Урок литературы в 7-ом классе
К.Г Паустовский ««Бескорыстная любовь к родной земле»
Выполнил:
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №47 г.о. Самара
Волчкова Татьяна Витальевна
Самара 2013
Урок литературы в 7а классе
Тема: Бескорыстная любовь к обыкновенной земле.
Цель: Научить следить за мыслью автора, воспринимать его чувства, настроения. Показать, как с помощью языковых средств раскрывается содержание произведения. Обратить внимание учащихся на красоту и поэтичность описаний природы, учить видеть прекрасное в обыкновенном. Воспитывать наблюдательность и любовь к родной природе.
Тип урока: урок-практикум
Оборудование: портрет Паустовского, репродукция картин Левитана.
(слайд 1)
Эпиграф: Любовь к родной природе – один из верных признаков любви к родной стране.
К.Г. Паустовский.
(слайд 2)
Ход урока:
Слово учителя.
В своих воспоминаниях о К.Г. Паустовском Р.И. Фраерман пишет: «Родные просторы Паустовский исходил» и исколесил из края в край. Ему довелось побывать в Англии, в Италии, и в любимой им Франции.
Он наслаждался там людьми, музеями, искусством, роскошными садами и дворцами Версаля. Но ничто не могло не только вытеснить, но и приглушить в его сердце любовь к родным местам, к скромному среднерусскому пейзажу, Мещерской стороне и её людям.
Подготовка к восприятию.
— Как же изображены Мещерская сторона и её люди в очерках Паустовского?
— Какое значение имеют слова «обыкновенная земля»? Какой смысл вкладывает в них Паустовский? На эти вопросы предстоит нам сегодня ответить.
(«Обыкновенная земля»- земля, в которой нет ничего примечательного, привычная нашему глазу, в ней нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но у Паустовского эти слова имеют какой – то особый оттенок. Словно писатель сам же с ними и спорит: Обыкновенная, но милая сердцу земля; обыкновенная, но необычно трогательная, обыкновенная, но прекрасная.)
«Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен – так же, как картины Левитана. Но в нем, как и в картинах, заключена вся прелесть, все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы».(слайд 3, слайд 4, слайд 5)
2. Мы говорили, что художественный принцип Паустовского – изображать прекрасное в обыкновенном:
1) Можете ли вы доказать, опираясь на текст главы «Обыкновенная земля», что Паустовский сумел найти прекрасное в обыкновенной земле?
2)Можно ли назвать автора «Мещерской стороны» наблюдательным и тонким человеком?
(Ребята должны обратить внимание на знаменитые «перечисления» тех деталей мещерского пейзажа, которыми любуется Паустовский)
При всей простоте своей детали почему-то слова потрясают душу читателя. Это достигается, благодаря удивительному лаконизму и точности, лиризму каждой фразы.
Парная или групповая работа(4 гр.)
1.Что можно увидеть в Мещерском крае?
2.Что можно услышать в Мещерском крае?
3. Какие запахи в Мещерском крае?
4.Какие краски в Мещерском крае?
(Паустовский, действительно, тонкий наблюдатель и его сравнения всегда образные и абсолютно точны: «трава на рассвете покрывается инеем, как солью», «леса шумят великим океанским гулом», «спал в стогу, будто в запертой комнате».
Эти детали помогают создать яркую, запоминающуюся картину «обыкновенной земли».
3. Того что писатель увидел в первые дни пребывания в «Мещёрском крае» очень много. Почему же он говорит, что этого «мало»?
(Писателю хочется слиться с этим миром, стать своим, а не посторонним наблюдателем, знающим все тайны.
Паустовский, подробно Андерсену, хочет рассказывать «удивительные истории» о повседневном).
Хочет показать читателю красоту, скрытую в деревьях, траве, цветах…
4. Каковы же люди в «Мещанском крае»?
Люди здесь тоже обыкновенные. Но в них тоже Паустовский находит необыкновенный колорит и описывает их с любовью, уважением и мягким юмором.
5. — Что означает для Паустовского любить родину? Чему научила его Мещанская сторона.
Перечитываем строки о защите родной страны.
— Почему глава называется «Бескорыстие»?
(Любить родину надо не за то, что она может дать тебе для твоей суетной повседневной жизни, а за то, что учит тебя видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно не было).
Подведение итогов.
6. Объясните, как в очерках Паустовского раскрывается тема «Я и мир» вечное и переходящее.
(Писатель хочет стать частью окружающего мира и защищать его, если потребуется, оружием или словом. Вечное для него – прекрасное. Переходящее – корыстное отношение к родной земле.)
Как соотносится стихотворение Рыленкова с темой нашего урока? (слайд 6)
Стихотворение Н. Рыленкова «Все в тающей дымке…»
Все в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
Домашнее задание
Принести альбом для рисования и краски, звукозапись (звуки природы)
Литература
1.Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Литература 7 класс. Москва, «Баласс» 2011,(Образовательная система «Школа 2100»)
2. Е.С. Барова. Уроки литературы в 7-м классе. Методические рекомендации для учителя. Москва, «Баласс» 2006, (Образовательная система «Школа 2100»)
3. https://isaak-levitan.ru