Письмо Стародума другу
Великий русский сатирик Денис Иванович Фонвизин был человеком выдающимся и необычным. Фонвизин считал, что у России — великое будущее, и хотел этому будущему помочь. Денис Иванович родился, вырос и учился в Москве, но почти всю жизнь провёл в Петербурге. Вершиной творчества стала знаменитая комедия «Недоросль». Фонвизину было тридцать семь лет, когда он написал эту весёлую сатиру. Комедия «Недоросль» написана в стиле классицизма. По справедливому замечанию П. А. Вяземского, автор «уже не шутит, не смеётся, а негодует на порок и клеймит его без пощады, если же и смешит зрителей картиною выведенных злоупотреблений и дурачеств, то и тогда внушаемый им смех не развлекает от впечатлений более глубоких и прискорбных.» Фонвизин боялся, что его комедию не опубликуют, но Екатерина разрешила представить комедию в театре. В комедии «Недоросль» Фонвизин не только осмеивал невежество, но и указывал на основное зло тогдашней жизни: крепостничество и произвол властей. Пушкин восхищался яркостью кисти, нарисовавшей семью Простаковых, хотя и находил следы «педантства» в Правдине и Стародуме. И всё же Фонвизин для Пушкина образец истинной весёлости — «сатиры смелый властелин,» а комедию «Недоросль» он считал «первой русской комедией.» Посмотрим на события, описанные в комедии, глазами Стародума. Представим, что он пишет письмо своему другу, которого очень давно не видел…
Здравствуй, мой дорогой друг! Пишу тебе я — Стародум. Извини, что так долго не писал. Обстоятельства не позволяли мне послать весточку о себе. Недавно я вернулся от своей племянницы Софьи. Расскажу всё по порядку. Живёт моя Софьюшка в доме провинциальной помещицы Простаковой. Незадолго до своего приезда я послал Софье письмо, в котором известил её о том, что она теперь богатая наследница. Я ей оставил десять тысяч рублей. С этого письма начались все беды моей любимой племянницы. Когда я приехал, я узнал, что коварная Простакова решила прибрать к рукам наследство Софьи. Она хотела женить своего необразованного сына на Софье. Её сын Митрофан гоняет голубей и не хочет учиться. Моя племянница сказала, что он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже последней степени своего совершенства и далее не пойдёт. Сама Софья любит Милона, и я решил, что лучше отдам Софью замуж за него. Естественная природа Митрофана искажена воспитанием, и потому он находится в жёстком противоречии с нормами поведения дворянина и с этическими представлениями о благонравном и просвещённом человеке. Простакова считает его маленьким. Ей движет чувство материнской любви, чувство природное и высокое. Но, не попадая ни под контроль разума, ни под контроль души, оно вырождается в «животный инстинкт.» Всё, что выгодно для устройства Митрофанушкиной судьбы, — хорошо, а всё, что не выгодно, — плохо. Бедная Софья не нужна в жёны Митрофану, но Софья — богатая наследница — желаемая добыча. При этом способ, с помощью которого достигается выгода, не имеет значения. Простакова — ярая крепостница, жестокая хозяйка и бесцеремонная. Порядок в её доме держится на грубой силе. Она постоянно огрызается на домашних, включая мужа, слуг, учителей. Только два человека из окружения Простаковой избавлены от оскорблений и побоев: Митрофан и Вральман. Первый по понятной причине, второй — из-за расточаемых им похвал Митрофану и всяческого потакания его капризам. Я считаю, что об этом молчать больше нельзя. Над всеми крепостными крестьянами издеваются их хозяева. Большинство помещиков неграмотны. В стране творится полный произвол властей. Простакова прибегает к насилию, чтобы заставить Софью выйти замуж за Митрофана, но я приехал вовремя и спас Софьюшку от тиранства Простаковой. В итоге — всё закончилось хорошо. Софья вступила в брак с Милоном, а имение Простаковой попадёт под опеку властей. Мне было даже немного жалко Простакову, ведь самовластие приучило её не терпеть никаких возражений, не признавать никаких препятствий. Вот, наверное, и всё. Жду от тебя письма. До встречи! Твой Стародум.
Комедия «Недоросль» актуальна и в наши дни. Фонвизин обращается к читателю:
» Имея сердце, имея душу — будешь человеком во свякое время.»