МКОУ «Украинская средняя общеобразовательная школа»
Исилькульского района Омской области
Развёрнутое тематическое планирование
по литературе в 7 классе
Подготовила учитель русского языка
и литературы
Игнатенко Елена Борисовна
с. Украинка
2012
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2009 г.) и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. — М.: «Просвещение», 2010г.).
На изучение курса отводится 68 часов, из расчета 2 часа в неделю.
Назначение программы:
приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы
сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова;
освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Содержательные линии предмета:
Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.
Теоретико-литературные понятия предложены в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.
Программа курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное к природе и человеку и т.д.)
В 7 классе рассматривается одна из ведущих проблем — особенности труда писателя, его позиция изображение человека как важнейшая проблема литературы,
Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.
Цели обучения литературе:
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного
ли
Задачи организации учебной деятельности:
Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач
познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;
практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;
эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности.
развитие способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя
Специфика предмета:
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен овладеть следующими ЗУН:
ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 вв.;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных
направлений;
понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения.
УМЕТЬ:
воспроизводить содержание литературного произведения;
правильно, бегло и выразительно читать вслух;
определять род и жанр произведения;
писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;
писать развернутый ответ на вопрос;
письменно составлять план сочинения;
писать рассказ-характеристику;
свободно владеть письменной речью.
ИСПОЛЬЗОВАТЬ приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом
норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Развернутое тематическое планирование по литературе в 7 классе
Программа литературного образования под редакцией В.Я.Коровиной (М., Просвещение, 2009)
Основное учебное пособие Литература. Учебник-хрестоматия в 2х частях для 7 кл. общеобразоват. учреждений.
Автор-составитель В.Я.Коровина. М.Просвещение, 2010.
Дата | Тема урока | Вид урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся | ЗУН | Межпредметные связи | ТСО | Домашнее задание (примерное) | ||
1 | | Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация | З н а т ь: образную природу словесного искусства. У м е т ь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа.. | Р.яз.: словарная работа (книга, беспокойный дух, детали, мудрость) | Выставка различных изданий авторов | Подобрать 3-4 пословицы о книге, растолковать | |
Устное народное творчество | ||||||||
2 | | Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях | беседа, работа с книгой | З н а т ь: что называется преданием, кто герой преданий. У м е т ь: пересказывать кратко. | Ист.: комментарий (времена царствования Ивана Грозного, Петра I) | | Пересказ одного из преданий | |
3 | | Понятие о былине. Нравственные идеалы народа в былинах. Прославление мирного труда «Вольга и Микула Селянинович» | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация | З н а т ь: своеобразие былин как героических песен эпического характера. У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтику былин. | ИЗО: рисунок И.Билибина. Р.яз.: словарная работа (оратай, орет, слега, омешки) | Различные издания былин, иллюстрации к былинам И.Билибина, В. Васнецова | опережающее чтение | |
4 | | Вн.чт. Киевский цикл былин об Илье Муромце. Особенности былинного стиха, роль гиперболы в былине. Новгородский цикл былин «Садко» | Внеклассное чтение | З н а т ь: своеобразие былинного эпоса. Уметь: воспринимать и анализировать поэтику героического эпоса народа | ИЗО: картина В.М. Васнецова «Богатыри» Ист.: историческая справка | | Иллюстрации к былинам | |
5 | | Пословицы и поговорки. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц. | Лекция, беседа | З н а т ь: своеобразие данного жанра фольклора. У м е т ь: объяснить пословицу и поговорку |
| Различные издания сборников пословиц и поговорок, словарь Даля | Пересказ статьи учебника | |
Из древнерусской литературы
| ||||||||
6 | | Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха». Нравственные заветы Древней Руси. Русские летописи (отрывок «О пользе книг»). Формирование традиции уважительного отношения к книге | Лекция, беседа, выразительное чтение | Обзорное знакомство с жанром летописи, расширение словарного запаса, происхождение азбук | Ист.: история Киевской Руси | Выставка книг, фотографии древних книг | Написать небольшое поучение, используя лексику «Поучения». | |
7-8 | | «Повесть о Февронии и Петре Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик героини. Прославление любви и верности | Аналитическая беседа, выразительное чтение | Знакомство с повестью, выявление ее специфики. | Р.яз.: словарная работа (керамиды, агрик, пядь, блаженный, риза) | | Выборочный пересказ «История Февронии», пересказ от лица одного из героев | |
9 | | Подготовка к письменной работе на одну из тем: народная мудрость в произведениях УНТ, художественные особенности русских былин или малых жанров фольклора. | Развитие речи | Оформить устное высказывание в письменной форме, четко ответить на поставленный вопрос | | | Прочитать статью учебника о М.В. Ломоносове | |
Из русской литературы XVIII века
| ||||||||
10 | | М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. Мысли автора о Родине, российской науке и ее творцах. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия…» | Проблемные задания, индивидуальные задания | З н а т ь: работу Ломоносова в области родного языка У м е т ь: анализировать своеобразие поэтики Ломоносова | Ист.: эпоха Петра I, правление Елизаветы Петровны ИЗО: скульптура Петру I | Портрет Ломоносова, репродукции с изображением деятелей-современников Ломоносова | Выучить теорию «трех штилей». Выразительное чтение наизусть отрывка из «Оды…» | |
11 | | Г.Р.Державин. Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества | Лекция, беседа, проблемные задания | Первое знакомство с личностью и поэзией Г.Р.Державина, новаторство в стихотвор-ной деятельности. | Р.яз.: словарная работа (гений, река времени, звуки лиры и трубы, ИЗО: Н.ГЕ «Пушкин читает стихи на экзамене» | Портрет Г.Р.Державина, репродукция с картины Ге «Пушкин читает стихи на экзамене» | Выразит.чтение стихотворений Г.Р.Державина «Признание»,»Река времен…» | |
Из русской литературы XIХ века
| ||||||||
12 |
| А.С.Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России «Полтава» | Аналитическая беседа, проблемные вопросы | | | | Выразит. чтение наизусть отрывка из «Полтавы»-«Полтавский бой» | |
13 |
| А.С.Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Прославление деяний Петра I | Аналитическая беседа, проблемные вопросы | Выявить историко-литературное и жанровое своеобразие «Медного всадника» | | Портреты Пушкина, открытки с изображением Петербурга, памятника Петру, репродукции с картин | Наизусть вступление из «Медного всадника» | |
14 |
| А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. | Лекция, беседа, проблемные задания | Знать: историческую основу «Песни», определение понятия «баллада», особенности содержания | Ист: князь Олег, хитростью покоривший Киев ИЗО: В.Васнецов | Иллюстрации к поэме В.Васнецова | Выучить отрывок наизусть | |
15 |
| Р.р.: А.С.Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры | Развитие речи | Ознакомление с текстом | | Иллюстрации к трагедии В.И.Сурикова, В.А.Фаворского… | Выписать цитаты, характеризующие летописца, Григория, Грозного. | |
16 |
| А.С.Пушкин «Станционный смотритель» — произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Гуманизм повести | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация | Ввести понятие маленького человека в литературе. | Р.яз: словарная работа (фельдъегерь, подорожная, платил прогоны за две лошади, скуфья, ассигнации) | Иллюстрации к «повестям Белкина», репродукции лубочных картинок или репродукции Рембрандта «Возвращение блудного сына».
| Рассказ «История Самсона Вырина» | |
17 |
| Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести | Практикум | Анализ эпизода, сопоставление повести и притчи о блудном сыне | ИЗО: иллюстрации М.Добужинского, Д.Шмаринова | | Пересказ статьи о жизни и творчестве Лермонтова. Выразит.чтение 1 и 2 частей «Песни про царя Ивана Васильевича…»
| |
18 |
| М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века, их роль в понимании характеров и идеи поэмы | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация | Восстановить знания, полученные о творчестве поэта в прошлые годы, ознакомиться с биографией поэта, Знать причины обращения поэта к давно минувшим временам, историю создания «Песни…» | Ист.: эпоха Ивана Грозного, быт и обычаи Руси XVI века. | Выставка книг, портреты поэта, фотоальбом | Составить цитатный план поэмы | |
19 |
| Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Фольклорные начала в «Песне…». Особенности сюжета, образы гусляров. | Лекция, беседа, проблемные задания | Знать: особенности сюжета, нравственную проблематику произведения, жанровое своеобразие «Песни…» | ИЗО: иллюстрации И.Билибина, В.Васнецова, Б.Кустодиева | Картина И.Е.Репина «Иван Грозный и сын его Иван», диапозитивы «Старая Москва», иллюстрации к поэме | Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича, подобрать цитаты. Образ Алены Дмитриевны. Найти в поэме картины пейзажа. | |
20 |
| М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…».Проблема гармонии человека и природы. | Лекция, беседа, проблемные задания | Познакомиться со стихами поэта, научиться выразительно читать, вырабатывать навыки анализа лирических произведений. | | Рисунки Лермонтова, записи романсов на стихи поэта | Выразит. чтение наизусть одного из стихотворений Лермонтова | |
21 |
| Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова | Урок контроля | Самостоятельно анализировать текст, создавать собственное высказывание | | | Статья в учебнике о Н.В. Гоголе | |
22 |
| Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса и его товарищей: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу, подвиг во имя родной земли. | Лекция, беседа, проблемные задания | Работа над статьей учебника, обучение письменному высказыванию, составлению плана. | Ист.: борьба украинского народа за независимость в 15-16 вв., Запорожская Сечь | Портрет писателя. | Прочитать 1-2 главы, подготовить рассказ о Тарасе Бульбе. | |
23 |
| Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация | Работать по сравнительной характеристике главных героев. | ИЗО: иллюстрация П.Соколова «Возвращение из бурсы» | Иллюстрации к повести, репродукции картины И.Репина «Запорожцы пишут письмо султану». | Прочитать 3 и 4 главы и подготовить сжатый пересказ. | |
24 |
| Запорожская сечь. Ее нравы и обычаи. | Аналитическая беседа, проблемные вопросы | Глубина и трагизм конфликта отца и сына, отношение автора к героям. Уметь отбирать материал для сравнительной характеристики. | Ист.: запорожская Сечь | | Перечитать 10-12 главы, отобрать материал для характеристики Остапа. | |
25 |
| Особенности изображения природы и людей в повести Н.В. Гоголя. | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация | | | | Выписать художественные приемы, описывающие природу | |
26 |
| Р.р.: Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». | Развитие речи | Подготовка к домашнему сочинению по повести «Тарас Бульба». | | Иллюстрации к повести | Сочинение | |
27 |
| И.С.Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос «Бирюк», нравственные проблемы рассказа. Мастерство И.С. Тургенева в изображении картин природы. | Аналитическая беседа, проблемные вопросы | Знать факты жизни и творческой деятельности писателя. Вырабатывать навыки анализа текста. | Ист.: крепостное право в России | Портреты Тургенева, фотоальбом о Спасском-Лутовинове. | Выписать высказывания русских писателей о языке. | |
28 |
| Р.р.: И.С.Тургенев Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе | Развитие речи | Познакомить учащихся со стихотворениями в прозе | | | Прочитать «Стихотворения в прозе»,Чтение наизусть стихотворения в прозе «Русский язык» | |
29 |
| Н.А. Некрасов «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Величие русской женщины. Обучение выразительному чтению | Аналитическая беседа, проблемные вопросы | Навыки работы со стихотворным текстом, с научно-популярными текстами, усвоение теоретических понятий. | Ист.: восстание декабристов, прототипы героинь Некрасова | Жизнь и творчество Н.А.Некрасова. | Рассказ о княгине Трубецкой. Отзыв о 2 части поэмы — «Княгиня Волконская» | |
30 |
| Вн.чт. Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины | Внеклассное чтение | Познакомиться со стихами Некрасова. | ИЗО: иллюстрация А.Лебедева «Размышление у парадного подъезда» | | Наизусть стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом…» | |
31 |
| Вн.чт. А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов». Правда и вымысел | Внеклассное чтение | Знать факты жизни и творческой деятельности А.К. Толстого, жанровое своеобразие исторических баллад | Ист.: эпоха Ивана Грозного | | Прочитать сказку «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». | |
32-34 |
| М.Е. Салтыков-Щедрин. «Сказки для детей изрядного возраста» Сатирическое изображение нравственных пороков общества. «Повесть о том как мужик двух генералов прокормил». Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение покорности. | | З н а т ь: содержание сказок. У м е т ь: выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах народного характера. | ИЗО: иллюстрация М. Черемных, Н.Муратова | Выставка книг, иллюстрации к произведениям писателя, портрет. | Найти в тексте сказки писателя формулы народной сказки, выписать в тетрадь. Прочитать «Дикий помещик» | |
35 |
| Литературный ринг. «Проблемы и герои произведений Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина | Урок контроля | Уметь строить развернутые высказывания на проблемный вопрос по изученному произведению с опорой на текст | | | Подготовить рассказ о жизни и творчестве Л.Н. Толстого | |
36-37 |
| Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Автобиографический характер повести «Детство». Сложность взаимоотношений взрослых и детей. Главный герой повести, его чувства, поступки, духовный мир. | Аналитическая беседа, проблемные вопросы | З н а т ь: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | ИЗО: иллюстрация А.Вестфалена | Фоторепродукции Толстого, различные издания его книг, портрет Толстого | Прочитать гл. «Maman»,»Что за человек был мой отец?», «Классы». Гл.»Наталья Саввишна», «Детство». | |
38 |
| И.А.Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания взрослых и детей. Авторское решение проблемы. | Чтение текста, его объяснение, запись осн. мысли | Знакомить учащихся с творчеством писателя. Чтение рассказа и его анализ. | | | Составить план рассказа, подобрав название для каждой главы. Прочитать рассказ «Лапти» и подготовить о нем отзыв. | |
39 |
| Р.р.: И.А.Бунин «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Мастерство Бунина-прозаика. | Развитие речи | Знать идейно-тематическую направленность рассказа | | | Пересказ рассказа «Лапти» | |
40-41 |
| А.П.Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Средства создания комического в рассказе. Смысл названия рассказа. | Аналитическая беседа, проблемные вопросы | Познакомить учащихся с биографией писателя. Прочитать и анализировать рассказ | ИЗО: иллюстрации художников Кукрыниксов | Портрет писателя, фотографии семьи Чеховых, иллюстрации Кукрыниксов к рассказам Чехова. | Чтение по ролям рассказа «Хамелеон» | |
42 |
| Два лица России в рассказе А.Чехова «Злоумышленник» | Лекция, беседа, проблемные задания | Уметь анализировать текст, видеть «смех» и «слезы» автора, раскрывать роль художественной детали | ИЗО: иллюстрация В.Пономарева «Злоумышленник» | Иллюстрации В.Пономаревой к рассказу | Выразительное чтение рассказа «Злоумышленник». И/З -отзыв о рассказе «Тоска» | |
43 |
| Вн.чт. Смех и слезы в рассказах А.Чехова «Тоска», «Размазня» и др. | Внеклассное чтение | Уметь видеть смешное и грустное в произведении, оценивать творческую манеру писателя | | | Вопросы к произведениям в учебнике | |
44 |
| Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В.А.Жуковский, А.К.Толстой, И.А.Бунин | Аналитическая беседа, проблемные вопросы | З н а т ь: основные пункты анализа стихотворения У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтический текст. | | Записи классической музыки, репродукции с картин Левитана, Шишкина, Саврасова. | Прочитать повесть «Детство». Подготовить рассказ о жизни бабушки и дедушки. | |
Из русской литературы XХ века | ||||||||
45 |
| М.Горький. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров | Аналитическая беседа, проблемные вопросы | Дать представление о противоречивой позиции Горького в советской литературе. | Рус.: словарная работа (миропонимание, личность человека) | Иллюстрации к повести «Детство», фотографии горького, выставка различных изданий Горького. | Выписать из повести афористичные высказывания. | |
46 |
| «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа в произведении М.Горького «Детство» | | Познакомиться с отдельными главами повести и проводить анализ | ИЗО: иллюстрации худ. Б. Дехтерева) | | Вопросы к произведению в учебнике | |
47 |
| Р.р. Портрет как средство характеристики героя. Сочинение по произведению Горького | Практикум Развитие речи | |
|
| Подготовить план к портретной характеристике героя | |
48 |
| Вн.чт. «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» | Внеклассное чтение | У м е т ь: работать с текстом в композиционном плане, комментировать прочитанное | ИЗО: иллюстрации Д.Буторина к «Данко», художников палеха |
| Подготовить рассказ на тему «Подвиг Данко» | |
49 |
| В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора, роль фантастических картин. | Рассказ учителя. Беседа | Познакомиться с отдельными главами повести и проводить анализ | ИЗО: рисунки Д.Бурлюка и В.Маяковского | Альбом Маяковского, фотографии поэта | Наизусть стихотворения «Необычайное приключение…» | |
50 |
| Вн.чт. В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя, гуманизм и сочувствие ко всему живому. | Внеклассное чтение | Ознакомить со стихотворением, вырабатывать навыки выразительного чтения, анализировать лирическое произведение. |
| Изображения лошадей | Рассказ о Л.Андрееве, прочитать рассказ «Кусака» | |
51 |
| Л.Н.Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения. | Рассказ учителя. Беседа | Ознакомить учащихся с жизнью писателя. Прочитать рассказ и анализировать вырабатывать навыки составления плана. | Рус.: словарная работа (одиночество, жестокость, сострадание) | Портрет Андреева, выставка книг | Устный отзыв о рассказе «Кусака». | |
52, 53 |
| А.Платонов. «Юшка». Друзья и враги главного героя, его непохожесть на окружающих. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию, уважению к человеку. | Рассказ учителя. Беседа | Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя. Прочитать рассказ. |
| Портрет Платонова, различные издания его книг. | Письменный ответ на вопрос: «Как я понимаю смысл рассказа «Юшка»? | |
54 |
| Р.Р.: Подготовка к сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» | Развитие речи | Вырабатывать навыки написания сочинения-рассуждения. |
|
| Сочинение | |
55 |
| Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения | Урок контроля |
|
|
| Прочитать в учебнике интервью с Ю. Разумовским, ответить на вопросы | |
56 |
| Вн.чт.: Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях Ахматовой, Симонова, Суркова, Твардовского, Тихонова и др. | Внеклассное чтение | Знать: особенности поэтических текстов о Вов, своеобразие жанра интервью Уметь: выразительно читать стихи |
| портреты поэтов, книги стихов о войне разных авторов, записи песен о войне. | Прочитать рассказ «О чем плачут лошади» | |
57 |
| Ф.А.Абрамов. «О чем плачут лошади» Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. Литературные традиции в рассказе Ф.Абрамова «О чем плачут лошади» | Рассказ учителя. Беседа | Кратко познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя. Показать учащимся жестокость героя по отношению к лошади. | Рус.: словарная работа (бараки, дернина, лесопункт, угор и др.) | Портрет писателя, выставка книг. | Прочитать рассказ «Кукла» Е.Носова. | |
58, 59 |
| Е.И. Носов «Кукла» Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя» Взаимосвязь природы и человека | Рассказ учителя. Беседа. Практикум | Познакомить учащихся с рассказом и довести до учащихся основную мысль рассказа. |
| Портрет писателя, иллюстрации к рассказам. | Прочитать сведения о Ю.Казакове | |
60 |
| Вн.чт : Ю.П.Казаков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности | Внеклассное чтение | Знакомить учащихся с творчеством писателя, развивать навыки составления плана и характеристики героя. | Рус.: словарная работа (косарь, рига, куга) | портрет писателя, выставка книг. | Наизусть понравившееся стихотворение из предложенных в учебнике. | |
61 |
| Вн.чт : Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира. Единство человека и природы. | Внеклассное чтение | Вырабатывать навыки выразительного чтения, понимания лирического бессюжетного стихотворения | Муз.: «Времена года» П.И. Чайковского ИЗО: репродукции картин И.И. Шишкина, И.И. Левитана и др. | Песни на стихи Н.Рубцова, музыка Чайковского, репродукции пейзажей Саврасова, Левитана, Репина | Подготовить сообщение о жизни А.Т. Твардовского | |
62 |
| А.Т.Твардовский. Философские проблемы в лирике Твардовского | Рассказ учителя. Беседа | Знакомить с творчеством Твардовского, развивать навыки анализа лирического произведения. |
|
| Наизусть стихотворение «Братья» | |
63 |
| Вн.чт : Д.С.Лихачев. Писатель, ученый, гражданин. «Земля родная», как напутствие молодежи | Внеклассное чтение | Знать: автора, биографические сведения, определение понятий «публицистика», «мемуары» Уметь: выстраивать устный и письменный ответы |
|
| Составить обращение, поучение | |
Из зарубежной литературы | ||||||||
64 |
| Р. Бернс. «Кто честным кормится трудом – таких зову я знатью!» (Р. Бернс. «Честная бедность»). | Рассказ учителя. Беседа | Знакомить со стихотворением, увлечь ребят стихотворениями и личностью Бернса; развивать навыки устной речи, выразительного чтения. | Рус.: словарная работа (достоинство, честь) | Портрет Бернса, издания его книг | Выучить наизусть стихотворение | |
65 |
| Д.Г.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..» как прославление подвига во имя свободы Родины | Рассказ учителя. Практикум | Знакомить с личностью Байрона |
| Портреты Байрона, различные издания его книг | Выразительное чтение стихотворения | |
66 |
| Японские хокку. Особенности жанра | Практикум | Познакомиться с японской поэзией, выявить ее своеобразие |
| Репродукции с японских миниатюр. | Составить и записать хокку | |
67 |
| Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О.Генри. «Дары волхвов» Преданность и жертвенность во имя любви. | семинар | Вырабатывать навыки вдумчивого чтения, поиска комментариев, культурного контекста к произведению, навыки художественного пересказа. |
|
| Вопросы в учебнике к произведению | |
68 |
| Р.Д.Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы» Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра. Итоги года. Задание на лето. | Рассказ учителя. | Знать: биографические сведения автора Уметь: объяснить смысл названия рассказа |
|
| Пересказ, вопросы в учебнике |
Список используемой литературы.
Программы для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.)
Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. — М.: «Просвещение», 2008г.).
Коровина В.Я. Методические советы/В.Я . Коровина.- М.: Просвещение, 2003.
Дидактические материалы для 7 кл. “Читаем, думаем, спорим”. Русское народное поэтическое творчество / под ред. А. М. Новикова
Уроки литературы с применением информационных технологий. 6-10 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Н.П. Архипова. – М.: Глобус, 2009