Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное общеобразовательное учреждение г.Мурманска
средняя общеобразовательная школа №23
Согласовано заместителем директором по УВР «__»_________2011г. Ю.В. Просвирина /_______/
| Утверждена директором МОУ СОШ №23 «__»_________2011г. С.Н. Типсина /_______/
|
Рабочая программа учебного предмета «Литература»
6 класс
Учитель АндайкинаЕ.В.
Мурманск
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для обучающихся 6-х классов создана на основе
Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ от 05.03.2004 года, №1089),
Примерной учебной программы основного общего образования по литературе,
авторской Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский коллектив: В.П.Журавлёв, В.И.Коровин И.С.Збарский, В.П.Полухина), опубликованной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы» (Базовый уровень) :Москва, «Просвещение» , 2007г , с 19-27)
Учебник-хрестоматия, 6 класс, в двух частях, авторы-составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, Москва, «Просвещение», 2008. Учебник рекомендован Министерством образования и науки РФ.
Дополнительная литература:
«Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы», под ред. В.Я.Коровиной, Москва, «Просвещение», 2007.
«Поурочные разработки по литературе», авторы: О.Б.Беломестных, М.С.Корнеева, И.В.Золотарева, Москва, «Вако», 2007.
«Литература для школьников», авторы: П.Э.Лион, Н.М.Лохова, Москва, «Дрофа», 2008.
«Хрестоматия», пособие по литературе для средней школы, 5-9 классы, составитель Е.В.Абрамовских, Челябинск, «Урал LTD», 2005.
«Тесты по литературе. 5-11 классы», Н.Н.Оглобина, Москва, «Олимп», 2007.
Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.
Чтение и изучение произведений зарубежной литературы программой рекомендовано осуществлять в конце учебного года, считаю целесообразным это делать по-другому, тематически объединяя произведения зарубежной литературы с текстами русских авторов, что, на мой взгляд, облегчит процесс осознания и осмысления прочитанного.Поэтому чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.
Данная программа помимо уроков изучения, обсуждения произведений литературы предполагает проведение уроков внеклассного чтения, которые имеют целью не только расширение круга чтения учащихся, удовлетворение их читательского интереса, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, умений и навыков. Программой рекомендованы списки произведений для самостоятельного.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю, 34 рабочих недели.
Сопоставление Примерной и авторской программ выявило определённые несоответствия в выборе и количестве изучаемых произведений, которые представлены в таблице:
Примерная программа | Авторская программа | |
Устное народное творчество | Малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, исторические песни. | Малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, календарно-обрядовые песни. |
Древнерусская литература | Повесть о Петре и Февронии Муромских. | Повесть временных лет («Сказание о белгородском киселе») |
Литература XVIII века | — | Русская басня. Басни Крылова, Дмитриева. |
Пушкин | И.И.Пущину, Зимнее утро. Дубровский. Выстрел. | И.И.Пущину, Зимнее утро, Узник. Выстрел. Барышня – крестьянка. |
Лермонтов | Листок. Три пальмы. | Листок. Три пальмы. Тучи. Утёс. |
Гоголь | Ночь перед Рождеством. | — |
Тургенев | — | Бежин луг. |
Кольцов | Песня пахаря. | — |
Тютчев | «Есть в осени первоначальной…» | «Неохотно и несмело…» «С поляны коршун поднялся…» Листья. |
Фет | «Я пришёл к тебе с приветом…» «Учись у них – у дуба, у берёзы…» | «Ель рукавом мне тропинку завесила…» «Ещё майская ночь…» «Учись у них – у дуба, у берёзы…» |
Алексей Толстой | Василий Шибанов | «Где гнутся над омутом лозы…» |
Некрасов | Железная дорога. | Железная дорога. Дедушка. |
Маяковский | Хорошее отношение к лошадям. | — |
Есенин | Песнь о собаке. | Пороша. «Мелколесье. Степь и дали…» |
Платонов | В прекрасном и яростном мире. | Неизвестный цветок. |
Рубцов | Звезда полей. | Звезда полей. В горнице. Листья осенние |
Казаков | Тихое утро. | — |
Астафьев | Васюткино озеро. | Конь с розовой гривой. |
Генри | Дары волхвов. | — |
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. | — | Стихотворения Баратынского, Полонского. |
Произведения о ВО войне | — | Стихотворения Симонова, Самойлова. |
Шукшин | — | Срезал. |
Искандер | — | Тринадцатый подвиг геракла. |
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века. | — | Стихотворения Ахматовой, Блока. |
Литература народов мира | — | Произведения Кулиева, Тукая. |
Мифы Древней Греции | — | Подвиги Геракла. |
Гомер | — | Иллиада. Одиссея. |
Сервантес | — | Дон Кихот. |
Шиллер | — | Перчатка. |
Экзюпери | — | Маленький принц. |
Данное противоречие будут ликвидировано за счёт следующих факторов:
Примерная программа располагает резервом учебного времени в 26 часов (5-6 классы).
В большинстве случаев Примерная программа разрешает учителю самостоятельно выбирать произведение указанного автора для изучения на уроке, а в некоторых случаях и автора.
Перенесение изучения произведения в 7 класс (Повесть о Петре и Февронии Муромских, исторические песни, Маяковский «Хорошее отношение к лошадям», Генри «Дары волхвов»).
За счёт уроков внеклассного чтения.
Количество часов в году: 68
Количество часов в неделю: 2
Количество плановых уроков: 40
По развитию речи: 12
Контрольных работ: 5
Внеклассного чтения: 12
Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Это определило цели обучения литературе:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
— приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по литературы;
— овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
— овладение способами устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободно евладение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
— умение давать развернутый ответ на вопрос; рассказывать о литературном герое, давать его характеристику;
— умение написать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;
— освоение лингвистической, культкурологичесокй , коммуникативной компетенций.
Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культур, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору и использованию информации.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции Государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные споосбы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В Государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Данные цели и задачи предусматривают формирование у учащихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
— выделение характерных причинно-следственных связей,
— сравнение и сопоставление,
— умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома,
— самостоятельное выполнение различных творческих работ,
— способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде,
— осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),
— владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей,
— составление плана, тезиса, конспекта,
— подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов совей деятельности,
— использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных,
— самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
В 6 классе у детей продолжается формирование представления о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров (в первую очередь лирики и эпоса). Сопоставительный анализ произведений, близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции. Теоретико-литературные понятия, изучаемые в 6 классе, в основном охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции. Творческие работы учащихся должны включать сочинения разных типов (характеристика литературного героя, сопоставление эпизодов, отзыв о прочитанной книге), а также могут включать сочинение загадок, сказок, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений, баллад и др.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т.д.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в системе и содержании уроков в данном планировании. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
В своей работе учитель должен ориентироваться в своей работе с детьми на требования к уровню подготовки выпускников основного общего образования:
В результате изучения литературы ученик должен
знать
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
историко-культурный контекст изучаемых произведений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь
работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
сопоставлять литературные произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);
ориентироваться в мире художественной литературы, отбирать произведения, обладающие высокой эстетической ценностью.
III раздел Учебно-тематическое планирование
Наименование разделов и тем | Всего часов | |||||
Плановых уроков | Уроков внеклассного чтения. | развитие речи | Контрольных уроков | Всего по разделу | ||
1 | Введение. | 1 | — | — | — | 1 |
2 | Устное народное творчество | 1 | 1 | 1 | — | 3 |
3 | Из древнерусской литературы | 1 | — | — | — | 1 |
4 | Из русской литературы XVIII века | 1 | — | 2 | — | 3 |
5 | Из русской литературы XIX века | 20 | 3 | 4 | 2 | 29 |
6 | Из русской литературы XX века | 11 | 2 | 4 | 2 | 19 |
| Из литературы народов России | — | 1 | 1 | — | 1 |
7 | Из зарубежной литературы | 4 | 5 | — | — | 9 |
8 | Обобщение и систематизация изученного | 1 | — | — | 1 | 2 |
| Итого: | 40 | 12 | 12 | 5 | 68 |
IV раздел Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | № по раз делу | Ключевые компетенции | ООУН | |
| 1 | Введение-1 ч . Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
| 1 | Знать о литературе как особой форме познания действительности; об авторе и герое в литературном произведении. Уметь работать с учебником, строить связное монологическое высказывание на определенную тему. | Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Умение развернуто обосновывать суждения. |
| 2 Вн.чт.
Рк№1 | Обрядовый фольклор -3ч Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора. Обрядовые песни Фольклор Терского берега Белого моря. | 1 | Знать об обрядовом фольклоре, его основных жанрах, об обрядовых песнях как разновидности фольклора. Уметь анализировать художественный текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности. | Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. |
| 3 Рк»2 | Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Их народная мудрость. Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок Собиратели поморского фольклора:Д. Балашов,И. Меркурьев | 2 | Знать понятия «пословицы» и «поговорки», «загадки», их отличительные признаки. Уметь отличать пословицу от поговорки, анализировать их структуру, объяснять метафоричность и афористичность загадок. | |
| 4 РР | Русский фольклор. Подготовка к сочинению «В чем красота и мудрость русских обрядов?» | 3 | Знать о русском фольклоре, его особенностях. Уметь осуществлять поиск необходимой информации, готовиться к сочинению-рассуждению с элементами повествования. | |
| 5 | Русские летописи- 1ч. . «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях | 1 | Знать о русских летописях, их стилевых особенностях, о сказании как летописном жанре. Уметь характеризовать содержание и проблематику «Повести временных лет», выполнять художественный пересказ текста. | Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность. Свободная работа с текстами художественного стиля. |
| 6 РР | Русские басни.-3 И.И.Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка 18 столетия | 1 | Знать понятие «басня», жанровые и композиционные особенности басни, особенности языка 18 века. Уметь выразительно читать, анализировать художественный текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности. | Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность. Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности.
|
| 7 | И.А.Крылов . Слово о баснописце. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого и неумелого хвастуна | 2 | Знать о творчестве И.А.Крылова, основные темы его творчества как баснописца. Уметь выразительно читать, анализировать художественный текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности. | |
| 8 РР | И.А.Крылов. «Осел и соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. Развитие понятия об аллегории. Подготовка к домашнему сочинению «Что осуждается в русских баснях?» | 3 | Знать содержание басни «Осел и соловей», особенности русских басен. Уметь выразительно читать, анализировать художественный текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности. | |
| 9 | Из русской литературы XIX века — 29 А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выразительному чтению | 1 | Знать основные мотивы лирики А.С.Пушкина; вольнолюбивый характер стихотворения «Узник». Уметь выразительно читать стихотворения, анализировать со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности. | Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Участие в организации и проведении учебно-исследовательской работы. Формулирование полученных результатов. Создание собственных произведений с использованием разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная работа с текстами художественного, публицистического стилей, понимание их специфики.
Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста. Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. |
| 10 РР | А.С.Пушкин. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу стихотворения «Зимнее утро». | 2 | Знать двусложные размеры (ямб, хорей); понятие об антитезе. Уметь характеризовать используемые в поэтическом тексте стилистические средства, фигуры речи; характеризовать композицию. | |
| 11
| А.С.Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину». «Чувства добрые» в лирике А.С.Пушкина. Жанр стихотворного послания. «Зимняя дорога». Изображение действительности и внутреннего мира человека. Тема жизненного пути. Эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике А.С.Пушкина | 3 | Знать период жизни А.С.Пушкина в Царскосельском лицее; жанр послания. Уметь выступать с подготовленным сообщением на определенную тему, выразительно читать, анализировать художественный текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности. | |
| 12 | А.С.Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции повести. Пародия на романтические темы и мотивы в повести «Барышня-крестьянка». «Лицо и маска» героев повести. Роль случая в композиции произведения | 4 | Знать содержание «Повестей Белкина», историю создания текстов, художественные особенности повестей, идейное содержание. Уметь выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов; проводить сопоставительный анализ образов; анализировать художественный текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности. | |
| 13 | А.С.Пушкин. «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова | 5 | Знать понятия «сюжет», «композиция»; роман как один из эпических жанров литературы. Уметь составлять план событий, говорить о композиции романа. | |
| 14 | Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке». Роль эпизода в повести | 6 | Знать историческую подоплеку произведения. Уметь анализировать некоторые эпизоды, приводить в примеры цитаты, отстаивать свою точку зрения. | |
| 15 | Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям. Развитие понятия о композиции художественного произведения | 7 | Знать об авторском отношении к героям, о композиции произведения. Уметь анализировать художественный текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности. | |
| 16 РР | Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский» | 8 | Знать содержание повести, его композиционные и содержательные особенности; знать методику действий при написании творческой работы. Уметь строить связное аргументированное монологическое высказывание на определенную тему; уметь составлять план к сочинению и писать работу в соответствии с планом. | |
| 17 К | Контрольная работа//тест по творчеству А.С.Пушкина | 9 | Знать о творчестве А.С.Пушкина. Уметь применять данные теоретические знания на практике. | |
| 18 | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций | 10 | Знать биографические факты поэта; содержание и тему стихотворения «Парус», прием сравнения в композиции стихотворения «Тучи». Уметь выразительно читать, анализировать поэтический текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности. | |
| 19 | Антитеза как основной композиционный прием в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Листок», «Утес», «На севере диком…». Особенности выражения темы одиночества Обучение анализу одного стихотворения | 11 | Знать понятия «антитеза», «метафора», мотивы лирики поэта. Уметь выразительно читать поэтический текст.
| |
| 20 | М.Ю.Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Двусложные и трехсложные размеры стиха. Поэтическая интонация. Подготовка к сочинению по анализу одного стихотворения М.Ю.Лермонтова | 12 | Знать понятия «антитеза», «метафора», мотивы лирики поэта. Уметь характеризовать стилистические средства, определять размеры стиха. | |
| 21 Вн.чт. | Н.В.Гоголь. «Старосветские помещики» | 13 | Знать факты жизни и творчества писателя, содержание произведения. Уметь характеризовать композицию, язык, стиль произведения; анализировать художественный текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности. | |
| 22 | И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора | 14 | Знать основные факты биографии и творчества писателя. Уметь анализировать художественный текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности. | |
| 23 | Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров. И.С.Тургенев – мастер портрета и пейзажа | 15 | Знать о роли картин природы в рассказе «Бежин луг»; о портретах героев как средстве изображения их характеров. Уметь анализировать художественный текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности. | |
| 24 | Ф.И.Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева. «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…». Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении | 16 | Знать основные факты биографии поэта, мотивы его лирики; знать о лирике как роде художественной литературы, о лирическом герое, лирическом образе. Уметь выразительно читать, анализировать поэтический текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности. |
|
| 25 | Ф.И.Тютчев. «Листья». Обучение анализу одного стихотворения | 17 | Знать основные средства художественной выразительности. Уметь выразительно читать, анализировать поэтический текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности по определенному плану. | |
| 26 | А.А.Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали | 18 | Знать основные факты биографии поэта, мотивы его лирики; знать о лирике как роде художественной литературы, о лирическом герое, лирическом образе. Уметь выразительно читать, анализировать поэтический текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности. | |
| 27 | А.А.Фет. «Еще майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них – у дуба, у березы…». Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности | 19 | Знать основные факты биографии поэта, мотивы его лирики; знать о лирике как роде художественной литературы, о лирическом герое, лирическом образе. Уметь выразительно читать, анализировать поэтический текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности. | |
| 28 РР | Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. Подготовка к домашнему сочинению по лирике Ф.И.Тютчева и А.А.Фета | 20 | Знать об особенностях поэтической речи Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. Уметь строить связное монологическое высказывание на определенную тему. | |
| 29 | Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя | 21 | Знать факты жизни и творчества Н.А.Некрасова; содержание стихотворения, его обличительный пафос. Уметь определять тематику произведения, особенности языка и стиля. | |
| 30 | Своеобразие композиции стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций. | 22 | Знать художественные особенности стихотворения. Уметь характеризовать стилистические средства. | |
| 31 Вн.чт. | Н.А.Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н.А.Некрасова | 23 | Знать содержание произведения. Уметь анализировать художественный текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности. |
|
| 32 К | Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова | 24 | Знать о творчестве М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова. Уметь применять данные знания на практике. | |
| 33 | Н.С.Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. Изображение представителей царской власти в сказе Н.С.Лескова «Левша». Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести | 25 | Знать основные факты биографии писателя, понятие «сказ», особенности сказа, идейный смысл произведения. Уметь характеризовать идейное содержание произведения, выполнять художественный пересказ эпизодов. | |
| 34 РР | Особенности языка повести Н.С.Лескова «Левша». Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» и сказе Н.С.Лескова «Левша» | 26 | Знать понятие «речевая характеристика», особенности языка повести Н.С.Лескова. Уметь давать характеристику героя по определенному плану, строить связное монологическое высказывание. | |
| 35 Вн.чт. | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте | 27 | Знать сведения из биографии А.П.Чехова, понятия «юмор», «сатира», жанр юмористического рассказа. Уметь характеризовать стилистические особенности и идейное содержание текстов. | |
| 36 | А.П.Чехов. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора | 28 | Знать содержание рассказа; о роли художественной детали в произведении. Уметь анализировать художественный текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности. | |
| 37 | Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Я.П.Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…». Художественные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике. Е.А.Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…». А.К.Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». Развитие понятия о лирике | 29 | Знать о поэтах 19-20 веков: Я.П.Полонском, Е.А.Баратынском, А.К.Толстом. Уметь анализировать лирическое произведение, находить языковые средства выразительности. |
|
| 38 | Из русской литературы XX века-19ч А.П.Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П.Платонова | 1 | Знать факты биографии А.П.Платонова, содержание рассказа, своеобразие языка произведения, стилистическую манеру писателя. Уметь анализировать эпизоды. | Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Участие в организации и проведении учебно-исследовательской работы. Формулирование полученных результатов. Создание собственных произведений с использованием разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная работа с текстами художественного, публицистического стилей, понимание их специфики.
Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста. Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. |
| 39 Вн.чт. | А.С.Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев книги А.С.Грина «Алые паруса». Авторская позиция в произведении | 2 | Знать содержание повести; об авторской позиции в произведении. Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику повести, владеть различными видами пересказа. | |
| 40 | М.М.Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти | 3 | Знать биографические сведения о М.М.Пришвине; жанр «сказка-быль». Уметь давать характеристику героя по определенному плану. | |
| 41 | Образ природы в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе» | 4 | Знать об образе природы в произведении. Уметь производить анализ эпизода, строить связное аргументированное монологическое высказывание. | |
| 42 РР Рк №3 | Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Подготовка к сочинению М. Пришвин в краю полуночного солнца. «за волшебным колобком». Главы: «Река Нива и озеро Имандра», «Солнечные ночи в Хибинских горах», «В горах Белого моря», «Северный орех», «Старый кормщик» (по выбору) | 5 | Знать основную мысль произведения, философский смысл названия. Уметь проводить сопоставительный анализ героев, эпизодов, выражать свое отношение к прочитанному.
Таинственная, дикая природа и мир бескорыстно приветливых людей. Таинственная Похиола. Мастерство писателя: сочетание лиризма с научным стилем | |
| 43 К | Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» | 6 | Знать о человек и природе в произведении. Уметь строить связное аргументированное монологическое высказывание на определенную тему. | |
| 44 РР | Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках. К.М.Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». Д.С.Самойлов. «Сороковые» и др. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению | 7 | Знать факты биографии К.М.Симонова, Д.С.Самойлова. Уметь выразительно читать стихотворные тексты, осмыслять тематику, нравственные аспекты произведений. | |
| 45 Вн.ч рк№4 | В.С. Маслов «Восьминка» Уроки доброты и милосердия. Раннее взросление | 8 | Знать о фактах биографии писателя; содержание произведения. Уметь анализировать художественный текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности. | |
| 46 | В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы рассказа | 9 | Знать факты биографии писателя, признаки рассказа как жанра. Уметь проводить сопоставительный анализ отдельных эпизодов. | |
| 47 РР | В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении. Подготовка к домашнему сочинению «Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» | 10 | Знать понятие художественной детали. Уметь выражать свое отношение к прочитанному, постигать нравственные проблемы, затронутые в произведении. | |
| 48 | В.Г.Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени | 11 | Знать факты биографии писателя; приемы характеристики героя; понятия «посвящение», «предисловие»; прием антитезы, композицию рассказа. Уметь характеризовать героя рассказа, составлять устный портрет литературного героя. | |
| 49 | Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. Подготовка к сочинению | 12 | Знать смысл названия рассказа. Уметь составлять устный портрет литературного героя. | |
| 50 РР | Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П.Астафьева и В.Г.Распутина» | 13 | Знать содержание текстов, понятие нравственного выбора. Уметь писать творческую работу по произведению, выражать свое отношение к прочитанному. | |
| 51 рк№5 | Н.М.Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике…» В. Семенов «Люблю я Заполярный край»; В. Смирнов «Поморы», «Я родился у самого края земли» | 14 | Знать основные факты биографии поэта; об антитезе, о повторе как художественном приеме, о поэтическом символе. Уметь выразительно читать, анализировать поэтический текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности.
Лирика как выражение авторского мировосприятия. Образ автора. Тема родины. Выразительность стихотворной речи | |
| 52 | Ф.Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» | 15 | Знать о биографии писателя; содержание произведения; о нравственных вопросах в рассказе. Уметь анализировать художественный текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности; постигать нравственные проблемы, затронутые в рассказе. | |
| 53 К | Контрольная работа//тестирование по творчеству Н.С.Лескова, А.П.Чехова, М.М.Пришвина; по литературе о Великой Отечественной войне | 16 | Знать о творчестве Н.С.Лескова, А.П.Чехова, М.М.Пришвина, о литературе о Великой Отечественной войне. Уметь применять эти знания на практике. | |
| 54 | Родная природа в русской поэзии 20 века. А.А.Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов. С.А.Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств в лирике С.А.Есенина. Обучение выразительному чтению. | 17 | Знать сведения о жизни и творчестве С.Есенина и А.Блока; темы лирики поэтов; понятие «аллитерация». Уметь выразительно читать, анализировать поэтический текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности. | |
| 55 | А.А.Ахматова. Слово о поэтессе. «Перед весной бывают дни такие…». Обучение анализу одного стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу лирики | 18 | Знать сведения о жизни и творчестве А.А.Ахматовой. Уметь анализировать поэтический текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности; уметь «видеть» роль художественной детали в тексте произведения. | |
| 56 | В.М.Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина. Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина | 19 | Знать о жизни и творчестве писателя, об особенностях рассказов и героев писателя. Уметь давать характеристику героя произведения, анализировать содержание и проблематику произведения. | |
| 57Вн.чт Рк №6 | Из литературы народов России-1ч К.Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…». Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации. Г.Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человека Творчество саамских поэтов О.Воронова. «Над весенней тундрой», «Рисунки на камне», «Вирма …» | 1 | Знать о жизни и творчестве поэтов, основную тематику их произведений. Уметь анализировать поэтический текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности. | Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью. |
| 58 | Из зарубежной литературы -8 ч. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид» | 1 | Знать понятие мифа; понятие «герой» в древнегреческой мифологии; содержание мифов «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Уметь выполнять художественный пересказ эпизодов. | Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная работа с текстами художественного, публицистического стилей, понимание их специфики.
Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.
|
| 59 | Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки | 2 | Знать понятие легенды, содержание «Легенды об Арионе», отличия мифа от сказки. Уметь сжато и подробно пересказывать художественный текст. | |
| 60 Вн.чт. | Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические и эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе | 3 | Знать об эпосе как роде литературы; содержание фрагментов произведений, понятия «гипербола», «постоянный эпитет». Уметь давать характеристику герою. Анализировать его поступки. | |
| 61 | Обобщающий урок по теме «Мифы народов мира». | 4 | 1) проверить качество и уровень знаний, умений и навыков, полученных при изучении раздела «Мифология» 2)Развитие навыков самостоятельной работы
| |
| 62 Вн.чт. | М.Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Образ Санчо Пансы | 5 | Знать факты биографии писателя, содержание и проблематику произведения, понятие «пародия». Уметь давать характеристику героя произведения, анализировать содержание и проблематику произведения. | |
| 63 | Ф.Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести | 6 | Знать сведения о писателе; содержание баллады, жанр баллады. Уметь владеть навыками анализа художественного текста. | |
| 64 Вн.чт. | П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. | 7 | Знать содержание и проблематику произведения. Уметь владеть навыками анализа текста; составлять словесный портрет героев (словесное рисование).
| |
| 65 Вн.чт. | М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Том и Гек: общность и различие. Средства создания комического. Юмор в произведении Романтизм и реализм в произведении. Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях | 8 | Знать содержание произведения. Уметь составлять словесный портрет героев (словесное рисование). | |
| 66 Вн.чт. | А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча. Маленький принц, его друзья и враги. Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказке. Понятие о притче | 9 | Знать о биографии писателя, понятия «философия», «притча», содержание и проблематику произведения. Уметь давать характеристику героя произведения, анализировать содержание и проблематику произведения. | |
| 67-68 К | Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса». Задания для летнего чтения Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?». Выявление уровня литературного развития учащихся | 2 | Знать изученное в курсе литературы 6 класса. Уметь строить связное монологическое аргументированное высказывание. | Формулирование полученных результатов. Владение основными видами публичных выступлений. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. |
21