Самостоятельная работа по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

3


Самостоятельная работа по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»


  1. Исправьте ошибки в тексте

Отец мой Петр Андреевич Гринев в молодости своей служил при графе Суворове и вышел в отставку премьер-майором в 17.. году. С тех пор жил он в своей Тульской деревне, где и женился на девице Авдотье Васильевне Ю., дочери бедного тамошнего дворянина. Нас было девять человек детей. Все мои братья и сестры были в добром здравии.

Матушка была еще мною брюхата, как уже я был записан в Семеновский полк сержантом, по милости майора гвардии князя В., близкого нашего родственника. Если бы паче всякого чаяния матушка родила дочь, то батюшка объявил бы куда следовало о смерти неявившегося полковника, и дело тем бы и кончилось. Я считался в отпуску до окончания наук. В то время воспитывались мы не по-нонешнему. С десятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Петровичу , за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на двенадцатом году выучился я немецкой грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля. В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Дефоржа , которого выписали из Питера вместе с годовым запасом вина и прованского масла. Приезд его сильно не понравился Петровичу . «Слава богу, — ворчал он про себя, — кажется, дитя умыт, причесан, накормлен. Куда как нужно тратить лишние деньги и нанимать мусье, как будто и своих людей не стало!»

  1. Заполните пропуски

………….крепость находилась в сорока верстах от Оренбурга. Дорога шла по крутому берегу…………. Река еще не замерзала, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом. За ними простирались киргизские степи. Я погрузился в размышления, большею частию печальные. Гарнизонная ………..мало имела для меня привлекательности. Я старался вообразить себе…………….., моего будущего начальника, и представлял его строгим, сердитым стариком, не знающим ничего, кроме своей службы, и готовым за всякую безделицу сажать меня под ……………….на хлеб и на воду. Между тем начало смеркаться. Мы ехали довольно скоро. «Далече ли до крепости?» — спросил я у своего ямщика. «………………….., — отвечал он. — Вон уж видна». Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал; но ничего не видал, кроме………………, окруженной бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирды …………………,полузанесенные снегом; с другой — скривившаяся………………., с лубочными крыльями, лениво опущенными. «Где же крепость?» — спросил я с удивлением. «Да вот она», — отвечал ямщик, указывая на деревушку, и с этим словом мы в нее въехали. У ворот увидел я старую чугунную………………..; улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию покрыты…………………….. Я велел ехать к коменданту, и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком, выстроенным на высоком месте, близ деревянной же церкви.



  1. Чьи это слова?

    • — Жениться! — повторил он. — Дитя хочет жениться! А что скажет батюшка, а матушка-то что подумает?

    • Как тебя назвать не знаю, да и знать не хочу… Но бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести. Ты мой благодетель. Доверши как начал: отпусти меня с бедной сиротою, куда нам бог путь укажет. А мы, где бы ты ни был и что бы с тобою ни случилось, каждый день будем бога молить о спасении грешной твоей души…

    • Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою.

    • Государь, — сказал он дрожащим голосом… — Государь, она не под караулом… она больна… она в светлице лежит.

    • Ну, медлить нечего. Ступай готовить Машу в дорогу. Завтра чем свет ее и отправим; да дадим ей и конвой, хоть людей лишних у нас и нет. Да где же Маша?

    • Добро…так и быть, отправим Машу. А меня и во сне не проси: не поеду. Нечего мне под старость лет расставаться с тобою да искать одинокой могилы на чужой сторонке. Вместе жить, вместе и умирать.

    • Поезжай, матушка! — сказал он ей со вздохом. — Мы твоему счастию помехи сделать не хотим. Дай бог тебе в женихи доброго человека, не ошельмованного изменника.

    • Ба, ба, ба, Петр Андреич! Какими судьбами? Откуда ты? Здорово, брат. Не хочешь ли поставить карточку?



  1. Определите , где отрывок из «Истории Пугачева», а где – из «Капитанской дочки» А.С.Пушкина.

Пугачев не был самовластен. Яицкие казаки, зачинщики бунта, управляли

действиями прошлеца, не имевшего другого достоинства, кроме некоторых

военных познаний и дерзости необыкновенной. Он ничего не предпринимал без их

согласия; они же часто действовали без его ведома, а иногда и вопреки его

воле. Они оказывали ему наружное почтение, при народе ходили за ним без

шапок и били ему челом; но наедине обходились с ним как с товарищем и вместе

пьянствовали, сидя при нем в шапках и в одних рубахах и распевая бурлацкие

песни. Пугачев скучал их опекою. «Улица моя тесна», — говорил он Денису

Пьянову, пируя на свадьбе младшего его сына.



  Мы пошли на вал, возвышение, образованное природой и укрепленное частоколом. Там уже толпились все жители крепости. Гарнизон стоял в ружье. Пушку туда перетащили накануне. Комендант расхаживал перед своим малочисленным строем. Близость опасности одушевляла старого воина бодростию необыкновенной. По степи, не в дальнем расстоянии от крепости, разъезжали человек двадцать верхами. Они, казалося, казаки, но между ими находились и башкирцы, которых легко можно было распознать по их рысьим шапкам и по колчанам. Комендант обошел свое войско, говоря солдатам: «Ну, детушки, постоим сегодня за матушку государыню и докажем всему свету, что мы люди бравые и присяжные!» Солдаты громко изъявили усердие.

Свежие документы:  Конспект урока. Литературное чтение 4 класс. Тема урока: П.П.Бажов. «Серебряное копытце»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: