Мои университеты». Автобиографическая основа повести | 1 |
| Биография, ранние пр-я, их темы -увидеть автобиографическую основу повести | Хар-ка Алёши Пешкова и других героев повести. Анализ эпизодов | Максим Горький в Казани. Казань 80-х годов 19 века – на страницах повести | |
47 | Внекл. чтение. М.Горький. «Сказки об Италии» | 1 |
|
|
| | |
48 | В.В.Маяковский. «Послушайте!», «Хорошее отношение к лошадям», «Прозаседавшиеся» | 1 |
| Биография поэта, основные проблемы, поднятые в этих пр-ях -давать оценку прочит-му на осн. личностного восприятия | Комментир-е выразит. чтение, выявление особенностей стиха поэта, нахождение авторских неологизмов | Гипербола, гротеск, литота. Маяковский в Казани | «Хорошее отношение к лошадям» |
49 | М.И.Цветаева. «Моим стихам…», «Красною кистью рябина зажглась», «Тоска по родине!..» | 1 |
| Биография поэта. Темы лирики. -определять разнообразие ритмов, неожиданное созвучие, музыкальную атмосферу и лаконизм стихов поэта. | Выразит. чтение, работа по объяснению средств худ-й выраз-сти, чтение наизусть, письм. самостоятельный анализ |
| «Моим стихам, написанным так рано…» |
50 | О.Э.Мандельштам. Лирика. «Раковина», «Автопортрет», «Мы живём…» | 1 |
| Биография поэта. Историческая справка эпохи -увидеть усложнённую ассоциативность поэтич. речи | Выразит. чтение, беседа, анализ стихов. Отрицание насилия и крови в строках поэта. |
| «Мы живём, под собою не чуя страны…» |
51 | К.Г.Паустовский. Проблема истинной человечности в рассказе «Телеграмма» | 1 |
| Место рассказа в тв-ве писателя. -характеризовать и оценивать главных героев по их поступкам | Беседа. Анализ эпизодов. Хар-ка главной героини |
| |
52 | Внекл. чтение. К.Г.Паустовский «Снег», «Бриз», «Белая радуга» | 1 |
|
|
| | |
53 | А.Т.Твардовский. «Василий Тёркин». Народно-поэтическая основа поэмы | 1 |
| Биография поэта. Особенности лирики военных времён -выраз-но читать, объяснять роль худ-ной речи для хар-ки героев | Выраз-ное чтение, беседа, пересказ. Чтение наизусть. |
| |
54 | Р.Р. Сочинение по картине художника Ю.Неприянцева «Отдых после боя» | 1 |
|
|
|
| |
55 | Стихотворения о Великой Отечес-твенной войне. А.А.Сурков «Пес-ня смелых», «Бьётся в тесной пе-чурке огонь…»; К.М.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», «Жди меня…»; М.В.Исаковский «До свиданья, города и хаты…», «В лесу прифронтовом» | 1 |
| Выразит. чтение. Анализ стихот-й | Выразит. чтение наизусть |
| А.А.Сурков «Бьётся в тесной печурке огонь…» |
56 | А.П.Платонов. Тема войны и семьи в рассказе «Возвращение» | 1 |
| Платонов на войне. Оценивать гл. героев по их поступкам | Чтение. Беседа. Выборочный пересказ |
| |
57 | А.А.Ахматова. Лирика. «Я живу, как кукушка в часах…», «Мне голос был…», «Мне ни к чему одические рати…», «Читатель», «Мужество» | 1 |
| Биография поэта. Особенности лирики -выраз-е чтение и анализ ср-в худ-й выраз-сти | Чтение, словар. работа, бесе-да. Нахождение разговорной интонации как хар-ной особенности лирики поэта |
| «Мне голос был. Он звал утешно…», |
58 | А.И.Солженицын. «Матрёнин двор». | 1 |
| Судьба писателя. Место пр-я в тв-ве писателя -оценивать характер героя че-рез поступки, речь, отношение с другими людьми | Работа по индивид-м и груп-повым заданиям. Беседа-осмысление прочит-го. Составление хар-ки гл. героини. Выборочный пересказ |
| |
59 | Судьба Матрёны как воплощение подвижничества, бескорыстия и деятельного добра. | 1 |
|
| | ||
60 | Идея национального характера в рассказе. | 1 |
|
| | ||
61 | Б.Л.Пастернак. Лирика. «Никого не будет в доме…», «Снег идёт» | 1 |
| Философское осмысление жизни. Выраз-сть стих-ной речи | Выраз-ное чтение, беседа, пересказ. Чтение наизусть. |
| «Снег идёт» |
62-63 | В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Красота души героев. Непреходящая историческая память народа. | 2 |
| Сюжет рассказа -пересказывать, сопоставлять отдельные эпизоды. | Комментир-е чтение, выборочный пересказ, беседа, объяснение значения деталей портрета |
|
|
64 | Н.М.Рубцов. «Привет, Россия», «Русский огонёк», «Поэзия» | 1 |
| Слово о поэте. Мотивы одино-чества в лирике поэта и их преодоление. Сквозные образы поэзии (дорога, звезда, свет..) | Выраз-ное чтение, беседа, пересказ. Чтение наизусть. |
| «Привет, Россия» |
65-66 | Ч.Т.Айтматов. «Белый пароход» («После сказки») | 2 |
| Гуманистический пафос повес-ти. Идея взросления человека. -анализировать на основе личностного восприятия | Чтение, выборочный пересказ, комментирование отдельных мест, анализ поступков героев |
|
|
III 67 | Зарубежная литература Жюль Верн. «Таинственный остров» | 2 1 |
| Особенности зарубежной ли-тературы. Биографии авторов. -читать, воспринимать зарубежных писателей | Чтение и обсуждение. Беседа по основным темам и идеям пр-ний |
|
|
68 | Артур Конан Дойл. «Пёстрая лента» | 1 |
|
|
| ||
69-70 | Повторение изученного в 8 классе. Итоговое тестирование | 2 |
|
|
|
|
|