Содержание программы: Тематическое планирование уроков литературы в 7 классе

II. Содержание программы:

Тематическое планирование уроков литературы в 7 классе.

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по литературе для 7 класса общеобразовательной школы под редакцией Т.Ф. Курдюмовой.

Как было сказано в пояснительной записке, федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов (2 часа в неделю) для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в 7 классе.

Преподавание ведётся по учебнику:

Литература. 7 кл.: Учеб.хрестоматия для общеобразоват.учеб.заведений /Авт.сост. Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2008.


урока

Сроки, даты

Система уроков (тема и цель урока)

Планируемый результат

Пед.средства, формы и виды контроля. Оборудование.

Домашнее задание

1.


Введение.

Роды и жанры литературы. Художественный образ и образность в литературе. Образ – герой — характер.

Цели: показать влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства; раскрыть понимание литературы как искусства слова, формирующего в человеке понятия добра и зла, истины, красоты, справедливости, совести, дружбы, любви, дома, семьи, свободы и ответственности.

Знать: образную природу словесного искусства, роды и жанры литературы.

Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа, монологической и диалогической речью, самостоятельно делать выводы.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Рассказать о прочитанной летом книге

2-3


Читательская конференция (Рассказ о книгах, прочитанных летом).

Цели: проверить знание текстов литературных произведений, прочитанных самостоятельно; выявить уровень усвоения и понимания произведения по вопросам:

— Мои любимые литературные герои и их нравственные качества;

— Чем понравились и как изменили вас герои литературных произведений?


Знать: Содержание прочитанных произведений.

Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа, монологической и диалогической речью, самостоятельно делать выводы.

Индивидуальные задания, проблемные вопросы.

нет

4-5


Жанры фольклора. Былины – богатырский эпос.

Образ человека в русском героическом эпосе. Традиционная система образов в русском героическом эпосе. Былина «Садко – купец, богатый гость».

Цели: обобщить представления о русском героическом эпосе и системе образов в нём; познакомиться с содержанием былины; раскрыть образ человека в русском героическом эпосе.

Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа, монологической и диалогической речью, самостоятельно делать выводы.

Лекция, аналитическая беседа, работа с текстом.

Иллюстрации к былине «Садко», В.М. Васнецова «Богатыри» и др. репродукции.

Подготовить выразит. чтение фрагмента из былины.

Нарисовать иллюстрации к былине.

6-7


Детский фольклор.

Сатирическая драма «Барин».

Цели: познакомить уч-ся с особенностями детского фольклора; дать определение сатирической драмы как жанра; совершенствовать умения и навыки выразительного чтения, навыки анализа текста.

Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа, монологической и диалогической речью, самостоятельно делать выводы, сопоставлять разные тексты.

Лекция, аналитическая беседа, работа с текстом.


Задание учебника (с.18 -20).

Подготовить примеры произведений детского фольклора.

8.


Р.Р. Характеристика героев былин. (Мини-сочинение на одну из тем: «Мой любимый былинный герой», «Какой памятник я поставил бы былинному богатырю»).

Цели: развивать письменную речь уч-ся, совершенствовать навыки создания связного текста, воспитывать чуткое отношение к художественному слову.

Знать: содержание прочитанных произведений.

Уметь: писать сочинение на заданную тему. К.,Р.

Самостоятельная работа над сочинением.

Прочитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

9-10


Герой древнерусской литературы.

Человек в литературе Древней Руси. Основа нравственной оценки и способы изображения человека.

Ермолай – Еразм. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Литературное и сказочное начало в повести. Фольклорные мотивы. Гимн любви и верности в повести. Изображение человека в фольклоре и древней литературе.

Цели: познакомить уч-ся с особенностью литературного и сказочных начал «Повести..», выяснить её своеобразие, совершенствовать навыки анализа текста, характеристики героев; помочь уч-ся понять взгляды, идеалы народа, отраженные в «Повести..», почувствовать нравственную красоту и силу героев.

Знать: основные характеристики древнерусской литературы и содержание «Повести о Петре и Февронии Муромских».

Уметь: анализировать содержание произведений Древней Руси, понимать их значимость, самостоятельно делать выводы, строить рассуждения.

Беседа, работа с текстом, составлении таблицы «Признаки сказки//Черты жития», составление плана, выразительное чтение фрагментов текста.

Пересказ.

Сочинение — миниатюра «Моё отношение к героям повести».

По желанию: нарисовать иллюстрации к «Повести…».

Л И Т Е Р А Т У Р А 1 9 В Е К А

11-12


Басни И. А. Крылова. Из истории басни: басни Эзопа, Лафонтена, В.К. Тредиаковского, А.П.Сумарокова, Д.И.Фонвизина. Художественные особенности басни.

Цели: помочь ученикам освоить необычный язык произведения; разобраться в особенностях сюжета; помочь ощутить национально – патриотический пафос повести, дать понятие о сильном характере в лит-ре и способах его раскрытия, показать роль изобразительно — выразительных средств в повести.

Знать: содержание басен, нравственную проблематику;

Уметь: анализировать прочитанное, находить литературные аналогии в произведениях разных баснописцев, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, воспринимать и понимать характер героев басен.

Выразительное и комментированное чтение басен, чтение по ролям, беседа по вопросам учебника.

Портреты баснописцев, иллюстрации к басням.

Выразительное чтение басни «Ворона и Лисица» наизусть (можно парами по ролям).

13-14


В.А. Жуковский. Баллады «Рыбак», «Перчатка». Из истории баллады. Баллады Байрона.

Цели: показать роль фантастического в литературе как средства проникновения во внутренний мир героя; совершенствовать навыки анализа текста.

Знать: о жизни В.А. Жуковского и Д.Г. Байрона, содержание баллад.

Уметь: проводить исследование художественного своеобразия поэтических текстов.

Беседа по вопросам учебника, чтение баллад.

Портреты Жуковского и Байрона.

Прочитать статью учебника о Байроне, выразительное чтение баллад.

15-16


ВН.ЧТ. В.Железняков «Чучело».

С.Борисов. «Бутылочки».

Цели: познакомить с содержанием, с нравственной проблематикой, дать возможность выразить своё понимание и отношение к нравственной проблематике произведений.

Знать: содержание произведений, нравственную проблематику;

Уметь: анализировать прочитанное, владеть всеми видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Лекция, аналитическая беседа, работа с текстом.


Приготовиться рассказать о жизни А.С.Пушкина (обратить внимание на детство и годы учёбы).

17


А.С. Пушкин. «Песнь о Вещем Олеге». Образность как основа художественного текста.

Цель: сопоставить балладу и летописный источник; показать значение образности в балладе как основы художественного текста; развивать навыки анализа поэтического текста, навыки выразительного чтения, развивать творческие способности учеников.

Знать: историческую основу произведения.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст, самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно – этические темы.

Лекция, беседа, выразительное чтение, словарная работа.

Портреты А.С. Пушкина, иллюстрации к «Песне…» В.М. Васнецова.

Выучить фрагмент баллады наизусть.

18


Р.Р. Работа над выразительностью чтения наизусть отрывка из «Песни о Вещем Олеге» А.С.Пушкина.

Цель: развивать навыки выразительного чтения и творческие способности учеников.

Знать: фрагмент из баллады наизусть.

Уметь: выразительно читать стихотворный текст, передавая чувства, эмоции автора.

Чтение наизусть.

Читать «Повести…Белкина».

19-20









21


Тема судьбы в произведениях А.С.Пушкина.

Повесть «Барышня – крестьянка»».

Цели: определить место повести в творчестве А.С. Пушкина; проанализировать поступки героев и способы раскрытия их характеров.

ВН.ЧТ. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».

Цели: учить внимательно читать и анализировать художественный текст; проверить знание текстов повестей; развивать творческие способности учащихся.

Знать: содержание произведений, нравственную проблематику;

Уметь: анализировать прочитанное, владеть всеми видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Беседа и анализ произведений.

Урок-игра по «Повестям Белкина»

Читать «Повести…Белкина», нарисовать иллюстрации.

Инд.зад.: сообщение об Иване Грозном


22-23


М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Внутренний мир и поступки героев «Песни про…купца Калашникова».

Цели: познакомить с историей создания «Песни про…купца Калашникова»; раскрыть смысл обращения автора к русской истории; совершенствовать навыки анализа поэтического текста, выразительного чтения и характеристики героев.

Знать: историческую основу произведения.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст, самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно – этические темы.

Лекция, беседа, выразительное чтение, словарная работа.

Портреты М.Ю. Лермонтова, Ивана Грозного, репродукции картин с обликом старой Москвы и её жителей, иллюстрации к «Песне…».


Выучить отрывок наизусть.

24


Р.Р. Работа над выразительностью чтения наизусть отрывка из «Песни про…купца Калашникова».

Цель: развивать навыки выразительного чтения и творческие способности учеников.

Знать: фрагмент из «Песни…» наизусть.

Уметь: выразительно читать стихотворный текст, передавая чувства, эмоции автора.

Чтение наизусть.

Приготовить характеристику героев по плану

25


Р.Р. Обучающее сочинение по «Песне про…купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова.

Цель: развивать навыки работы над сочинением по литературному произведению, письменную речь и творческие способности учеников.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: составлять план, формулировать идею, писать сочинение на заданную тему, редактировать написанное.

Работа над планами, устное сочинение

Написать сочинение.

26


М.Ю. Лермонтов. «Смерть поэта» и другие стихотворения.

Цели: познакомить с историей создания стихотворения «Смерть поэта», учить воспринимать и анализировать поэтический текст, самостоятельно делать выводы.

Знать: содержание произведения, нравственную проблематику;

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст, самостоятельно делать выводы.

Анализ сочинений по «Песне про …»

Лекция, чтение новеллы (учителем), беседа по вопросам.

Приготовить рассказ о Н.В.Гоголе.

27


Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. Краткий рассказ о писателе.

Цели: познакомить с жизнью и творчеством Н.В. Гоголя, с особенностями и художественным своеобразием его произведений, с особенностями языка; познакомить с нравственной проблематикой повести «Тарас Бульба».

Знать: краткий очерк жизни Н.В.Гоголя; содержание понятия «деталь» произведения.

Уметь: владеть всеми видами пересказа, самостоятельно делать выводы.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Читать повесть «Тарас Бульба».

28


Знакомство с атмосферой, с исторической эпохой, героями повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Цели: познакомить с исторической и фольклорной основой повести, выявить систему образов повести, создать начальное представление о характерах и устремлениях героев произведения.

Знать: содержание произведения, нравственную проблематику;

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, просмотр эпизодов худ. фильма «Тарас Бульба».

Подготовить материалы к характеристике героев повести (Тарас, Остап, Андрий и др.казаки).

29-30







31


Отец и сыновья. Характеры главных героев повести. Трагизм и конфликт отца и сына. Столкновение любви и долга в душах главных героев.

Три смерти в повести.

Цели: показать сильные и слабые стороны главных героев; совершенствовать умения и навыки сравнительной характеристики героев; учиться определять авторскую позицию в произведении.

Знать: содержание произведения, нравственную проблематику;

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, владеть всеми видами пересказа, самостоятельно делать выводы.

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, просмотр эпизодов худ. фильма «Тарас Бульба».

Подготовить характеристику главных героев.

32-33


Р.Р. Обобщающий урок по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Подготовка к домашнему сочинению по повести.

Цели: развивать устную и письменную речь учащихся; совершенствовать умения и навыки создания связного текста; воспитывать чуткое отношение к художественному слову.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: составлять план, формулировать идею, писать сочинение на заданную тему, самостоятельно делать выводы.

Работа над планами, устное сочинение, записывание выводов и тезисов.

Написать сочинение.

34 -35


ВН.ЧТ. А.П.Платонов «Юшка», «Неизвестный цветок». Тема милосердия в рассказах.

Цели: учить анализировать художественный текст; проверить знание текстов рассказов А.Платонова; развивать творческие способности учащихся.

Знать: содержание произведения, нравственную проблематику;

Уметь: анализировать прочитанное, владеть всеми видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Аналитическая беседа, проблемные вопросы.

Ответить на вопросы по рассказам А.Платонова.

Инд. подготовить рассказ о Н.А.Некрасове.

36-37


И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе:

«Собака», «Дурак», «Воробей», «Русский язык».

Цель: дать понятие жанра «стихотворение в прозе», познакомить с жанровыми особенностями; воспитывать уважение и любовь к богатому и меткому русскому слову.

Знать: жанровые признаки стихотворений в прозе.

Уметь: самостоятельно делать выводы; строить рассуждения на нравственно-этические темы.

Работа с поэтическими текстами, проблемные вопросы.

Вопросы учебника, выучить наизусть стихотворение «Русский язык».

38


Н.А.Некрасов. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Народные характеры и судьбы в стихотворении.

Цели: учить воспринимать и анализировать поэтический текст.

Уметь: выразительно читать, воспринимать и анализировать поэтический текст.

Лекция, беседа, выразительное чтение, словарная работа.

Портрет А. Некрасова, диск «Стихотворения».

Выучить наизусть отрывок.

39


Р.Р. Работа над выразительностью чтения наизусть отрывка из стихотворения «Размышления у парадного подъезда».

Цель: развивать навыки выразительного чтения и творческие способности учеников.

Знать: фрагмент из стихотворения наизусть.

Уметь: выразительно читать стихотворный текст, передавая чувства, эмоции автора.

Чтение учащимися наизусть.

Подготовить рассказ Н.С.Лескове.

40





41


Н.С.Лесков «Левша». Начальное понятие о сказе, особенности жанра сказа.

Характеристика героев сказа «Левша».

Характеристика Левши. Национальный характер и особенности его изображения в сказе.

Цели: познакомить с краткими биографическими сведениями о писателе; дать начальное понятие о сказе; работать над характеристиками героев; совершенствовать навыки художественного пересказа текста и выразительного чтения.

Знать: содержание произведения, нравственную проблематику;

Уметь: анализировать прочитанное, владеть всеми видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, самостоятельно делать выводы.

Лекция, беседа, выразительное чтение, словарная работа.

Портрет Н.С. Лескова, иллюстрации к сказу «Левша», художественный фильм «Левша».

Подготовить характеристику Левши.

Подготовить пересказ от лица героя о том, как Левша гостил у англичан.

42


Р.Р. по сказу Н.С.Лескова «Левша» (сочинение — миниатюра) или изложение на тему «Левша в гостях у англичан».

Цели: проверить знания учащихся по теме; совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы.

Знать: содержание произведения.

Уметь: выбирать жанр сочинения, составлять план, формулировать идею, писать сочинения в жанре аналитической статьи, редактировать написанное.

Самостоятельная работа учащихся по сказу.

Нарисовать иллюстрацию к сказу.

43


М.Е.Салтыков – Щедрин и его сказки. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Особенности жанра «Повести…».

Герои «Повести о том, как …..» Приёмы создания характера сатирического персонажа.

Цели: кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Салтыкова – Щедрина; показать особенности жанра сказки в его творчестве; совершенствовать навыки выразительного чтения, характеристики героев; помочь ученикам понять иносказательный смысл, сатирический пафос, идею «Сказки…»; показать значение и роль художественных приёмов.

Знать: содержание сказки, значение понятий «аллегория», «гипербола», «гротеск», «фантастика».

Уметь: выявлять парадоксы в народной жизни, отражённые в сказке, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах народного характера; владеть всеми видами пересказа; видеть и понимать необходимость применения художественно-выразительных средств.

Лекция, беседа, выразительное чтение, словарная работа.

Портрет М.Е. Салтыкова – Щедрина, иллюстрации к сказке.

Составить цитатный план «Повести..»

Подготовить краткий пересказ всей «Повести..» или художественный пересказ одного эпизода. По желанию: нарисовать иллюстрации к сказке.

44


Р.Р. Творческий практикум «Снимаем кино» (создание одного эпизода фильма по сказке Салтыкова – Щедрина).

Цели: совершенствовать навыки анализа текста (эпизода); развивать творческие способности учеников.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: создавать устные высказывания на заданную тему, самостоятельно делать выводы.

Ответы на вопросы, отбор эпизодов, их пересказ.

Иллюстрации рисунки учеников к «Повести…»

Прочитать сказку «Дикий помещик».

45


ВН.ЧТ. М.Е.Салтыков – Щедрин «Дикий помещик».

Цели: показать социальную направленность сатиры Салтыкова – Щедрина, актуальность его произведений; совершенствовать навыки анализа текста (эпизода); развивать творческие способности учеников.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: создавать устные высказывания на заданную тему, самостоятельно делать выводы.

Художественный пересказ эпизодов сказки, беседа по проблемным вопросам.

Написать характеристику одного из героев сказки от лица другого, используя лексику и события сказки.

46


А.П.Чехов. «Хирургия», «Жалобная книга». Картина нравов в рассказах. Средства юмористической характеристики.

Цели: углубление знаний учеников о личной и творческой биографии А.П.Чехова; углубить представление о комическом в литературе; развить навыки анализа текста, проанализировать сюжетно – композиционные особенности рассказа «Хамелеон».

Знать: содержание произведения, нравственную проблематику;

Уметь: анализировать прочитанное, владеть всеми видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, самостоятельно делать выводы.

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение рассказа.

Прочитать рассказы Чехова «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня», подготовить вопросы к рассказам и выраз. чтение (по группам)

47


ВН.ЧТ. Рассказы А.П.Чехова «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня».

Цели: показать жанровое разнообразие тематики рассказов А.П. Чехова, активировать самостоятельную работу учеников, развивать их творческие способности, совершенствовать навыки анализа текста.

Знать: содержание прочитанных произведений.

Уметь: видеть и раскрывать особенности авторской позиции в рассказах, самостоятельно раскрывать сатирический пафос рассказов.

Работа с текстом, аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение рассказа.

Написать сочинение — миниатюру «Мой любимый рассказ А.П. Чехова».

48


Р.Р. Творческий практикум. Написание сатирического рассказа.

Цели: совершенствовать навыки создания собственного текста (эпизода); развивать творческие способности учеников.

Уметь: выбирать жанр сочинения, писать сочинение на заданную тему, самостоятельно делать выводы.

Самостоятельная работа.

Нарисовать иллюстрации к рассказам А.П. Чехова.

49


Марк Твен «Как я редактировал сельскохозяйственную газету». Анализ названия рассказа.

Цели: развитие навыков вдумчивого чтения, поиска комментариев, культурного контекста произведения; понимание внутреннего и внешнего в образе литературного героя; показать особенности сюжета рассказа; совершенствовать навыки анализа текста.

Знать: содержание произведения;

Уметь: анализировать прочитанное, владеть всеми видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, делать выводы.

Работа с текстом, аналитическая беседа, выразительное чтение рассказа.

Портрет Марка Твена.

Прочитать в учебнике материалы на стр. 365 – 366.

Подготовиться к уроку вн. чтения

(Дж.Лондон «Любовь к жизни»)

50


ВН.ЧТ. Дж.Лондон. «Любовь к жизни».

Цели: учить внимательно читать и анализировать художественный текст; проверить знание текста; развивать творческие способности учащихся.

Знать: содержание произведения, нравственную проблематику;

Уметь: анализировать прочитанное, владеть всеми видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Работа с текстом, аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение эпизодов рассказа.

Подготовить к проверочной работе по рассказам О.Генри и Дж. Лондона.

51


Р.Р. Сочинение-рассуждение по мотивам рассказа Дж.Лондона «Любовь к жизни».

Цели: совершенствовать навыки анализа текста; развивать творческие способности учеников.

Уметь: выбирать жанр сочинения, составлять план, формулировать идею, писать сочинение на заданную тему, самостоятельно делать выводы, редактировать написанное.

Самостоятельная работа.

Прочитать повесть В. Закруткина «Матерь человеческая»

52-53


Артур Конан Дойл. Новелла «Пляшущие человечки». Роль произведений о Шерлоке Холмсе в творческой судьбе писателя. Особенности жанра новеллы. Основные элементы сюжета новеллы «Пляшущие человечки». Характеристика героев новеллы.

Цели: познакомить с краткими биографическими сведениями о писателе; дать начальное понятие о новелле; работать над характеристиками героев; совершенствовать навыки художественного пересказа текста и выразительного чтения.

Знать: содержание произведения, основные элементы сюжета;

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, владеть всеми видами пересказа, самостоятельно делать выводы.

Работа с текстом, аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение эпизодов рассказа.

Подготовиться к вн.чт.:

прочитать повесть В. Закруткина «Матерь человеческая».

54-55


ВН.ЧТ. В.Закруткин. «Матерь человеческая» или М.А.Шолохов «Они сражались за Родину» (отрывки из учебника).

Цели: учить внимательно читать и анализировать художественный текст; проверить знание текста; развивать творческие способности учащихся.

Знать: содержание произведения, нравственную проблематику;

Уметь: анализировать прочитанное, владеть всеми видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Работа с текстом, аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение эпизодов рассказа.

Сочинение по повести.

Л И Т Е Р А Т У Р А 2 0 В Е К А

56-57


Особенности лирики В.Я.Брюсова, К.Д.Бальмонта, Иг.Северянина, Редьярда Киплинга. Лирический герой стихотворений поэтов 20 века. Сонет как литературный жанр.

Цели: дать понятие о лирическом герое, рассмотреть особенности творческого процесса создания лирического произведения; начать разговор об особенностях поэтического мира перечисленных поэтов.

Знать: особенности мировосприятия некоторых поэтов 20 века, особенности жанра — сонет.

Уметь: выявлять авторские размышления о взаимоотношениях человека и природы, о значении Родины в жизни каждого человека.

Лекция, беседа, выразительное чтение и анализ стихотворений – сонетов.

Портреты поэтов, сборники их стихов, аудиозаписи.

Прочитать в учебнике информацию об авторах, ответить на вопросы.

58-59


В.В.Маяковский. Творчество поэта, лирический герой.

Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче», «Гимн обеду».

Цели: начать разговор об особенностях поэтического языка В.Маяковского, представлении поэта о сущности творчества, продолжать учить воспринимать и анализировать поэтический текст.

Знать: содержание понятия сатира.

Уметь: выразительно читать, воспринимать и анализировать поэтический текст, строить рассуждения о реальности и фантастическом в сюжете произведения, о роли рифмы в творчестве Маяковского.

Лекция, беседа, выразительное чтение и анализ стихотворения.

Портрет В.В. Маяковского, сборники его стихов, аудиозаписи.

Выучить наизусть отрывок из любого стихотворения

60-61


Максим Горький. Отрывок из рассказа «Старуха Изергиль» — легенда о Данко. Сказка «Новый год».

Цели: познакомить с легендой и сказкой, определить их основную мысль; работать над выразительностью чтения вслух; отметить готовность героя легенды на самопожертвование.

Знать: историю жизни М.Горького, понятия: романтизм, аллегория, олицетворение.

Уметь: находить в произведении черты романтизма; выразительно читать, воспринимать и анализировать текст.

Лекция, беседа, выразительное чтение и анализ произведений.


Ответить на вопросы в учебнике, вопрос 4 стр. 346 или вопрос 1 на стр.350 – письменно.

62


К.Г.Паустовский «Рождение рассказа». Роль природы в рассказе, в изменении настроения героя.

Цели: учить внимательно читать и анализировать художественный текст; проверить знание текста; развивать творческие способности учащихся.

Знать: содержание рассказа.

Уметь: выявлять авторские размышления о взаимоотношениях человека и природы, о значении Родины в жизни каждого человека.

Самостоятельная работа – составление плана рассказа.


Прочитать статью учебника «Роман – повесть – рассказ».

63


Ф.А.Абрамов. «О чём плачут лошади».

Цели: помочь почувствовать любовь писателя к деревне, её жителям; услышать призыв к гуманному отношению к тому, что нас окружает.

Знать: содержание рассказа; понимать его тему и идею.

Уметь: анализировать текст художественного произведения; понимать авторские чувства.

Лекция, беседа, работа с текстом.


Чтение статьи «Творческий практикум» (стр. 469-470), письменно ответить на вопросы.

Г Е Р О Й Д Р А М Т И Ч Е С К О Г О П Р О И З В Е Д Е Н И Я

64





65



Развитие понятия о драме как литературном роде.

М.А.Булгаков. «Разговор с вышибанием».

А.В.Вампилов. «Несравненный Наконечников».

Средства создания характера героя в драматическом произведении.

Характеристика героев. Авторская позиция в пьесе.

Цели: развить понятие о драме как литературном роде; углубить понятия диалог, монолог, декорация, ремарка; совершенствовать навыки монологической речи и анализа текста; выявить средства создания характера героя в драматическом произведении.

Знать понятия: драма, диалог, монолог, ремарка, декорации; содержание пьесы.

Уметь: анализировать образы драматического произведения, его конфликт; определять тематику и проблематику, самостоятельно делать выводы.

Лекция, беседа, выразительное комментированное чтение пьесы, сопоставительный анализ сцен, словарная работа, работа в группах.

Репродукции декораций к спектаклям, издания книг Е.Л. Шварца.

Прочитать пьесу.

Ответить на вопрос: «Что является основой конфликта в пьесе?»

Сделать иллюстрации к пьесе или эскизы декораций и костюмов.

66-67


Читательская конференция «Человек в литературе».

Цели: проверить знание текстов литературных произведений, прочитанных самостоятельно; выявить уровень усвоения и понимания произведения по вопросам:

— Мои любимые литературные герои и их нравственные качества;

— Чем понравились и как изменили вас герои литературных произведений?

Знать: Содержание прочитанных произведений.

Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа, монологической и диалогической речью, самостоятельно делать выводы.

Выступления учащихся, проблемные вопросы.

Нет.

68


Обзор пройденного материала и рекомендации для летнего чтения.

Цели: обобщить пройденный материал, проверить знания теоретического и практического материала; дать рекомендации для летнего чтения.

Знать: Содержание прочитанных произведений, пройденный в 7 классе теоретический материал.


Лекция, беседа.

Список литературы на лето.

Свежие документы:  Сочинение на тему: "Кто такой Хлестаков по комедии Гоголя Ревизор"



19


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: