Родина и родная природа в лирике С.А.Есенина, 9 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»


РФ. 646020. Омская область, Исилькульский район, г. Исилькуль, ул. Советская 2а, тел. 20 – 903, эл. адрес: schkola – isilkul @ m a I l . r u







Родина и родная природа в лирике С.А.Есенина

(Урок литературы в 9 классе)







Чижикова Татьяна

Ивановна,

учитель русского языка

и литературы







2012





Цель урока: обобщение и систематизация изученного по теме «Родина и родная природа как источник лирических переживаний поэта»; совершенствование коммуникативных навыков; воспитание эстетического вкуса и патриотических чувств.

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация



Эпиграф: (слайд 2)

Я всегда оставался самим собой.

Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к

Родине. Чувство родины – основное в моем творчестве.

С.А. Есенин

Учитель:

Когда мы говорим о Есенине, то представляем себе портрет светловолосого, синеглазого юноши, ласково смотрящего на мир, из которого он сумел извлечь золотые россыпи народной поэзии. Почему его стихи мы любим, учим наизусть, почему они трогают нашу душу? Почему и зимой, и ненастной осенью, и ранней весной на его могиле цветы?

(Слайд 3)

Константиново, где он родился, вовсе не деревенская глушь, а большое, чистое, утопающее в зелени село. Рядом еще более крупное селение, с шумными базарами по вторникам. Здесь можно было купить все, и книги тоже. Они были и в библиотеке начального училища. В Спас – Клепиковской школе Сергей хорошо изучил церковнославянский язык, что позволило ему прочитать в оригинале «Слово о полку Игореве» и полюбить его. Он знал наизусть стихи Лермонтова и Некрасова, Никитина и Кольцова, Фета и Тютчева. Но больше всего был привязан к Гоголю и Пушкину, учился у них. Как и Пушкин, искал истоки «песенного слова» в народном творчестве. «Это все есть у народа, — говорил Есенин. – Это только надо найти, прочитать, услышать, по – своему осмыслить». Из окон бревенчатой избы были видны заливные луга без конца и края, широкая Ока и опрокинутое над ней синее небо. Тишина. Простор. Красота сама собою закрадывалась в душу юного Есенина и укреплялась там беспредельная любовь к Родине.

Чтение стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями…» (учебник с.369)

Первый сборник стихов Сергея Есенина появился в 1916 году. Назывался он «Радуница». В нем воспевается родная природа. Человек и природа в стихах Есенина – единое целое. Сам поэт ощущал себя частицей природы, он часто говорил: «Я деревенский поэт. Я очень люблю всякое зверье». Животные напоминали ему о деревенском детстве, освежали впечатления, оставленные живой красотой родных полей, лесов, широкой сильной реки.



На экране демонстрируются пейзажи И. Левитана и В. Поленова.(Слайд 5)



Подле полотен этих художников, выставленных в Третьяковской галерее, молодой Есенин подолгу простаивал. Созвучен этим картинам и мир природы у Есенина. Он наполнен цветом, звуком, движением, его обитатели очеловечены: береза «принакрылась снегом», снежинки горят «в золотом огне», заря обходит березу, осыпая ее «новым серебром». А стихотворение «Русь» — это трепетное признание в любви к Родине.

Свежие документы:  Конспект урока для 5 класса «Чтение – вот лучшее учение»



Звучит отрывок из стихотворения «Русь».

Чтец:

1

Потонула деревня в ухабинах.

Заслонили избенки леса.

Только видно, на кочках и впадинах

Как синеют кругом небеса.



Воют в сумерках, долгие, зимние,

Волки грозные с тощих полей.

По дворам в погорающем инее

Над застрехами храп лошадей.



Как совиные глазки, за ветками

Смотрят в шали пурги огоньки.

И стоят за дубровными сетками,

Словно нечисть лесная, пеньки.



Запугала нас сила нечистая,

Что ни прорубь – везде колдуны.

В злую заморозь, в сумерки мглистые

На березах висят галуны.

2

Но люблю тебя, родина кроткая!

А за что – разгадать не могу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу.



Я люблю над покосной стоянкою

Слушать вечером гуд комаров.

А как гаркнут ребята тальянкою,

Выйдут девки плясать у костров.



Загорятся, как черна смородина,

Угли – очи в подковах бровей,

Ой ты, Русь моя, милая родина,

Сладкий отдых в шелку купырей.

1914





Вопрос: Почему С.Есенин называет себя «Я последний поэт деревни»?



Давайте на минуту вернемся в то далекое трудное время. Октябрьская революция 1917 года вихрем пронеслась над Россией, ломая многих. Есенин выстоял, принял революцию, «но с крестьянским уклоном». Время наложило отпечаток на все творчество поэта, отразилось на его взглядах. Но путеводная звезда его жизни оставалась прежней, какой он ее однажды полюбил, — это старая деревенская Русь. И вторжение в ее просторы городской цивилизации Есенин переживал болезненно. Новая деревня казалась ему чужой. В ней он видел конец истинно сельского уклада жизни: вот и называл себя «последним поэтом деревни». Но, несмотря на это, он не переставал повторять: «Я очень люблю Родину». И молодому поэту советовал: «Хочешь добрый совет? Ищи Родину! Найдешь – пан. Не найдешь – все псу под хвост. Нет поэта без Родины». (Слайд 6,7,8)

Чтение стихотворения «Гой ты, Русь моя родная…» (с.366)

Вопрос: Чем объяснить, что в стихах Есенина о Родине часто встречаются слова «голубая», «синий»?

В незаконченной поэме «Гуляй – поле» есть строка: «Россия! Сердцу милый край!» В самом построении фразы запечатлено то пронзительное чувство Родины, без которого Есенин как поэт не состоялся бы. «Россия! – произнес он однажды протяжно и грустно. – Россия! – какое хорошее слово… и «роса», и «сила», и «синее что – то». Все, что связано с Родиной, счастьем воспринимается поэтом как расцвет молодости, силы, как беспредельность движения в будущее. Синь, синева, синий, голубой — в толковом словаре вы не найдете того значения этих слов, которое вкладывает в них поэт: и бескрайность просторов, и сгущенность красок природы, и прозрачная высота неба.

Чтение стихотворения «Я покинул родимый дом…» (с.367) (Слайд 9)

Сергей Есенин прежде всего – поэт Руси, и в его стихах, по – русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного, нежного сердца. В них «русский дух», в них «Русью пахнет». Он как бы был создан специально для поэзии. Размашистые, удивительно русские стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, «неисчерпаемую печаль» которых умел он так эмоционально и так звонко передавать. (слайд 10)

Свежие документы:  Конспект урока для 9 класса "Железо. Свойства железа и области применения"



Чтец:

Запели тесаные дроги,

Бегут равнины и кусты.

Опять часовни на дороге

И поминальные кресты.



Опять я теплой грустью болен

От овсяного ветерка.

И на известку колоколен

Невольно крестится рука.



О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, —

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.



Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу!

Но не любить тебя, не верить –

Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи,

И не расстанусь с долгим сном,

Когда звенят родные степи

Молитвословным ковылем.

1916



Запас детских впечатлений был у Есенина велик. С детства перед его взором открывались чудесные картины родной природы. Село Константиново раскинулось на крутом, обрывистом берегу просторной русской реки, которая, освобождаясь от зимней скованности, разливает здесь свои полые воды на многие километры. Летом в пойме расцветает многоцветный, душистый ковер бесконечных лугов, рассеченных множеством ручьев и речушек, стариц и озер.

По левую сторону реки Оки растянулся могучий мещерский лес, по правую – бесконечная степь – Русь «без конца и края»,о которой слагались песни и сказки, писались стихи. (Слайд11)

Чтец:

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.



Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси –

Радуясь, свирепствуя и мучась.

Хорошо живется на Руси?



Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под оклик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.



И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно останусь я поэтом

Золотой бревенчатой избы.



По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

На мои поляны и луга.



Но и все же, новью той теснимый,

Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть!

1925

Звучит песня на стихи С.Есенина «Отговорила роща золотая». (Слайд 12)

«Есенин – это вечное, — говорил Николай Тихонов, — потому что в сегодняшнем трепетном, хрупком мире голос Есенина призывает к человечности, к благоразумию, к любви». (Слайд 13)



Чтец:

Есенинское небо над Россией

Раскинулось, как голубой шатер,

А в поле василек хрустально – синий

Ведет с ромашкой звонкий разговор.



Звенит листвою изумрудной лето,

Звучат незримые колокола,

Березы – сестры русского рассвета –

Сбежались у околицы села.



В них жажда жить до трепета, до дрожи,

Свежие документы:  Понятие объекта, свойства и параметры, 7 класс

Им повезло – он здесь бродил в тиши.

На их коре, на их шершавой коже –

Тепло его ладоней и души.



Он чувствовал в родном многоголосье

И многоцветье, близко и вдали,

Как во поле колышутся колосья

России всей и всей большой земли.



Он видел, как ложится синий вечер

Пушистой шалью на плечи села.

И в ельнике горели свечи,

И в городе земля его звала…



Он так любил, что мы забыть не в силах

Тоску поэта, радость и печаль,

Ведь главная любовь его – Россия –

Земля добра и голубая даль.



И в дом его со ставнями резными

По – прежнему мы входим не дыша.

Сергей Есенин – то не просто имя, —

России стихотворная душа.

(Т. Зубкова)



Звучит песня на стихи С.Есенина «Над окошком месяц. Под окошком ветер». (Слайд 14)

(На фоне музыки звучит отрывок из рассказа В.Астафьева «Есенина поют» (из книги «Затеси» или из журнала «Литература в школе» №2 – 1989. – с. 40))

«…Плачет тальянка, плачет…

Только не там, не за рекою, а в сердце. И видит всё в исходном свете.

Дальний плач тальянки, голос одинокий…

Отчего же это и почему так мало пели и поют у нас Есенина-то? Самого певучего поэта! Неужто и мёртвого все его отторгают локтями? Неужто и в самом деле его страшно пускать к народу? Возьмут русские люди и порвут на себе рубаху, а вместе с нею и сердце разорвут, как сейчас впору выскрести его ногтями из тела, из мяса, чтоб больно и боязно было, чтоб отмучиться той мукой, которой не перенёс, не пережил поэт, страдающий разом всеми страданиями своего народа и мучаясь за всех людей, за всякую живую тварь недоступной нам всевышней мукой, которую мы часто слышим в себе и потому льнём, тянемся к слову рязанского парня, чтоб ещё и ещё раз отозвалась, разбередила нашу душу его боль, его всесветная тоска.

Я часто чувствую его таким себе близким и родным, что и разговариваю с ним во сне, называю братом, младшим братом, грустным братом, и всё утешаю, утешаю его…

А где утешишь? Нету его, сиротинки горемычной. Лишь душа светлая витает над Россией и тревожит, тревожит нас вечной грустью…

На траве мокро, с листьев капает, фыркает конь в мокром лугу, умолк за деревней трактор. И лежит без конца и края, в лесах и перелесках, среди хлебов и льнов, возле рек и озёр, с умолкшей церковью посередине оплаканная русским певцом Россия.

Смолкни, военная труба!

Уймись, велеречивый оратор!

Не кривляйтесь, новомодные ревуны!

Выключите магнитофоны и транзисторы, ребята!

Шапки долой, Россия!

Есенина поют!»



















Список литературы и Интернет-источников

  1. Литература, 9 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной, И.С. Збарского, В.И.Коровина/ авт.-сост. С.Б.Шадрина. –Волгоград: Учитель, 2006

  2. https://uvirina.ucoz.ru/publ/uroki/russkaja_literatura/rodina_i_rodnaja_priroda/3-1-0-14

11


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: