Ханты- Мансийский автономный округ
Тюменская область
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя образовательная школа № 14»
Тема: «Ах! Я скорее забуду душу свою, нежели милого моего друга!»
(Современное прочтение повести «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина с позиции народной нравственности.)
МОУ СОШ № 14 г. Нягань
Учитель русского и литературы
Гавриленко Татьяна Ивановна
Нягань 2011
Тема: «Ах! Я скорее забуду душу свою, нежели милого моего друга!»
(Современное прочтение повести «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина с позиции народной нравственности.)
Цель: обеспечить общекультурное познавательное развитие учащихся.
Задачи: проследить, в чём причины трагедии главной героини, того «тупика», в котором она оказалась с позиции русской культуры;
подвести к осмыслению главного конфликта рассказа – социального и духовного столкновения героев.
Ход урока
Слово учителя.
Задумаемся над мыслью К.Д.Ушинского: «Читать – это ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело».
А вот не менее ценная мысль русского философа Константина Николаевича Леонтьева («Исповедь мужа», 1867): «Не бойся философии, мой друг: она невидимая основа жизни. Каждый из нас, каждый человек, каждый простолюдин – философ, сам того не зная».
Следовательно, от каждого человека, от его философии, т.е. от его умения размышлять и делать те или иные выводы зависит состояние нынешней цивилизации, сегодняшнего устройства жизни.
Н.Бердяев в своей блестящей статье «Предсмертные мысли Фауста» сделал из книги Освальда Шпенглера «Закат Европы» пророческие выводы: «Всякая культура неизбежно переходит в цивилизацию. Цивилизация же кончается смертью, она есть уже начало смерти, истощение творческих сил культуры».
«Культура происходит от культа, она вязана с культом предков, она невозможна без священных преданий».
Не будем далее перечислять отличия. Обратим же внимание на следующую мысль философа: «Все русские религиозные мыслители утверждали это различие. Все они ощущали некий священный ужас от гибели культуры и надвигающегося торжества цивилизации».
Слово о Карамзине.
Карамзин для своего времени — явление необыкновенное…
Его выслушивают с необыкновенной почтением его современники, пишет сентиментальную повесть «Бедная Лиза».
Несколько слов о сентиментализме.
В европейской литературе и искусстве 18 в. сентиментализм был подготовлен кризисом просветительского рационализма. В отличие от классицизма с его просветительским пафосом доминантой «человеческой природы» объявлял чувство, а не разум.
Характерные особенности русского сентиментализма:
а) достаточно чётко выражены рационалистические (опирающиеся только на требования рассудка) тенденции;
б) сильна дидактическая (нравоучительная) установка;
в) совершенствуя литературный язык, русские сентименталисты обращались к разговорным нормам, вводили просторечия.
Излюбленные жанры – элегия, послание, эпистолярный роман (роман в письмах), путевые записки, дневники и другие виды прозы, в которых преобладают исповедальные мотивы.
Ярким образцом русского сентиментализма является повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза», которая способствовала прогрессивному развитию общественного сознания России.
Нравственно-философский анализ произведения с позиции русской культуры:
Прогрессивно то, что главной героиней становится крестьянка.
Итак, задумаемся, почему повесть называется «Бедная Лиза»? ( Может быть, определение «бедная» уже указывает на беду, что должна произойти с героиней.)
Почему после смерти «зажиточного поселянина» «жена и дочь обедняли»?
(«Ленивая рука наёмника худо обрабатывала поле. И хлеб перестал хорошо родиться».
«К тому же бедная вдова, беспрестанно проливая слёзы о смерти мужа своего… день ото дня становилась слабее и совсем не могла работать».Бедность и горе здесь очевидны.)
Кто же поддерживал существование семьи? ( « Бог дал мне руки, чтобы работать, — говорила Лиза… теперь пришла моя очередь ходить за тобою. Перестань только крушиться, перестань плакать; слёзы наши не оживят батюшки».)
Учит ли мать дочь преодолевать трудности и страдания? (« На том свете, любезная Лиза, — отвечала горестная старушка, — на том свете перестану я плакать».)
Когда же она собирается покинуть «этот свет»? («Может быть. Скоро сыщется добрый человек. Тогда, благослови вас, милых моих детей, перекрещусь и спокойно лягу в сырую землю». Старушка явно живёт только своим горем. По-видимому, у неё нет никаких иных забот, кроме горестных чувств, овладевших ею после смерти мужа. Такова экспозиция – часть, предваряющая действие.
Завязка повести происходит, когда, продавая цветы, Лиза знакомится с
Эрастом (Эраст – значит любящий).)
Почему внимание Эраста привлекла бедная девушка-простолюдинка? (Лиза нравственно совершенна. Она прекрасна душой: «Мне не надобно лишнего».)
Откуда такое благородство души? (Безусловно, таковы нравственные устои её семьи: «Однако ж, Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром. Ты ещё не знаешь. Друг мой, как злые люди могут обидеть бедную девушку».)
О чём заставляет задуматься эпизод: не продав никому цветы, Лиза бросает их в Москву-реку? ( О возможной развязке повести. Цветы символизируют скоротечную красоту и жизнь бедной Лизы.)
А меж тем происходит развитие действия: Эраст в доме Лизы. Он влюблён и с почтением слушает рассказы Лизиной матери. Он готов покупать любую Лизину работу, чтобы та «не принуждена» была расставаться с матерью.
9) Как относится мать к Эрасту? Способна ли она здраво рассуждать? Или только чувством живёт она? ( «Ах Лиза! Как он хорош и добр! Если бы жених твой был таков!»)
10) «Как этому статься»? Сможет ли Эраст быть последовательным в своих поступках и сделать Лизу своей женой? (« Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою».)
И мы вновь вспоминаем о цветах и начинаем волноваться за Лизу.
11)Чего искал Эраст в этой жизни? (Он читывал романы, идиллии… Ему казалось, что он нашёл в Лизе то, чего сердце его давно искало». Эраст жаждет идиллии и считает, что совершенство пастушки принесёт ему счастье.)
12) Что привлекает Лизу в Эрасте? (Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои, рожден был простым крестьянином, пастухом, — и если бы он теперь мимо меня, гнал стадо своё: ах! Я поклонилась бы ему с улыбкой и сказала бы приветливо: «Здравствуй, любезный пастушок! Куда гонишь ты стадо своё? И здесь растёт зелёная трава для овец твоих, и здесь алеют цветы…». Не богатство прельщает бедную девушку — она любит Эраста.)
Итак, «Эраст узнал, что он любим, любим страстно новым, чистым, открытым сердцем».
13) Какие слова Эраста настораживают и вызывают тревогу? ( «Старые люди бывают подозрительными. Она вообразила себе что-нибудь худое…». «Однако ж попрошу тебя не говорить ей об этом ни слова.)
14)Какие слова свидетельствуют о том, что Лиза полностью доверилась Эрасту? («Хорошо: надобно тебя послушаться, хотя мне и не хотелось бы ничего таить от неё».)
15) Зачитайте слова старушки-матери в то прекрасное утро гармонии человека и природы, когда великое чувство любви расцвело в сердце Лизы. ( «Надобно, чтобы царь небесный очень любил человека, когда он так хорошо убрал для него здешний свет».)
16) Что заставляет вновь почувствовать тревогу? ( («Ах! Я скорее забуду душу свою, нежели милого моего друга!»)
17) И вновь вернёмся к вопросу: за что любит Эраст Лизу?
( «Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его».
«…для твоего друга важнее всего душа…»)
18) Собирается ли жениться на Лизе Эраст? ( «…по смерти матери её он возьмёт её к себе и будет жить с нею неразлучно. В деревне и в дремучих лесах, как в раю».
Соблазн велик. Седьмая заповедь Закона Божия гласит: «Не прелюбодействуй».
Она учит быть решительным и беспощадным к себе: «Если правый глаз
твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы
погиб один из членов твоих, а не всё тело твоё было брошено в геенну».
Здесь – образная речь, которую можно перефразировать так: если кто-либо так
дорог тебе, как твой собственный глаз или рука, но соблазняет тебя, то
не медля прекрати всякое общение с соблазнителем: лучше тебе лишиться его
дружбы и услуг, чем вечной жизни.
И вот кульминационный момент: свершилось грехопадение.
19) Как природа реагирует на происшедшее грехопадение? («мрак вечера питал желания – ни одной звёздочки не сияло на небе – никакой луч не мог осветить заблуждения». «Между тем блеснула молния и грянул гром».«Грозно шумела буря, дождь лился из чёрных облаков».)
20) Почему «переменилось» настроение Эраста. Почему любовь пошла на убыль? («Лиза не была уже для Эраста сим ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу. Платоническая любовь уступила место таким чувствам, которыми он не мог гордиться и которые были для него уже не новы».)
Итак, Эраст покидает Лизу, а когда однажды встречается с ней, дает ей сто рублей и,
поцеловав, говорит слуге: «Проводи эту девушку со двора».
21) Как ведёт себя Лиза? Готова ли она, как учит «Притча о блудном сыне», вынести все страдания в искупление греха? (Нет, она решилась на самоубийство. И это отступление от культа, страшное преступление — движение к цивилизации.)
Шестая заповедь Закона Божия гласит: «Не убивай». Самоубийство же есть тяжкий грех. В самоубийстве, кроме убийства, заключаются ещё грехи отчаяния, маловерия, ропота против Бога и дерзкое восстание против промысла Божия. Ужасно ещё то, что человек, насильственно оборвавший свою жизнь, лишает себя возможности покаяться в грехе, потому что после смерти покаяние недействительно.
Следует понимать, что при испытаниях надо помнить, что Бог бесконечно добр. Он никогда нам не пошлёт страданий выше наших сил и при страданиях нас укрепляет и утешает.
Это культура. И это знает Лиза, но совершает новое безумие – более страшное грехопадение.
22) Какие слова свидетельствуют о том, что чувства затмевают разум бедной девушки? («Сие воспоминание потрясло её душу, страшнейшее сердечное мучение изобразилось на лице её».)
23) Помнит ли Лиза о матери, принимая решение о самоубийстве? ( «Отнеси эти деньги матушке…»
24) Почему ей сейчас не раскрыться перед матерью? Вспомните, когда умер отец, как переживает горе мать? (Обе живут лишь чувствами. Способны лишь плакать.)
Заключительная часть повести.
25)Почему Лиза похоронена «близ труда, под мрачным дубом»? ( Тяжек грех Лизы, загубила она свою бессмертную душу – самоубийц не хоронят на общем кладбище.)
26) Как во времена Карамзина восприняла прогрессивная молодёжь историю «бедной Лизы»? (Место близ Симонова монастыря – место паломничества. И это отступление от культа!)
27) А можно Лизу назвать убийцей?
( Шестая заповедь Закона Божия учит, что человек делается виноватым в убийстве и тогда, когда сам лично не убивает, но способствует убийству или допускает других до убийства.
«Лизина мать услышала о страшной смерти дочери своей, и кровь её от ужаса охладела – глаза навек закрылись».)
28) Можно ли считать Эраста злодеем? ( Да он, безусловно, причастен к смерти Лизы, но мы помним, что у него было доброе сердце, и он, как и Лиза, живёт только чувством, которое, если с умом не в ладу, грозит бедой.)
29) Считал ли он себя убийцей? («Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею».)
30) Чем ценен человек? Чем следует дорожить более всего? (душою своею)
31) Можно ли отказаться от неё во имя чего бы то ни было? ( Конечно, нет. Не в этом ли нравственный смысл повести?!)
Вывод: Н.М.Карамзин написал сентиментальную повесть, где героиня совершила не только самоубийство, самый страшный грех, но была повинна в смерти матери и в том, что Эраст был «до конца своей жизни» был несчастлив и «почитал себя убийцей». В том, что Лиза не устояла, виноват не только он, но и она сама. Мы видим, что в героине нет того целомудрия, какое требовалось от девушки ранее.
Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру .
Литература:
1. Н.Бердяев. Смысл творчества (сборник), Москва. Филио, АСТ, 2002.
2. К.Н. Леонтьев. Исповедь мужа (Ай-Бурун). Москва: Директ – Медиа, 2008.
3. Книга для ученика и учителя. Г.Державин. Н.Карамзин. В. Жуковский. Стихотворения. Повести. Публицистика. Москва АСТ ОЛИМП 2000.
Русская литература XVIII века. Сентиментализм. – М.: Дрофа: Вече, 2002
4.Серия «Школа классики» — ученику и учителю.
5. Карамзин Н. М. Повести. Стихотворения. Публицистика. – М.: Олимп; ООО
«Фирма «Изд-во АСТ», 2002.
6.Храни сердце твоё. Листки по христианскому чтению. Репринтное
воспроизведение миссионерских листков издательства храма Покрова
Пресвятой Богородицы Русской Православной Зарубежной Церкви (1989 г.)
Под редакцией прот. Александра Милеанта – М.: Совместное
советско-американское предприятие «PUICO»