Разработка по литературе 2 класс
Тема: «В. Голявкин «Путешественник»
Цель: ознакомление с произведением В. Голявкина «Путешественник», формирование умения работать с содержанием произведения.
Задачи: 1. Познакомить с биографией писателя, разобрать содержание произведения.
2. Развивать умение сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать и делать выводы; развивать память, воображение, мышление в процессе наблюдения; навык беглого, выразительного чтения.
3. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность, любознательность.
Методическое сопровождение: опоры, оценочные листы, карточки с лексическими значениями слов и биографией писателя, иллюстрации с книгами писателя, учебники, тетради.
Тип урока: изучение нового.
Методы урока: наглядный, словесный, частично-поисковый, практический.
Ход урока.
Действия учителя | Действия детей | Работа с одарёнными детьми | Работа с медленными детьми | Модули | |
| Хорошая книга — мой спутник, мой друг, С тобой интересным бывает досуг. Ты учишь правдивым и доблестным быть, Природу людей понимать и любить. Тобой дорожу я, тебя берегу, Без книги хорошей я жить не могу!
| Дети слушают. |
|
|
|
2. Мобилизующий. | — Составив из слогов слово, вы узнаете название произведения, с которым мы познакомимся на уроке. НИК ПУ ШЕСТ ТЕ ВЕН. — Как вы думаете, о чём может быть написано в этом рассказе? | Дети составляют из слогов слово.
Дети высказывают свои предположения.
| + |
| Обучение критическому мышлению. |
3. Целеполагание. | — Сформулируйте цель урока. (учитель конкретизирует) | Дети формулируют цель урока. |
|
| Обучение критическому мышлению. |
4. Проверка домашнего задания. | — Прежде чем мы познакомимся с новым произведением, давайте вспомним, какой рассказ мы читали на предыдущем уроке? — Кто написал этот рассказ? — Что вы запомнили о биографии писателя? — чтение детьми произведения (сначала читают дети с 1 варианта до хлопка и производят самооценку и взаимооценку, затем читают ученики со 2 варианта и производят самооценку и взаимооценку) | — На прошлом уроке мы читали рассказ «Как тигр спас хозяина»
— Борис Житков.
Дети рассказывают.
Дети читают текст в парах и оценивают сами себя и своего соседа, записывая отметки в оценочный лист. |
|
|
Оценивание для обучения и оценивание обучения. |
5. Знакомство с биографией писателя. | — Прочитайте краткую биографию писателя. Писатель и художник Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 года в городе Баку в семье музыкальных педагогов. В 1953 году с отличием окончил художественное училище в городе Душанбе, потом — Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина (Академия художеств) по специальности театрально-декорационной живописи. Голявкин не сказочник. Он пишет про жизнь, которая есть. Его произведения: «Рисунок», «Четыре цвета», «Друзья», «Больные», «Тетрадки под дождём», «Ты приходи к нам, приходи», «Это мальчик», «Мой добрый папа»; «Рисунки на асфальте» и др. (выставка книг) — Что запомнили об авторе?
| Дети читают биографию.
Дети рассматривают выставку. Дети рассказывают, что запомнили. |
|
|
|
6. Первичное чтение. | — Проигрывается аудио запись произведения. — Интересно вам было? — Что вам понравилось?
| Дети следят по учебнику.
Дети отвечают на вопросы. |
|
| Использование ИКТ в преподавании и обучении. |
7. Словарная работа. | Ан-тар-кти-да -? (ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА) Бес-ха-рак-тер-ный — ? перрон — ? — Ребята, на доске выписаны слова из текста, у вас у каждого есть карточка, на которой написаны значения слов. Прочитайте их. — А теперь дайте лексическое значение каждого слова своими словами. — Так же в этом произведении есть такое выражение закалить свой характер. — Как вы понимаете смысл этого выражения? |
Дети читают.
Дети отвечают.
Высказывания детей. |
|
|
|
8. Работа над выразительностью. | — Прочитайте выражение 3 раза, сделав каждый раз логическое ударение на разных словах. Какой плохой мальчик! — Какой из трёх вариантов правильный? | Дети читают. |
|
|
|
9. Повторное чтение. | — в группах. — Куда собрался автор рассказа? — Почему именно туда? — Он знал, где находится Антарктида? Докажите строками из текста. — С какой целью он туда поехал? | Дети читают в группах. Отвечают на вопросы по содержанию текста. |
|
| Новые подходы в преподавании и обучении.
|
10. Выборочное чтение. | — Найдите и прочитайте, что мальчик взял с собой в дорогу? — Рассмотрите иллюстрацию на с. 104. Что на ней изображено? — Найдите и прочитайте отрывок к этой иллюстрации. | Дети находят отрывок и зачитывают. |
|
|
|
11. Чтение по ролям. | — Прочитайте диалог военного и мальчика без слов автора. — Оцените себя и товарища. | Дети читают по ролям.
Дети производят самооценку и взаимооценку и записывают в оценочный лист. |
|
| Оценивание для обучения и оценивание обучения. |
12. Итог. | — С каким произведением познакомились? — Кто его написал? — Что запомнили об авторе? — А теперь проведём игру «Обвинение и защита». Обвинитель начинает свою речь со слов: «Я возмущён поведением мальчика, потому что …». А защитник парирует словами: «Мальчик не виноват, ведь он хотел …» — А теперь я предлагаю вам закончить фразу: «Лучше было бы …»
|
Дети думают 1 минуту и высказывают свои мнения.
Дети совещаются в парах, а затем говорят свои предположения. |
|
|
|
13. Рефлексия. | — Оцените свою работу на уроке: на оценочном листе нарисуйте смайлик: — понравился урок и хочу ещё познакомиться с произведениями этого писателя; — мне было скучно. | Дети в оценочных листах рисуют смайлик. |
|
| Новые подходы в преподавании и обучении |
14. Домашнее задание. | — с. 103-107 читать |
|
|
|
|
10