ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
(Урок с использованием ЭОР)
Рассказ К.Г. Паустовского «Колотый сахар»
Цели урока: вызвать интерес учащихся к изучению жизни и творчества К.Г.Паустовского, узнать о близких людях писателя, повлиявших на формирование личности, познакомить с основными этапами творчества, проанализировать рассказ «Колотый сахар».
Задачи урока:
— познавательные (обучающие): познакомить учащихся с основными периодами жизни и творчества К.Г.Паустовского; введение термина очерк;
— развивающие: развивать творческие способности, логическое мышление и речь учащихся; запоминать и извлекать информацию из памяти, текста; тренировка ассоциативного мышления, воображения; развитие определенных чувств и отношений к окружающей действительности;
— воспитательные: воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности, воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность существования и деятельности в ученическом коллективе.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: индивидуально-групповая
Необходимое техническое оборудование: ПК с сетевым подключением к головному компьютеру; доступ в Интернет, проектор, интерактивная доска.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.)
| |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Индукция и мотивация | № 1 | Постановка цели: познакомить учащихся с биографией К.Г.Паустовского; произвести анализ отрывка рассказа «Колотый сахар» | Конкретизация цели, формулирование задач: повторить структуру композиции (экпозиция, завязка, кульминация, развязка) | 3 мин |
2 | Самоиндукция | №2,3,4,5,6 | Рассказ учителя биографии К.Г.Паустовского, знакомство с героями произведений (Использование элемента ссылки) | Записывают в тетрадь план биографии К.Г.Паустовского | 6 мин |
3. | Беседа | №7 | Учитель задаёт вопросы Каких героев рисует автор в своих произведениях? Назовите основные этапы творчества? (особенности) (Использование элемента ссылки) | Учащиеся отвечают на вопросы | 3 мин |
4. | Самоиндукция | №8 | Рассказ учителя о истории создания рассказа «Колотый сахар» | Записывают в тетрадь основные этапы создания рассказа | 4 мин |
5. | Беседа |
| Вопросы учителя: Откройте учебник и найдите дату создания рассказа (1938 год). Что вы знаете об этом времени? Какие события происходили тогда в нашей стране?
| Учащиеся отвечают на вопросы. Вывод: В стране нагнеталась всеобщая подозрительность. Главным считался пролетариат; “элементы”: зажиточное крестьянство, духовенство, интеллигенция. | 4 мин |
6. | Беседа по рассказу I. Композиция рассказа. | №9 | Вопросы учителя: — Что такое “колотый сахар”? Как вы его себе представляете? — Что такое комсомол? Люди какого возраста могли быть комсомольцами? — В виде какого образа можно представить себе композицию рассказа? Расположите фрагменты в порядке построения композиции.
| Учащиеся отвечают на вопросы и располагают фрагменты в порядке построения композиции (интерактивная доска) Вывод: | 9+5 мин |
7. | Беседа II. Изображение северной природы и быта городка Вознесенье. | №10 | — Каким вы представляете себе северное лето после прочтения рассказа? Почему? — Найдите эпитеты, которыми пользуется автор для создания впечатления и настроения (тона) рассказа. — Каким вы представляете себе городок Вознесенье? — Что увидел рассказчик, войдя в дом? Какие старинные слова он употребляет? — В какую эпоху погружает нас описание горницы? Какие ассоциации связаны у нас со словом “горница”, с образом старухи, которая вяжет за столом? | Учащиеся отвечают на вопросы и подчёркивают эпитеты. Один из учащихся на интерактивной доске.
| 9+4 мин |
8. | Беседа III. Герои рассказа, их портретные и речевые характеристики | №11 (3) | Разделим класс на три группы, предложим им найти слова, характеризующие внешность, речь и поведение трёх героев: 1) милиционера; 2) старухи; 3) человека, “стриженного бобриком”. | Ученики делятся своими наблюдениями Вывод: Мы понимаем, что этот человек и был именно бесталанным хозяйственником, почувствовавшим свою силу. Его портфель, набитый бумагами, становится символом власти бюрократии. Один из учащихся на интерактивной доске соотносит речь героя с иллюстрациями.
| 8+4 мин |
| |
| — Дома вы выписывали фразы, которые звучат как пословицы. Прочитайте их.
| Один ученик читает записи, сделанные дома, другие дополняют его. “Такого, как ты, ни сон, ни ум не обогатят. Терпи — притерпишься”. | 7мин |
| |
| — Кому принадлежат эти фразы? — Как описывает автор старика? — Почему автор использует эпитет “пыльный”? Что он означает? — Как вы думаете, в чём основное противоречие (конфликт) этой части рассказа?
| Выслушаем ответы детей и поможем им осознать противоречия между талантом и бесталанностью, доверием и подозрительностью, свободой, открытостью к миру и страхом перед явлениями, которые нельзя запротоколировать и взять под контроль. Паустовский чётко обозначает основной конфликт времени. Как же разрешается этот конфликт? (Через обращение к историческим корням народа.)
| 10 мин |
9. | IV. Смысл предания. Значение песни в жизни человека и народа. Прославление добра и поэзии в рассказе. | №12 | — В чём вы видите смысл первой части предания? Почему же дед Прохор начинает петь над гробом поэта? — Что говорит старик о значении песни в жизни человека и народа? Почему, по-вашему, так важно сохранить “песенную силу”? — Предание о встрече деда Прохора с Пушкиным — это своего рода испытание, через которое проходят все слушатели. Как в ответ на это раскрываются их души? Что побеждает в этом рассказе? | Ученики приходят к выводу, что в рассказе побеждают добро и поэзия. | 12 мин. |
10 | Комментарий домашнего задания |
| Индивидуальное задание: подобрать репродукции северных пейзажей; нарисовать иллюстрацию; подобрать музыку, подходящую к рассказу. | Записывают в дневники задание. | 2 мин |
Приложение к плану-конспекту урока
«Рассказ К.Г. Паустовского «Колотый сахар»»
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |
1. |
К. Г. Паустовский (N 203457) | Информационный | Портрет писателя |
|
2-6 | К.Г. Паустовский. Обзор жизни и творчества
| информационный модуль | Текст + фильм (1мин.34 с.) + фотографии + картины |
|
7. | Паустовский в Тарусе (N 203318) | информационный | фотография | |
8. | Анализ рассказа К. Паустовского «Колотый сахар»
| Информационный | текст |
|
9. | Анализ рассказа К. Паустовского «Колотый сахар» | Практический | Тест (расположение элементов композиции в определённой последовательности) |
|
10 | Анализ рассказа К. Паустовского «Колотый сахар»
| Практический | Тест (выделить эпитеты в тексте) |
|
11. | Анализ рассказа К. Паустовского «Колотый сахар»
| Практический | Тест (соотнесите реплики с персонажами, которые их произносят) |
|
12 | Анализ рассказа К. Паустовского «Колотый сахар»
| Информационный +практический | Текст + тест (впишите слово) |
|