Работа над произведениями А. С. Пушкина в шестом классе.
«Узник». «И. И. Пущину». «Зимнее утро»
В работе над произведениями Пушкина школой накоплен немалый опыт, поэтому нет необходимости здесь говорить подробно о содержании уроков. Материал учебника дает богатые возможности организовать самостоятельную работу учащихся. Вступительная статья может быть прочитана в классе. Привлечение коротких, 1—2-минутных сообщений учащихся, например, о чтении Пушкиным на экзамене стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» (Полн. собр. соч. В 10 т. — М., 1958. — Т. 8. — С. 65); рассматривание иллюстраций — фотографий Царского Села, репродукции картины И. Е. Репина «Пушкин на Лицейском экзамене», видов Кишинева и др. — помогут восприятию материала. В пересказе может участвовать весь класс.
В первый урок можно включить подготовленное заранее одним из учащихся сообщение «Портрет Пушкина», материалом для которого послужат пособие «Читаем, думаем, спорим…», автопортрет Пушкина и гравюра Т. Райта в учебнике и портреты Пушкина, имеющиеся в кабинете.
На этом же уроке школьники рассмотрят стихотворение «Узник». Лучше всего его изучение начать с работы над выразительным чтением, так как это важнейшее средство, с помощью которого шестиклассники могут передать свое понимание произведения. Сначала стихотворение прочитает учитель. Затем необходима пауза, чтобы впечатление было пережито слушателями. Если сразу задавать вопросы, переводя язык поэзии на язык логики, впечатление разрушится. После этого надо организовать работу учащихся. Задания в учебнике построены так, чтобы активизировать воображение и, вникая в смысл слов, определить необходимую интонацию, почувствовать движение поэтической мысли от темницы к воле и передать это голосом.
При подготовке чтения стихотворения «Узник» обратим внимание на то, как мрачно-сосредоточенна интонация начала: нет простора, нет красок, нет света, движения однообразны («клюет», «махая крылом»). Но вот во второй строфе появляется движение: «бросает», «смотрит». Пространство начинает раздвигаться. В этой строфе очень много глаголов, это придает речи напряженность, устремленность вдаль. Каждое новое действие начинается с более высокой интонационной точки, отчего возникает цепь восходящих, нарастающих интонаций, завершающихся восклицанием. В последней строфе торжествует чувство свободы. Появляются краски — чистые, сияющие синий и белый цвета. Вместо темницы свет. Вместо решеток простор. Образ воли связан с картинами природы: гора, море, ветер говорят о стихийности, величии, свободе. Словесные, метрические, синтаксические повторы придают речи поэтичность и песенный характер.
Пониманию смысла стихотворения поможет и самостоятельная работа над высказыванием В. А. Рождественского. Она служит также выработке важного жизненного умения — оценивать чужое мнение, видеть в печатном слове не истину в последней инстанции, а суждение, которое надо проверить. Работу следует провести в классе под руководством учителя. Прежде всего определим главную мысль критика: мысль о свободе — тема стихотворения «Узник», но само это слово в тексте отсутствует. Найдем все слова, которые говорят об отсутствии свободы (решетка, темница, неволя) или несут в себе мечту о свободе (орел, задумал, зовет, улетим, вольные птицы). Особое место занимают слова, обозначающие свободные стихии (туча, гора, морские края, ветер). И сделаем вывод: критик прав.
В начале второго урока обратимся к теме дружбы в поэзии Пушкина. Кроме учебника, можно использовать сообщения, подготовленные индивидуально: «Пушкин и его друзья», «Мой первый друг» (см. «Читаем, думаем, спорим…»). Перед прослушиванием надо дать классу задание: оценить сообщение или ответить на вопрос: Какие факты биографии Пушкина и Пущина помогают понять стихотворение? или: Сформулируйте своими словами главную мысль сообщения и т. п.
Затем выразительное чтение стихотворения учителем. Помня о том, куда отправлял послание поэт, поймем и то, как он теперь воспринимал встречу в Михайловском. Для Пушкина приезд друга к нему в ссылку — главное событие, отсюда и такие высокие и задушевные слова: «Мой первый друг, мой друг бесценный». Дружба выше всяких преград, она освещает жизнь, помогает принять ее трудности и преодолеть судьбу. И в Сибири голос друга дарует утешение теперь уже Пущину, луч «лицейских ясных дней» продолжает светить, дружба сильнее тюремных замков и расстояний.
В стихотворении раскрывается мир души, интимный мир, поэтому при чтении стихотворения неуместна риторика, оно должно прозвучать задушевно, тепло, искренне.
Не нужны вопросы, не нужен анализ стихотворения. Зато необходима работа над выразительным чтением произведения, целью которого является сопереживание читателя чувствам, выраженным в стихотворении. Выразительное чтение учащихся можно построить по вопросам в сборнике «Читаем, думаем, спорим…».
Возможен еще такой вид работы, как составление устного развернутого ответа (или устного сочинения) на тему «Дружба Пушкина и Пущина», или «Лицейская дружба», или «Дружба на всю жизнь». При этом можно использовать репродукцию картины Н. Н. Ге, помещенную на обложке учебника.
Подробное описание подготовки к выразительному чтению стихотворения «Зимнее утро» дано в сборнике «Читаем, думаем, спорим…», а также в кн.: Буяльский Б. А. Искусство выразительного чтения: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1986. — С. 114—118.
Обучение выразительному чтению и здесь должно быть не механическим повторением интонации учителя, а самостоятельным поиском своей интонации, выражающей сопереживание, осмысленное учеником настроение. В этой работе примут участие многие ребята. Обсуждается I строфа — ее основной тон, один из учеников пробует передать это в чтении, ребята оценивают его работу, уточняют, поправляют. Затем следующая строфа и т. д.
Понимание произведения учениками выражается прежде всего не в ответах на вопросы, а в выразительном чтении. Вопросы же служат лишь средством для достижения этого результата. Средством является и обращение к некоторым понятиям теории литературы. Зачем мы говорим о сравнении, выраженном творительным падежом? Чтобы активизировать воображение, представить себе снег — «великолепный ковер».
Зачем надо обратить внимание на антитезу? Чтобы ярче ощутить красоту солнечного зимнего утра в сравнении со вчерашним вечером.
После изучения стихотворения возможна домашняя самостоятельная работа: творческое сочинение о любимом уголке родной природы.
На третьем уроке учащиеся читают выученные наизусть стихотворения, обсуждается домашняя творческая работа и изучается тема «Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха». (Трехсложные размеры стиха рассматриваются после изучения Некрасова.) При изучении этой темы надо показать, как расставлять ударения и записывать в схеме слог под слогом, чтобы обнаружить закономерность чередования ударных и безударных слогов. Эта работа скучна, но необходима, как таблица умножения. Ведь стих — это сам смысл произведения, при чтении поэзии надо воспринимать ритм на слух. Это умение вырабатывается упражнениями и превращается в навык. И главное — потом, встречаясь со стихами, не забывать о роли стиха.
Итак, главное на уроках по лирике — эмоциональное восприятие и чтение стихотворений, попытка выразить свои чувства, вызванные прочитанным и жизненными впечатлениями, и вместе с тем выработка умений восприятия поэтического слова, для чего необходимо обращение к некоторым сведениям по теории литературы.
«Дубровский»
Роман А. С. Пушкина «Дубровский» снова изучается в школе. Уже в предшествующие годы был накоплен очень большой опыт по его изучению.
Роман трудно понять, не представляя времени, которое отражено в нем, а также тех вопросов и проблем, которые интересовали Пушкина в это время.
Над романом «Дубровский» А. С. Пушкин работал с 21 октября 1832 г. по 6 февраля 1833 г. Он не был завершен. При жизни поэта роман не был опубликован. Издатели назвали рукопись по имени главного героя.
Хорошо известно, что в основу романа легло сообщение Нащокина Пушкину «об одном небогатом дворянине по фамилии Островский… который имел процесс с соседом за землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить…» (П. И. Бартенев). Известно также, что перед началом работы над романом Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Таким образом, в основу романа Пушкина легли жизненные обстоятельства.
Действие романа происходит в 1820-е гг.
«В романе представлены два поколения. История жизни отцов, во многом принадлежащих екатерининской эпохе, сопоставлена с судьбами детей. Роман выявляет отношение человека и общества, взаимодействие человеческих желаний и законов среды. В романе социальный закон вмешивается в отношения людей, нарушает человеческие связи и привязанности. История жизни отцов оказывается в этом смысле прелюдией трагедии детей. Ни дружба, ни любовь не в состоянии соединить людей, стоящих на разных ступенях социальной лестницы. Самые сильные человеческие чувства не способны победить предрассудки общества. Троекуров оказывается виновником разорения и смерти друга, а Владимир Дубровский и Маша Троекурова не могут соединиться, хотя любят друг друга».
Основная задача уроков по изучению романа «Дубровский» — помочь учащимся понять зависимость поведения человека от социальной среды («в условиях несвободы и торжества самовластия»), чтобы правильно оценить поведение героев, полнее и глубже представить картины жизни дворянства 20-х гг. XIX в., изображенные писателем в романе.
Высокий идейный смысл романа состоит в том, что он защищает достоинство человека и направлен против «дикого барства» и его произвола.
Изучению романа «Дубровский» отводится восемь уроков. Как всякое большое по объему произведение, роман предварительно читается учащимися самостоятельно.
В методической практике существует несколько путей изучения этого произведения. Некоторые методисты предлагают большую часть времени уделить изучению характеристик героев, другие акцентируют внимание на изучении отдельных тем, например: «Жизнь дворянства в изображении А. С. Пушкина», «История жизни Владимира Дубровского», «Образ народа в романе А. С. Пушкина» и т. д.
Другие методисты предлагают, на наш взгляд, более рациональный подход к изучению романа, а именно: изучать роман по ходу развития действия, выделяя для разбора наиболее важные события: ссора А. Г. Дубровского с К. П. Троекуровым, суд, пожар в Кистеневке, Владимир Дубровский в доме у Троекурова, последний бой.
Мы также считаем, что наиболее эффективным является целостное изучение произведения с постоянным обращением к тексту художественного произведения, комментированному его чтению. Правильным мы считаем озаглавливание уроков. В. Г. Маранцман, например, озаглавливает уроки так: «Барская усадьба», «Ссора друзей», «Отец и сын», «Пожар в Кистеневке», «Учитель», «Любовь и бегство», «Верейский и Троекуров», «Судьба героя».
К каждому уроку учащиеся прочитывают соответствующие главы и озаглавливают их. При этом можно предложить подобрать цитатные заголовки к ним.
Первый урок можно начать с рассказа о том, что послужило основой романа «Дубровский» и когда он был написан. Если учащиеся уже прочли этот роман, можно провести беседу о впечатлении, которое он произвел на них. Затем учителем читается I глава романа и проводится беседа с постоянным обращением к тексту. Тема урока — «К. П. Троекуров и А. Г. Дубровский: их ссора».
Примерные вопросы для беседы
1. Что давало Троекурову большой вес в губерниях, где находилось его имение?
2. Как относились к нему соседи и губернские чиновники?
3. Чем можно объяснить грубость и своенравие Троекурова? (Они рождены правами владетельного барина.)
4. Каким человеком был Кирила Петрович в домашнем быту? Из чего состояли его повседневные занятия?
5. Почему Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», уважал Дубровского?
6. «…Они [Троекуров и Дубровский] сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях», — говорит А. С. Пушкин. В чем проявлялось это сходство?
7. Как характеризует Дубровского случай на псарне?
8. Можно ли считать ссору Троекурова и Дубровского «нечаянным случаем»?
Беседуя по предложенным вопросам, важно обратить внимание и на то, как Троекуров отнесся к исчезновению Дубровского. Предлагается выделить глаголы, характеризующие действия и поступки Троекурова: «велел тотчас его догнать и воротить непременно». Отказ «осердил» его, письмо Дубровского рассердило еще больше. А когда Дубровский наказал ворующих лес покровских мужиков, Троекуров «хотел со всеми своими дворовыми учинить нападение на Кистеневку, разорить ее дотла и осадить самого помещика в его усадьбе. Таковы подвиги были ему не в диковину». В этот момент в Троекурове вспыхивает жажда мести.
Эту часть урока целесообразно закончить рассматриванием иллюстраций Д. Шмаринова и В. Ермолова «На псарне». Это поможет учащимся лучше представить героев, а также окружающую их обстановку. Особое внимание обращаем на главные фигуры, выясняем, какой момент изобразил художник и как это ему удалось, верно ли, с точки зрения читателей, изображены герои, кто из художников точнее и достовернее запечатлел это в своем рисунке. Завершить беседу можно вопросом: «Какой способ для мести избирает Троекуров?»
Учащиеся находят слова, которые точно выражают мысли Троекурова: «В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение». С этими словами Троекуров обращается к представителю власти Шабашкину, который обязан следить за соблюдением законов. Каким Шабашкин изображен в романе?
Примерные вопросы для беседы
1. Внешность заседателя Шабашкина («маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели»).
2. Его поведение у Троекурова («…через минуту Шабашкин уже стоял перед Кирилой Петровичем, отвешивая поклон за поклоном, и с благоговением ожидал его приказаний»).
3. Как Кирила Петрович обращался к нему? («Как бишь тебя зовут?», «зачем пожаловал?», «выпей водки да выслушай».)
4. Почему такое пренебрежение Шабашкин воспринимает как «ласковый прием»?
5. Как действовал Шабашкин? («Шабашкин за него хлопотал, действуя от его имени, стращая и подкупая судей и толкуя вкривь и впрямь всевозможные указы».)
Итак, в этой сцене мы видим приниженность власти, ее готовность любыми нечестными способами угодить Троекурову.
Дома учащиеся читают и озаглавливают II главу.
Второй урок начинается с чтения II главы, которую учащиеся назвали «Суд». Читает сам учитель или предварительно подготовленные ученики. Основной вопрос, который решается на уроке: зачем Троекурову был нужен суд и какую цель он преследовал? Важно, чтобы учащиеся поняли, что Троекуров хотел наказать своего непокорного соседа. Кистеневка ему была не нужна. Но самое главное, что двигало им, — это желание сломить гордость и независимость А. Г. Дубровского, растоптать его человеческое достоинство. Учащимся предлагается обратить особое внимание на отдельные детали текста.
Примерные вопросы
— Как встретили члены суда А. Г. Дубровского и К. П. Троекурова? (При появлении Дубровского «никто не обратил на него внимания». Он «стоя прислонился к стенке». Когда же приехал Троекуров, «писаря встали и заложили перья за ухо. Члены встретили его с изъявлениями глубокого подобострастия, подвинули ему кресло из уважения к его чину, летам и дородности».)
— Как вели себя чиновники после оглашения решения суда? («Заседатель встал и с низким поклоном обратился к Троекурову, приглашая его подписать предлагаемую бумагу»; Троекуров вышел, «сопровождаемый всем судом»; «Секретарь поднес ему [Дубровскому] бумагу».)
— Как вели себя герои? («Торжествующий Троекуров… подписал под решением суда совершенное свое удовольствие»; «Дубровский стал неподвижен, потупя голову». Несправедливое решение суда привело А. Г. Дубровского к внезапному сумасшествию.)
— Как вы понимаете выражение: «Внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало на его воображение и отравило его торжество»? (В Троекурове проснулся человек, обнаружилась совесть.)
Дома учащиеся читают и озаглавливают III и IV главы, а также готовят устный рассказ «Жизнь Владимира Дубровского в Петербурге».
На третьем уроке, приступая к анализу III главы, можно прослушать подготовленный дома рассказ о жизни Владимира Дубровского в Петербурге. Другой вариант — беседа в классе по следующим вопросам.
— Как Владимир Дубровский оказался в Петербурге? Каков был его образ жизни? («Отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дома более, нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги».)
— Каковы были отношения у отца с сыном? («Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста; со всем тем он романтически был к нему привязан и тем более любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться ее тихими радостями».)
— Как воспринял Владимир известие о болезни отца? Любовь и сила привязанности к отцу заставляют его отказаться от беспечной жизни и ехать в Кистеневку. («Мысль потерять отца тягостно терзала его сердце, а положение бедного больного, которое угадывал он из письма своей няни, ужасало его… Владимир упрекал себя в преступном небрежении»; «Тот же день стал хлопотать об отпуске и через три дня был уже на большой дороге».)
— Какие черты характера проявились в нем?
III глава дает возможность говорить об отношении крепостных крестьян к Троекурову и Дубровскому.
Обращаемся к I главе, где сказано: «Троекуров с крепостными и дворовыми обходился… строго и своенравно, но они тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе много в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство». Что мы и видели в случае с дерзкой репликой псаря Парамошки в адрес А. Г. Дубровского. Но вместе с тем даже из замечания А. Г. Дубровского мы можем сделать вывод, что «вряд ли людям вашим [людям Троекурова] житье такое ж, как вашим собакам». Поэтому становится ясно, что прав Антон, который на вопрос Владимира Дубровского: «Стало быть, вы не желаете перейти во владение Троекурову?» — отвечает: «Господи, упаси и избавь: у него часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерет».
Совершенно по-другому относятся крестьяне к отцу и сыну Дубровским: «Не надо нам никого, кроме тебя, наш кормилец. Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем».
Поэтому понятно, почему, когда Владимир приехал, «дворня высыпала из людских изб и окружила молодого барина с шумом и изъявлениями радости. Насилу мог он продраться сквозь их усердную толпу…».
С большой теплотой рассказывает Пушкин о крепостных слугах в доме Дубровского — няне Орине Егоровне Бузыревой, кучере Антоне, Грише, который служил Владимиру в Петербурге, кузнеце Архипе.
К крепостным крестьянам Дубровские относятся по-человечески, не презирают их и не грабят. Крестьяне понимали, какая участь ждет их, если они окажутся у Троекурова, поэтому молодой Дубровский находит сочувствие и поддержку у своих крепостных.
В заключение следует обратить внимание на помещичьи усадьбы. Предлагается перечитать описание двух усадеб — Покровского и Кистеневки — и ответить на вопрос.
— Почему автор заканчивает главу описанием этих усадеб?
Завершается урок рассуждениями учащихся о том, почему Троекуров решил помириться с Дубровским и чем это кончилось.
Вопросы для беседы
— Как встретил Троекуров известие о вступлении во владение Кистеневкой?
— Какие чувства он при этом испытывал и как это его характеризует?
— Почему примирение оказалось невозможным?
На дом: прочитать и озаглавить V, VI, VII главы; выбрать эпизод для устного словесного рисования (из V главы) — состояние Владимира Дубровского после похорон отца; приготовить чтение по ролям сцены «Приезд приказных и бунт крестьян».
Четвертый урок начинается с устного словесного рисования, которое должно показать, насколько ученики поняли состояние Владимира Дубровского после смерти отца, ту драму, которую переживал герой. Часто учащиеся не в состоянии передать чувства, которые волновали Владимира Дубровского, поэтому мы предлагаем с самого начала выделить три момента: Владимир Дубровский в церкви, в Кистеневской роще, в лощине. Это даст возможность учащимся глубже прочувствовать душевное состояние героя и более точно выразить его.
После выразительного чтения по ролям сцены приезда приказных чиновников и возмущения крестьян предлагаем ответить на следующие вопросы.
— Как ведут себя судейские чиновники, приехавшие отнимать имение? (Обращаем внимание на речь чиновников: «…приехали вводить во владение Кирилу Петровича Троекурова и просить иных прочих убираться подобру-поздорову»; «Кто там смел рот разинуть… слышите ли, олухи?» и др.)
— Как ведет себя Шабашкин в начале и в конце сцены? Чем это можно объяснить?
— Как нарастало возмущение крестьян?
— Каким образом Владимиру Дубровскому удалось их усмирить? Как это его характеризует?
Следующая часть урока — работа над главой VI «Пожар».
Если учитель располагает временем, следует прочитать ее. В любом случае учащиеся должны уметь ответить на вопросы:
— Какие чувства испытывает Владимир Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные?
— Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом?
— Почему кузнец Архип не пожалел приказных, а с риском для жизни спасает кошку?
— Какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником?
— Почему дворовые крестьяне ушли к Дубровскому?
— Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?
В заключение следует обратиться к иллюстрациям художников Б. Кустодиева и Д. Шмаринова «Пожар усадьбы Дубровского».
Необыкновенно динамично изображен пожар в Кистеневке на рисунке Б. Кустодиева. Сноп пламени рвется в ночное небо, выхватывая фигуры бегущих крестьян, мечущиеся силуэты приказных в окнах. Рисунок передает ощущение тревоги и напряжения.
Иначе изображает Д. Шмаринов картину пожара. Его манера строго реалистическая. На переднем плане неподвижные фигуры Владимира Дубровского, няни, Архипа, крестьян. Они стоят в отблесках огня. Их лица напряжены, гневны, печальны. Пожар остается где-то в стороне.
Беседа по вопросам
— Расскажите о том, что вы видите на каждой из иллюстраций.
— Чем отличаются эти изображения?
— Какое чувство вызывает каждый из этих рисунков?
На дом: перечитать и озаглавить VIII, IX, X главы; приготовить пересказ «Обед в Покровском» от лица одного из героев (Дефоржа, Маши, Троекурова).
Пятый урок начинается с озаглавливания VIII главы. «Одна из главных забав покровского помещика» или «Дефорж в медвежьей комнате» — так называют ученики эту главу.
Беседа по вопросам
— О каком новом «благородном увеселении» Троекурова узнали вы из этой главы? Как это его характеризует?
— Как отнеслись к Дефоржу Маша и Троекуров, когда он появился в их доме?
— Когда и как изменилось их отношение к учителю?
Следующий этап работы — глава IX «Обед в Покровском». Многие методисты предлагают творческий пересказ от лица одного из героев (Дефоржа, Маши, Троекурова).
Пересказ с изменением лица рассказчика — трудное задание для учащихся, но оно во многом оправданно, так как дает возможность задуматься о мотивах поведения героя, ярче представить его характер.
Наиболее интересно передать этот рассказ от лица Владимира Дубровского, который особенно симпатичен учащимся. Во время рассказа учитель обращает внимание учеников на то, как герой реагирует на присутствующих за обедом, их рассказы и реплики. Следует также обращать внимание на речь Дефоржа.
Ниже мы приводим отрывок из ответа одного ученика, который дан в книге В. Г. Маранцмана «Роман А. С. Пушкина „Дубровский“ в школьном изучении»:
«И вот я сижу на праздничном обеде у Кирилы Петровича. Все гости уже собрались и уселись за стол. Я сижу рядом с маленьким Сашей и делаю ему нравственные замечания. В это время во двор въехала карета. „Кто это?“ — спросил хозяин. „Да это же Антон Пафнутьич“, — ответили несколько голосов. И вот в столовую ввалился толстый мужчина лет пятидесяти, с круглым и рябым лицом, украшенным тройным подбородком…»
Возможен и другой вариант. Учащимся предлагается вслух прочитать рассказы А. С. Глобовой и А. П. Спицына, сравнить их и ответить на вопрос: «Какую характеристику Дубровскому дает каждый из них?»
Заканчивается урок размышлениями учеников над вопросами.
— Почему никто из присутствующих на обеде не узнал Дубровского?
— Какой вывод он мог сделать из всего услышанного здесь?
— Почему Дубровский открылся Спицыну?
На дом: прочесть и озаглавить XI—XVIII главы.
Шестой урок посвящается отношениям Маши Троекуровой и Владимира Дубровского.
Учащимся этого возраста довольно сложно говорить о таких чувствах взрослых людей, как любовь, поэтому мы предлагаем построить урок так, чтобы дети отвечали на вопросы, читая текст романа.
— Что заставило Владимира Дубровского проникнуть в дом Троекурова?
Некоторые учащиеся считают, что Дубровский искал возможность отомстить Троекурову. Предлагаем найти соответствующие строки, которые прояснили бы картину: «В ваших неосторожных прогулках я следовал за вами, прокрадываясь от куста к кусту, счастливый мыслью, что вас охраняю, что для вас нет опасности там, где я присутствую тайно. Наконец случай представился. Я поселился в вашем доме». Следовательно, любовь к Маше, желание быть рядом с ней, постоянно видеть ее — главная причина его рискованного поступка.
— Почему Владимир Дубровский не стал мстить Троекурову?
Владимир Дубровский ради своей любви простил Троекурова: «Первый мой кровавый подвиг должен был совершиться над ним… в ту минуту вы прошли мимо меня… я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства».
— А как же Маша относится к Владимиру Дубровскому?
Учащимся предлагается рассказать о Маше Троекуровой (ее происхождении, занятиях, интересах, отношениях с отцом, Дефоржем). Они делают вывод, что Маша — дочь богатого дворянина, аристократка. Зародившееся чувство к Владимиру Дубровскому пугает ее. Брак с князем Верейским воспринимается Машей как плаха, как могила. «Нет, нет, — повторяла она в отчаянии, — лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского». То, что брак с Дубровским воспринимается Машей наравне с монастырем и смертью, далеко не всегда понимают школьники. На слова Дубровского: «…если насильно повезут вас под венец, чтоб навеки предать судьбу вашу во власть старого мужа», — Маша отвечает: «Тогда, тогда делать нечего, явитесь за мною, я буду вашей женою».
Беседа по вопросам даст возможность подвести учащихся к мысли, что любовь Владимира к Маше оказалась не всесильной, что разница их положения, враждебное окружение и страх в душе Марии Кириловны не дали возможности им быть счастливыми. Завершить разговор можно вопросом: «Почему Маша отвергла помощь Владимира Дубровского?»
Дома учащиеся готовят выразительное чтение XVII главы. На седьмом уроке они читают по ролям эпизод с кольцом. Но начать урок следует с беседы о том, какими учащиеся представляют Сашу и Митю. Предлагается подумать, как в чтении лучше передать их взаимоотношения, их мысли и переживания, отношение к происходящему. Следует также выделить эпизоды, обратить внимание на диалоги и интонации.
Чтение завершается вопросом: «Почему исправник и Троекуров отпустили Митю и какие последствия имело это обстоятельство?»
Восьмой урок отводится анализу XIX главы и подведению итогов изучения всего романа.
В некоторых методических работах по роману «Дубровский» особое внимание обращалось на классовый характер борьбы крестьян против помещиков: «Крестьяне бунтовали против социальной несправедливости, суда, помещиков, в протесте Владимира преобладают личные интересы. Поэтому лишь на время мятежный дворянин соединяется с крестьянами». Такой акцент при анализе романа, пожалуй, несколько искажает идею произведения. Мы считаем, что прав В. Непомнящий, который писал: «Стихийное возмущение крестьян в Кистеневке при передаче имения Троекурову — это возмущение против чужого, плохого, жестокого барина в пользу хорошего, а главное — своего, притом возмущение и усмиренное тут же самим этим „своим“ барином…»
Несколько позже и сам А. С. Пушкин скажет: «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».
«Идея чести, защита прав человеческой личности лежали в основе гуманистического мировоззрения Пушкина»; «Владимир Дубровский представлен благородным защитником этой идеи… Даже сделавшись разбойником, он остается служителем справедливости».
Учащимся предлагаются следующие вопросы и задания.
— Прочитайте строки, где автор описывает будни разбойничьего лагеря Дубровского.
— Пушкин называет крестьян Дубровского разбойниками. Какими деталями текста он «опровергает» это утверждение? («На валу подле маленькой пушки сидел караульный, поджав под себя ноги; он вставлял заплатку в некоторую часть своей одежды, владея иголкою с искусством, обличающим опытного портного… Караульщик кончил свою работу, встряхнул свою рухлядь, полюбовался заплатою, приколол к рукаву иголку, сел на пушку верхом и запел во все горло…» Этот человек не похож на разбойника. Вряд ли настоящий разбойник стал бы заниматься такой работой. И еще: «В это время дверь одного из шалашей отворилась, и старушка в белом чепце, опрятно и чопорно одетая, показалась у порога. „Полно тебе, Степка, — сказала она сердито, — барин почивает, а ты знай горланишь; нет у вас ни совести, ни жалости“. „Виноват, Егоровна, — отвечал Степка, — ладно, больше не буду, пусть он себе, наш батюшка, почивает да выздоравливает“».)
Пожалуй, можно согласиться с В. Непомнящим, который утверждает: «Перед нами — ненастоящие разбойники. Перед нами — крепостные крестьяне, преданные батюшке-барину; изменились лишь внешние условия их существования».
— Как вы думаете, почему Владимир Дубровский покинул своих крестьян?
Закончить работу на этом этапе можно, поставив вопросы, к которым подводит вся предшествующая работа на уроках.
1. Почему А. Г. Дубровский проиграл тяжбу с К. П. Троекуровым?
2. Почему Владимир Дубровский ни в чем не добился успеха?
3. Каково отношение А. С. Пушкина к изображаемому? На чьей стороне его симпатии (главная мысль, идея произведения)?
Письменные работы при изучении романа А. С. Пушкина «Дубровский»
Учащимся можно предложить по выбору преподавателя в соответствии с их подготовкой различные типы классных и домашних письменных работ. Это может быть один из вопросов хрестоматии, о котором шла речь на уроке, например: «Как характеризует А. Г. Дубровского случай на псарне?»; «Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?»; «Почему А. П. Спицын решил переночевать с Дубровским и каким было его пробуждение?»
Можно предложить также распространенные пересказы-извлечения («Ссора двух помещиков», «Благородное увеселение Троекурова»).
Можно дать изложения с элементами рассуждения, которые требуют хорошего знания текста, умения самостоятельно отбирать материал, оценивать поведение героев, например: «Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником?»
Наконец, учащимся могут быть предложены и просто сравнительные характеристики героев («Троекуров и А. Г. Дубровский»), а также итоговые работы творческого характера, например: «Отец и сын Дубровские» или «Спицын в медвежьей комнате», которые вызывают известные трудности, поэтому требуют большой предварительной работы в классе.
Работа над сочинением дает возможность сконцентрировать внимание учащихся, еще раз обратиться к тексту, глубже и более осмысленно его воспринять, а следовательно, подняться на новую ступень постижения художественного произведения.