МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОСТЁНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ ХОХОЛЬСКОГО РАЙОНА
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
литература
Система уроков внеклассного чтения в 9 классе на тему «Проблемы нравственности в творчестве В.Г. Распутина»
ВЫПОЛНИЛ:
учитель русского языка и литературы Кочкина Анна Владимировна
Костёнки 2014
Урок внеклассного чтения в 9 классе (1)
Проблемы нравственности в творчестве В.Г. Распутина (на примере повести «Деньги для Марии»)
Цели урока: 1) воспитывать активную
жизненную позицию у
учеников;
2) дать представление о таком понятии, как «деревенская проза», познакомить учеников с творчеством
В. Распутина;
3) развивать логическое мышление, связную речь учащихся.
Оборудование: портрет писателя, текст
повести.
Ход урока
I. Оргмомент
Здравствуйте, ребята! Садитесь!
II. Работа по теме урока
Цель познания к уроку: каков способ выражения авторской идеи?
А) Слово учителя
Цель познания: дать представление о жизни и творчестве писателя,
познакомить учеников с понятием «деревенская проза»
Ребята, сейчас я расскажу вам о творчестве В.Г. Распутина, а вы подумайте, что является истинным объектом исследования прозаика.
В 60-70 годы в обществе и в литературе заметно активизировался процесс национального самосознания. Усилившийся общественный интерес к национальной истории и культуре, развертывание НТР и порождаемые ею проблемы способствовали стремлению писателей глубже осознать духовные результаты совершающихся социальных процессов, постигнуть связи между эпохой, судьбой народа и отдельным человеком. Результатом такого стремления явилась постановка в литературе проблемы народного характера, осмысляемой в различных аспектах – «человек и память», «человек и природа», «человек и земля». И именно эта тематика стала основной в творчестве представителей морально-нравственного направления «деревенской прозы». (Отметим, что в «деревенской прозе» выделяют еще и социально-экономическое направление, которое в большей мере тяготело к исследованию бытовой стороны жизни деревни).
Острейшие проблемы конца XX века: утрата человеком духовных ориентиров, разобщение людей, размывание границ между добром и злом нашли отражение в произведениях В. Распутина.
В.Г. Распутин родился в 1937 году в трехстах километрах от Иркутска – в Усть-Уде, что на Ангаре. Отец его крестьянствовал, мать была домохозяйкой. Детство В. Распутина пришлось на годы войны.
В 1954 году Валентин Григорьевич поступает на историко-филологический факультет Иркутского университета. Много раз писатель рассказывал, как случайное обстоятельство заставило его писать: он остался на третьем курсе без стипендии, и друзья нашли ему работу в местной газете «Советская молодежь». В ней он на первых порах занимался информацией о сборе металлолома, затем работа стала серьезнее, и еще до защиты дипломного сочинения его взяли в штат этой газеты.
После одной из служебных командировок в леспромхоз он написал очерк «Я забыл спросить у Лешки». Очерк не получился – вышел рассказ.
Известность В. Распутину принесла повесть «Деньги для Марии». Написанные затем повести «Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матерой» (1976) закрепили за ним славу одного из лучших представителей «деревенской прозы».
В начале 80–х годов писатель создает цикл рассказов («Век живи – век люби», «Что передать вороне?», «Наташа»), в которых он отходит от деревенской тематики, но остается верен нравственной проблематике.
Результатом наблюдений над жизнью деревни стала публицистическая поветь «Пожар» (1985).
В последние годы В. Распутин посвятил себя решению актуальных проблем: экологических, нравственных, литературно-организационных. Увидели свет его статьи и очерки на эти темы.
Ребята, что является истинным объектом исследования прозаика?
В.Г. Распутин исследует не деревню как таковую, а народный характер, осмысляемый в различных аспектах – «человек и память», «человек и земля», «человек и природа». В его творчестве сочетается бытовое и бытийное, злоба дня и философские обобщения.
Б) беседа с классом
Цель познания: каков способ выражения авторской идеи?
Образ Марии
— Что известно о предыдущих продавцах?
— Хотел ли кто-нибудь работать в магазине?
— Почему Мария согласилась работать?
— Как она относилась к покупателям?
— Как к ней относились окружающие?
— Как все это характеризует героиню?
Все считали магазин «проклятым местом». Мария, выслушав доводы людей, согласилась быть продавцом. Рассказывая о ее работе, писатель подчеркивает, каким хорошим, «своим» человеком она была, в магазин тянулись просто посидеть, поговорить. Марию любили, для деревенской общины она стала просто незаменимым человеком. Мария — добросовестный работник, отзывчивый человек.
Людская реакция на горе Марии
— Что произошло?
— Какой выход из положения видит Кузьма?
— Откликнулись ли люди на мольбу о помощи? Привести примеры.
— Кто готов помочь Марии и Кузьме?
— В чем заключается эта помощь?
— Что можно сказать о мировоззрении основных действующих лиц повести?
— Чем являются в повести деньги?
В первый же день в разговоре с Кузьмой дед Гордей делает «смотр» деревне: кто легко помог бы, тот простак, у которого денег нет, а с остальными – вопрос… Дед Гордей не мог помочь материально, но он оказал душевную поддержку Кузьме.
У Кузьмы отношение к деньгам истинно народное. Дед Гордей осуждает принцип: работать за деньги и жить за деньги. Бабка Степанида стремится к накопительству. Директор, давший Кузьме лишь сто рублей, стремиться поддержать репутацию доброго и отзывчивого человека. Люди, попавшие под власть денег, одинаковы в отношении к человеческой беде, то есть деньги в повести – проверка человека на человечность, на искренность по отношению к ближнему.
В чем заключается идея произведения?
В. Распутин показал целый ряд человеческих типов, обличил разобщенность людей, их безнравственное отношение друг к другу, нежелание помочь ближнему. И своеобразным «тестом» на человечность в повести выступают деньги.
3. Способ выражения авторской идеи
-Есть ли в повести образ, который разработан и показан во всей полноте, глубине, конкретности?
— На чем «держится» повесть?
— Что взято за основу сюжета?
— В чем смысл данного сюжета?
Повесть «держится» на сюжете, в основу которого положен случай из обычной жизни. Автору важно показать испытания, через которые приходится пройти главным героям для того, чтобы обличить все пороки современности.
III. Вывод по уроку
Цель познания: каков способ выражения авторской идеи?
Ребята, назовите способ выражения авторской идеи.
В. Распутин ставит действующих лиц повести в разные обстоятельства и ситуации, которые наглядно демонстрируют сущность каждого персонажа. Таким образом, идея произведения раскрывается в повести «Деньги для Марии» через сюжет.
IV. Домашнее задание
1. Рассказ о жизни и творчестве В. Распутина.
2. Каковы идея и способ ее выражения в повести «Деньги для Марии»?
3. Прочитать повесть В. Распутина «Прощание с Матерой».
Урок внеклассного чтения в 9 классе (2)
Проблемы нравственности в творчестве В.Г. Распутина (на примере повести «Прощание с Матерой»)
Цели урока: 1) воспитывать внима-
тельное отношение к
прошлому;
2) расширить знания уча-
щихся, касающиеся такого
понятия, как художесвен-
ный образ;
3) развивать связную речь
учеников.
Оборудование: портрет писателя, текст
повести.
Ход урока
I. Оргмомент
Здравствуйте, ребята! Садитесь!
II. Проверка домашнего задания
1.Ребята, расскажите о жизни и творчестве В.Г. Распутина.
2.Каковы идея и способ ее выражения в повести «Деньги для Марии»?
Писатель ставит действующих лиц повести в разные обстоятельства и ситуации, которые наглядно показывают сущность каждого персонажа. Авторская идея выражается через сюжет.
В повести В. Распутин обличает разобщенность людей, их нежелание помочь друг другу в трудную минуту. «Проверочным тестом» на человечность в повести выступают деньги.
III. Работа по теме урока
Цель познания к уроку: каков способ выражения авторской идеи?
А) Слово учителя
Цель познания: расширить знания учащихся, касающиеся такого понятия, как художественный образ
Ребята, сейчас я расскажу вам о таком литературоведческом понятии, как художественный образ, а вы подумайте, в чем отличие художественного образа от характера.
Определение искусства как мышления в образах сложилось в первой половине XIX века. Оно разрабатывалось в трудах Гегеля, В. Белинского.
Художественный образ – форма отражения действительности искусством, конкретная и вместе с тем обобщенная картина человеческой жизни, преображенная в свете эстетического идеала художника, созданная при помощи творческой фантазии.
Художественный образ – одно из средств познания и изменения мира, синтетическая форма отражения и выражения чувств, мыслей, стремлений художника. Характерной чертой образа является его индивидуализированность, в нем единство общего и единичного выражается через индивидуальное. Это дает художнику возможность представить отображаемое им целостно, в формах самой жизни. Разумеется, что при этом действительность не копируется, а осмысливается, преобразуется в сознании художника и изображается в эстетически заостренном виде.
Отметим, что необходимо отличать понятие «художественный образ» от понятия «характер». Образ шире характера, так как включает в себя все богатство изображаемого мира. Характер – это определенный тип человеческого поведения, обусловленный данными социальными условиями. Важнейшим качеством характера является его полнота, многогранность. Характер растет на глазах читателя как бы самостоятельно. Размышления и чувства, внешность, своеобразие манер, особенности диалогов и монологов – все это создает живой образ человека. Подлинно художественный характер развивается по логике своих собственных внутренних качеств, в зависимости от возникающих ситуаций.
Ребята, в чем отличие художественного образа от характера?
Необходимо отличать понятие «художественный образ» от понятия «характер». Образ шире характера, так как включает в себя все богатство изображаемого мира. Характер – это определенный тип человеческого поведения, обусловленный данными социальными условиями.
Б) беседа с классом
Цель познания: каков способ выражения авторской идеи?
1. Ребята, вспомним, из каких составляющих «строится» образ героя.
— место героя в системе персонажей;
— внешность героя;
— особенности речи;
— мировоззрение, которое может выражаться в диалогах героя с другими действующими лицами, во внутренних монологах персонажа, в его отношении к различным ценностям, в поступках;
— авторское отношение к герою.
2. Образ старухи Дарьи
— Каково место героини в системе персонажей?
— Опишите ее внешность, назовите особенности речи;
— Как характеризует старуху ее манера говорить?
— Как выражается мировоззрение Дарьи?
— Каково отношение старухи к собственной судьбе, предкам, труду, природе, окружающим, современности?
— Какую позицию отстаивает Дарья в диалогах с Андреем?
— Из-за чего героиня испытывает чувство вины?
— Какой мотив преобладает в художественном решении образа Дарьи?
— Как можно охарактеризовать старуху?
— Каково авторское отношение к героине?
Дарья занимает центральное место в системе персонажей. Все прочие действующие лица предстают через свои поступки и слова, которые обязательно фиксируются в наблюдении и оценке главного героя, слитого с автором. Для героини характерно, что свою жизнь она основывает на таких ценностях, как труд (преимущественно на земле, в близости к природе, а природное – это нравственная категория для В. Распутина), род, уважение к предкам и, конечно, память, которая отождествлена в представлениях Дарьи с самой правдой. В художественном решении образа Дарьи преобладает такой мотив: что должен чувствовать человек, ради которого жили многие поколения предков? Старуха чувствует вину перед потомками за то, что на ней размыкается духовно – историческая связь времен. Такое мировоззрение героини выражается в ее поступках, в диалогах с другими действующими лицами повести, во внутренних монологах. Дарья – хранитель вечных ценностей.
Образ Павла Пинигина
— Какова внешность героя?
— Однозначна ли точка зрения героя на происходящее?
— На чьей стороне Павел?
— В чем причина его раздвоенности?
— Каким образом в повести выражается мировоззрение героя?
Павел выглядит усталым, он измучен сомнениями, неуверенностью в правильности своих взглядов. Он вроде бы и отошел от деревни, но в то же время не может принять точку зрения своего сына. Жизнь Павла – постоянные нравственные колебания.
Поколение «обсевков»
— Каких действующих лиц повести можно отнести к «обсевкам»?
— Как они смотрят на затопление острова? Привести примеры.
— Как Андрей относится к взглядам Дарьи?
— Каково отношение героя к памяти, к предкам?
— Разделяет ли автор эту позицию?
— К каким последствиям может привести такое отношение к жизни?
К поколению «обсевков» можно отнести Клавку Стригунову, Петруху Зотова, Андрея Пинигина (но с оговоркой, что его взгляды и представления обусловлены неопытностью, наивностью, а не корыстью и личной выгодой). Андрей выступает за прогресс. Он считает, что ради пользы для цивилизации можно пожертвовать многими ценностями, которые вырабатывались веками. Писатель не разделяет такой точки зрения, ведь это тупиковый путь в развитии человечества.
IV. Выводы
Цель познания: каков способ выражения авторской идеи?
Ребята, в чем состоит идея повести «Прощание с Матерой»?
Всем своим произведением писатель хотел сказать, что нельзя отрываться от общечеловеческих ценностей, нравственных ориентиров, которые вырабатывались не одним поколением предков.
Ребята, назовите способ выражения авторской идеи.
Введением в ткань повести детально разработанных образов Дарьи, Павла, Андрея, Клавки Стригуновой и Петрухи Зотова В. Распутин наглядно показал свой замысел.
Вывод по теме:
Ребята, назовите способы выражения авторского замысла в художественном произведении.
Автор может реализовывать свой замысел различными способами: как с помощью сюжета, так и с помощью детально разработанных образов.
V. Домашнее задание
Написать сочинение-миниатюру на тему «Нужна ли человеку память?»