Разработка урока по литературе в 7-м классе, посвященная ежегодным Международным дням Мифтахетдина Акмуллы






Разработка урока

по литературе в 7-м классе, посвященная ежегодным

Международным дням

Мифтахетдина Акмуллы.








Мугалимова Адель Рамильевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 124 Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан









Акмулла – просветитель и мыслитель 19 века


Цели: обучающая: а) познакомить учащихся с биографией и творчеством Акмуллы;

б) показать, как сложные взаимоотношения с отцом предопределили социальные мотивы в творчестве Акмуллы;

в) провести анализ стихотворений «»Мои башкиры, учиться надо, учиться», «Письмо к отцу», «Весна», «Ночь и день», «Наставления», «В тюрьме»;


развивающая: способствовать формированию навыков выразительного чтения;


воспитательная: способствовать формированию интереса к башкирской литературе и положительного отношения к ее ценностям.


Оборудование: портрет писателя, тексты стихотворений.


Эпиграф к уроку:

«Постыдно жить невеждою убогим,

Уподобив себя четвероногим…»

М. Акмулла



Ход урока



  1. Организационный момент.

  2. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством одного из крупных поэтов-просветителей конца 19 века – Мифтахетдина Камалетдиновича Акмуллы. Мы услышим рассуждения о добре и зле, свободе и справедливости и заново обратимся и уточним нравственные устои человеческой жизни.


3. Сообщение ученика о Мифтахетдине Акмулле.


4. Чтение и анализ стихотворения «Мои башкиры, учиться надо, учиться».


5. Беседа по вопросам.


— К чему призывает Акмулла свой народ?

Говоря о великом значении для человека грамотности и образования, Акмулла опирается на такие достижения возможных «чудес»: создание летательных аппаратов, т.е. самых настоящих самолетов, кораблей и пароходов, какие, благодаря «учености», можно заставить плавать по морям и океанам… Ведь об этом мечтали и описывали в своих стихах поэты разных народов.

А с чем же человек вступает в большую жизнь? Конечно же, с тем «багажом», что является наследием его детства. «Нет большего несчастья, чем между отцом и сыном вражда», — замечает Акмулла.


Ученик читает стихотворение «Письмо к отцу».

— Почему Акмулла был не понят своим отцом?

— Упрекая отца в безразличии к его судьбе после смерти родной матери Бибиуммугульсум, он почти тут же желает ему доброго здоровья и благополучия. О чем это говорит?

Запись в тетрадях: просветительские идеи Акмуллы нашли свое отражение в 3-х основных темах его творчества:


Рассмотрим первую тему. (Учитель читает стихотворения «Весна», «Ночь и день»). В стихотворениях о природе Акмулла размышляет о жизни. В них природа – отражение вечно движущегося и обновляющегося мира. Здесь различные явления окружающего мира даются в диалектической взаимосвязи друг с другом.



День создан прекраснее ночи.

Достаточно ночи: рядом с луной звезды.

Коль дождь, кажется, что наслаждение для Вселенной.

Переливаясь оттенками, зеленеет лик земли.


В творчестве Акмуллы прослеживается довольно широкий взгляд на природу нравственного здоровья и пороков человека, который образует тему материального и духовного порабощения человека.

(Ученик читает стихотворение «Наставления»).

— Назовите в иерархической последовательности те качества, которыми должен обладать человека, с точки зрения Акмуллы?

— С каким «священным» числом соотносятся эти качества? Почему?

Думая о смысле жизни, поэт определяет свое отношение к проблемам внутренней свободы человека.

Этой теме Акмулла посвятил стихотворение «В тюрьме».

(Ученик рассказывает отрывок из стихотворения «В тюрьме»).

— Как вы думаете, какого человека Акмулла считал подлинно свободным?

— Какие средства художественной изобразительности и стилистические фигуры характерны для творчества башкирского писателя? Приведите примеры.

На основе ответов учащихся заполняется следующая таблица:


Средство художественной изобразительности или стилистическая фигура

Название художественного произведения

Пример из текста

1.

Антитеза

«Мои башкиры, учиться надо, учиться»

«Мои башкиры, учиться надо, учиться, // Много невежд среди нас, образованных мало…»

2.

Перифраза

«Элегия в честь хазрата Шигабутдина Марджани»

«ученый дерзких дум», «сокол среди птиц» (о Марджани»

3.

Афоризм

«Срубишь ствол дерева – корень останется…»

«Срубишь ствол дерева – корень останется, // Двое нас – кто-то один да останется, // А человек одинокий умрет — // Конь его верный чужому достанется.»


— Как вы думаете, почему в своих произведениях Акмулла почти не упоминает имен предводителей башкирских восстаний?

— Как, по мнению писателя, можно изменить мир к лучшему?


  1. Практическое задание (тест).


  1. Когда и где родился Мифтахетдин Акмулла?

а) 1831 год, Миякинский район, д. Туксанбаево;

б) 1835 год, Оренбургская область, Шарлыкский район;

в) 1839 год, город Троицк.


  1. Что означает имя Акмулла?

а) правдивый, чистый, учитель;

б) религиозный деятель;

в) общественный деятель.


  1. Где чаще всего любил сочинять свои стихи отрок Мифтахетдин?

а) у озера;

б) в доме;

в) на пригорке у родника.


  1. Против кого направлены социальные мотивы, звучащие в поэзии М. Акмуллы?

а) против крестьян;

б) против просветителей;

в) против мулл-фанатиков.


  1. Почему Акмулла ушел в казахские степи?

а) более благоприятный климат;

б) на заработки;

в) избежать службу.


  1. Каким, по мнению Акмуллы, наиболее важным признаком отличается культурный человек от невежды?


а) способностью любить;

б) умом;

в) совестью.


  1. В каком стихотворении Акмуллы раскрывается тема внутренней свободы человека?

а) «Кто есть кто»;

б) «Огонь»;

в) В тюрьме».


  1. С помощью чего, с точки зрения Акмуллы, можно изменить мир к лучшему?

а) с помощью войны;

б) с помощью просветительских преобразований;

в) с помощью революции.


  1. Поведение итогов урока.

  2. Домашнее задание.

Выучить наизусть одно из стихотворений Акмуллы.





























Список использованной литературы



  1. Валеев Д.Ж. Очерки истории общественной мысли. – Уфа, 1986.

  2. Кунафин Г. Светоч башкирской поэзии и просветительской мысли. – Уфа, 2006.

  3. Мифтахетдин Акмулла. Стихи. – Уфа, 1986.

  4. Шакур Р. Звезда поэзии. Башкирский поэт – просветитель Мифтахетдин Акмулла. – Уфа, 2006.





Свежие документы:  Внеклассное занятие по литературному чтению «Как хорошо уметь читать»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: