Статья «Поликультурное образование школьников на основе изучения гуманитарных дисциплин»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Многопрофильный лицей имени Булатова п.г.т. Кукмор»

Кукморского муниципального района Республики Татарстан



Статья

Поликультурное образование школьников на основе изучения гуманитарных дисциплин






Подготовила

учитель русского языка и литературы

Сергеева Татьяна Леонидовна










КУКМОР 2014



Поликультурное образование школьников на основе изучения гуманитарных дисциплин



Стремительный рост цивилизации, новых технологий, к сожалению, нередко приводит к тому, что человек теряет связь со своими корнями, традициями народа, со своей прародиной. Одновременно его перестает интересовать этническая составляющая других народов. Появилась новая личность – «гражданин мира», человек, который свободно чувствует себя в любой стране, но при этом теряет свою национальную, этническую особенность, и это, на мой взгляд, недопустимо, потому что приводит к всеобщей безликости, «одинаковости».

В связи с этим поликультурное воспитание как нельзя более современно, актуально и своевременно, так как способствует созданию условий для формирования у личности мировоззренческой установки на конструктивное сотрудничество на основе приобщения к этнической, российской и мировой культурам. Кроме того, поликультурное воспитание предполагает развитие национального самосознания, уважение традиций, культуры, истории других народов – тех, кто десятилетиями рядом с нами и тех, кто далеко за пределами нашей родины.

На мой взгляд, литература как предмет активно способствует поликультурному воспитанию, так как не только дает систему знаний по искусству художественного слова, но и воспитывает толерантную личность, способную участвовать в диалоге культур.

Рассмотрим на конкретных примерах особенности поликультурного воспитания на уроках литературы.

Татарстан – многонациональная республика, в ней проживают разные народности со своей историей, культурой, традициями. Федеральный государственный компонент предоставляет прекрасную возможность изучать особенности национальной культуры на основе творчества отдельных поэтов и писателей. Наши учащиеся русской национальности хорошо знают татарскую литературу благодаря урокам татарской литературы, но совершенно не знают произведения марийской, мордовской, удмуртской литературы, а ведь многие века мы живем рядом, вместе. Поэтому учитель литературы для более глубокого изучения культуры этих народов имеет возможность познакомить учащихся с произведениями национальной литературы. Вовсе необязательно для этого отводить целый урок, но дать общее представление, определить сюжет или использовать в составе сравнительно-сопоставительного анализа вполне возможно.

Представляю вашему вниманию небольшой пример такой деятельности.

Класс

Произведение русской литературы

Произведение национальной литературы

5

Русский фольклор

Фольклор народов Поволжья

6

Басни

М.С Герасимов (мар.)


Тема природы в русской поэзии

Е.Е.Загребин (удм.)

7

М.Горький «Детство»

У.Бадретдинов «Шердин, сердцевина моя зоревая» (удм.)

8

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

К.Г.Абрамов «За волю»(морд.)

Свежие документы:  ТЕСТ по биографии Максима Горького 9 класс

Поликультурное воспитание также актуально на уроках русского языка. Мы часто применяем различные тексты для определенной деятельности на уроках. Используя тексты о культуре, традициях, известных людях, архитектуре, связанных с определенной национальностью, мы воспитываем интерес к другим народам, желание больше узнать о тех, кто рядом с нами, воспитать толерантность, умение вступать в диалог в широком понимании этого слова.

Предлагаю вашему вниманию несколько текстов, которые можно использовать на уроках русского языка.


Класс

Тема

Текст

6

Имя числительное

Многовековая судьба мордовского края запечатлена в многочисленных памятниках истории и культуры. Более 830 памятников охраняется государством. Около 50 объектов являются памятниками федерального значения. Самые древние — археологические памятники, один из крупнейших — Андреевский курган, расположенный в Большеигнатовском районе. В Лямбирском районе сохранились остатки Атемарского оборонительного вала XVII века.

5

Правописание собственных существительных

Город Сарапул раскинулся на правом берегу Камы, что в юго-восточной части Республики Удмуртия. Трасса Р322 длиной в 62 км соединяет город и столицу Ижевск. Происхождение названия города, скорее всего, связано с чувашским или тюркским «сара-пула» — что переводится как «желтая рыба» или «золотая чешуя».

7

Обособленные члены предложения

27 сентября 2011 года в Пензенской области произошло знаменательное событие. Впервые в истории края был открыт памятник легендарной личности – мордовской царице Нарчатке. По инициативе и на средства наровчатского землячества на берегу Мокши скульптор Николай Берсенев создал памятник царице-воительнице, погибшей за родную землю.

Таким образом, используя материал о культуре других народов, мы внесем свой вклад в воспитание толерантной личности, уважающей любую нацию и имеющую представление об особенностях ее культуры.



Список литературы


1. Ершов В.А. Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы: дис. канд. пед. наук. – М., 2000. – 185 с.

2.     Макаев В.В., Малькова  З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование — актуальная проблема современной школы // Педагогика. – 1999.

3.    Пикалова Т.В. Формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования на уроках. М: Педагогика, 2000


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: