ГБОУ СОШ «ОЦ» с. КРОТОВКА
Урок развития речи
в 3 классе
на тему: Сочинение по тексту И. Соколова-Микитова «Рябина»
Автор: учитель
начальных классов
ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Кротовка
м. р. Кинель-Черкасский
Самарской области
Мурзагалиева Зулиха
Мухамеджановна
ТЕМА: Сочинение по тексту
И. Соколова-Микитова «Рябина» (2ч.)
ЦЕЛИ:
— развитие навыков устной речи при смысловом, структурно-композиционном и художественном анализе текста;
— развитие логики мышления;
— формирование навыков чтения и грамотного письма;
— воспитание любви к окружающему миру, сопричастности с природой через природоведческий материал.
ОБОРУДОВАНИЕ:
— ноутбук;
— мультимедийная презентация на тему урока:
— изображение рябины в разные времена года;
— изображение снегиря;
— детские рисунки;
— текст стихотворения Я. Хелемского;
— раздаточный материал с текстом И. Соколова-Микитова «Рябина»;
— ягоды и листья рябины.
ХОД УРОКА
1-ый урок
Организация учащихся на урок.
Сообщение темы урока.
— Как называется наша Родина? (Россия)
УЧИТЕЛЬ: — Наша Родина в древности называлась Русью. Славилась Русь и сейчас наша Россия славится своими реками и озёрами, своими лесами. Лес – богатство для человека. Зимою и летом, осенью и весной хорош русский лес.
— Какие деревья растут в наших лесах?
— А какие деревья растут вокруг школы, вашего дома?
— Кто из вас посадил хотя бы одно дерево?
— Назовите своё любимое дерево.
УЧИТЕЛЬ: — Любить – значит нравиться. Чем же нравиться вам рябина?
— Сегодня в течение 2-х уроков мы с вами будем готовиться к сочинению о рябине, одном из любимых деревьев россиян.
Подготовительный этап.
— Целую неделю вы собирали материал об этом удивительном дереве.
— Какие загадки вы знаете о рябине?
— Как вы догадались, что в этих загадках говорится именно об этом дереве?
УЧИТЕЛЬ: — Слово «рябина» произошло от славянского слова «ряб», что означало рябой, т. е. пёстрый. Сочетание ярко-зелёных резных листьев рябины и оранжево-красных ягод этого деревца вызывает такое ощущение, что в глазах рябит.
— Как мы называем маленькую рябину? (рябинка)
— А ласково как её народ называет? (рябинушка)
— Как называется рябиновая роща, заросли рябины? (рябинник)
— Какое название носит куст рябины? (рябиновый)
— Как называется варенье, приготовленное из её ягод? (рябиновое)
— Объедините одним словом перечисленные слова: рябина, рябинка, рябинушка, рябинник, рябиновый. (родственные слова)
Назовите корень. Покажите безударную гласную, которую вы напишите в корне этих слов.
— Какое правило помним? (корни в родственных словах пишутся одинаково)
— Рассмотрите картинки на доске и расскажите, что интересного вы узнали об этом дереве.
ГОВОРЯТ ДЕТИ:
С давних пор русские крестьяне сажали рябину под окнами своих деревянных изб. Рябину можно увидеть и на севере нашей страны, где не растут плодовые – яблони и груши. Рябина – одно из наиболее любимых деревьев. Можно найти немало стихов и песен, посвящённых рябине, её стройному облику, белоснежным душистым цветкам, ярким плодам. В народных песнях часто вспоминается рябинушка.
Это ветвистое дерево растет почти повсюду в лесах России. Листья у рябины крупные, состоящие из многих листочков. Они напоминают перо птицы. Зацветает она во второй половине мая. Рябина – медоносное растение с сильным запахом.
К осени созревают ярко-красные плоды, которые остаются на дереве до середины зимы. Причудлив и красив осенний лес. И особую красоту придает ему в это время рябина. Огнём горят её гроздья среди ажурной листвы.
Плоды рябины богаты витаминами. Из них варят варенье, готовят пастилу, желе, кисели, компоты, соки и плоды применяют в народной медицине. Среди птиц много любителей рябины. Это дрозды-рябинники, снегири и свиристели.
УЧИТЕЛЬ: — русский народ так полюбил рябину, что использует рисунок её ягод, листьев для росписи посуды. Посмотрите, как красиво выглядит такая посуда.
Словесное рисование.
— Закройте глаза. Внимательно послушайте запись на магнитофоне.
1 картинка. Проснулось солнышко, открыло глаза, улыбнулось и послало свои лучи-стрелы на землю.
— Каким вы себе представляете солнце? (оно доброе, ласковое, оно улыбается)
— Как нарисуем стрелы-лучи? (они тонкие, спускаются на землю)
— А у меня вот такое солнышко получилось. (Показываю рисунок). Похоже на ваше?
— Солнце какое по цвету? (оранжевое)
— Что может быть ещё оранжевым? (апельсин)
ОРАНЖЕВЫЙ – слово французское, означает апельсин. Значит, солнышко какое? (апельсиновое)
2 картинка. Лучи упали на сугробы и окрасили их в розовый свет.
— Почему белый, искрящийся снег стал розовым? (лучи нежно украсили)
УЧИТЕЛЬ: — Розовый цвет – оттенок красного. Лучи розовые, но не красные, потому что лучи утренние.
3 картинка. Рядом с розовыми сугробами стоят рябинки с ярко-красными плодами.
— Представьте себе картину: удивительное сочетание белого снега с розовым оттенком с ярко-красными ягодами. Разлилась утренняя заря. Лучи солнца послали свою доброту и снегу, и ягодам рябины.
— Какой вид создаёт ярко-красный цвет? (праздничный, торжественный)
4 картинка. На веточках рябины сидят красногрудые рябины и клюют ягодки.
— На фоне розового сугроба стоит яркая, праздничная рябина, и на тонких ветках висят птицы с красными грудками.
УЧИТЕЛЬ: — Как можно узнать снегиря?
— На что похожа грудка этой птицы? (рисунок снегиря)
V. Чтение с доски четверостишия Я. Хелемского (написано на плакате)
«Розовеют сугробы под лучами зари
Полыхают рябины и горят снегири».
МИКРОБЕСЕДА:
— С помощью каких слов вы можете определить время года? (сугробы, снегири)
— Какими словами автор передаёт красный цвет? (розовеют, полыхают, горят)
— Почему говорят «рябины полыхают», «снегири горят»? (напоминают пламя огня)
— Что общее роднит их? (огонь)
— Возникает связь с огнём, даже хочется руки погреть. Удивительное зрелище! Это надо видеть. Будто маленькое живое пламя вспыхнуло на ветках.
VI. Словарная работа.
заря снегири полыхать
— Почему снегири начинают день на рябине?
— Почему им нравится рябина, ведь рябина – горькая ягода?
(после первых заморозков ягоды становятся сладкими).
VII. Обобщение.
— Посмотрите внимательно на все эти картины. Сравните эти изображения. Какое впечатление произвело на вас это дерево? (Рябина – нежно-чарующая, нарядно-праздничная, зачаровывает сочность и красота её ягод).
Физминутка.
Основной этап.
— Прослушайте текст о рябине и подумайте, как бы вы его озаглавили. Когда будете слушать, особое внимание обратите на яркость и выразительность текста (магнитофонная запись).
(После слушания — пауза)
— О чём этот рассказ?
— Что особенно понравилось в нём? Какое описание?
— Как можно озаглавить текст?
Прочитайте текст шепотом или про себя.
2-ой урок
Чтение текста учащимися вслух (текст у каждого перед глазами)
Беседа по содержанию текста.
— Найдите слова, которыми автор передаёт своё отношение к рябине?
— Найдите и прочитайте отрывок, в котором дается описание рябины.
— Когда цветёт рябина? (когда поют соловьи)
— Какими словами можно доказать, что рябина цветёт поздней весной?
— Почему летом ягоды этого дерева не привлекают внимания?
— Когда же ягоды рябины становятся вкусными?
— Каким словом автор передает красный цвет? (пурпурный)
Запись словосочетаний (на доске и в тетрадях)
чистый и гладкий …
зелёные одежды …
небольшие круглые …
длинные резные …
ствол (чего?) …
под лучами …
тонко блестящая …
звонкоголосые …
жесткие и невкусные …
пурпурные …
начинка для …
Физминутка.
Работа с текстом.
— Найдите в тексте предложение, в котором говорится о пении соловьёв, и прочитайте его.
— Кто из вас слышал трели соловья в природе? Какие они?
Слушание пения соловья в записи.
— Вы его узнали? Оно вам понравилось? Почему?
Анализ текста по абзацам.
1-ый абзац. – Прочитайте первый абзац.
— Найдите главную мысль.
— Какие слова подтверждают, что рябина улыбается?
«Соловьи заливаются…» Как по-другому можно сказать?
— Как озаглавим абзац?
— В какое время года описывается рябинка в этой части?
2-ой абзац. – Прочитайте второй абзац.
— В какое время года дается описание рябины в этой части?
— Какие изменения произошли в рябине с листочками, с ягодой?
— Найдите то предложение, которое, с вашей точки зрения, определяет основное назначение для птиц?
— Как озаглавили абзац?
Передача содержания текста по вопросам.
Почему рябинка всегда улыбается?
Какой ствол у этого дерева?
В какое время года цветёт рябина? Какие у неё цветы? (гроздья)
Почему летом ягоды не клюют птицы и не трогают люди?
Какие листья рябины осенью?
Когда ягоды приобретают приятный вкус?
Почему они полезны и людям, и птицам?
Дидактическая игра «Сажаем деревца».
— Мы посадили с вами целый лес.
— Кто из вас любит лес, природу?
— Если хочешь быть защитником леса, помни, что надо беречь и деревья, и кусты, и птиц в лесу. Защищайте лес! Лес – это часть нашей Родины, и охранять лес, природу, значит, и охранять нашу Родину, нашу Россию.
Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтоб журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы, пели птицы, шумели леса…
Домашнее задание.
Написать сочинение о рябине. Можно нарисовать к нему картинку, можно сочинить стихотворение.
Итог урока.
1. Вопросы учителя.
— Понравился вам урок?
— Чему он вас научил?
— Что нового узнали?
2. Оценки.
3. Рябиновый пир.
— Ребята, чтобы вы поняли то, что рябина – не только красивое дерево, любимое и людьми, и птицами, чтобы вы убедились, насколько вкусны и полезны плоды этого прекрасного дерева, предлагаю вам попробовать рябиновый пирог с рябиновым компотом, который приготовили вам ваши родители.