Разработка урока литературы
8 класс
Тема: Духовный подвиг Преподобного Сергия Радонежского.
Цели урока:
I.Обучающая:
1.Проанализировать образ Сергия Радонежского в произведении Б. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский»
2.Подготовиться к написанию сочинения.
3. Продолжить работу с понятием « духовная литература»
.
II.Развивающая:
На примере произведения Б.Зайцева продолжить работу по формированию интеллектуальных умений анализировать, систематизировать; продолжить работу по формированию коммуникативных компетенций.
III.Воспитывающая:
Продолжить работу по формированию чувств патриотизма и гордости за русский народ на примере образа Сергия Радонежского.
Оборудование: Учебники, тетради, интерактивная доска
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Слово учителя. (Слайд 1)
Эпиграф
Сколько веры, сколько силы!
Духом плоть побеждена.
С этой верой тьма могилы
Человеку не страшна!
Благодатные примеры-
Эти Светочи земли…
О, хотя б частичку веры
Их, мне, Господи, пошли!
А.Круглова.
-Как вы понимаете слова поэтессы? Кого можно называть «Светочами земли»?
-Какую сторону жизни человека поэтесса выделяет? (Духовную)
-В каком жанре древнерусской литературы воспеваются такие герои? (в Житии)
-Что такое Житие? (Житие- это жизнеописание. Оно рассказывает не только о фактах биографии, но и о духовной жизни человека)
-Героя какого жития вы уже знаете? (А.Невского)
-Зачитайте план –характеристику образа А. Невского, составленный дома .
3.Актуализация знаний.
Сегодня на уроке мы поговорим о Человеке, с чьим именем уже 5 веков связана история России, кого называют воплощением нравственного идеала.
Ребята, я хочу обратиться к тем, кто в прошлом году ездил на экскурсию по «Золотому кольцу России». Помните чувства, которые мы испытали, увидев живую историю: храм Покрова-на -Нерли, Александровскую слободу и Свято-Троицкую Сергиеву Лавру?
Давайте вспомним о нашем посещении Лавры, рассказ экскурсовода о Сергие Радонежском. (Выступления учащихся с индивидуальными заданиями, параллельно демонстрируются слайды 2-4, на которых запечатлены ребята во время посещения Лавры.)
4.Слово учителя.
Всю жизнь Сергий помогал нуждающимся духовно и физически. После кончины был признан святым. Через 20 лет Епифаний Премудрый написал Житие Сергия Радонежского», а через 5 веков, в начале 20 века, писатель Борис Зайцев написал произведение «Преподобный Сергий Радонежский». Цель нашего урока: выяснить, в чём состоит духовный подвиг Сергия Радонежского.
5.Работа в группах. Предлагаю вам проанализировать образ Сергия.
Задание для первой группы «Личность Сергия»:
а) портрет Сергия в тексте (черты портрета)
б) семья и её роль в жизни мальчика.
в) детство, учёба
г) юность, служение Господу
Задание для второй группы «Роль Сергия в истории России»:
а) Сергий- основатель монастыря
б) Молитвенный подвиг Сергия во имя победы в Куликовской битве в 1380 году:
-Зачем князь Дмитрий Иванович едет перед битвой к Сергию?
-Почему Сергий «шепнул» князю о победе, а не сказал громко всем?
-Кого отправил вместе с дружиной?
Задание для третьей группы:
—Каково отношение Бориса Зайцева к Сергию Радонежскому? Докажите.
-Какие художественные средства автор использует для этого?
-Можно ли жизнь Сергия назвать подвигом?
.
Задание для всего класса: составьте план выступления каждой группы.
6.Выступление с рассказами участников групп.
Во время выступления 1 группы демонстрируется слайд 5(Видение отрока Варфоломея) и один ученик выступает с индивидуально подготовленным заданием, описанием Сергия Радонежского :
До наших дней сохранился выполненный в конце 14-начале 15 веков шитый покров с изображением Сергия. Полагают, что он достоверно передаёт внешность Радонежского игумена. Необычайно выразительно худощавое лицо Сергия, обрамлённое копной густых рыжеватых волос и широкой, уже сильно поседевшей бородой. Мастер сумел передать отсутствующий, устремлённый внутрь взгляд. Облик отшельника подчёркивает длинный коричневый плащ, скрывающий фигуру старца. Судя по этому изображению, Сергий-человек незаурядной внутренней силы.
Во время выступления ребят второй группы демонстрируются слайды 7(князь Дмитрий у Сергия перед Куликовской битвой) и 8(Куликовская битва)
7.Выводы.
Посмотрите в тетради. Что удалось нам сделать совместными усилиями?
(Составить план по теме: «Образ Сергия Радонежского»)
-Чего нам не хватает в плане?
(Вступления и заключения)
-Каким может быть вступление?
-Каким может быть заключение?
-Почему спустя века люди идут в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру поклониться мощам Святого Сергия? (Демонстрация слайда 9 Троице-Сергиева Лавра)
-Согласны вы с С.Зайцевым, назвавшим Сергия «величайшей славой России»?
8.Домашнее задание.
Напишите сочинение по плану «Чем Сергий Радонежский заслужил любовь и почитание людей?»