Раздумья над «Раздумьями» Д.С.Лихачёва, 9 класс

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Митрофановская средняя общеобразовательная школа»

Кантемировского муниципального района Воронежской области







Конспект урока по литературе
в 9 классе



«Раздумья над «Раздумьями» Д.С. Лихачёва»





подготовила

учитель русского языка и литературы

Зубко Любовь Николаевна


















Митрофановка

2012


ТЕМА: Раздумья над «Раздумьями» Д.С. Лихачёва.


ЦЕЛИ УРОКА: 1. Углубление представления о жизни, творчестве, общественной деятельности Д.С. Лихачёва.

2. Приобщение учащихся к размышлению о важных для человека проблемах, поставленных в книге «Раздумья».

3. Постижение тех вопросов, которые всегда волнуют человека: о добре и зле, о достоинстве и принципиальности и т.д.


ХОД УРОКА.


I. Д.С. Лихачёв- академик, педагог, общественный деятель.

Сообщение ученика о Д.С. Лихачёве по презентации.

При изучении какого произведения вы встречались с именем Д.С. Лихачёва?

Сообщение ученика о знакомстве с именем академика при изучении «Слова о полку Игореве».

(перевод «Слова», критические статьи).

Материал в помощь учителю.

Обращаясь ко многим историко-литературным и теоретическим проблемам, переходя от конкретных наблюдений над отдельными памятниками к обобщениям самого широкого характера, Д.С. Лихачёв в течение десятилетий не оставлял темы, которой он посвятил десятки своих работ, тема «Слово о полку Игореве». В работах 50-х годов, Дмитрий Сергеевич заложил основные направления своих будущих исследований. Одно из них связано с изучением поэтики «Слова» в сопоставлении с эстетической системой его времени. Впервые эта проблема нашла отражение в статье «Слово о полку Игореве» и особенности русской средневековой литературы» (1962 г.), затем в статье «Слово о полку Игореве» и процесс жанрообразования XI – XIII в.в.» (1972 г.) и наконец в обобщающей работе «Слово о полку Игореве и эстетические представления его времени» (1976 г.). Большинство этих работ с дополнениями и изменениями, внесёнными автором, вошли в его книгу «Слово о полку Игореве» и культура его времени» (1978 г.).

Значительное место в научной биографии Дмитрия Сергеевича занимают его работы, посвящённые полемике со скептиками. До настоящего времени не утратила своего значения его работа «Изучение «Слова о полку Игореве» и вопрос его подлинности» (1962 г.).

Большой вклад внёс Д.С. Лихачёв в создание шеститомного «Словаря – справочника» «Слова о полку Игореве» (1965-1984 г.), активно участвуя в его редактировании и обсуждении, пополняя его статьи материалами собственных разысканий.

II. Сегодня мы продолжаем разговор о Д.С. Лихачёве и его книге «Раздумья», в которой известный учёный вновь обращается к молодёжи. Написанная в форме новелл, эссе, раздумий, афоризмов. Эта книга является логическим продолжением «Писем о добром и прекрасном» — издании, получившем широкую популярность у нас в стране и за рубежом.

Книга «Раздумья» начинается с обращения «К моим читателям», в которой Дмитрий Сергеевич утверждает, что «человек должен жить в сфере добра».

Почему, по-вашему, именно добро ставит Лихачёв на первое место. И какова роль каждого человека в формировании сферы добра.

III. Никто не сможет рассказать о человеке так интересно, правдиво, полно, как он сам. Одна из глав книги называется «Я вспоминаю…».


Сообщения I группы учащихся.

«Самая большая ценность народа- его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает».

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Второй закон Ньютона"

Один из способов узнать человека- «прислушаться к тому, как он говорит», — так говорит Д.С. Лихачёв о нашем родном языке в главе «Русский язык».

Согласны ли вы с мнением автора.

Как вы понимаете совет Лихачёва «Старайтесь не говорить вычурно»?


IV. Коллективная работа с главой «Будьте осторожны со словами».


V. Нельзя не остановиться еще на одной проблеме, о которой пишет Д.С. Лихачёв.

Эта проблема нравственность,

нравственное достоинство народа.

Этот вопрос надо изучать, обсуждать. Как над этим размышляет академик?

Сообщения учащихся по главе «И ветви, и корни…».

VI. «Пути оставленные нам».

Группа III работала над главой «Пути, оставленные нам».

Они освещали следующие вопросы по тексту статей:

— Какие черты восприняла литература того времени от литературы древней?

— Почему именно Пушкин стал знаменем русской литературы?

— Нужны ли знания для восприятия искусства и почему?

— Какое место занимает Новгород в собрании древнерусской живописи?


  1. Глава «Дано судьбой».

Группа IV отвечает на вопросы:

В чём смысл жизни по Лихачёву?

Как вы понимаете слова: «Друзья создаются в юности»?

— Можно ли повысить уровень счастья. Что такое «завоёванное счастье»?


VIII. Два ученика работали с материалом биографии Лихачёва и приготовили датированную справку знаменательных дат из жизни Д.С. Лихачёва (проецируется на экран).

Материал в помощь учителю.

1928 г. —

Год окончания Ленинградского государственного университета. Арестован за участие в студенческом кружке «Космическая академия наук».

1935 г. —

Женитьба на Зинаиде Александровне Макаровой.

1937 г. —

Рождение дочерей Лизы и Веры.

1947 г. —

Защитил диссертацию на степень доктора филологических наук.

1952 г. —

Присуждена Государственная премия СССР.

1970 г. —

Избран действительным членом Академии наук СССР.

1984 г. —

Имя Лихачёва присвоено планете, открытой астрономами.

1986 г. —

Присвоено звание Героя Социалистического Труда.

1993 г.-

Награждён Большой Золотой медалью имени М.В. Ломоносова за выдающиеся достижения в области гуманитарных наук.

30 сентября 1999 г. —

Дмитрий Сергеевич скончался в Санкт-Петербурге.

Похоронен 4 октября на кладбище в Комарово.


Вывод учащихся:

Мы, конечно, не назвали все даты и события из жизни Лихачёва. Имя Дмитрия Сергеевича Лихачёва- это достояние международной общественности. Его труды, известные всем славистам мира, переведены на иностранные языки. Он представительствовал на многих международных встречах самого высокого уровня, он был принят и понятен для стран Западной Европы, Америки, Японии.

Сколько уже издано и продолжает выходить из печати книг Д.С. Лихачёва!

А сколько наград!…


Материал в помощь учителю.

(Проецируются на экране награды Д.С. Лихачёва или называются самые значимые).

1942 г. —

Медаль «За оборону Ленинграда».

1946 г. —

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.».

1952 г. —

Государственная премия СССР за коллективный научный труд «История культуры Древне Руси. Т.2».

1954 г. —

Премия Президиума АН СССР за работу «Возникновение русской литературы».

1954 г. —

Медаль «За трудовую доблесть».

1966 г. —

Орден Трудового Красного знамени за заслуги в развитии советской филологической науки.

1969 г. —

Государственная премия СССР за научный труд «Поэтика древнерусской литературы».

1975 г. —

Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.».

1975 г. —

Золотая медаль ВДНХ за монографию «Развитие русской литературы X – XVII в.в.».

1977 г. —

Орден Кирилла и Мефодия I степени (Болгария».

1977 г. —

Кирилло-Мефодиевская премия (Болгария).

1981 г. —

Международная премия имени Евфимия Тырновского.

1985 г. —

Премия имени В.Г. Белинского за книгу «Слово о полку Игореве» и культура его времени».

1986 г. —

Звание Героя Социалистического Труда с вручением Ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

1986 г. —

Орден Георгия Димитрова (Болгария).

1986 г. —

Медаль «Ветеран труда».

1987 г. —

Медаль и премия «Альманаха библиофила».

1989 г. —

Европейская (1-я) премия за культурную деятельность.

1989 г. —

Международная литературно-журналистская премия г. Модены (Италия).

1991 г. —

Премия А.П. Карпинского (Гамбург).

1993 г. —

Большая Золотая Медаль имени М.В. Ломоносова за достижения в области гуманитарных наук.

1993 г. —

Государственная премия РФ за серию «Памятники литературы Древней Руси».

1993 г. —

Орден святого Константина Великого (рыцарский орден).

1995 г. —

Орден «Мадарски конник» (Болгария).

1996 г. —

Орден «За заслуги перед Отечеством» второй степени за вклад в развитие русской литературы.

1996 г. —

Орден «Стара Планина» (Болгария).

1997 г. —

Премия президента РФ в области литературы и искусства.

1997 г. —

Премия Международного Литфонда «За честь и достоинство таланта».

1998 г. —

Орден апостола Андрея Первозванного «За веру и верность Отечеству».

1998 г. —

Международный серебряный знак «Ласточка мира» (Италия).

IX. Обобщение учителя.


X. Самыми активными на уроке сегодня были (называются три ученика).

Кто из них лучший Знаток жизни и творчества Лихачёва мы определим сейчас с помощью интеллектуальной игры «Умники и умницы».


(Ученики выбирают себе дорожку и вопросы, спрятанные на стенде за цифровыми фишками (номер выбранной фишки – номер вопроса).

Вопросы проверяют знание содержания книги Д.С. Лихачёва «Раздумья».

В помощь учителю (вопросы к игре).


1. Как называется место «за финской границей», где дачи были относительно дешевы и где жила петербургская интеллигенция- преимущественно аристократическая.

(Куоккала).

2. Что, по Лихачёву, выше практической нужды, хотя по природе своей «непрактическое».

(Добро).

3. Это совсем разные города. Не во всём, конечно, кое в чём они «смотрятся друг в друга». В одном «прозревал другой», а в другом мелькает первый.

(Петербург и Ленинград).

4. В главе «Воспитывающая наука» Лихачёв пишет, что основой, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества является это.

(Любовь к родному краю, знание его истории).

5. «Леонид Владимирович Георг принадлежал к тем лучшим старым учителям словесности», « обладал всеми качествами идеального педагога». Назовите хотя бы несколько из этих качеств.

(Он был разносторонне талантлив, умён, остроумен, находчив, всегда ровен в обращении, красив внешне, обладал задатками актёра, умел понимать молодёжь и находить педагогические выходы в самых иногда затруднительных для воспитателя положениях).

6. Какое одно из самых ценных качеств «даётся судьбой» и развивается искренностью.

(Быть самим собой, или индивидуальность).

7. Главная сфера научных интересов академика Лихачёва.

(Древнерусская литература).

8. Это основа совести и нравственности, основа культуры. Хранить её, беречь её – это наш нравственный долг.

О чём говорил Лихачёв и перед кем наш долг сохранить и уберечь её.

(Память. Перед потомками).

9. В одной из глав Д.С. Лихачёв очень много говорит о нём, называя его комплексной наукой, близкой к географии, прекрасной школой воспитания гражданственности, открывающей перед нами прошлое, помогающее людям любить и познавать свои родные места, интересоваться историей, искусством, литературой.

(Краеведение).

XI. В завершение урока попробуем разгадать кроссворд, составленный учащимися класса.



с

Л

о

н



и

п

с

ь

м

о

1.


2.

с

м

е

х


3.

а

к

а

д

е

м

и

к



4.

в

н

у

ч

к

а

5.



В

е

р

а


6.

с

о

в

о

л



7.



  1. Как называли лагерь, куда был отправлен осуждённый Лихачёв.

  2. В каком жанре написаны книги, специально адресованные молодому поколению.

  3. Рассуждая о народной сатире 17 века, Лихачёв рассмотрел роль его в общественной жизни того времени.

  4. Лихачёв был действительным членом Академии наук, т.е…

  5. Кто, кроме жены Дмитрия Сергеевича, носил имя «Зина» в семье Лихачёвых.

  6. Какое имя носили мать, дочь, внучка и правнучка Д.С. Лихачёва.

  7. Как называется литературный памятник Древней Руси, которому академик посвятил десятки своих работ.



XII. Подведение итога урока.


«Раздумья» — из тех произведений, сущность и значение которых лучше передать кратко, а той или иной высоты смысла каждый новый читатель должен достичь сам.

«Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной мере создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий…» — так начинается книга .

Лихачев знал не понаслышке о сфере добра. Он в значительной мере создал ее сам, добрыми делами, чувствами, воздействиями. И он делится опытом.

«Раздумья» предназначены для молодежи и не только, их основная идея — азы людской нравственности. Никому из нас лихачевкие курсы точно не помешают.





Использованная литература

Д. С. Лихачев Издательство: Детская литература ISBN: 5080019212

Год: 1991






Свежие документы:  Конспект урока по Литературе «Он все же подлец какой-то странный…» (Образ Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души») 9 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: