Рабочая программа учебного предмета «Литература» 6 класс


Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение г.Мурманска

средняя общеобразовательная школа №23


Рассмотрена на

заседании МО

Протокол №__

От «__»_________2011г.

руководитель МО,

Е.В. Андайкина /_______/


Согласовано

заместителем директором по УВР

«__»_________2011г.

Ю.В. Просвирина /_______/





Утверждена

директором МОУ СОШ №23

«__»_________2011г.

С.Н. Типсина /_______/




Рабочая программа учебного предмета «Литература»


6 класс




Учитель АндайкинаЕ.В.





Мурманск






Раздел I. Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе для обучающихся 6-х классов создана на основе

  • Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ от 05.03.2004 года, №1089),

  • Примерной учебной программы основного общего образования по литературе,

  • авторской Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский коллектив: В.П.Журавлёв, В.И.Коровин И.С.Збарский, В.П.Полухина), опубликованной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы» (Базовый уровень) :Москва, «Просвещение» , 2007г , с 19-27)





Учебник-хрестоматия, 6 класс, в двух частях, авторы-составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, Москва, «Просвещение», 2008. Учебник рекомендован Министерством образования и науки РФ.


Дополнительная литература:

  1. «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы», под ред. В.Я.Коровиной, Москва, «Просвещение», 2007.

  2. «Поурочные разработки по литературе», авторы: О.Б.Беломестных, М.С.Корнеева, И.В.Золотарева, Москва, «Вако», 2007.

  3. «Литература для школьников», авторы: П.Э.Лион, Н.М.Лохова, Москва, «Дрофа», 2008.

  4. «Хрестоматия», пособие по литературе для средней школы, 5-9 классы, составитель Е.В.Абрамовских, Челябинск, «Урал LTD», 2005.

  5. «Тесты по литературе. 5-11 классы», Н.Н.Оглобина, Москва, «Олимп», 2007.

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.

Чтение и изучение произведений зарубежной литературы программой рекомендовано осуществлять в конце учебного года, считаю целесообразным это делать по-другому, тематически объединяя произведения зарубежной литературы с текстами русских авторов, что, на мой взгляд, облегчит процесс осознания и осмысления прочитанного.Поэтому чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.


Данная программа помимо уроков изучения, обсуждения произведений литературы предполагает проведение уроков внеклассного чтения, которые имеют целью не только расширение круга чтения учащихся, удовлетворение их читательского интереса, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, умений и навыков. Программой рекомендованы списки произведений для самостоятельного.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю, 34 рабочих недели.

Сопоставление Примерной и авторской программ выявило определённые несоответствия в выборе и количестве изучаемых произведений, которые представлены в таблице:


Темы

Примерная программа

Авторская программа

Устное народное творчество

Малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, исторические песни.

Малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, календарно-обрядовые песни.

Древнерусская литература

Повесть о Петре и Февронии Муромских.

Повесть временных лет («Сказание о белгородском киселе»)

Литература XVIII века

Русская басня. Басни Крылова, Дмитриева.

Пушкин

И.И.Пущину, Зимнее утро. Дубровский. Выстрел.

И.И.Пущину,

Зимнее утро,

Узник.

Выстрел.

Барышня – крестьянка.

Лермонтов

Листок. Три пальмы.

Листок. Три пальмы. Тучи. Утёс.

Гоголь

Ночь перед Рождеством.

Тургенев

Бежин луг.

Кольцов

Песня пахаря.

Тютчев

«Есть в осени первоначальной…»

«Неохотно и несмело…»

«С поляны коршун поднялся…»

Листья.

Фет

«Я пришёл к тебе с приветом…»

«Учись у них – у дуба, у берёзы…»

«Ель рукавом мне тропинку завесила…»

«Ещё майская ночь…»

«Учись у них – у дуба, у берёзы…»

Алексей Толстой

Василий Шибанов

«Где гнутся над омутом лозы…»

Некрасов

Железная дорога.

Железная дорога. Дедушка.

Маяковский

Хорошее отношение к лошадям.

Есенин

Песнь о собаке.

Пороша.

«Мелколесье. Степь и дали…»

Платонов

В прекрасном и яростном мире.

Неизвестный цветок.

Рубцов

Звезда полей.

Звезда полей.

В горнице.

Листья осенние

Казаков

Тихое утро.

Астафьев

Васюткино озеро.

Конь с розовой гривой.

Генри

Дары волхвов.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века.

Стихотворения Баратынского, Полонского.

Произведения о ВО войне

Стихотворения Симонова, Самойлова.

Шукшин

Срезал.

Искандер

Тринадцатый подвиг геракла.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века.

Стихотворения Ахматовой, Блока.

Литература народов мира

Произведения Кулиева, Тукая.

Мифы Древней Греции

Подвиги Геракла.

Гомер

Иллиада. Одиссея.

Сервантес

Дон Кихот.

Шиллер

Перчатка.

Экзюпери

Маленький принц.


Данное противоречие будут ликвидировано за счёт следующих факторов:

  1. Примерная программа располагает резервом учебного времени в 26 часов (5-6 классы).

  2. В большинстве случаев Примерная программа разрешает учителю самостоятельно выбирать произведение указанного автора для изучения на уроке, а в некоторых случаях и автора.

  3. Перенесение изучения произведения в 7 класс (Повесть о Петре и Февронии Муромских, исторические песни, Маяковский «Хорошее отношение к лошадям», Генри «Дары волхвов»).

  4. За счёт уроков внеклассного чтения.



Количество часов в году: 68

Количество часов в неделю: 2

Количество плановых уроков: 40

По развитию речи: 12

Контрольных работ: 5

Внеклассного чтения: 12


Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Это определило цели обучения литературе:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

— приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по литературы;

— овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

— овладение способами устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободно евладение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

— умение давать развернутый ответ на вопрос; рассказывать о литературном герое, давать его характеристику;

— умение написать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;

— освоение лингвистической, культкурологичесокй , коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культур, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору и использованию информации.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции Государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные споосбы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В Государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.


Данные цели и задачи предусматривают формирование у учащихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

— выделение характерных причинно-следственных связей,

— сравнение и сопоставление,

— умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома,

— самостоятельное выполнение различных творческих работ,

— способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде,

— осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),

— владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей,

— составление плана, тезиса, конспекта,

— подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов совей деятельности,

— использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных,

— самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


В 6 классе у детей продолжается формирование представления о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров (в первую очередь лирики и эпоса). Сопоставительный анализ произведений, близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции. Теоретико-литературные понятия, изучаемые в 6 классе, в основном охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции. Творческие работы учащихся должны включать сочинения разных типов (характеристика литературного героя, сопоставление эпизодов, отзыв о прочитанной книге), а также могут включать сочинение загадок, сказок, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений, баллад и др.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т.д.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в системе и содержании уроков в данном планировании. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.




В своей работе учитель должен ориентироваться в своей работе с детьми на требования к уровню подготовки выпускников основного общего образования:


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы ученик должен

знать

  1. содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  2. наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  3. основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  4. историко-культурный контекст изучаемых произведений;

  5. основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  1. работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

  2. определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  3. выявлять авторскую позицию;

  4. выражать свое отношение к прочитанному;

  5. сопоставлять литературные произведения;

  6. выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  7. характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  8. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  9. владеть различными видами пересказа;

  10. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  11. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  12. писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  1. создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  2. находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);

  3. ориентироваться в мире художественной литературы, отбирать произведения, обладающие высокой эстетической ценностью.

  4. III раздел Учебно-тематическое планирование


п/п


Наименование разделов и тем

Всего ча­сов

Плановых уроков

Уроков внеклассного чтения.

развитие речи

Контрольных

уроков

Всего

по разделу

1

Введение.

1

1

2

Устное народное творчество

1

1

1

3

3

Из древнерусской литературы

1

1

4

Из русской литературы XVIII века

1

2

3

5

Из русской литературы XIX века

20

3

4

2

29

6

Из русской литературы XX века

11

2

4

2

19


Из литературы народов России

1

1

1

7

Из зарубежной литературы

4

5

9

8

Обобщение и систематизация изученного

1

1

2


Итого:

40

12

12

5

68








IV раздел Календарно-тематическое планирование


Дата

п/п

Тема урока

по раз

делу


Ключевые компетенции

ООУН


1

Введение-1 ч

. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.


1

Знать о литературе как особой форме познания действительности; об авторе и герое в литературном произведении.

Уметь работать с учебником, строить связное монологическое высказывание на определенную тему.

Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Умение развернуто обосновывать суждения.


2

Вн.чт.


Рк№1

Обрядовый фольклор -3ч Произведения обрядового фольк­лора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольк­лора.

Обрядовые песни

Фольклор Терского берега Белого моря.

1

Знать об обрядовом фольклоре, его основных жанрах,

об обрядовых песнях как разновидности фольклора.

Уметь анализировать художественный текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности.

Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.


3

Рк»2

Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Их народная мудрость. Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок

Собиратели поморского фольклора:Д. Балашов,И. Меркурьев

2

Знать понятия «пословицы» и «поговорки», «загадки», их отличительные признаки.

Уметь отличать пословицу от поговорки, анализировать их структуру, объяснять метафоричность и афористичность загадок.


4

РР

Русский фольклор. Подготовка к сочинению «В чем красота и мудрость русских обрядов?»

3

Знать о русском фольклоре, его особенностях.

Уметь осуществлять поиск необходимой информации, готовиться к сочинению-рассуждению с элементами повествования.


5

Русские летописи- 1ч.

. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях




1

Знать о русских летописях, их стилевых особенностях, о сказании как летописном жанре.

Уметь характеризовать содержание и проблематику «Повести временных лет», выполнять художественный пересказ текста.

Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность. Свободная работа с текстами художественного стиля.


6

РР

Русские басни.-3

И.И.Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка 18 столетия

1

Знать понятие «басня», жанровые и композиционные особенности басни, особенности языка 18 века.

Уметь выразительно читать, анализировать художественный текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности.

Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность.

Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).

Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности.



7

И.А.Крылов

. Слово о баснописце. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого и неумелого хвастуна

2

Знать о творчестве И.А.Крылова, основные темы его творчества как баснописца.

Уметь выразительно читать, анализировать художественный текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности.


8

РР

И.А.Крылов. «Осел и соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. Развитие понятия об аллегории. Подготовка к домашнему сочинению «Что осуждается в русских баснях?»

3

Знать содержание басни «Осел и соловей», особенности русских басен.

Уметь выразительно читать, анализировать художественный текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности.


9

Из русской литературы XIX века — 29

А.С.Пушкин.

Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выразительному чтению

1

Знать основные мотивы лирики А.С.Пушкина; вольнолюбивый характер стихотворения «Узник».

Уметь выразительно читать стихотворения, анализировать со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности.


Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).


Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.


Исследование несложных реальных связей и зависимостей.


Участие в организации и проведении учебно-исследовательской работы.


Формулирование полученных результатов.


Создание собственных произведений с использованием разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать.


Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.


Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного).


Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.


Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).

Свободная работа с текстами художественного, публицистического стилей, понимание их специфики.

Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста.


Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).


Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.


10

РР

А.С.Пушкин. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу стихотворения «Зимнее утро».

2

Знать двусложные размеры (ямб, хорей); понятие об антитезе.

Уметь характеризовать используемые в поэтическом тексте стилистические средства, фигуры речи; характеризовать композицию.


11


А.С.Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину». «Чувства добрые» в лирике А.С.Пушкина. Жанр стихотворного послания. «Зимняя дорога». Изображение действительности и внутреннего мира человека. Тема жизненного пути. Эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике А.С.Пушкина

3

Знать период жизни А.С.Пушкина в Царскосельском лицее; жанр послания.

Уметь выступать с подготовленным сообщением на определенную тему, выразительно читать, анализировать художественный текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности.


12

А.С.Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции повести. Пародия на романтические темы и мотивы в повести «Барышня-крестьянка». «Лицо и маска» героев повести. Роль случая в композиции произведения

4

Знать содержание «Повестей Белкина», историю создания текстов, художественные особенности повестей, идейное содержание.

Уметь выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов; проводить сопоставительный анализ образов; анализировать художественный текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности.


13

А.С.Пушкин. «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова

5

Знать понятия «сюжет», «композиция»; роман как один из эпических жанров литературы.

Уметь составлять план событий, говорить о композиции романа.


14

Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке». Роль эпизода в повести

6

Знать историческую подоплеку произведения.

Уметь анализировать некоторые эпизоды, приводить в примеры цитаты, отстаивать свою точку зрения.


15

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям. Развитие понятия о композиции художественного произведения

7

Знать об авторском отношении к героям, о композиции произведения.

Уметь анализировать художественный текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности.


16

РР

Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

8

Знать содержание повести, его композиционные и содержательные особенности; знать методику действий при написании творческой работы.

Уметь строить связное аргументированное монологическое высказывание на определенную тему; уметь составлять план к сочинению и писать работу в соответствии с планом.


17

К

Контрольная работа//тест по творчеству А.С.Пушкина

9

Знать о творчестве А.С.Пушкина.

Уметь применять данные теоретические знания на практике.


18

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций

10

Знать биографические факты поэта; содержание и тему стихотворения «Парус», прием сравнения в композиции стихотворения «Тучи».

Уметь выразительно читать, анализировать поэтический текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности.


19

Антитеза как основной композиционный прием в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Листок», «Утес», «На севере диком…». Особенности выражения темы одиночества Обучение анализу одного стихотворения

11

Знать понятия «антитеза», «метафора», мотивы лирики поэта.

Уметь выразительно читать поэтический текст.



20

М.Ю.Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Двусложные и трехсложные размеры стиха. Поэтическая интонация. Подготовка к сочинению по анализу одного стихотворения М.Ю.Лермонтова

12

Знать понятия «антитеза», «метафора», мотивы лирики поэта.

Уметь характеризовать стилистические средства, определять размеры стиха.


21

Вн.чт.

Н.В.Гоголь. «Старосветские помещики»

13

Знать факты жизни и творчества писателя, содержание произведения.

Уметь характеризовать композицию, язык, стиль произведения; анализировать художественный текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности.


22

И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора

14

Знать основные факты биографии и творчества писателя.

Уметь анализировать художественный текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности.


23

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров. И.С.Тургенев – мастер портрета и пейзажа

15

Знать о роли картин природы в рассказе «Бежин луг»; о портретах героев как средстве изображения их характеров.

Уметь анализировать художественный текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности.


24

Ф.И.Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева. «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…». Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении

16

Знать основные факты биографии поэта, мотивы его лирики; знать о лирике как роде художественной литературы, о лирическом герое, лирическом образе.

Уметь выразительно читать, анализировать поэтический текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности.



25

Ф.И.Тютчев. «Листья». Обучение анализу одного стихотворения

17

Знать основные средства художественной выразительности.

Уметь выразительно читать, анализировать поэтический текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности по определенному плану.


26

А.А.Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали

18

Знать основные факты биографии поэта, мотивы его лирики; знать о лирике как роде художественной литературы, о лирическом герое, лирическом образе.

Уметь выразительно читать, анализировать поэтический текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности.


27

А.А.Фет. «Еще майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них – у дуба, у березы…». Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности

19

Знать основные факты биографии поэта, мотивы его лирики; знать о лирике как роде художественной литературы, о лирическом герое, лирическом образе.

Уметь выразительно читать, анализировать поэтический текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности.


28

РР

Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. Подготовка к домашнему сочинению по лирике Ф.И.Тютчева и А.А.Фета

20

Знать об особенностях поэтической речи Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

Уметь строить связное монологическое высказывание на определенную тему.


29

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя

21

Знать факты жизни и творчества Н.А.Некрасова; содержание стихотворения, его обличительный пафос.

Уметь определять тематику произведения, особенности языка и стиля.


30

Своеобразие композиции стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций.

22

Знать художественные особенности стихотворения.

Уметь характеризовать стилистические средства.


31

Вн.чт.

Н.А.Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н.А.Некрасова

23

Знать содержание произведения.

Уметь анализировать художественный текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности.



32

К

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова

24

Знать о творчестве М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова.

Уметь применять данные знания на практике.


33

Н.С.Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. Изображение представителей царской власти в сказе Н.С.Лескова «Левша». Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести

25

Знать основные факты биографии писателя, понятие «сказ», особенности сказа, идейный смысл произведения.

Уметь характеризовать идейное содержание произведения, выполнять художественный пересказ эпизодов.


34

РР

Особенности языка повести Н.С.Лескова «Левша». Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» и сказе Н.С.Лескова «Левша»

26

Знать понятие «речевая характеристика», особенности языка повести Н.С.Лескова.

Уметь давать характеристику героя по определенному плану, строить связное монологическое высказывание.


35

Вн.чт.

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте

27

Знать сведения из биографии А.П.Чехова, понятия «юмор», «сатира», жанр юмористического рассказа.

Уметь характеризовать стилистические особенности и идейное содержание текстов.


36

А.П.Чехов. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора

28

Знать содержание рассказа; о роли художественной детали в произведении.

Уметь анализировать художественный текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности.


37

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Я.П.Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…». Художественные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике. Е.А.Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…». А.К.Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». Развитие понятия о лирике

29

Знать о поэтах 19-20 веков: Я.П.Полонском, Е.А.Баратынском, А.К.Толстом.

Уметь анализировать лирическое произведение, находить языковые средства выразительности.



38

Из русской литературы XX века-19ч

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П.Платонова


1

Знать факты биографии А.П.Платонова, содержание рассказа, своеобразие языка произведения, стилистическую манеру писателя.

Уметь анализировать эпизоды.

Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).


Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.


Исследование несложных реальных связей и зависимостей.


Участие в организации и проведении учебно-исследовательской работы.


Формулирование полученных результатов.


Создание собственных произведений с использованием разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать.


Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.


Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного).


Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.


Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).

Свободная работа с текстами художественного, публицистического стилей, понимание их специфики.

Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста.


Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).



Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.


39

Вн.чт.

А.С.Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев книги А.С.Грина «Алые паруса». Авторская позиция в произведении

2

Знать содержание повести; об авторской позиции в произведении.

Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику повести, владеть различными видами пересказа.


40

М.М.Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти

3

Знать биографические сведения о М.М.Пришвине; жанр «сказка-быль».

Уметь давать характеристику героя по определенному плану.


41

Образ природы в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе»

4

Знать об образе природы в произведении.

Уметь производить анализ эпизода, строить связное аргументированное монологическое высказывание.


42

РР

Рк №3

Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Подготовка к сочинению М. Пришвин в краю полуночного солнца. «за волшебным колобком». Главы: «Река Нива и озеро Имандра», «Солнечные ночи в Хибинских горах», «В горах Белого моря», «Северный орех», «Старый кормщик» (по выбору)

5

Знать основную мысль произведения, философский смысл названия.

Уметь проводить сопоставительный анализ героев, эпизодов, выражать свое отношение к прочитанному.


Таинственная, дикая природа и мир бескорыстно приветливых людей. Таинственная Похиола. Мастерство писателя: сочетание лиризма с научным стилем


43

К

Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

6

Знать о человек и природе в произведении.

Уметь строить связное аргументированное монологическое высказывание на определенную тему.


44

РР

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках. К.М.Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». Д.С.Самойлов. «Сороковые» и др. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению

7

Знать факты биографии К.М.Симонова, Д.С.Самойлова.

Уметь выразительно читать стихотворные тексты, осмыслять тематику, нравственные аспекты произведений.


45

Вн.ч рк№4

В.С. Маслов «Восьминка» Уроки доброты и милосердия. Раннее взросление

8

Знать о фактах биографии писателя; содержание произведения.

Уметь анализировать художественный текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности.


46

В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы рассказа

9

Знать факты биографии писателя, признаки рассказа как жанра.

Уметь проводить сопоставительный анализ отдельных эпизодов.


47

РР

В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении. Подготовка к домашнему сочинению «Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

10

Знать понятие художественной детали.

Уметь выражать свое отношение к прочитанному, постигать нравственные проблемы, затронутые в произведении.


48

В.Г.Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени

11

Знать факты биографии писателя; приемы характеристики героя; понятия «посвящение», «предисловие»; прием антитезы, композицию рассказа.

Уметь характеризовать героя рассказа, составлять устный портрет литературного героя.


49

Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. Подготовка к сочинению

12

Знать смысл названия рассказа.

Уметь составлять устный портрет литературного героя.


50

РР

Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П.Астафьева и В.Г.Распутина»

13

Знать содержание текстов, понятие нравственного выбора.

Уметь писать творческую работу по произведению, выражать свое отношение к прочитанному.


51 рк№5

Н.М.Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике…» В. Семенов «Люблю я Заполярный край»; В. Смирнов «Поморы», «Я родился у самого края земли»

14

Знать основные факты биографии поэта; об антитезе, о повторе как художественном приеме, о поэтическом символе.

Уметь выразительно читать, анализировать поэтический текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности.


Лирика как выражение авторского мировосприятия. Образ автора. Тема родины. Выразительность стихотворной речи


52

Ф.Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

15

Знать о биографии писателя; содержание произведения; о нравственных вопросах в рассказе.

Уметь анализировать художественный текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности; постигать нравственные проблемы, затронутые в рассказе.


53

К

Контрольная работа//тестирование по творчеству Н.С.Лескова, А.П.Чехова, М.М.Пришвина; по литературе о Великой Отечественной войне

16

Знать о творчестве Н.С.Лескова, А.П.Чехова, М.М.Пришвина, о литературе о Великой Отечественной войне.

Уметь применять эти знания на практике.


54

Родная природа в русской поэзии 20 века. А.А.Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов. С.А.Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств в лирике С.А.Есенина. Обучение выразительному чтению.

17

Знать сведения о жизни и творчестве С.Есенина и А.Блока; темы лирики поэтов; понятие «аллитерация».

Уметь выразительно читать, анализировать поэтический текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности.


55

А.А.Ахматова. Слово о поэтессе. «Перед весной бывают дни такие…». Обучение анализу одного стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу лирики

18

Знать сведения о жизни и творчестве А.А.Ахматовой.

Уметь анализировать поэтический текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности; уметь «видеть» роль художественной детали в тексте произведения.


56

В.М.Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина. Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина

19

Знать о жизни и творчестве писателя, об особенностях рассказов и героев писателя.

Уметь давать характеристику героя произведения, анализировать содержание и проблематику произведения.


57Вн.чт

Рк №6

Из литературы народов России-1ч

К.Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…». Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации. Г.Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человека Творчество саамских поэтов О.Воронова. «Над весенней тундрой», «Рисунки на камне», «Вирма …»

1

Знать о жизни и творчестве поэтов, основную тематику их произведений.

Уметь анализировать поэтический текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности.

Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью.


58

Из зарубежной литературы -8 ч.

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид»

1

Знать понятие мифа; понятие «герой» в древнегреческой мифологии; содержание мифов «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

Уметь выполнять художественный пересказ эпизодов.

Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).

Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.

Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного).

Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).

Свободная работа с текстами художественного, публицистического стилей, понимание их специфики.

Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.



59

Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки

2

Знать понятие легенды, содержание «Легенды об Арионе», отличия мифа от сказки.

Уметь сжато и подробно пересказывать художественный текст.


60

Вн.чт.

Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические и эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе

3

Знать об эпосе как роде литературы; содержание фрагментов произведений, понятия «гипербола», «постоянный эпитет».

Уметь давать характеристику герою. Анализировать его поступки.


61

Обобщающий урок по теме «Мифы народов мира».


4

1) проверить качество и уровень знаний, умений и навы­ков, полученных при изучении раздела «Мифология»

2)Развитие навыков самостоятельной работы



62

Вн.чт.

М.Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Образ Санчо Пансы

5

Знать факты биографии писателя, содержание и проблематику произведения, понятие «пародия».

Уметь давать характеристику героя произведения, анализировать содержание и проблематику произведения.


63

Ф.Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести

6

Знать сведения о писателе; содержание баллады, жанр баллады.

Уметь владеть навыками анализа художественного текста.


64

Вн.чт.

П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества.


7

Знать содержание и проблематику произведения.

Уметь владеть навыками анализа текста; составлять словесный портрет героев (словесное рисование).



65

Вн.чт.

М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Том и Гек: общность и различие. Средства создания комического. Юмор в произведении Романтизм и реализм в произведении.

Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях

8

Знать содержание произведения.

Уметь составлять словесный портрет героев (словесное рисование).


66

Вн.чт.

А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча. Маленький принц, его друзья и враги. Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказке. Понятие о притче

9

Знать о биографии писателя, понятия «философия», «притча», содержание и проблематику произведения.

Уметь давать характеристику героя произведения, анализировать содержание и проблематику произведения.


67-68

К

Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса». Задания для летнего чтения Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?». Выявление уровня литературного развития учащихся

2

Знать изученное в курсе литературы 6 класса.

Уметь строить связное монологическое аргументированное высказывание.

Формулирование полученных результатов. Владение основными видами публичных выступлений. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.


21


Свежие документы:  Урок литературного чтения в 1 классе на тему Б. Заходер «На горизонтских островах»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: