Разработка урока литературы в 7-ом классе К.Г. Паустовский «»Бескорыстная любовь к родной земле»






Урок литературы в 7-ом классе

К.Г Паустовский ««Бескорыстная любовь к родной земле»











Выполнил:

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №47 г.о. Самара

Волчкова Татьяна Витальевна




Самара 2013

Урок литературы в 7а классе

Тема: Бескорыстная любовь к обыкновенной земле.

Цель: Научить следить за мыслью автора, воспринимать его чувства, настроения. Показать, как с помощью языковых средств раскрывается содержание произведения. Обратить внимание учащихся на красоту и поэтичность описаний природы, учить видеть прекрасное в обыкновенном. Воспитывать наблюдательность и любовь к родной природе.

Тип урока: урок-практикум

Оборудование: портрет Паустовского, репродукция картин Левитана.

(слайд 1)

Эпиграф: Любовь к родной природе – один из верных признаков любви к родной стране.

К.Г. Паустовский.

(слайд 2)

Ход урока:

Слово учителя.

В своих воспоминаниях о К.Г. Паустовском Р.И. Фраерман пишет: «Родные просторы Паустовский исходил» и исколесил из края в край. Ему довелось побывать в Англии, в Италии, и в любимой им Франции.

Он наслаждался там людьми, музеями, искусством, роскошными садами и дворцами Версаля. Но ничто не могло не только вытеснить, но и приглушить в его сердце любовь к родным местам, к скромному среднерусскому пейзажу, Мещерской стороне и её людям.

Подготовка к восприятию.

— Как же изображены Мещерская сторона и её люди в очерках Паустовского?

— Какое значение имеют слова «обыкновенная земля»? Какой смысл вкладывает в них Паустовский? На эти вопросы предстоит нам сегодня ответить.

(«Обыкновенная земля»- земля, в которой нет ничего примечательного, привычная нашему глазу, в ней нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но у Паустовского эти слова имеют какой – то особый оттенок. Словно писатель сам же с ними и спорит: Обыкновенная, но милая сердцу земля; обыкновенная, но необычно трогательная, обыкновенная, но прекрасная.)


«Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен – так же, как картины Левитана. Но в нем, как и в картинах, заключена вся прелесть, все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы».(слайд 3, слайд 4, слайд 5)

2. Мы говорили, что художественный принцип Паустовского – изображать прекрасное в обыкновенном:

1) Можете ли вы доказать, опираясь на текст главы «Обыкновенная земля», что Паустовский сумел найти прекрасное в обыкновенной земле?

2)Можно ли назвать автора «Мещерской стороны» наблюдательным и тонким человеком?

Свежие документы:  Конспект урока для 7 класса «Внешнее строение рыбы»

(Ребята должны обратить внимание на знаменитые «перечисления» тех деталей мещерского пейзажа, которыми любуется Паустовский)

При всей простоте своей детали почему-то слова потрясают душу читателя. Это достигается, благодаря удивительному лаконизму и точности, лиризму каждой фразы.

Парная или групповая работа(4 гр.)

1.Что можно увидеть в Мещерском крае?

2.Что можно услышать в Мещерском крае?

3. Какие запахи в Мещерском крае?

4.Какие краски в Мещерском крае?

(Паустовский, действительно, тонкий наблюдатель и его сравнения всегда образные и абсолютно точны: «трава на рассвете покрывается инеем, как солью», «леса шумят великим океанским гулом», «спал в стогу, будто в запертой комнате».

Эти детали помогают создать яркую, запоминающуюся картину «обыкновенной земли».

3. Того что писатель увидел в первые дни пребывания в «Мещёрском крае» очень много. Почему же он говорит, что этого «мало»?

(Писателю хочется слиться с этим миром, стать своим, а не посторонним наблюдателем, знающим все тайны.

Паустовский, подробно Андерсену, хочет рассказывать «удивительные истории» о повседневном).

Хочет показать читателю красоту, скрытую в деревьях, траве, цветах…

4. Каковы же люди в «Мещанском крае»?

Люди здесь тоже обыкновенные. Но в них тоже Паустовский находит необыкновенный колорит и описывает их с любовью, уважением и мягким юмором.

5. — Что означает для Паустовского любить родину? Чему научила его Мещанская сторона.

Перечитываем строки о защите родной страны.

— Почему глава называется «Бескорыстие»?

(Любить родину надо не за то, что она может дать тебе для твоей суетной повседневной жизни, а за то, что учит тебя видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно не было).

Подведение итогов.

6. Объясните, как в очерках Паустовского раскрывается тема «Я и мир» вечное и переходящее.

(Писатель хочет стать частью окружающего мира и защищать его, если потребуется, оружием или словом. Вечное для него – прекрасное. Переходящее – корыстное отношение к родной земле.)

Как соотносится стихотворение Рыленкова с темой нашего урока? (слайд 6)

Стихотворение Н. Рыленкова «Все в тающей дымке…»

Все в тающей дымке:

Холмы, перелески.

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озера,

И все ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Свежие документы:  «НРАВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ» 7-9 класс

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

Домашнее задание

Принести альбом для рисования и краски, звукозапись (звуки природы)



Литература

1.Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Литература 7 класс. Москва, «Баласс» 2011,(Образовательная система «Школа 2100»)

2. Е.С. Барова. Уроки литературы в 7-м классе. Методические рекомендации для учителя. Москва, «Баласс» 2006, (Образовательная система «Школа 2100»)

3. https://isaak-levitan.ru



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: