№ урока
Сроки, даты | Система уроков (тема и цель урока) | Планируемый результат | Пед.средства, формы и виды контроля. Оборудование. | Домашнее задание | 1. | | Введение. Роды и жанры литературы. Художественный образ и образность в литературе. Образ – герой — характер. Цели: показать влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства; раскрыть понимание литературы как искусства слова, формирующего в человеке понятия добра и зла, истины, красоты, справедливости, совести, дружбы, любви, дома, семьи, свободы и ответственности. | Знать: образную природу словесного искусства, роды и жанры литературы. Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа, монологической и диалогической речью, самостоятельно делать выводы. | Лекция, беседа, работа с книгой. | Рассказать о прочитанной летом книге |
2-3 | | Читательская конференция (Рассказ о книгах, прочитанных летом). Цели: проверить знание текстов литературных произведений, прочитанных самостоятельно; выявить уровень усвоения и понимания произведения по вопросам: — Мои любимые литературные герои и их нравственные качества; — Чем понравились и как изменили вас герои литературных произведений? | Знать: Содержание прочитанных произведений. Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа, монологической и диалогической речью, самостоятельно делать выводы. | Индивидуальные задания, проблемные вопросы. | нет |
4-5 | | Жанры фольклора. Былины – богатырский эпос. Образ человека в русском героическом эпосе. Традиционная система образов в русском героическом эпосе. Былина «Садко – купец, богатый гость». Цели: обобщить представления о русском героическом эпосе и системе образов в нём; познакомиться с содержанием былины; раскрыть образ человека в русском героическом эпосе. | Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа, монологической и диалогической речью, самостоятельно делать выводы. | Лекция, аналитическая беседа, работа с текстом. Иллюстрации к былине «Садко», В.М. Васнецова «Богатыри» и др. репродукции. | Подготовить выразит. чтение фрагмента из былины. Нарисовать иллюстрации к былине. |
6-7 | | Детский фольклор. Сатирическая драма «Барин». Цели: познакомить уч-ся с особенностями детского фольклора; дать определение сатирической драмы как жанра; совершенствовать умения и навыки выразительного чтения, навыки анализа текста. | Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа, монологической и диалогической речью, самостоятельно делать выводы, сопоставлять разные тексты. | Лекция, аналитическая беседа, работа с текстом. | Задание учебника (с.18 -20). Подготовить примеры произведений детского фольклора. |
8. | | Р.Р. Характеристика героев былин. (Мини-сочинение на одну из тем: «Мой любимый былинный герой», «Какой памятник я поставил бы былинному богатырю»). Цели: развивать письменную речь уч-ся, совершенствовать навыки создания связного текста, воспитывать чуткое отношение к художественному слову. | Знать: содержание прочитанных произведений. Уметь: писать сочинение на заданную тему. К.,Р. | Самостоятельная работа над сочинением. | Прочитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских». |
9-10 | | Герой древнерусской литературы. Человек в литературе Древней Руси. Основа нравственной оценки и способы изображения человека. Ермолай – Еразм. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Литературное и сказочное начало в повести. Фольклорные мотивы. Гимн любви и верности в повести. Изображение человека в фольклоре и древней литературе. Цели: познакомить уч-ся с особенностью литературного и сказочных начал «Повести..», выяснить её своеобразие, совершенствовать навыки анализа текста, характеристики героев; помочь уч-ся понять взгляды, идеалы народа, отраженные в «Повести..», почувствовать нравственную красоту и силу героев. | Знать: основные характеристики древнерусской литературы и содержание «Повести о Петре и Февронии Муромских». Уметь: анализировать содержание произведений Древней Руси, понимать их значимость, самостоятельно делать выводы, строить рассуждения. | Беседа, работа с текстом, составлении таблицы «Признаки сказки//Черты жития», составление плана, выразительное чтение фрагментов текста. | Пересказ. Сочинение — миниатюра «Моё отношение к героям повести». По желанию: нарисовать иллюстрации к «Повести…». |
Л И Т Е Р А Т У Р А 1 9 В Е К А |
11-12 | | Басни И. А. Крылова. Из истории басни: басни Эзопа, Лафонтена, В.К. Тредиаковского, А.П.Сумарокова, Д.И.Фонвизина. Художественные особенности басни. Цели: помочь ученикам освоить необычный язык произведения; разобраться в особенностях сюжета; помочь ощутить национально – патриотический пафос повести, дать понятие о сильном характере в лит-ре и способах его раскрытия, показать роль изобразительно — выразительных средств в повести. | Знать: содержание басен, нравственную проблематику; Уметь: анализировать прочитанное, находить литературные аналогии в произведениях разных баснописцев, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, воспринимать и понимать характер героев басен. | Выразительное и комментированное чтение басен, чтение по ролям, беседа по вопросам учебника. Портреты баснописцев, иллюстрации к басням. | Выразительное чтение басни «Ворона и Лисица» наизусть (можно парами по ролям). |
13-14 | | В.А. Жуковский. Баллады «Рыбак», «Перчатка». Из истории баллады. Баллады Байрона. Цели: показать роль фантастического в литературе как средства проникновения во внутренний мир героя; совершенствовать навыки анализа текста. | Знать: о жизни В.А. Жуковского и Д.Г. Байрона, содержание баллад. Уметь: проводить исследование художественного своеобразия поэтических текстов. | Беседа по вопросам учебника, чтение баллад. Портреты Жуковского и Байрона. | Прочитать статью учебника о Байроне, выразительное чтение баллад. |
15-16 | | ВН.ЧТ. В.Железняков «Чучело». С.Борисов. «Бутылочки». Цели: познакомить с содержанием, с нравственной проблематикой, дать возможность выразить своё понимание и отношение к нравственной проблематике произведений. | Знать: содержание произведений, нравственную проблематику; Уметь: анализировать прочитанное, владеть всеми видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | Лекция, аналитическая беседа, работа с текстом. | Приготовиться рассказать о жизни А.С.Пушкина (обратить внимание на детство и годы учёбы). |
17 | | А.С. Пушкин. «Песнь о Вещем Олеге». Образность как основа художественного текста. Цель: сопоставить балладу и летописный источник; показать значение образности в балладе как основы художественного текста; развивать навыки анализа поэтического текста, навыки выразительного чтения, развивать творческие способности учеников. | Знать: историческую основу произведения. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст, самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно – этические темы. | Лекция, беседа, выразительное чтение, словарная работа. Портреты А.С. Пушкина, иллюстрации к «Песне…» В.М. Васнецова. | Выучить фрагмент баллады наизусть. |
18 | | Р.Р. Работа над выразительностью чтения наизусть отрывка из «Песни о Вещем Олеге» А.С.Пушкина. Цель: развивать навыки выразительного чтения и творческие способности учеников. | Знать: фрагмент из баллады наизусть. Уметь: выразительно читать стихотворный текст, передавая чувства, эмоции автора. | Чтение наизусть. | Читать «Повести…Белкина». |
19-20
21 | | Тема судьбы в произведениях А.С.Пушкина. Повесть «Барышня – крестьянка»». Цели: определить место повести в творчестве А.С. Пушкина; проанализировать поступки героев и способы раскрытия их характеров. ВН.ЧТ. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Цели: учить внимательно читать и анализировать художественный текст; проверить знание текстов повестей; развивать творческие способности учащихся. | Знать: содержание произведений, нравственную проблематику; Уметь: анализировать прочитанное, владеть всеми видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | Беседа и анализ произведений. Урок-игра по «Повестям Белкина» | Читать «Повести…Белкина», нарисовать иллюстрации. Инд.зад.: сообщение об Иване Грозном |
22-23 | | М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Внутренний мир и поступки героев «Песни про…купца Калашникова». Цели: познакомить с историей создания «Песни про…купца Калашникова»; раскрыть смысл обращения автора к русской истории; совершенствовать навыки анализа поэтического текста, выразительного чтения и характеристики героев. | Знать: историческую основу произведения. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст, самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно – этические темы. | Лекция, беседа, выразительное чтение, словарная работа. Портреты М.Ю. Лермонтова, Ивана Грозного, репродукции картин с обликом старой Москвы и её жителей, иллюстрации к «Песне…». | Выучить отрывок наизусть. |
24 | | Р.Р. Работа над выразительностью чтения наизусть отрывка из «Песни про…купца Калашникова». Цель: развивать навыки выразительного чтения и творческие способности учеников. | Знать: фрагмент из «Песни…» наизусть. Уметь: выразительно читать стихотворный текст, передавая чувства, эмоции автора. | Чтение наизусть. | Приготовить характеристику героев по плану |
25 | | Р.Р. Обучающее сочинение по «Песне про…купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова. Цель: развивать навыки работы над сочинением по литературному произведению, письменную речь и творческие способности учеников. | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: составлять план, формулировать идею, писать сочинение на заданную тему, редактировать написанное. | Работа над планами, устное сочинение | Написать сочинение. |
26 | | М.Ю. Лермонтов. «Смерть поэта» и другие стихотворения. Цели: познакомить с историей создания стихотворения «Смерть поэта», учить воспринимать и анализировать поэтический текст, самостоятельно делать выводы. | Знать: содержание произведения, нравственную проблематику; Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст, самостоятельно делать выводы. | Анализ сочинений по «Песне про …» Лекция, чтение новеллы (учителем), беседа по вопросам. | Приготовить рассказ о Н.В.Гоголе. |
27 | | Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. Краткий рассказ о писателе. Цели: познакомить с жизнью и творчеством Н.В. Гоголя, с особенностями и художественным своеобразием его произведений, с особенностями языка; познакомить с нравственной проблематикой повести «Тарас Бульба». | Знать: краткий очерк жизни Н.В.Гоголя; содержание понятия «деталь» произведения. Уметь: владеть всеми видами пересказа, самостоятельно делать выводы. | Лекция, беседа, работа с книгой. | Читать повесть «Тарас Бульба». |
28 | | Знакомство с атмосферой, с исторической эпохой, героями повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Цели: познакомить с исторической и фольклорной основой повести, выявить систему образов повести, создать начальное представление о характерах и устремлениях героев произведения. | Знать: содержание произведения, нравственную проблематику; Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | Аналитическая беседа, проблемные вопросы, просмотр эпизодов худ. фильма «Тарас Бульба». | Подготовить материалы к характеристике героев повести (Тарас, Остап, Андрий и др.казаки). |
29-30
31 | | Отец и сыновья. Характеры главных героев повести. Трагизм и конфликт отца и сына. Столкновение любви и долга в душах главных героев. Три смерти в повести. Цели: показать сильные и слабые стороны главных героев; совершенствовать умения и навыки сравнительной характеристики героев; учиться определять авторскую позицию в произведении. | Знать: содержание произведения, нравственную проблематику; Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, владеть всеми видами пересказа, самостоятельно делать выводы. | Аналитическая беседа, проблемные вопросы, просмотр эпизодов худ. фильма «Тарас Бульба». | Подготовить характеристику главных героев. |
32-33 | | Р.Р. Обобщающий урок по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Подготовка к домашнему сочинению по повести. Цели: развивать устную и письменную речь учащихся; совершенствовать умения и навыки создания связного текста; воспитывать чуткое отношение к художественному слову. | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: составлять план, формулировать идею, писать сочинение на заданную тему, самостоятельно делать выводы. | Работа над планами, устное сочинение, записывание выводов и тезисов. | Написать сочинение. |
34 -35 | | ВН.ЧТ. А.П.Платонов «Юшка», «Неизвестный цветок». Тема милосердия в рассказах. Цели: учить анализировать художественный текст; проверить знание текстов рассказов А.Платонова; развивать творческие способности учащихся. | Знать: содержание произведения, нравственную проблематику; Уметь: анализировать прочитанное, владеть всеми видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | Аналитическая беседа, проблемные вопросы. | Ответить на вопросы по рассказам А.Платонова. Инд. подготовить рассказ о Н.А.Некрасове. |
36-37 | | И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе: «Собака», «Дурак», «Воробей», «Русский язык». Цель: дать понятие жанра «стихотворение в прозе», познакомить с жанровыми особенностями; воспитывать уважение и любовь к богатому и меткому русскому слову. | Знать: жанровые признаки стихотворений в прозе. Уметь: самостоятельно делать выводы; строить рассуждения на нравственно-этические темы. | Работа с поэтическими текстами, проблемные вопросы. | Вопросы учебника, выучить наизусть стихотворение «Русский язык». |
38 | | Н.А.Некрасов. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Народные характеры и судьбы в стихотворении. Цели: учить воспринимать и анализировать поэтический текст. | Уметь: выразительно читать, воспринимать и анализировать поэтический текст. | Лекция, беседа, выразительное чтение, словарная работа. Портрет А. Некрасова, диск «Стихотворения». | Выучить наизусть отрывок. |
39 | | Р.Р. Работа над выразительностью чтения наизусть отрывка из стихотворения «Размышления у парадного подъезда». Цель: развивать навыки выразительного чтения и творческие способности учеников. | Знать: фрагмент из стихотворения наизусть. Уметь: выразительно читать стихотворный текст, передавая чувства, эмоции автора. | Чтение учащимися наизусть. | Подготовить рассказ Н.С.Лескове. |
40
41 | | Н.С.Лесков «Левша». Начальное понятие о сказе, особенности жанра сказа. Характеристика героев сказа «Левша». Характеристика Левши. Национальный характер и особенности его изображения в сказе. Цели: познакомить с краткими биографическими сведениями о писателе; дать начальное понятие о сказе; работать над характеристиками героев; совершенствовать навыки художественного пересказа текста и выразительного чтения. | Знать: содержание произведения, нравственную проблематику; Уметь: анализировать прочитанное, владеть всеми видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, самостоятельно делать выводы. | Лекция, беседа, выразительное чтение, словарная работа. Портрет Н.С. Лескова, иллюстрации к сказу «Левша», художественный фильм «Левша». | Подготовить характеристику Левши. Подготовить пересказ от лица героя о том, как Левша гостил у англичан. |
42 | | Р.Р. по сказу Н.С.Лескова «Левша» (сочинение — миниатюра) или изложение на тему «Левша в гостях у англичан». Цели: проверить знания учащихся по теме; совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы. | Знать: содержание произведения. Уметь: выбирать жанр сочинения, составлять план, формулировать идею, писать сочинения в жанре аналитической статьи, редактировать написанное. | Самостоятельная работа учащихся по сказу. | Нарисовать иллюстрацию к сказу. |
43 | | М.Е.Салтыков – Щедрин и его сказки. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Особенности жанра «Повести…». Герои «Повести о том, как …..» Приёмы создания характера сатирического персонажа. Цели: кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Салтыкова – Щедрина; показать особенности жанра сказки в его творчестве; совершенствовать навыки выразительного чтения, характеристики героев; помочь ученикам понять иносказательный смысл, сатирический пафос, идею «Сказки…»; показать значение и роль художественных приёмов. | Знать: содержание сказки, значение понятий «аллегория», «гипербола», «гротеск», «фантастика». Уметь: выявлять парадоксы в народной жизни, отражённые в сказке, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах народного характера; владеть всеми видами пересказа; видеть и понимать необходимость применения художественно-выразительных средств. | Лекция, беседа, выразительное чтение, словарная работа. Портрет М.Е. Салтыкова – Щедрина, иллюстрации к сказке. | Составить цитатный план «Повести..» Подготовить краткий пересказ всей «Повести..» или художественный пересказ одного эпизода. По желанию: нарисовать иллюстрации к сказке. |
44 | | Р.Р. Творческий практикум «Снимаем кино» (создание одного эпизода фильма по сказке Салтыкова – Щедрина). Цели: совершенствовать навыки анализа текста (эпизода); развивать творческие способности учеников. | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: создавать устные высказывания на заданную тему, самостоятельно делать выводы. | Ответы на вопросы, отбор эпизодов, их пересказ. Иллюстрации рисунки учеников к «Повести…» | Прочитать сказку «Дикий помещик». |
45 | | ВН.ЧТ. М.Е.Салтыков – Щедрин «Дикий помещик». Цели: показать социальную направленность сатиры Салтыкова – Щедрина, актуальность его произведений; совершенствовать навыки анализа текста (эпизода); развивать творческие способности учеников. | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: создавать устные высказывания на заданную тему, самостоятельно делать выводы. | Художественный пересказ эпизодов сказки, беседа по проблемным вопросам. | Написать характеристику одного из героев сказки от лица другого, используя лексику и события сказки. |
46 | | А.П.Чехов. «Хирургия», «Жалобная книга». Картина нравов в рассказах. Средства юмористической характеристики. Цели: углубление знаний учеников о личной и творческой биографии А.П.Чехова; углубить представление о комическом в литературе; развить навыки анализа текста, проанализировать сюжетно – композиционные особенности рассказа «Хамелеон». | Знать: содержание произведения, нравственную проблематику; Уметь: анализировать прочитанное, владеть всеми видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, самостоятельно делать выводы. | Аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение рассказа. | Прочитать рассказы Чехова «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня», подготовить вопросы к рассказам и выраз. чтение (по группам) |
47 | | ВН.ЧТ. Рассказы А.П.Чехова «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня». Цели: показать жанровое разнообразие тематики рассказов А.П. Чехова, активировать самостоятельную работу учеников, развивать их творческие способности, совершенствовать навыки анализа текста. | Знать: содержание прочитанных произведений. Уметь: видеть и раскрывать особенности авторской позиции в рассказах, самостоятельно раскрывать сатирический пафос рассказов. | Работа с текстом, аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение рассказа. | Написать сочинение — миниатюру «Мой любимый рассказ А.П. Чехова». |
48 | | Р.Р. Творческий практикум. Написание сатирического рассказа. Цели: совершенствовать навыки создания собственного текста (эпизода); развивать творческие способности учеников. | Уметь: выбирать жанр сочинения, писать сочинение на заданную тему, самостоятельно делать выводы. | Самостоятельная работа. | Нарисовать иллюстрации к рассказам А.П. Чехова. |
49 | | Марк Твен «Как я редактировал сельскохозяйственную газету». Анализ названия рассказа. Цели: развитие навыков вдумчивого чтения, поиска комментариев, культурного контекста произведения; понимание внутреннего и внешнего в образе литературного героя; показать особенности сюжета рассказа; совершенствовать навыки анализа текста. | Знать: содержание произведения; Уметь: анализировать прочитанное, владеть всеми видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, делать выводы. | Работа с текстом, аналитическая беседа, выразительное чтение рассказа. Портрет Марка Твена. | Прочитать в учебнике материалы на стр. 365 – 366. Подготовиться к уроку вн. чтения (Дж.Лондон «Любовь к жизни») |
50 | | ВН.ЧТ. Дж.Лондон. «Любовь к жизни». Цели: учить внимательно читать и анализировать художественный текст; проверить знание текста; развивать творческие способности учащихся. | Знать: содержание произведения, нравственную проблематику; Уметь: анализировать прочитанное, владеть всеми видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | Работа с текстом, аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение эпизодов рассказа. | Подготовить к проверочной работе по рассказам О.Генри и Дж. Лондона. |
51 | | Р.Р. Сочинение-рассуждение по мотивам рассказа Дж.Лондона «Любовь к жизни». Цели: совершенствовать навыки анализа текста; развивать творческие способности учеников. | Уметь: выбирать жанр сочинения, составлять план, формулировать идею, писать сочинение на заданную тему, самостоятельно делать выводы, редактировать написанное. | Самостоятельная работа. | Прочитать повесть В. Закруткина «Матерь человеческая» |
52-53 | | Артур Конан Дойл. Новелла «Пляшущие человечки». Роль произведений о Шерлоке Холмсе в творческой судьбе писателя. Особенности жанра новеллы. Основные элементы сюжета новеллы «Пляшущие человечки». Характеристика героев новеллы. Цели: познакомить с краткими биографическими сведениями о писателе; дать начальное понятие о новелле; работать над характеристиками героев; совершенствовать навыки художественного пересказа текста и выразительного чтения. | Знать: содержание произведения, основные элементы сюжета; Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, владеть всеми видами пересказа, самостоятельно делать выводы. | Работа с текстом, аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение эпизодов рассказа. | Подготовиться к вн.чт.: прочитать повесть В. Закруткина «Матерь человеческая». |
54-55 | | ВН.ЧТ. В.Закруткин. «Матерь человеческая» или М.А.Шолохов «Они сражались за Родину» (отрывки из учебника). Цели: учить внимательно читать и анализировать художественный текст; проверить знание текста; развивать творческие способности учащихся. | Знать: содержание произведения, нравственную проблематику; Уметь: анализировать прочитанное, владеть всеми видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | Работа с текстом, аналитическая беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение эпизодов рассказа. | Сочинение по повести. |
Л И Т Е Р А Т У Р А 2 0 В Е К А |
56-57 | | Особенности лирики В.Я.Брюсова, К.Д.Бальмонта, Иг.Северянина, Редьярда Киплинга. Лирический герой стихотворений поэтов 20 века. Сонет как литературный жанр. Цели: дать понятие о лирическом герое, рассмотреть особенности творческого процесса создания лирического произведения; начать разговор об особенностях поэтического мира перечисленных поэтов. | Знать: особенности мировосприятия некоторых поэтов 20 века, особенности жанра — сонет. Уметь: выявлять авторские размышления о взаимоотношениях человека и природы, о значении Родины в жизни каждого человека. | Лекция, беседа, выразительное чтение и анализ стихотворений – сонетов. Портреты поэтов, сборники их стихов, аудиозаписи. | Прочитать в учебнике информацию об авторах, ответить на вопросы. |
58-59 | | В.В.Маяковский. Творчество поэта, лирический герой. Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче», «Гимн обеду». Цели: начать разговор об особенностях поэтического языка В.Маяковского, представлении поэта о сущности творчества, продолжать учить воспринимать и анализировать поэтический текст. | Знать: содержание понятия сатира. Уметь: выразительно читать, воспринимать и анализировать поэтический текст, строить рассуждения о реальности и фантастическом в сюжете произведения, о роли рифмы в творчестве Маяковского. | Лекция, беседа, выразительное чтение и анализ стихотворения. Портрет В.В. Маяковского, сборники его стихов, аудиозаписи. | Выучить наизусть отрывок из любого стихотворения |
60-61 | | Максим Горький. Отрывок из рассказа «Старуха Изергиль» — легенда о Данко. Сказка «Новый год». Цели: познакомить с легендой и сказкой, определить их основную мысль; работать над выразительностью чтения вслух; отметить готовность героя легенды на самопожертвование. | Знать: историю жизни М.Горького, понятия: романтизм, аллегория, олицетворение. Уметь: находить в произведении черты романтизма; выразительно читать, воспринимать и анализировать текст. | Лекция, беседа, выразительное чтение и анализ произведений. | Ответить на вопросы в учебнике, вопрос 4 стр. 346 или вопрос 1 на стр.350 – письменно. |
62 | | К.Г.Паустовский «Рождение рассказа». Роль природы в рассказе, в изменении настроения героя. Цели: учить внимательно читать и анализировать художественный текст; проверить знание текста; развивать творческие способности учащихся. | Знать: содержание рассказа. Уметь: выявлять авторские размышления о взаимоотношениях человека и природы, о значении Родины в жизни каждого человека. | Самостоятельная работа – составление плана рассказа. | Прочитать статью учебника «Роман – повесть – рассказ». |
63 | | Ф.А.Абрамов. «О чём плачут лошади». Цели: помочь почувствовать любовь писателя к деревне, её жителям; услышать призыв к гуманному отношению к тому, что нас окружает. | Знать: содержание рассказа; понимать его тему и идею. Уметь: анализировать текст художественного произведения; понимать авторские чувства. | Лекция, беседа, работа с текстом. | Чтение статьи «Творческий практикум» (стр. 469-470), письменно ответить на вопросы. |
Г Е Р О Й Д Р А М Т И Ч Е С К О Г О П Р О И З В Е Д Е Н И Я |
64
65 | | Развитие понятия о драме как литературном роде. М.А.Булгаков. «Разговор с вышибанием». А.В.Вампилов. «Несравненный Наконечников». Средства создания характера героя в драматическом произведении. Характеристика героев. Авторская позиция в пьесе. Цели: развить понятие о драме как литературном роде; углубить понятия диалог, монолог, декорация, ремарка; совершенствовать навыки монологической речи и анализа текста; выявить средства создания характера героя в драматическом произведении. | Знать понятия: драма, диалог, монолог, ремарка, декорации; содержание пьесы. Уметь: анализировать образы драматического произведения, его конфликт; определять тематику и проблематику, самостоятельно делать выводы. | Лекция, беседа, выразительное комментированное чтение пьесы, сопоставительный анализ сцен, словарная работа, работа в группах. Репродукции декораций к спектаклям, издания книг Е.Л. Шварца. | Прочитать пьесу. Ответить на вопрос: «Что является основой конфликта в пьесе?» Сделать иллюстрации к пьесе или эскизы декораций и костюмов. |
66-67 | | Читательская конференция «Человек в литературе». Цели: проверить знание текстов литературных произведений, прочитанных самостоятельно; выявить уровень усвоения и понимания произведения по вопросам: — Мои любимые литературные герои и их нравственные качества; — Чем понравились и как изменили вас герои литературных произведений? | Знать: Содержание прочитанных произведений. Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа, монологической и диалогической речью, самостоятельно делать выводы. | Выступления учащихся, проблемные вопросы. | Нет. |
68 | | Обзор пройденного материала и рекомендации для летнего чтения. Цели: обобщить пройденный материал, проверить знания теоретического и практического материала; дать рекомендации для летнего чтения. | Знать: Содержание прочитанных произведений, пройденный в 7 классе теоретический материал. | Лекция, беседа. | Список литературы на лето. |