Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
города Березники Пермского края
Статья
«Экологическое воспитание на уроках литературы»
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Белозерова Валентина Александровна
г. Березники
2013
Экологическое воспитание на уроках литературы.
Автор: Белозёрова Валентина Александровна, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №5» г.Березники Пермского края.
Одним из направлений работы МАОУ «СОШ №5» города Березники Пермского края является формирование экологической культуры обучающихся, которая складывается из ответственного отношения к природе, к себе, к окружающему нас миру.
Процесс формирования экологической культуры школьников в образовательном учреждении опирается на принципы систематичности, непрерывности и междисциплинарной связи в содержании и организации экологического образования и воспитания.
Основными формами работы по формированию экологической культуры обучающихся являются наблюдения, экскурсии, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, изучение состояния водоёмов, лесов, насаждений на территории города Березники, поведения животных и птиц, обитающих в здешних лесах, посильное участие в природоохранных мероприятиях, создание проектов, написание исследовательских работ, викторины, беседы с опорой на художественные образы, написание сочинений, стихов, сказок на экологические темы, проведение интегрированных уроков (литература и биология).
Так в апреле 2013 года, в традиционный месячник экологической безопасности, в МАОУ «СОШ №5» были проведены интегрированные уроки (литература + биология) в 6 классах по теме: «Планета в опасности».
Цель таких уроков — опираясь на знания учащихся, показать, что разнообразие жизни на планете Земля стремительно уменьшается по вине человека, сформировать у учащихся убеждение, что литература не осталась в стороне от экологических проблем, что решение экологических проблем может быть осуществлено не с помощью отдельных способов защиты окружающей среды, а только благодаря комплексному подходу и усилиям всего человечества.
Эпиграфом к урокам стали слова Р.Рождественского: «Всё больше – окружающей среды, всё меньше – окружающей природы».
В ходе урока говорилось о росте масштабов хозяйственной деятельности человека, о бурном развитии научно-технической революции, которые усилили отрицательное воздействие человека на природу, привели к нарушению экологического равновесия на планете Земля, о том, что один единственный вид – человек разумный – уничтожает разнообразие жизни на Земле быстрее, чем это происходило когда-либо в прошлом.
Под руководством учителя биологии учащимися были выявлены факторы хозяйственной деятельности, нарушающие экологическое равновесие. Ими оказались климатические изменения, нарушение озонного слоя, загрязнение атмосферы, состояние водных систем, уничтожение лесов, состояние почвы, проблемы энергетики, цепные экологические реакции.
Под руководством учителя литературы учащиеся привели примеры из художественных произведений, в которых поднимается тема взаимоотношений человека с миром природы (Ф.И.Тютчев «Не то, что мните вы, природа…», Л.Андреев «Кусака», Ю.М.Нагибин «Старая черепаха», А.Я.Яшин «Кулик», «Покормите птиц зимой»). Герои этих произведений познают простую истину: не только мир существует для тебя, но и ты для мира, необходимо полное осознание бережного отношения ко всему живому.
Говорили о проблемах Арала и Байкала, о Чернобыльской трагедии, о Семипалатинском полигоне. Чувствовалось, что материал пропущен ребятами через души, близко воспринят ими. Учащиеся пришли к пониманию того, что решение экологических проблем может быть осуществлено не с помощью отдельных способов защиты окружающей среды, а только усилиями всего человечества. А ответственность за незамедлительные действия в этом направлении лежит, прежде всего, на политических лидерах. Им следует прислушаться к разумному совету ученых, мыслителей и религиозных деятелей и незамедлительно начать воплощение идеи глобального экологического воспитания в практическую деятельность.
В заключение уроков призывом к восстановлению гармонии между человеком и природой звучали бессмертные слова М.М.Пришвина: «Я понимаю природу как зеркало души человека. И птице, и дереву, и облаку, и траве только человек даёт свой образ и смысл. Ибо если из природы уйдут птицы и звери, и бабочки, и растения, то уйдёт поэзия, уйдём и мы».
По окончании уроков учащимися были написаны экологические сказки. Вот одна из них. Автор Нестеров Максим, ученик 6 «а» класса.
Экологическая сказка «Как три брата свое царство спасли»
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были три брата, три царевича. Всем хорошо жили, только стали замечать братья, что в их государстве что-то неладное происходит: воздух стал душный, трава-мурава не такая уж пышная да шелковистая, вода в родниках-ключах не светлая да прозрачная, а мутная да невкусная.
Разослали царевичи гонцов во все веси узнать-разведать, какую беду ожидать. Возвратились гонцы с вестью недоброю, молвят, дескать, давным-давно еще прадед их заключил договор со змеем поганым, чтоб змей близ государства этого не проезживал, не пролетывал.
Так-то змей и жил в своем логове, только нынче он воспротивился. Не желает больше слушаться, а желает он род людской сгубить, землю-планету напрочь спалить.
И построил змей чудо-чудное, диво-дивное, прозывается пароход-завод. Пароход-завод день и ночь пыхтит, из ушей его густой дым валит. Этот черный дым по земле-траве сажей-копотью расстилается. Человек ли зверь как тот дым вдохнет, так болеет он, задыхается. Пароход-завод целый день пыхтит, изо рта его ручеек бежит. Ручеек-то тот, как смола, густой, ядовитый он для травы с рекой.
Но царевичи были смелые, были сильные, были ловкие. Уж не раз они с нечистой силою на честном бою-то сражалися.
Как у каждого из царевичей дар отцовский был – наследство дедово. Поклялись отцу применить тот дар только в самый уж безысходный час.
Достает старший брат булатный меч-кладенец. Достает средний брат воду мертвую. Достает младший брат воду свежую, воду сильную, живительную.
Едут братья-царевичи со змеем встретиться, пароход-завод разнести, чтоб никто уж больше люду русскому не мешал жить да радоваться.
На четвертый день долгого пути видят братья чудо-чудное, диво-дивное: пароход-завод пыхтит-дуется, все вокруг отравил, уморил на все стороны. И лишь змей поганый любуется на свое дитя, на творение.
Как достал старший брат меч-кладенец, как рубил он головы змею поганому, он рубил да приговаривал:
— Дали жизнь тебе начать сызнова, начать сызнова да по-новому. Только зря ты, змей, не исправился. Вот и смерть твоя за тобой пришла.
Как достал средний брат воду мертвую, весь флакон воды вылил дочиста. Перестал сопеть, перестал пыхтеть пароход-завод – чудо-чудное.
Как достал младший брат воду свежую, воду сильную да живительную. Он плеснул той воды на пароход-завод, он плеснул, вылил дочиста.
И проснулось это чудо-чудное, но беззлобное и безвредное. Для людей, зверья, для травы, дерев – для всего-всего теперь полезное. Кто к нему теперь обращается, тот ни в чем, ни в чем не нуждается.
Расцвело-разрослось государство царевичей, еще лучше стало, еще прекраснее. Приезжайте все в государство то, только с добрыми да намерениями.
Список использованной литературы
1. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. – М.: Просвещение, 1989.
2. «Литература. Начальный курс», Снежневская М. А., Хренова О. М.: Учебник-хрестоматия для 6 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. Авт.-сост.: Снежневская М. А., Хренова О. М. — 7-е изд., — М.: Мнемозина, 2012.
3. Ресурсы интернета
https://xreferat.ru/112/2691-1-zelenyiy-pokrov-mira-v-opasnosti.html
https://cf17.hc.ru/~area7ru/metodic-material.php?13817