Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №198 г.Новосибирска»
Конспект урока по литературе
в 9 классе
«Славянские просветители»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Перминова Татьяна Александровна
Новосибирск 2013
Разработка урока по литературе: «Славянские просветители» (2 часа)
Цели урока:
1) познакомить учащихся с наиболее яркими страницами славянской культуры и истории, с подвигом славянских просветителей Кирилла и Мефодия; расширить представления учащихся о возникновении письма; показать историческое значение азбуки для культурного развития русского народа;
2) способствовать развитию познавательных, аналитических, творческих умений учащихся;
3) воспитывать у школьников чувство гордости за свою культуру, сопричастности к общеславянским ценностям; формировать уважительное отношение к культурному наследию.
Форма занятия: защита проектов.
Технология: развивающее, проектное обучение, исследовательская деятельность с использованием информационных технологий.
Оборудование: плакаты с высказываниями, компьютерные слайды, выставка книг.
Ожидаемые результаты: повышение уровня мотивации учащихся в изучении культуры, предметов гуманитарного цикла.
Эпиграф к уроку:
Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный – речь.
( Иван Бунин «Слово»)
Ход занятия:
I Организационный момент.
II Вступительное слово учителя:
Сейчас уже трудно представить нашу жизнь без компьютеров, телевидения, но ведь раньше люди жили без этого. Можно ли представить себе жизнь без письменности? А её тоже когда-то не было. Не было привычных нам книг, библиотек, письменного языка. Это представить труднее всего. Если бы не было письменности, то компьютеры были бы бессмысленны. Русский писатель и историк Н.М.Карамзин говорил: «История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были следствием. Чтение и письмо открывают человеку новый мир, — особенно в наше время, при нынешних успехах разума».
Каждый народ вправе гордиться своим языком. Русский язык – богатейший, красивейший язык среди существующих на земле, и им должны гордиться, защищать его как уникальное культурное и духовное явление.
Поэтому сегодня обращение к истокам духовности, нравственное возрождение общества, внимательное и бережное отношение к русскому языку, сохранение и преумножение его богатейшего наследия, сохранение многовековых традиций, основанных на укреплении патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу страны и малой Родины имеют огромную актуальность и значимость. День славянской письменности и культуры даёт возможность обратиться мысленным взором в прошлое, осознать духовную ценность и актуальную культурную значимость подвига славянских просветителей.
Сегодня ребята познакомят нас со своими работами (проектами), которые посвящены истории славянской письменности, созданию азбуки, традициям чествования великих просветителей Кирилла и Мефодия.
Славянских просветителей чтили во все времена, в том числе, поэты и композиторы, сочинявшие в честь великих братьев гимны. Так малоизвестным поэтом М.П.Розенгеймом и композитором В.И.Главачом был создан “Гимн Киррилу и Мефодию”. (Прослушивание гимна. Приложение №1)
III Защита проектов учащихся:
1. Группа литературоведов: выступления с докладами об истории создания письма, греческом алфавите и возникновении кириллицы; чтение фрагментов из «Повести временных лет», «Жития Константина — Кирилла», «Сказания о письменах черноризца Храбра». (Приложение №2,презентация №1)
2. Группа исследователей: представление домашних работ — чтение стилизованных под древнерусское письмо текстов в жанре слова и поучения. ( «Слово о славянских просветителях», «Поучение (Натальи, Полины, Ивана и т.п.)»; перевод славянских написаний с подбором синонимов. (Приложение №3 (образец написания), мультимедийная заставка)
3. Группа художников: защита художественно-графических работ: буквицы, тексты с использованием кириллицы.
4. Группа постановщиков: инсценирование эпизодов, связанных с историей азбуки. (Приложение №4, презентация №2)
5. Группа литературоведов: проведение викторины; выступление с сообщением «Традиции празднования «Дня славянской письменности и культуры» в разных странах. (Приложение №5, презентация №3)
6. Группа редакторов: мультимедийное сопровождение всех групп выступающих созданными презентациями.
7. Группа экспертов: оценка выступающих по заранее разработанной таблице (домашнее задание), раздача жетонов во время викторины. (Приложение №6 – образец таблицы)
IV Подведение итогов. Поощрение и награждение.
Литература:
1. Бернштейн С.Б. Константин – философ и Мефодий. – М., 1984.
2. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. — Л., 1990.
3. Леонтьев А.А. Биография нашего письма / детская энциклопедия. – М., 1976.
4. Костомаров В.Г. Жизнь языка: от вятичей до москвичей. – М., 1994.
Интернет – ресурсы:
https://www.inmoment.ru/holidays/day-writing.html
https://www.pravoslavie.ru/put/1722.htm
https://www.bg-history.info/i/1004-6.jpeg
https://tainy.net/wp-content/uploads/2010/05/26.jpg
https://www.pravmir.ru/svyatye-kirill-i-mefodij/
https://spravochka.blogspot.com/2012/05/azbuka.html