Обучение построению связных высказываний в начальных классах
Шмигельская Елена Васильевна
МБОУ СОШ № 85 г. Краснодар
Учитель начальных классов
Как известно, конечная цель всей системы обучения русскому языку — научить детей свободно и связно выражать свои мысли. Особое значение приобретает работа по обучению связной речи в начальных классах: именно здесь должны закладываться у детей умения разбираться в структуре связного текста, в средствах межфразовых связей.
Опыт показывает, что планомерная и последовательная работа по развитию связной устной речи учащихся начальных классов, проводимая на основе сознательного усвоения ими сведений о структурных признаках текста, о средствах межфразовых связей, обеспечивает решение указанных задач. При этом основные усилия надо направлять не на усвоение отдельных слов, а на развитие речевых умений и навыков, на то, чтобы дети возможно скорее овладели «механизмом построения речи», на автоматизацию речевых навыков.
Наблюдения за устной речью младших школьников показывают, что многие из них недостаточно полно могут выразить свою мысль: не могут ее логично развернуть, не умеют строить высказывание с использованием средств связи между предложениями. При связных высказываниях дети делают необоснованные паузы между фразами.
Работая по учебнику «Азбука» (авт. Ю.А. Агарков, УМК «Перспективная начальная школа») хочется отметить, что в нём достаточное количество упражнений, способствующих формированию умений строить высказывание с помощью разнообразных образцов предложений и использованию при этом средств связи между предложениями.
В данной статье мне хочется поделиться своим небольшим опытом организации работы по формированию связной речи в классах с многонациональным составом учащихся по данному УМК.
На подготовительном этапе обучения грамоте первоклассники знакомятся с основными языковыми понятиями: текст, предложение, слово как относительно самостоятельными структурными единицами родного языка.
Работу по формированию умения строить связное высказывание начинаю в период обучения грамоте. Основным в этой работе является анализ читаемых текстов, так как упражнения над отдельными предложениями не могут дать нужного эффекта; кроме того, необходимы наблюдения над средствами связи между предложениями, задания на выбор и обоснование указанных связей в построении высказывания. Обучение грамоте начинается с чтения знакомых детям с детства сказок «Заюшкина избушка», «Колобок». После прочтения, а лучше рассказывания сказки, я задаю вопросы по содержанию и выясняю отношение учеников к действующим в ней героям. Затем дети находят иллюстрации к пропущенным местам в сказке, накладывают их на соответствующие места и восстанавливают сюжет сказки (Пропущенные рисунки к сказкам даны в приложении к тетради по письму № 3). Такая работа помогает первокласснику, с одной стороны, восстановить целостную сюжетную линию сказки, а с другой — выделить относительно законченные смысловые единицы её целостного текста и установить логические причинно-следственные связи между ними.
Помимо такой работы («Азбука» с.7) первоклассники знакомятся с предложением как относительно самостоятельной, но более мелкой по отношению к части рассказа или сказки единицей, имеющей интонационную и смысловую завершенность. Они составляют отдельные устные предложения на основе иллюстраций на тему: «Как хлеб на стол пришел» и соотносят их со схемами устных предложений, сформулированных ими на заданную тему, которые показаны графически — длинными прямоугольниками.
Помимо этого, у детей необходимо сформировать образное представление о том, что устное предложение можно поселить в дом — предложение, то есть «записать» его. Вертикальная линия, символизирующая начало предложения, соотносима со стеной дома, а точка — с его замком. Треугольная крыша дополняет образ дома, в котором живет фраза (рис. 1).
Рисунок 1
На последующих страницах (с. 8-12) дети знакомятся с моделью дома — текста, в котором «живут и дружат» предложения. При этом из короткого рассказа на тему иллюстрации, прочитанного учителем, ученики должны выделить и произнести отдельные предложения в заданной последовательности, а затем найти и показать их место в модели этого текста.
Благодаря такой работе у учащихся формируются элементарные представления о структуре текста, его законченности и смысловом единстве «Азбука» стр.8:
Ознакомление с графической моделью текста
— Справа от рисунка дана модель дома — текста. Покажите крышу дома, это предложение — заголовок, т.е. название рассказа.
— Сколько предложений? (Три). Покажите первое, второе и третье предложения.
— Найдите «стенку». Что обозначает? (Начало предложения). Что обозначает «замочек»? (Точку в конце предложения)
Чтение текста «Доброе дело» учителем.
— Какое условное обозначение вы видите? «Раскрытая книга», обозначает, что текст читает учитель.
— Почему рассказ так называется?
Повторное чтение текста учителем с выделением каждого предложения.
1) «Доброе дело». Что это? (Крыша – дома. Заголовок). Найдите на схеме и покажите.
2) «Дима делает скворечник». Куда поселим это предложение?
3) «В нем будут жить скворцы».
4) «У них появятся маленькие птенцы».
Ученики последовательно «поселяют» предложения в дом — текст, то есть показывают на модели текста последовательно все предложения (рис. 2).
Рисунок 2
Основной упор на уроке делался на то, чтобы дети усвоили структурные признаки текста и средства межфразовых связей. У некоторых учителей может возникнуть резонный вопрос: «А доступно ли это учащимся начальных классов?» Опыт работы свидетельствует о том, что дети вполне успешно справляются с усвоением этих понятий.
На с. 8 наглядно графически показано, что предложение, например: «Дима делает скворечник», делится на три слова, которые обозначаются укороченными прямоугольными фишками. У учащихся формируются образные представления о том, что предложение состоит из слов, которые обозначают предметы (с. 8, 9), действия (с. 10) и признаки предметов (с. 11). Прямоугольники как символы этих слов дифференцируются по цвету. (Рисунки шаблонов, символизирующих эти слова, даны в приложении к тетради по письму № 3)
Знакомство со словом как с составной частью фразы и словами-предметами.
— Произнесите первое предложение. (Дима делает скворечник.)
— Произнесём его, выделяя каждое слово голосом и хлопком ладонями. Сколько слов получилось? (Три.)
— Теперь возьмите бумажную, длинную полоску. Что она обозначает? (Это предложение)
Разрежьте её на три коротких прямоугольника (фишки). Этими фишками мы будем обозначать слова.
— Произнесите каждое слово отдельно (Дима делает скворечник) и обозначьте их фишками.
— Какой вывод можно сделать?
Вывод: предложения состоят из слов.
Особой задачей подготовительного периода является развитие у детей умения слушать и понимать читаемые учителем произведения. Ответы на поставленные вопросы позволяют выяснить степень понимания ребенком воспринятой на слух информации и его отношение к ней.
Работе по созданию текста учащимися уделяется большое внимание и на уроках письма (в тетрадях по письму даются схемы текстов и иллюстрации (рис.3)). Данная работа относится к виду речевой деятельности, которая требует от них максимального осознания. Оно может быть достигнуто только после того, как дети овладеют понятием «текст». Сведения о тексте, которые учащиеся должны усвоить для приобретения навыков его составления в начальных классах, — это, главным образом, знания о способах соединения двух предложений.
В своей практике я стремлюсь, чтобы учащиеся понимали, что и как нужно делать для того, чтобы создаваемый ими текст отвечал критериям связности и цельности. Практическое ознакомление с признаками текста и способами соединения двух предложений начинаем с анализа текстов азбуки, с первых станиц, так как чем меньше по своему объему текст, тем очевиднее связь предложений, тем ярче видна его структура.
Текст дает образец построения связного высказывания. Очень важно, чтобы учащиеся, прежде всего, усвоили, как получается связное высказывание, каков его механизм. Нужно показать учащимся, что мысль обычно не укладывается в одно предложение и поэтому переходит из предложения в предложение. Усвоив эту особенность речи, школьники будут знать, что не всякое объединение предложений может образовать текст.
Для того чтобы довести до сознания детей мысль, что текст, в отличие от набора предложений, обладает единством содержания, провожу беседу, используя для этого страницы азбуки (с.8):
Работа над содержанием и структурой текста.
— Что делает Дима?
— Почему его работу называют добрым делом?
— Можно ли по-другому назвать этот рассказ? Как? (Забота о птицах)
— Поменяйте местами предложения в тексте? Второе предложение поставьте на первое место, а первое предложение на второе место?
— Теперь «прочтите». Что получилось? Ясно ли, где будут жить скворцы? Почему?
— Какой вывод можно сделать?
Вывод: все предложения в тексте находятся в определенном порядке и связаны, то есть «дружат» друг с другом.
Рисунок 3
Для сравнения на доске записаны предложения:
У Никиты окуни.
У Наты ноты.
У Сони коса.
У куста стоит аист.
— Что записано на доске, текст или отдельные предложения? — спрашиваю детей. — Сколько предложений на доске? Как вы узнали?
На доске четыре предложения. В первом говорится о Никите, во втором о Нате, в третьем о Соне, в четвертом об аисте.
Сколько рисунков можно нарисовать к записи на доске?
Четыре рисунка,
Почему можно нарисовать четыре рисунка?
Потому что в каждом предложении говорится о разном.
Подвожу итог: «Итак, в азбуке у нас предложения. Все предложения о том, как Дима совершил доброе дело. Поэтому эти предложения составляют текст. К тексту можно подобрать заголовок. В тексте все предложения связаны по смыслу. Они на одну тему».
На уроках подчеркивается, что в ответах учеников предложения так же должны быть связаны по смыслу, как связаны предложения в изучаемых текстах.
После формирования понятия о тексте, о теме текста перехожу к практическому знакомству детей со средствами межфразовых связей, так как недостаточное внимание к способам связи двух предложений приводит к тому, что высказывания детей чаще всего представляют собой набор предложений, а не связное высказывание.
Упражнения по обучению соединять два, три, четыре предложения развивают логическое мышление учащихся и формируют необходимые навыки и умения логического построения речи.
Поскольку выполнение этих упражнений требует не только знания языка, но и умения вообще логически мыслить, то чрезвычайно важна последовательность формирования этого умения. Исходя из сказанного, упражнения составляю так, чтобы учащиеся овладели умением соединять сначала два, затем три и, наконец, четыре и более предложения в одно связное элементарное высказывание. Чаще всего дети до обучения в качестве средств связи между предложениями используют личные местоимения, существительные. Следовательно, уже в 1 классе, опираясь на интуитивное владение детей этими средствами связи, можно обратить их внимание на связующую функцию личных местоимений, существительных, подвести их практическим путем к пониманию данного явления.
Знакомя детей со связью между предложениями в тексте, довожу до их сознания то, что в каждом тексте есть слова, которые помогают соединить предложения друг с другом. Для того чтобы соединить предложения в текст, можно повторить слово в нескольких предложениях, можно использовать разные слова, называющие один предмет, но сообщающие что-то новое о нем, можно использовать маленькие слова (местоимения). Частый повтор одного и того же слова не всегда нужен в тексте. Текст может стать неинтересным. Используя разные слова, называющие один и тот же предмет для связи предложений, можно сообщить новые сведения о предмете, сделать текст содержательнее, интереснее.
Для формирования этих понятий использую тексты учебника, в которых проводится следующая работа:
1.Анализ выделенных слов, помогающих соединять предложения друг с другом:
Лёня мал. Он лён мял (стр. 40).
У Алины рояль. Она играет (стр.45).
2. Нахождение и анализ слов, помогающих соединять предложения друг с другом:
Идёт енот домой еле-еле. Утомлён он трудами (стр.52).
На досуге у Трудяги гостит его друг Неугомон. Они греются у огня, играют на гитаре и слагают гимны о труде (стр.62).
3. Сопоставительный анализ двух текстов: в одном тексте предложения соединяются повторением одного слова, в другом тексте используются разные слова, называющие один и тот же предмет (стр.81).
Незваные гости
Медвежата резвились на лужайке. Вдруг они заметили сторожку лесника. Проказники подкрались поближе. Осторожно открыли дверную задвижку. В избе они стали дружно искать еду. Озорники сломали стол, на пол упали кружки и ложки. А в это время вернулся лесник. Медвежата испугались и бросились наутёк. «Ах, вы, обжоры! Негоже так делать!»,- пожурил медвежат лесник.
4. Вставка в текст пропущенных средств связи.
У Ани краски. … рисует (стр.28).
У Арины мыло. … умыла Алину (стр.34).
Для привлечения особого внимания к словам, соединяющим предложения, могут быть даны следующие упражнения:
1. Спишите образец, подчёркивая в нём выделенные слова. Составьте новый текст, используя данные средства связи (повторение слов, местоимения, разные слова, которые называют один и тот же предмет).
Юра и Коля летом живут на даче. Она стоит на берегу большой реки. Красивые берега у этой реки.
2.Следующий, более сложный этап — вставка пропущенных слов, соединяющих предложения. При этом отрезок текста записывается на доске, а слова, соединяющие предложения, расположенные не по порядку, даются после текста, как «слова для справок». После вставки пропущенных слов, текст закрывается, и дети его записывают.
На перемене школьники играли в коридоре. … играли в «кошки-мышки». Весело играли … (дети, они).
Составьте рассказ, используя слова: дети, они, школьники
Составьте рассказ, не повторяя слова.
Работу по формированию у детей умения строить связное высказывание по предложенной схеме, провожу на каждом уроке русского языка, а в период обучения грамоте — на уроках чтения и письма. Позднее эти упражнения удобнее использовать на уроках русского языка, после того как основная тема урока изучена, уделяя работе над связной речью 7—10 минут. Например, после выполнения задания к упр.6 («Русский язык» для 1 класса) или № 1 стр.11 (Тетрадь для самостоятельной работы), задаю вопрос: «Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?»
Или вот, например, задание 2 стр.42 (Тетрадь для самостоятельной работы): «Являются ли данные предложения текстом? О чём они? Как можно назвать текст?».
К упр.25, 28, 30: «Выделите слова, которые связывают предложения»
Основная работа по формированию у детей понятия о структуре текста и способах связи предложений проводится при знакомстве с изложениями и сочинениями.
Результатом такой систематической и целенаправленной работы по формированию умения строить связное высказывание является то, что дети строят свои высказывания не путем проб и ошибок, механически следуя образцовым авторским текстам, а осознанно, выражая законченную мысль, логически развертывая ее, используя такие средства связей, как лексический повтор, синонимы, местоимения. Дети высказываются с достаточной скоростью, без необоснованных пауз между фразами.