Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа 25 ст. Гурийской
МО Белореченский район Краснодарского края
Ролевая игра на итоговом уроке по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
Из опыта работы учителя русского языка и литературы Стрекаловой И.В.
Ст. Гурийская
2013 г.
Ролевая игра на итоговом уроке по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
8 класс
Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ ООШ 25 станицы Гурийской Краснодарского края Стрекаловой И.В.
С целью обобщения и закрепления полученных в ходе чтения и обсуждения поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» литературных, историко-литературных и литературоведческих знаний учащимся предлагается провести ролевую игру. Класс перевоплощается в редколлегию, которая получает задание: выпустить отдельной книгой поэму М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
Восьмиклассники разбиваются на группы, каждая из которых получает своё задание: группа художников-оформителей должна представить эскизы обложки; художники-иллюстраторы – предложить для иллюстрирования три эпизода из поэмы, которые, на их взгляд, являются самыми важными для понимания идеи произведения, характера героя; литературные критики пишут вступительную аналитическую статью «Мцыри – романтический герой». Выполнение заданий может быть групповым (по 2-3 человека) а также индивидуальным. Остальной класс становится группой экспертов.
Главное условие – эскизы обложки, иллюстрации представляются не в виде живописных рисунков (хотя их можно выполнить тоже), а с помощью словесного рисования, поскольку у нас не урок рисования, а урок литературы.
Этот метод должен способствовать развитию речи учащихся, их воображения, вооружает их навыками ведения дискуссии, владения разными типами речи: описания и рассуждения. Кроме того, школьники должны защитить своё предложение, обосновать его, что заставляет их обращаться к содержанию поэмы, вспоминать текст, цитировать его. Здесь проверяется, как они поняли основную мысль поэмы, характер героя, их умение отбирать соответствующий теме материал, как они освоили такие понятия, как «романтизм» и «романтический герой».
Члены экспертной группы внимательно слушают выступления, задают вопросы, отбирают те варианты, которые являются лучшими, опять же при этом обосновывая свою точку зрения.
Ход занятия.
Вступительное слово учителя:
Мы закончили чтение и обсуждение поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри», и сегодня проводим редакционное заседание по поводу издания этой поэмы отдельной книгой. Нам необходимо обсудить оформление книги (её обложку, иллюстрации), вступительную статью. Экспертной группе предстоит рассмотреть предложения художников-оформителей и иллюстраторов, литературных критиков и выбрать те варианты, которые более всего отражают тему и идею произведения.
Цель этого этапа — выслушать оформителей обложки книги.
Слово учителя: Обложка – это визитная карточка любой книги, по ней читатель уже может составить общее представление о произведении. Слово предоставляется художникам-оформителям обложки будущей книги.
Выступление (примерное) первой группы оформителей:
Обложку книги занимают силуэты гор со снежными вершинами, из-за которых виднеется краешек солнца. На их фоне серебристыми буквами написано: «М.Ю. Лермонтов. Мцыри».Горы обозначают место, где разворачивается действие поэмы, но это также и Родина Мцыри, увидеть которую он мечтал. Чуть виднеется солнце – символ несбывшейся мечты Мцыри, его преждевременной смерти, жизни, которая не состоялась, это солнце свободы, которое для Мцыри так и не взошло.
Вопросы (примерные) экспертов:
— Какой шрифт вы предлагаете для заглавия?
Примерный ответ:
— Шрифт должен быть строгим, аскетичным. Жизнь Мцыри лишена радости, богатства и пышности, поэтому и шрифт должен быть лишён какого-либо украшательства.
Вопрос экспертов:
— Почему вы выбрали серебристый цвет для букв, не потеряются ли они на фоне снежно-белых вершин? Не считаете ли вы серебристый цвет слишком нарядным, противоречащим бедной, как вы сказали, сказали жизни Мцыри?
Примерный ответ:
— Да, жизнь Мцыри печальна, судьба его трагична, но Мцыри – романтический герой, в его жизни есть мечта, которая воодушевляет его, приподнимает над действительностью, дарит ему надежду. Поэтому жизнь Мцыри нельзя считать абсолютно беспросветной. Серебристый цвет, неяркий, неброский и в то же время светлый, по-нашему, больше всего подходит для заглавия книги.
Выступление второй группы оформителей:
Серая обложка. В правом верхнем углу зарешёченное окно, в котором чуть виднеется голубое небо, в левом нижнем углу – тоненький бледно-зелёный росточек.
Всю свою сознательную жизнь, за исключением трёх дней, Мцыри провёл в монастыре, который стал для него тюрьмой, поэтому на обложке окно с решёткой на фоне серой стены. Росток – это символ жизни героя, с ним Мцыри сравнивал себя:
…Таков цветок
Темничный: вырос одинок
И бледен он меж плит сырых…
…Едва взошла заря –
Палящий луч её обжёг
В тюрьме воспитанный цветок…
Вопросы экспертов:
— Вы забыли поместить на своей обложке заглавие книги, как оно будет выглядеть?
Примерный ответ:
— Мы предлагаем посередине обложки поместить большими красными буквами надпись «Мцыри», ниже помельче – инициалы и фамилию автора.
Вопрос экспертов:
— Почему вы выбрали красный цвет?
Примерный ответ:
— Нам кажется, что чёрный цвет чётко выделяется на сером фоне, и потом – красный цвет – цвет трагедии, он лучше всего отражает короткую и трагичную жизнь Мцыри. Ведь герой гибнет, так и не добравшись до своей родины, не встретив родной души:
И я, как жил, в земле чужой
Умру рабом и сиротой.
( Примерно так же проходит обсуждение предложений других групп художников-оформителей).
Цель этого этапа урока – рассмотреть предложения художников-иллюстраторов.
Слово учителя: иллюстрации – важная составляющая художественного произведения. Они не только помогают читателю при предварительном просмотре книги представить её содержание и героев, но и концентрируют внимание на наиболее значимых для понимания темы, идеи и характеров героев фрагментах произведения. Посмотрим, какие эпизоды для иллюстраций выбрали художники и почему.
(Слово предоставляется художникам-иллюстраторам. Каждая группа (или индивидуально) предлагает три наиболее важных эпизода из поэмы, которые необходимо проиллюстрировать. Обычно учащиеся выбирают следующие эпизоды: гроза и побег Мцыри, встреча с грузинкой, схватка с барсом, исповедь Мцыри. Учащиеся объясняют логику своего выбора: эти эпизоды важны для понимания характера Мцыри: его мятежности, непокорства, желания встретить родную душу, его храбрости, удальства, верности поставленной цели, упорства).
Выступление первой группы художников-иллюстраторов:
Прежде всего мы изобразили бы грозу. Гроза – это страшная стихия, когда все монахи, объятые ужасом, «лежали ниц на земле». Мцыри же в это время бежал из монастыря. Да, он выбрал этот час для побега потому, что монахи не могли его остановить. Но гроза ещё и делает видимыми в характере Мцыри те качества, о которых он и сам не подозревал: смелость, мятежность, дерзновенную силу: «О, я как брат обняться с бурей был рад», «… той дружбы краткой, но живой меж бурным сердцем и грозой». Это братание с бурей проявляет романтизм героя: Мцыри особенный, не такой, как все.
Для второй иллюстрации мы выбрали эпизод, где Мцыри видит скалы, разделённые потоком:
Простёрты в воздухе давно
Объятья каменные их
И жаждут встречи каждый миг;
Но дни бегут, бегут года –
Им не сойтиться никогда!
Горы – это символ родины Мцыри, куда он хочет найти дорогу: «Я цель одну, пройти в родимую страну, имел в душе…». Ещё одно его желание – встретить родных или соплеменников:
Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной.
Желание Мцыри так велико, что эти скалы кажутся ему родственниками, которые хотят пересечь поток, чтобы встретиться, обняться, но их стремление невыполнимо, как несбыточна и мечта Мцыри попасть на родину и увидеться с родными людьми. Эта пейзажная зарисовка несёт большую смысловую нагрузку.
Третий эпизод – это встреча с барсом, после которой Мцыри приходит к выводу, что «в краю отцов» он был бы «не из последних удальцов». В битве с барсом он проявил не только смелость и силу духа, необходимые для настоящего воина, но и благородство, умение уважать соперника.
Вопросы экспертов:
— Не кажется ли вам, что первый и последний эпизоды характеризуют Мцыри с одной и той же стороны, как натуру сильную, храбрую, исключительную? Возможно, стоит заменить один из этих эпизодов и выбрать другой, который показывает иные качества личности Мцыри?
Примерный ответ:
— Да, некоторая перекличка между этими эпизодами есть, но нам кажется, что в сцене грозы Мцыри предстаёт как романтический герой, а сцене с барсом – как храбрый воин.
(Дальше представляют свои «эскизы» другие группы иллюстраторов, и происходит их обсуждение).
Цель этого этапа урока – проверить, как справились со своим заданием учащиеся-литературные критики.
Слово учителя: Зачастую в книге перед художественным произведением помещается статья, где содержатся биографические сведения об авторе, характеристика его творчества, анализ публикуемого произведения. Задание – написать статью на тему «Мцыри – романтический герой» получили литературные критики, которых мы сейчас послушаем.(Работы могут демонстрироваться на интерактивной доске).
Образец примерной статьи одного из критиков, которая , по сути, является литературным сочинением на заданную тему.
Мцыри – романтический герой.
В творчестве М.Ю. Лермонтова много романтических произведений. Это стихи «Парус», «На севере диком…», «Ночевала тучка золотая…», «Листок», поэмы «Песня про купца Калашникова…», «Мцыри» и другие.
В центре поэмы «Мцыри» — романтический герой.
Мцыри, как настоящий романтический герой, живёт в экзотическом краю – на Кавказе, сам он — горец. Совершенно необыкновенна история его жизни. Мальчиком он попал в плен, и жить ему пришлось в монастыре, где его воспитывали монахи.
Мцыри несчастлив, потому что он одинок, у него нет друзей, нет родных, он вырос без матери и без отца. А каково это человеку, когда ему некому сказать «священные слова «отец» и «мать».
И у Мцыри рождается мечта, достижению которой он посвящает жизнь, — вернуться на Родину, в свой аул, найти хоть одну родную душу.
Ради своей мечты Мцыри готов на всё, даже на смерть. Герой бежит из монастыря. И за три дня на воле он пережил столько, сколько не переживал за всю свою жизнь. Он испытал себя и понял, что «в краю отцов был бы не из последних удальцов». Мы видим, что перед нами исключительный герой, помещённый в исключительные обстоятельства.
Но желание Мцыри неосуществимо. Он вырос в монастыре, и, когда заблудился, не смог найти дорогу домой, потому что не был приспособлен к жизни. Мцыри умирает, но остаётся верен своей мечте.
Как настоящий романтический герой, Мцыри недоволен серым и скучным существованием и всю свою жизнь подчинил одной страсти.
Вопросы и замечания экспертов:
— Мне кажется, в статью следует добавить, что на воле Мцыри не только испытал радость свободы, но ещё и страдал: чуть не сорвался в пропасть, мучился от жажды и палящего солнца, заблудился в лесу. Свобода несёт не только независимость, но и ответственность.
— Почему в твоей статье ничего не сказано о способах, при помощи которых М.Ю. Лермонтов создаёт образ Мцыри: монолог-исповедь героя, пейзаж?
(Так же происходит обсуждение следующих работ).
4.На этом этапе урока выступают эксперты.
Эксперты объявляют о том, какой вариант обложки они выбрали для книги, и аргументируют свой выбор, какие эпизоды из поэмы, на их взгляд, будут проиллюстрированы, а также какая литературно-критическая статья из предложенных будет помещена в книге.
Подведение итогов.
Учитель подводит итоги урока, оценивает работу каждой группы и отдельных учащихся.
Список литературы.
Материал из опыта работы учителя Стрекаловой И.В.