Разработка урока
по литературе в 7-м классе, посвященная ежегодным
Международным дням
Мифтахетдина Акмуллы.
Мугалимова Адель Рамильевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 124 Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Акмулла – просветитель и мыслитель 19 века
Цели: обучающая: а) познакомить учащихся с биографией и творчеством Акмуллы;
б) показать, как сложные взаимоотношения с отцом предопределили социальные мотивы в творчестве Акмуллы;
в) провести анализ стихотворений «»Мои башкиры, учиться надо, учиться», «Письмо к отцу», «Весна», «Ночь и день», «Наставления», «В тюрьме»;
развивающая: способствовать формированию навыков выразительного чтения;
воспитательная: способствовать формированию интереса к башкирской литературе и положительного отношения к ее ценностям.
Оборудование: портрет писателя, тексты стихотворений.
Эпиграф к уроку:
«Постыдно жить невеждою убогим,
Уподобив себя четвероногим…»
М. Акмулла
Ход урока
Организационный момент.
Слово учителя.
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством одного из крупных поэтов-просветителей конца 19 века – Мифтахетдина Камалетдиновича Акмуллы. Мы услышим рассуждения о добре и зле, свободе и справедливости и заново обратимся и уточним нравственные устои человеческой жизни.
3. Сообщение ученика о Мифтахетдине Акмулле.
4. Чтение и анализ стихотворения «Мои башкиры, учиться надо, учиться».
5. Беседа по вопросам.
— К чему призывает Акмулла свой народ?
Говоря о великом значении для человека грамотности и образования, Акмулла опирается на такие достижения возможных «чудес»: создание летательных аппаратов, т.е. самых настоящих самолетов, кораблей и пароходов, какие, благодаря «учености», можно заставить плавать по морям и океанам… Ведь об этом мечтали и описывали в своих стихах поэты разных народов.
А с чем же человек вступает в большую жизнь? Конечно же, с тем «багажом», что является наследием его детства. «Нет большего несчастья, чем между отцом и сыном вражда», — замечает Акмулла.
Ученик читает стихотворение «Письмо к отцу».
— Почему Акмулла был не понят своим отцом?
— Упрекая отца в безразличии к его судьбе после смерти родной матери Бибиуммугульсум, он почти тут же желает ему доброго здоровья и благополучия. О чем это говорит?
Запись в тетрадях: просветительские идеи Акмуллы нашли свое отражение в 3-х основных темах его творчества:
Рассмотрим первую тему. (Учитель читает стихотворения «Весна», «Ночь и день»). В стихотворениях о природе Акмулла размышляет о жизни. В них природа – отражение вечно движущегося и обновляющегося мира. Здесь различные явления окружающего мира даются в диалектической взаимосвязи друг с другом.
День создан прекраснее ночи.
Достаточно ночи: рядом с луной звезды.
Коль дождь, кажется, что наслаждение для Вселенной.
Переливаясь оттенками, зеленеет лик земли.
В творчестве Акмуллы прослеживается довольно широкий взгляд на природу нравственного здоровья и пороков человека, который образует тему материального и духовного порабощения человека.
(Ученик читает стихотворение «Наставления»).
— Назовите в иерархической последовательности те качества, которыми должен обладать человека, с точки зрения Акмуллы?
— С каким «священным» числом соотносятся эти качества? Почему?
Думая о смысле жизни, поэт определяет свое отношение к проблемам внутренней свободы человека.
Этой теме Акмулла посвятил стихотворение «В тюрьме».
(Ученик рассказывает отрывок из стихотворения «В тюрьме»).
— Как вы думаете, какого человека Акмулла считал подлинно свободным?
— Какие средства художественной изобразительности и стилистические фигуры характерны для творчества башкирского писателя? Приведите примеры.
На основе ответов учащихся заполняется следующая таблица:
Название художественного произведения | Пример из текста | ||
1. | Антитеза | «Мои башкиры, учиться надо, учиться» | «Мои башкиры, учиться надо, учиться, // Много невежд среди нас, образованных мало…» |
2. | Перифраза | «Элегия в честь хазрата Шигабутдина Марджани» | «ученый дерзких дум», «сокол среди птиц» (о Марджани» |
3. | Афоризм | «Срубишь ствол дерева – корень останется…» | «Срубишь ствол дерева – корень останется, // Двое нас – кто-то один да останется, // А человек одинокий умрет — // Конь его верный чужому достанется.» |
— Как вы думаете, почему в своих произведениях Акмулла почти не упоминает имен предводителей башкирских восстаний?
— Как, по мнению писателя, можно изменить мир к лучшему?
Практическое задание (тест).
Когда и где родился Мифтахетдин Акмулла?
а) 1831 год, Миякинский район, д. Туксанбаево;
б) 1835 год, Оренбургская область, Шарлыкский район;
в) 1839 год, город Троицк.
Что означает имя Акмулла?
а) правдивый, чистый, учитель;
б) религиозный деятель;
в) общественный деятель.
Где чаще всего любил сочинять свои стихи отрок Мифтахетдин?
а) у озера;
б) в доме;
в) на пригорке у родника.
Против кого направлены социальные мотивы, звучащие в поэзии М. Акмуллы?
а) против крестьян;
б) против просветителей;
в) против мулл-фанатиков.
Почему Акмулла ушел в казахские степи?
а) более благоприятный климат;
б) на заработки;
в) избежать службу.
Каким, по мнению Акмуллы, наиболее важным признаком отличается культурный человек от невежды?
а) способностью любить;
б) умом;
в) совестью.
В каком стихотворении Акмуллы раскрывается тема внутренней свободы человека?
а) «Кто есть кто»;
б) «Огонь»;
в) В тюрьме».
С помощью чего, с точки зрения Акмуллы, можно изменить мир к лучшему?
а) с помощью войны;
б) с помощью просветительских преобразований;
в) с помощью революции.
Поведение итогов урока.
Домашнее задание.
Выучить наизусть одно из стихотворений Акмуллы.
Список использованной литературы
Валеев Д.Ж. Очерки истории общественной мысли. – Уфа, 1986.
Кунафин Г. Светоч башкирской поэзии и просветительской мысли. – Уфа, 2006.
Мифтахетдин Акмулла. Стихи. – Уфа, 1986.
Шакур Р. Звезда поэзии. Башкирский поэт – просветитель Мифтахетдин Акмулла. – Уфа, 2006.