«Роман-эпопея «Война и мир»: история создания, проблематика, жанровое своеобразие»


Негосударственное образовательное учреждение

Церковно-приходская школа «Косинская»

г. Москвы











Статья
«Роман-эпопея «Война и мир»: история создания, проблематика, жанровое своеобразие»





подготовила

учитель русского языка и литературы

Ганеева Виктория Николаевна

















г. Москва 2014

Роман-эпопея «Война и мир»: история создания, проблематика, жанровое своеобразие


Представить себе русскую литературу, в которой нет «Войны и мира», попросту невозможно. Это одно из центральных ее произведений. «Русская литература и до Толстого знала высокие образцы реалистического искусства. Но впервые у Толстого само исследование скрытых пружин движений человеческой души, исторической жизнедеятельности народа, связь, «сопряжение» частного и общего вынесены на страницы повествования».1

Огромным было воздействие романа-эпопеи на писателей поздних времен, особенно в двадцатом веке: в духе традиций Толстого предстают произведения Ю. Бондарева, В. Быкова, М. Бубеннова, И. Эренбурга, К. Воробьева. Художественные законы, открытые в «Войне и мире» Л.Н. Толстым, составляли и составляют непререкаемый образец и для зарубежной литературы.

Огромным было и остается художественное воздействие эпопеи на каждого, кто прикоснулся к ее поэтической вселенной. Трудно представить без «Войны и мира» и русское патриотическое сознание. «Нет сомнения, здесь воплотился опыт целого народа, столь явно и широко выразил писатель незыблемые ценности своей земли. Русскому человеку нельзя не любить эту книгу, как нельзя не любить живую часть собственной судьбы».2

Роман «Война и мир» уже долгое время остается одной из главных книг школьной программы. Несмотря на все «противоречия и парадоксы»3 этой книги, великая эпопея несет в себе огромное воспитательное начало, утверждая непреходящие идеалы патриотизма, долга, семьи, материнства.





История создания


Сам Л.Н. Толстой в одном из черновых набросков предисловия рассказывает о начале работы над романом: «В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением, героем которой должен был быть декабрист, возвращающийся с семейством в Россию. Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя, и оставил начатое. Но и в 1825 году герой мой был уже возмужалым семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала с славной для России эпохой 1812 года. Я другой раз бросил начатое и стал писать со времени 1812 года, которого еще запах и звук слышны и милы нам, но которое теперь уже настолько отдалено от нас, что мы можем думать о нем спокойно. Но и в третий раз я оставил начатое, но уже не потому, чтобы мне нужно было описывать первую молодость моего героя, напротив: между теми полуисторическими, полуобщественными, полувымышленными великими характерными лицами великой эпохи личность моего героя отступила на задний план, а на первый план стали, с равным интересом для, и молодые и старые люди, и мужчины и женщины того времени. В третий раз я вернулся назад по чувству, которое, может быть, покажется странным большинству читателей, но которое, надеюсь, поймут именно те, мнением которых я дорожу; я сделал это по чувству, похожему на застенчивость и которое я не могу определить одним словом. Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего сраму. Кто не испытывал скрытого, но неприятного чувства застенчивости и недоверия при чтении патриотических сочинений о 12-м годе. Ежели причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений.

Итак, от 1856 года возвратившись к 1805 году, я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 года».4

Перед нами грандиозный исторический замысел. К сожалению, осуществился он не сразу и не полностью, меняясь по ходу работы.

Роман о декабристе не продвинулся дальше первых глав. Из рассказа о судьбе одного героя- декабриста он трансформировался в повествование о целом поколении людей, живших в период исторических событий, предопределивших появление декабристов. Предполагалось проследить судьбу этого поколения до возвращения декабристов из ссылки. Менялось название: «Три поры. Часть 1-я. 1812-й год», «С 1805 по 1814 год. Роман графа Л.Н. Толстого. 1805-й год. Часть 1-я». В ноябре 1864 года часть рукописи была отдана для печати в журнал «Русский вестник» под названием «Тысяча восемьсот пятый год». В 1865 году в журнале появляются главы книги с подзаголовками: «В Петербурге», «В Москве», «В деревне». Следующая группа глав названа «Война» (1866) и посвящена заграничному походу русских, заканчивая Аустерлицким сражением.

Первая редакция романа создавалась в течение всего 1866 и начала 1867 года, роман должен был называться «Все хорошо, что хорошо кончается». Данный вариант романа (в шести томах) был напечатан в 1867-1869 годах. Иначе складывались судьбы героев: Андрей Болконский и Петя Ростов не погибают, а Наташу Болконский «уступает» своему другу Пьеру. Но главное отличие от окончательной редакции в следующем: «историко-романтическое повествование еще не стало эпопеей, оно еще не проникнуто, как это станет в окончательном тексте, «мыслию народной» и не является «историей народа».5 Об этом варианте будущего «Войны и мира» сам Толстой писал: «В сочинении моем действуют только князья, говорящие, пишущие по-французски, графы и т.п., как будто вся русская жизнь того времени сосредотачивалась в этих людях. Я согласен, что это неверно и нелиберально, и могу сказать один, но неопровержимый ответ. Жизнь чиновников, купцов, семинаристов и мужиков мне неинтересна и наполовину непонятна, жизнь аристократов того времени, благодаря памятникам того времени и другим причинам, мне понятна, интересна и мила».6

В сентябре 1867 года Толстой решил осмотреть поле Бородинского сражения. Он пробыл в Бородине два дня, делая записи, рисуя план местности, чтобы понять действительное расположение войск. Автор был очень доволен своей поездкой и надеялся так описать Бородинское сражение, как никто до него. В последнем томе появились развернутые рассуждения автора о народном характере партизанской войны.

17 декабря 1867 года газета «Московские ведомости» известила о выходе первых трех томов «Войны и мира» и печатающемся четвертом. Объявление о шестом томе появилось в той же газете 12 декабря 1869 года. Грандиозный замысел не был осуществлен до конца. Эпоха 1825 и 1856 годов не была включена в повествование. Эпопея была закончена.


Смысл заглавия


6 января 1867 года Астраханская газета «Восток» поместила следующую заметку:

«Литературные новости. Граф Л.Н. Толстой окончил половину своего романа, появлявшегося в «Русском вестнике» под именем «1805 год». В настоящее время автор довел свой рассказ до 1807 года и закончил Тильзитским миром. Первая часть, уже известная читателям «Русского вестника», значительно переделана автором, и весь роман под заглавием «Война и мир» в четырех больших томах с превосходными рисунками в тексте выйдет отдельным изданием».7

Свежие документы:  Тема урока: Роман «Война и мир». История написания. Изменение и развитие авторского замысла (10 класс)

В русском языке эпохи Толстого существовало два слова: мир в значении «не война» и мiр как общность людей, народ. Толстой, видимо, не придавал большого значения разнице в написании этого слова. В самом тексте встречаются оба варианта, в печати роман появился как «Война и мир» с и восьмеричным.

В литературоведении известна точка зрения Э.Е Зайденшнур, согласно которой, название « Война и мiр», то есть « Война и народ», больше соответствует основной идее романа, так как задачей Толстого было показать великую роль народа в освободительной войне, а вовсе не сопоставить военную и мирную жизнь».8 Однако не все исследователи с этим согласны. С.Г. Бочаров пишет о множестве смыслов, о всеохватности значения слова мир. «Мир оказывается не только темой, но он разворачивается как многозначная художественная идея такой полноты и емкости, какая не может быть передана на другом языке».9

Л.Д. Опульская добавляет: «… и понятие «война» означает в толстовском повествовании не одни военные столкновения враждующих армий. Война – это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчет, разъединение.

Война существует не только на войне. В обычной, повседневной жизни людей, разделенных социальными и нравственными барьерами, неизбежны конфликты и столкновения».10


Историческая основа и проблематика романа


В романе «Война и мир» рассказывается о событиях, происходивших на трех этапах борьбы России с бонапартистской Францией. В первом томе описываются события 1805 года, когда Россия воевала в союзе с Австрией на ее территории; во втором томе – 1806-1811 гг., когда русские войска находились в Пруссии; третий том – 1812 г., четвертый том – 1812-1813 гг., оба посвящены широкому изображению Отечественной войны 1812 г., которую вела Россия на родной земле. В эпилоге действия происходят в 1820 году. Таким образом, действие в романе охватывает пятнадцать лет.

Основу романа составляют исторические военные события, художественно претворенные писателем. Мы узнаем о войне 1805 года против Наполеона, которую русская армия вела в союзе с Австрией, о Шенграбенском и Аустерлицком сражениях, о войне в союзе с Пруссией в 1806 году и Тильзитском мире. Толстой рисует события Отечественной войны 1812 года: переход французской армии через Неман, отступление русских в глубь страны, сдачу Смоленска, назначение Кутузова главнокомандующим, Бородинское сражение, совет в Филях, оставление Москвы. Писатель рисует события, свидетельствующие о несокрушимой мощи национального духа русского народа, подавившего французское нашествие: фланговый марш Кутузова, Тарутинское сражение, рост партизанского движения, распад армии захватчиков и победоносное завершение войны.

Круг проблем романа очень широк. В нем раскрыты причины военных неудач 1805-1806 гг., с необыкновенной художественной выразительностью нарисованы картины партизанской войны; отражена великая роль русского народа, решившего исход Отечественной войны 1812 года, показаны картины семейного быта и нравов дворян, как лучших представителей дворянской среды, так и типичной ее части.

Одновременно с историческими проблемами эпохи отечественной войны 1812 года в романе раскрыты и актуальные вопросы 60-х годов девятнадцатого века о роли дворянства в государстве, о личности истинного гражданина Родины, о положении женщин и др. Поэтому в романе отражены наиболее значительные явления политической и общественной жизни страны, различные идейные течения (масонство, законодательная деятельность Сперанского, зарождение в стране декабристского движения). Толстой изображает великосветские приемы, развлечения светской молодежи, парадные обеды, балы, охоту, святочные забавы господ и дворовых. Картины преобразований в деревне Пьера Безухова, сцены бунта богучаровских крестьян, эпизоды возмущения городских ремесленников раскрывают характер социальных отношений в деревенской жизни и в жизни городских низов.




«Мысль народная» и «мысль семейная»


Известные слова Л. Толстого о том, что в «Войне и мире» он любил «мысль народную», а в «Анне Карениной» – «мысль семейную», не стоит толковать слишком буквально и категорически. Мотивы семьи в романе занимают отнюдь не последнее место. Но эпопеей «Войну и мир» делает именно «мысль народная».

Л.Д. Опульская пишет о том, что композицию задуманного монументального произведения на раннем этапе определяла декабристская тема. Историческая подготовка движения декабристов нашла отражение и в завершенном романе, хотя эта тема не заняла в нем главного места. «Пафос «Войны и мира» – в утверждении «мысли народной».11

«Исследовать характер целого народа, характер, с одинаковой силой проявляющийся в мирной, повседневной жизни и в больших, этапных исторических событиях, во время военных неудач и поражений и в момент наивысшей славы, – такова важнейшая художественная задача «Войны и мира». Путь идейного и нравственного роста ведет положительных героев «Войны и мира», как всегда у Толстого, к сближению с народом. В соответствии с основами своего мировоззрения 60-х годов Толстой в «Войне и мире» еще не требует от дворянских героев разрыва с тем классом, которому они принадлежат по рождению и воспитанию; но полное нравственное единение с народом уже становится нормой подлинно человеческого поведения. Все герои как бы испытываются Отечественной войной».12

Сопоставление в «Войне и мире» народной жизни с судьбами центральных персонажей имеет глубокий смысл. «Нерефлективная приобщенность людей из народа к коллективному опыту и «самостояние» человека в сложном, уже не патриархальном мире предстают у Толстого как разные, во многом не похожие друг на друга, но взаимодополняющие и равноценные начала национального бытия. Они составляют грани единой, нерасщепимой русской жизни и отмечены глубоким внутренним родством: главным героям романа и изображенным в нем людям из народа присуща одна и та же склонность к свободному, непринудительному единению».13

Л.Д. Опульская считает, что «жизнеспособность каждого из персонажей «Войны и мира» проверяется мыслью народной».14 Действительно, лучшие качества Пьера Безухова – необыкновенная физическая сила, простота, отсутствие гордости, эгоизма – оказываются нужными именно в народной среде. Князя Андрея не считают человеком совершенно другого мира солдаты, называя его «наш князь». Наташа Ростова, «графинечка», проявляет всю силу заключенного в ней национального духа в русском танце. Необычность образа Наташи с особенной яркостью раскрывается в тот момент, когда она, спасая раненых, освобождает подводы, оставляя семейное добро в почти занятой французами Москве. Робкая княжна Марья преображается, услышав предложение своей компаньонки Бурьен искать покровительства у французов, и с гневом отвергает его.

Свежие документы:  Сочинение на тему "И. Бунина "Лёгкое дыхание"

Истина автора «Войны и мира» – «сопряжение» ценностей, воплощенных в образах главных героев романа, с обычаями народной жизни, сохранение вопреки резко усложнившимся, личностным формам сознания и бытия изначальной приобщенности человека к народу как целому. «В центре внимания Толстого-художника – то непререкаемо ценное и поэтическое, что таит в себе русская нация: как народное бытие с его многовековыми традициями, так и жизнь сравнительно неширокого слоя образованных дворян, сформировавшегося в послепетровское столетие».15

«В художественном кругозоре автора «Войны и мира» парадоксальным образом соединились личностное начало, имеющее в нашей культуре по преимуществу западноевропейское происхождение и традиции Востока, самое же главное – начала исконно-русского бытия, по преимуществу сельского, патриархального, далекого от государственности. В недрах национальной жизни России XIX века Толстой усмотрел нечто, сближающее ее с лучшими проявлениями как западноевропейской, так и восточной культуры. На почве этого жизненного синтеза и сформировалась в сознании и творчестве писателя 60-х годов «мысль народная», ставшая смысловым центром «Войны и мира».16

(Под определением «Восток» понимается восточнославянская культура).

Как уже было сказано выше, «традиционно романная проблематика: семья, быт, проза жизни и история, народ как ее творец»17 в романе «Война и мир» неразрывно связаны, постоянно проявляясь друг в друге, образуя своеобразную сюжетно-композиционную структуру.

Для Толстого взгляды и судьба человека, склад его психологии во многом определяются семейным окружением и родовыми традициями. Поэтому многие главы эпопеи посвящены домашней жизни героев, ее бытовому укладу, внутрисемейным отношениям, где главное – неподдельно-живое общение между дорогими и близкими друг другу людьми. «Семейный мир на протяжении всего романа противостоит как некая активная сила внесемейному разладу и отчуждению. Это и суровая гармония упорядоченно-строгого уклада лысогорского дома, и поэзия теплоты, царящая в доме Ростовых с его буднями и праздниками (вспомним охоту и святки, составляющие центр четвертой части второго тома). Семейные отношения Ростовых отнюдь не патриархальны. Здесь все равны, все имеют возможность выражать себя, вмешиваться в происходящее, действовать инициативно».18

Ростовскую традицию семьи как свободно-личностного единения людей наследуют и вновь сложившиеся семьи, предстающие пред нами в эпилоге романа. Здесь взаимоотношения между мужем и женой ничем не регламентированы, они устанавливаются каждый раз по-новому.

«Семья, по Толстому, – это не замкнутый в себе, не отъединенный от всего окружающего клан, патриархально упорядоченный и существующий на протяжении ряда поколений (ей более всего чужда монастырская изолированность), а неповторимо-индивидуальные «ячейки», обновляемые по мере смены поколений, всегда имеющие свой возраст. В «Войне и мире» семьи подвержены качественным переменам, порой весьма значительным».19

Атмосфера семейного мира в эпопее непреходяща, но наиболее ярко она представлена в эпилоге, где «ростовская» стихия единения заметно упрочивается: семьи Николая и Пьера здесь гармонично соединяют «болконско-безуховскую» духовность и «ростовскую» безыскусственную доброту. Это единение мыслится автором как жизнестойкий союз двух семейно-родовых традиций.


Жанровая природа романа «Война и мир»


В современном литературоведении прочно установилось жанровое обозначение «Войны и мира» – роман-эпопея (зарубежная наука этот термин не приняла). Это жанр, созданный именно Толстым. Впервые данный вопрос затронул А.В. Чичерин в книге «Возникновение романа-эпопеи» (1958). В другой своей работе исследователь предлагает следующее определение: «Роман-эпопея – это роман, который внутренне и внешне выходит из своих рамок, в котором частная жизнь людей пропитана историей и философией истории, в котором человек представлен как живая частица своего народа. Роман-эпопея захватывает смену исторических периодов, смену поколений, он обращен к будущим судьбам народа или класса».20

В.Н. Соболенко, основываясь на работах П. Бекедина, А. Чичерина, Л. Ершова, В. Пискунова дает следующее определение: «Эпопея – произведение, повествующее о жизни народа в переломные моменты истории. В романе-эпопее частная жизнь связана с историей народа, при изображении смены поколений семья приобретает социальный и исторический смысл, для романа-эпопеи не случайно изображение народа именно в роли творца истории. Задача эпопеи – показать судьбы целого народа, воссоздавая его прошлое и настоящее, проецируя будущее. Жизнь новой эпопее дают мысль народная, народно-героическое начало, восстановление эпического состояния мира».21

Большая советская энциклопедия дает следующее определение: «В новое время эпопеей называют наиболее сложные формы эпического повествования, в которых процесс общественной жизни отражается с наибольшей широтой и разносторонностью, ставятся проблемы общенародного значения, отражаются значительные исторические события; в связи с этими событиями определяются и судьбы героев эпопеи.

Полнота охвата различных сторон действительности в эпопее определяет сложность ее композиции, многолинейность сюжета, большое количество действующих лиц, разнообразие языковых особенностей, широкое развитие событий во времени».22

Краткая литературная энциклопедия приводит следующую трактовку: «… когда в мировой литературе ведущим жанром эпоса стал роман, иногда появлялись произведения, в которых становление характера главных героев осуществлялось на широком национально-историческом фоне и в связи с решающими событиями общественной жизни. В советском литературоведении они получили название «романов-эпопей». Крупнейшее из них – «Война и мир» Л.Н. Толстого. В нем равное значение имеют и раскрытие становления характеров главных героев – Андрея, Пьера, Наташи, – и изображение грандиозных национально-исторических событий 1805-1812 гг., в которых эти герои не принимают активного – воздействующего на ход событий – участия, но в которых завершается эволюция их характеров.

Такие произведения являют собой как бы внешнее единство двух разных жанров – романического и национально-исторического, осуществленное в монументальной эпической форме».23

Сам Толстой сравнивал свое произведение с великим созданием древнегреческого эпоса: «Без ложной скромности, это – как «Илиада».24

Т.Л. Мотылева определяет новаторство Л.Н. Толстого как создателя романа-эпопеи и художественные открытия, сделанные им, следующим образом:

«1. Первое… это – критерий количества. Роман-эпопея, как правило, произведение значительного размера с многочисленными персонажами, с большой пространственной и временной протяженностью. Толстой раздвинул рамки романа и в этом, самом прямом смысле. И все же, несравненно важнее, и в «Войне и мире», и в типологически близких ему произведениях зарубежных писателей, не внешние параметры, а глубина тех сдвигов, значимость тех народных движений, которые отражены художником.

2. … Главное, что делает «Войну и мир» романом-эпопеей и что было плодотворно воспринято многими писателями XX века, это именно «мысль народная». И притом – в разных аспектах: мысль о народе, утверждение его роли в истории, его судьба, будущность, как проблема, стоящая перед автором и центральными персонажами, – и мысль самого народа, его точка зрения на вещи, разделяемая автором, определяющая его способ видения.

Свежие документы:  Как написать сочинение по литературе (рекомендации для учащихся)

В «Войне и мире» народная масса – не основной предмет изображения (не забудем, центральные персонажи – «князья и графы»!), но именно она, эта масса, направляет и развитие действия, и внутреннее развитие героев. Толстой как автор «Войны и мира» ввел судьбы главных своих персонажей в широкий поток народной, национальной жизни, – и его примеру в литературе нашего века последовали многие другие.

3. В «Войне и мире», как и в «Илиаде», центр действия – всенародная война. Подъем сил нации, их сплочение во имя общей задачи создает атмосферу героики, придает повествованию особый поэтический тон.

Существенно при этом, что в романе-эпопее возникает новое качество историзма.

4. Отсюда – то особое, новое значение, которое приобретает в романе-эпопее психологический анализ… Роман-эпопея приносит с собой повышенное развитие личностного начала. Он не поднимает человека и не растворяет человека в массе, а соотносит его с движением масс. В романе-эпопее душевная жизнь человека приобретает новые измерения оттого, что он включен в события общенародного масштаба, должен уяснить, найти свою роль и место в этих событиях, определить свое отношение к ним.

Многомерность психологического анализа… в «Войне и мире» сказывается особенно отчетливо – именно потому, что там отношение человека к миру в самом широком смысле, к миру природы и «миру» людскому, социальной среде, семье, обществу, государству, – особенно богаты и многообразны.

5. С этим связана и интеллектуальная, проблемная природа романа-эпопеи, столь заметно отличающая этот жанр от эпопеи гомеровского типа. Движущаяся картина исторических событий включает в себя осмысление событий, философскую и нравственную их интерпретацию – и от лица автора, и от лица персонажей, духовно близких автору».25















Список использованной литературы

  1. Большая советская энциклопедия. – 1957. – Т.49.

  2. Бочаров С.Г. Мир в «Войне и мире» // Толстой в наше время. – М.: Наука, 1978.

  3. Бражник Н.И. Изучение романа Л.Н. Толстого «Война и мир» в средней школе. – М.: Учпедгиз, 1959.

  4. Гулин А.В. На Поклонной горе. Наполеон и Москва в романе «Война и мир» // Литература в школе. – 2002. – №9.

  5. Гулин А. Узел русской жизни // Толстой Л.Н. Война и мир: Роман в четырех томах. – М.: Издательский Дом Синергия, 2002.

  6. Гусев Н.Н. Лев Николаевич Толстой: Материалы к биографии с 1828 по 1855 год. – М.: Изд-во АН СССР, 1954.

  7. Краткая литературная энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1975.

  8. Мотылева Т.Л. «Война и мир» за рубежом: Переводы. Критика. Влияние. – М.: Советский писатель, 1978.

  9. Мотылева Т.Л. О мировом значении Л.Н. Толстого. – М.: Советский писатель, 1957.

  10. Мотылева Т.Л. Эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» и ее мировое значение // Литература в школе. – 1953. – №4.

  11. Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.

  12. Соболенко В.Н. Жанр романа-эпопеи: Опыт сравнительного анализа «Войны и мира» Л. Толстого и «Тихого Дона» М. Шолохова. – М.: Художественная литература, 1986.

  13. Толстой Л.Н. Война и мир: Роман в четырех частях. – М.: Издательский Дом Синергия, 2002.

  14. Хализев В.Е., Кормилов С.И. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»: Учеб. пособие для пед. ин-тов. – М.: Высш. школа, 1983.

  15. Чичерин А.В. Идеи и стиль. – М.: Советский писатель, 1968.

















1 Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.– С.7.

2 Гулин А. Узел русской жизни // Толстой Л.Н. Война и мир: Роман в четырех томах. – М.: Издательский Дом Синергия, 2002. – С.5.

3 См.: Гулин А. Узел русской жизни // Толстой Л.Н. Война и мир: Роман в четырех томах. – М.: Издательский Дом Синергия, 2002.

4 Материалы к биографии Л.Н. Толстого // Толстой Л.Н. «Война и мир»: Роман (с сокращениями). – М.: АСТ, 1996. – С.503-504.

5 Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». – М., 1987. – С.54.

6 Цит. по кн.: Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». – М., 1987. – С.55.

7 Цит. по кн.: Гусев Н.Н. Лев Николаевич Толстой: Материалы к биографии с 1855 по 1869 год. – М.: Изд-во АН СССР, 1957. – С.741.

8 Цит. по кн.: Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». – М.: Просвещение, 1987. – С.58.

9 Бочаров С.Г. Мир в «Войне и мире» // Толстой в наше время. – М.: Наука, 1978. – С.87.

10 Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». – М.: Просвещение, 1987. – С.59.

11 Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». – М.: Просвещение, 1987. – С.94.

12 Там же. – С.95.

13 Хализев В.Е., Кормилов С.И. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»: Учеб. пособие для пед. ин-тов. – М.: Высш. школа, 1983. – с.53.

14 Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». – М.: Просвещение, 1987. – С.96.

15 Хализев В.Е., Кормилов С.И. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»: Учеб. пособие для пед. ин-тов. – М.: Высш. школа, 1983. – С.59.

16 Хализев В.Е., Кормилов С.И. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»: Учеб. пособие для пед. ин-тов. – М.: Высш. школа, 1983. – С.61.

17 Соболенко В.Н. Жанр романа-эпопеи: Опыт сравнительного анализа «Войны и мира» Л. Толстого и «Тихого Дона» М. Шолохова. – М.: Художественная литература, 1986. – С.9.

18 Хализев В.Е., Кормилов С.И. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»: Учеб. пособие для пед. ин-тов. – М.: Высш. школа, 1983. – С.45.

19 Хализев В.Е., Кормилов С.И. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»: Учеб. пособие для пед. ин-тов. – М.: Высш. школа, 1983.– С.46.

20 Чичерин А.В. Идеи и стиль. – М.: Советский писатель, 1968. – С.267.

21 Соболенко В.Н. Жанр романа-эпопеи: Опыт сравнительного анализа «Войны и мира» Л. Толстого и «Тихого Дона» М. Шолохова. – М.: Художественная литература, 1986. – С.6.

22 Большая советская энциклопедия. – 1957. – Т.49. – С.134-135.

23 Краткая литературная энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1975. – С.926.

24 Цит. по кн.: Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». – М.: Просвещение, 1987. – С.3.

25 Мотылева Т. Л. «Война и мир» за рубежом: Переводы. Критика. Влияние. – М.: Советский писатель, 1978. – С.400-405.


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: