Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
(среднее специальное учебное заведение)
«Копейский политехнический колледж»
(ГБОУ СПО (ССУЗ) «КПК»)
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ
ФОРМИРОВАНИЯ ЧАСТНО-ПРЕДМЕТНЫХ УЧЕБНЫХ
УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ « ЛИТЕРАТУРА»)
подготовила преподаватель литературы
обучающихся 1,2 курсов
Гончарова Марина Владимировна
г.Копейск
2014 год
В педагогике профессионального образования нашли свое прочное выражение современные концептуальные подходы: знаниевый (когнитивный) (Я.А.Каменский); личностно-ориентированный (Н.Алексеев, Е.Бондаревская, Д.Белухин, Н.Крылова, И.Якиманская и др.); компетентностный (Р.Бадер, Д.Мертенс, А.Шелтен, Р.Киршнер, А.В.Хуторский, Д.А.Иванов, О.В.Соколова, Э.Ф.Зеер и др ).
На протяжении долгих лет оставался преобладающим знаниевый подход. По Я.А.Каменскому в условиях знаниевого (когнитивного) подхода основными категориями являются знания, умения, навыки, которые получают обучающиеся на учебных занятиях, и при этом реализуются основные цели: усвоение сведений, понятий, законов, закомерностей.
Проблемой развития общеучебных и частных предметных умений занимались многие ученые 19-20 веков, в том числе Ю.К.Бабанский, В.П.Беспалько, П.Я.Гальперин, В.В.Гузеев, Л.Я.Зорина, Г.К.Селевко, Н.Ф.Талызина, А.В.Усова и др.
Если знания формируются на 1 уровне деятельности (репродуктивном), то умения формируются на уровне самостоятельного нахождения способов решения проблем (отражательно-преобразующая деятельность) и творческом (духовно-практическая деятельность) по Н.В.Кузьминой, В.А.Черкасову, Г.Г.Серковой.
На уроках литературы отрабатываются общеучебные умения такие как: читать, пересказывать, анализировать, обобщать, делать выводы, писать сочинения разных жанров; и частно-предметные умения: выделять и истолковать художественные особенности текста, понимать и объяснять мотивы поведения, характеры или отношения героев, истолковывать смысл фрагмента как части целого произведения (его связь с проблематикой и роль в композиции).
Вот почему целью деятельности педагога является развитие специальных учебных умений обучающихся по литературе средствами самостоятельной работы.
В процессе изучения литературного материала у обучающихся формируются фактические и теоретические знания, умения, необходимые в самостоятельном применении.
В состав фактических знаний входят:
Знания, связанные с текстом (сведения о героях, о теме, сюжете, о проблемах, волновавших автора; знания наизусть стихов и отрывков из художественной прозы);
Знание биографического материала и основных вех творческого пути писателя; знание сведений о литературных организациях и журналах, о критических статьях, посвященных истолкованию литературных произведений;
Знание исторических событий, оказавших глубокое влияние на развитие художественной литературы.
В состав теоретических знаний входят:
Знания теоретико-литературных понятий «тема», «сюжет», «идейный смысл», «композиция», «жанр произведения»;
Знания о закономерностях развития художественной литературы (образное отражение жизни общества).
При изучении курса литературы необходимо выделить умения, позволяющие обучающимся закреплять и применять полученные знания.
К общим учебным умениям относятся:
Работа с книгой ( т.е. внимательное чтение без пропусков ), записи о прочитанном ( план главы, цитаты, тезисы, конспект критической статьи, аннотация к книге ), умение пересказывать текст, выделять главную мысль, анализировать, обобщать материал;
Работа над сочинением (понять тему и отобрать материал для ее раскрытия, стилистически правильно изложить свои мысли, сделать выводы и обобщения).
Помимо общеучебных умений нужны и специальные учебные умения, обусловленные особенностями литературы как предмета.
К ним относятся:
Определить элементы алгоритма при работе с текстом;
Анализировать эпизод;
Объяснять мотивы поведения персонажа в конкретной ситуации , изображенной автором;
Дать характеристику литературному герою, рассматривая его как изображение человека определенной среды и эпохи;
Определять и обосновывать свое отношение к литературному герою , произведению , автору;
Видеть логику превращения фактов жизни в факты искусства;
Вести монологическую речь;
Делать сопоставительный анализ произведений.
Для формирования умения №1, то есть определения элементов алгоритма при работе с текстом, рекомендуется обучающимся записать фразу-помощницу, если необходимо вспомнить как называются литературные понятия. В левом столбике первая буква слова подскажет букву , с которой начинаются элементы алгоритма работы с текстом.
Элементы алгоритма работы с текстом | |
Ты Понял Где Следует Искать Ответ?! | Тема Проблема Герои Сюжет Идея Особенности |
Формируя умения №2,3, то есть анализировать эпизод, объяснять мотивы поведения персонажа в конкретной ситуации, проводится следующая работа.
При изучении романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» предлагается проанализировать эпизод «Приезд Базарова в имение Кирсановых», который позволит выделить яркие стороны личности персонажа.
Этапы анализа:
Прочитать гл. 2, познакомится с описанием внешности героя.
Найти в описании внешности элементы психологической характеристики героя.
Перечислить детали портретной характеристики, подтверждающие законченность образа, отсутствие в нем развития.
Раскрыть социальную принадлежность героя на основе описания его внешности.
Формируя умение №4, 5, то есть дать характеристику литературному герою, рассматривая его как изображение человека определенной среды и эпохи, определить и обосновать свое отношение к герою, произведению, автору, предлагаются разноуровневые задания. Уровни деятельности обучающихся (1,2,3) выделяют на основании методики Бабанского Ю.К., Черкасова В.А.
Изучая роман Л.Н. Толстого «Война и мир», предлагается прочитать эпизод «Князь Андрей Болконский накануне Бородинского сражения» (т.3, ч.2, гл.24-25).
Обучающиеся получают задания.
Задание №1 (1 уровень деятельности — репродуктивный).
Определить место эпизода в романе, для чего ответить на вопросы:
Какие сюжетные элементы использованы в эпизоде?
Почему в начале эпизода князь Андрей чувствовал себя «взволнованным и раздраженным»?
Каково место эпизода в духовно-нравственном становлении князя Андрея?
Задание №2 (2 уровень деятельности — продуктивный,
самостоятельно находить способы решения).
Как речевой строй эпизода помогает понять его смысл?
Для ответа на этот вопрос предлагается:
Прочитать диалог князя Андрея с Пьером и капитаном Тимохиным.
Выделить особенности речи героев и авторские ремарки.
Определить главный элемент диалога – подтекст, то есть мысли героев.
Задание №3 (3 уровень деятельности – творческий).
Написать сочинение- рассуждение на тему «Диалектика души князя Андрея».
Формирование умений №6,7,8, то есть умения видеть логику превращения фактов жизни в факты искусства, вести монологическую речь, делать сопоставительный анализ произведений можно проследить на примере урока по творчеству Н.С.Гумилева. Используются задания, рассчитанные на различные уровни подготовки обучающихся.
Уровень деятельности. Умения. | |
1.Выписать из сборника «Шатер» географические названия. Найти на карте места, где поэт искал впечатления для творчества. | 1.Развивает умение работы с первоисточниками, стимулирует поиск межпредметных связей. |
2.По стихотворению «Памяти Анненского» создать словесный портрет учителя в восприятии Гумилева. | 2.Развивает умение вести монологическую речь; творческое воображение. |
3.Прочитать стихотворение «Память». Как отражена биография и нравственно – эстетические позиции поэта? | 3.Развивает умение раскрывать логику превращения фактов жизни в факты искусства. |
Таким образом, частно-предметные умения формируются по определенному, разработанному алгоритму.
Анализируя вышеизложенное, следует отметить, что разработанная методика позволила серьезно поработать над созданием общих и частно-предметных умений по предмету «Литература». Систематизация деятельности позволила выявить более успешные результаты в формировании умений у обучающихся. Самостоятельное осмысление материала способствует развитию творческого начала в человеке, является показателем его интеллектуального роста.
Литература:
Закон РФ «Об образовании», – М., 2012
Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьника в обучении: теоретико – экспериментальное исследование – М. : Педагогика , 1980
Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов педвузов, 2004
Селевко Г.К. Тестовый аспектный анализ урока // Школьные технологии, 2007 № 2
Семушина Л.Т., Ярошенко Н.Г. Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях – М.: Мастерство , 2001
Серкова Г.Г. Оптимизация самостоятельной работы школьников на основе комплексно – деятельностного подхода: Автореф. дис. канд.пед.наук/ Челяб.гос.пед.ин-т. Челябинск, 1993
Сулимова Е.Ю. Самостоятельность в учебном процессе на современном этапе образования: в помощь преподавателю. Челябинск: Энциклопедия, 2008
Якиманская И.С., Абрамова С.Г. и др. Психолого – педагогические проблемы дифференцированного обучения // Сов. Педагогика, 1992 № 4