«Можно сделать правду столь же, даже более занимательной, чем вымысел, и это вы прекрасно умеете делать»
Лев Толстой
«Остановись, мгновенье, ты прекрасно!». Сколько чудесных мгновений порой проходит мимо нас. Возможно, причина в современных технологиях. XXI век заменил общение с классиками, чтение книг просмотром фильмов… Люди стали меньше чувствовать язык, восхищаться удивительными и прекрасными описаниями.
Попытаемся проникнуться творчеством Николая Семеновича Лескова, взглянуть на его творения и по-новому их осмыслить.
Обратимся к рассказу Николая Семеновича Лескова «Загон»:
«…Темный загон, окруженный стеною, в которой кое-где пробивались трещинки, и через них в сплошную тьму сквозили к нам слабые лучи света».
Пролог к рассказу определяет основной тон повествования.
Перед глазами открывается картина отсталости России от остального мира. Наша страна будто обособившийся континент. Эта ситуация неизбежно превращается в загон.
В форме анекдота автор выносит на поверхность самые темные уголки прошлого страны, вспоминая несколько десятилетий русской истории.
В русской жизни Лесков видит определенные закономерности: «тяготение к желудю и корыту» накладывает испытание на измученное крестьянство.
Автор открыто показывает незаинтересованность власти в просвещении народа. Крестьян, доведенных до скотоподобного состояния, легче подчинить любому произволу. Поэтому забота о них выглядит как «ересь», «вредный пример», как причуда сумасшедшего.
Легче творить произвол, чем совершить достойный поступок. Поэтому в условиях Загона можно не только приподнести, возвысить, представить белым и чистым любой позорный факт, его жизнеустройство, но и придать этому некий ореол.
В брошюре о пользе сажи, оседающей на стенах крестьянских изб, не только прославляются ее «чудодейственные» свойства — с ее наличием связываются «патриотические» мечтания:
«…Сажа наша прямо приравнивалась к ревеню и калганному корню, с которыми она станет соперничать, а потом убьет их и сделается славой России во всем мире».
Дерзкая сатира в произведении Николая Лескова «Загон» показывает, что на всем есть оттенок «глупости», «нелепости».
Уроки истории даются впустую, они ничему не научили Загон. Финал произведения приводит в тупик, в бездну, откуда нет выхода. Это предвещает грядущую «распутинщину», вот-вот грянет возмездие, катастрофа…
В «Зимнем дне» концентрируется тема всеобщего морального разложения. В центре повествования — дворянская семья, на первый взгляд – модель современного петербургского общества. Показаны разговоры одного зимнего дня в этом семействе. Брат хозяйки — генерал «с ученым значком», ее старший сын — чиновник, успешно делающий карьеру, младший сын — студент университета, племянница Лидия — курсистка, братья Лидии — блестящие офицеры. Внешне всё благополучно, весьма знатно и перспективно. Но в этой семье царит «хаос», так как там «все друг другу не нравятся». Нет сплоченности, у каждого своя дорога, их дороги не пересекаются.
Но оказывается есть то, что объединяет их. Это единственное занятие условно называется «ремесло». Оно означает шантаж, донос, интриги. В разговорах, которые они ведут, персонажи невольно саморазоблачаются и разоблачают друг друга. Оказывается, все (кроме Лидии и богача Луки, остающегося «за кадром») уже не способны различать добро и зло, настолько спутаны, извращены их нравственные представления. Поэтому границы между «грехом» и преступлением оказываются непрочными, их легко нарушить.
Домашние разговоры обретают в «Зимнем дне» значение грандиозного художественного обобщения: картина современной автору общественной жизни, отраженной в сознании героев рассказа, демонстрирует бездуховность и разобщенность людей.
Проходят годы, но проблемы актуальны и до сих пор. И творческое наследие классика становится все необходимее современному человечеству.
Лесков часто создает своих героям такие жизненные ситуации, из которых видна реальная жизнь, сущность людей, общества.
В основе сюжета рассказа Николая Лескова «Старый гений» — ситуация, типичная как для России 19-го века, так и, к сожалению, для России сегодняшней.
Богатый франт обманул старушку, не заплатив ей долг, и теперь у нее отбирают дом. Должностные лица не защищают старушку, уж слишком большие связи у должника. Хотя старушка и права по закону, «непреодолимое препятствие» возникает там, где нужно просто найти должника и вручить ему судебную бумагу.
В рассказе просматривается сатира на чиновничество: хоть суд и был на стороне старушки, это не гарантировало успешного решения судебного разбирательства.
И только лишь «старый гений» Иван Иваныч смог помочь бедной женщине. Он человек благородный и добрый по своей натуре.
«Человек, который нашелся — как уладить столь трудное дело, кажется, вполне имеет право считать себя в самом деле гением» —заключительная фраза рассказа.
Художественный мир Лескова может показаться странным, непонятным, но его надо чувствовать. В произведениях Николая Семеновича мы встретим героя – «правдоискателя», которого окружают только те, кому важны и нужны деньги, слава. То, с каким мастерством Лесков повествует о героях, их жизни, о том, что происходит в мире — эти темы не потеряли актуальности до сих пор.
Герои близки современному обществу. Каждый из нас понимает их речь, и тем они просты и привлекательны. Эти герои «вечны».
«Люди возвышающиеся над чертой простой нравственности и потому святы господу».