Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Многопрофильный лицей имени Булатова п.г.т. Кукмор»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Статья
Поликультурное образование школьников на основе изучения гуманитарных дисциплин
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Сергеева Татьяна Леонидовна
КУКМОР 2014
Поликультурное образование школьников на основе изучения гуманитарных дисциплин
Стремительный рост цивилизации, новых технологий, к сожалению, нередко приводит к тому, что человек теряет связь со своими корнями, традициями народа, со своей прародиной. Одновременно его перестает интересовать этническая составляющая других народов. Появилась новая личность – «гражданин мира», человек, который свободно чувствует себя в любой стране, но при этом теряет свою национальную, этническую особенность, и это, на мой взгляд, недопустимо, потому что приводит к всеобщей безликости, «одинаковости».
В связи с этим поликультурное воспитание как нельзя более современно, актуально и своевременно, так как способствует созданию условий для формирования у личности мировоззренческой установки на конструктивное сотрудничество на основе приобщения к этнической, российской и мировой культурам. Кроме того, поликультурное воспитание предполагает развитие национального самосознания, уважение традиций, культуры, истории других народов – тех, кто десятилетиями рядом с нами и тех, кто далеко за пределами нашей родины.
На мой взгляд, литература как предмет активно способствует поликультурному воспитанию, так как не только дает систему знаний по искусству художественного слова, но и воспитывает толерантную личность, способную участвовать в диалоге культур.
Рассмотрим на конкретных примерах особенности поликультурного воспитания на уроках литературы.
Татарстан – многонациональная республика, в ней проживают разные народности со своей историей, культурой, традициями. Федеральный государственный компонент предоставляет прекрасную возможность изучать особенности национальной культуры на основе творчества отдельных поэтов и писателей. Наши учащиеся русской национальности хорошо знают татарскую литературу благодаря урокам татарской литературы, но совершенно не знают произведения марийской, мордовской, удмуртской литературы, а ведь многие века мы живем рядом, вместе. Поэтому учитель литературы для более глубокого изучения культуры этих народов имеет возможность познакомить учащихся с произведениями национальной литературы. Вовсе необязательно для этого отводить целый урок, но дать общее представление, определить сюжет или использовать в составе сравнительно-сопоставительного анализа вполне возможно.
Представляю вашему вниманию небольшой пример такой деятельности.
Произведение русской литературы | Произведение национальной литературы | |
5 | Русский фольклор | Фольклор народов Поволжья |
6 | Басни | М.С Герасимов (мар.) |
| Тема природы в русской поэзии | Е.Е.Загребин (удм.) |
7 | М.Горький «Детство» | У.Бадретдинов «Шердин, сердцевина моя зоревая» (удм.) |
8 | А.С.Пушкин «Капитанская дочка» | К.Г.Абрамов «За волю»(морд.) |
Поликультурное воспитание также актуально на уроках русского языка. Мы часто применяем различные тексты для определенной деятельности на уроках. Используя тексты о культуре, традициях, известных людях, архитектуре, связанных с определенной национальностью, мы воспитываем интерес к другим народам, желание больше узнать о тех, кто рядом с нами, воспитать толерантность, умение вступать в диалог в широком понимании этого слова.
Предлагаю вашему вниманию несколько текстов, которые можно использовать на уроках русского языка.
Тема | Текст | |
6 | Имя числительное | Многовековая судьба мордовского края запечатлена в многочисленных памятниках истории и культуры. Более 830 памятников охраняется государством. Около 50 объектов являются памятниками федерального значения. Самые древние — археологические памятники, один из крупнейших — Андреевский курган, расположенный в Большеигнатовском районе. В Лямбирском районе сохранились остатки Атемарского оборонительного вала XVII века. |
5 | Правописание собственных существительных | Город Сарапул раскинулся на правом берегу Камы, что в юго-восточной части Республики Удмуртия. Трасса Р322 длиной в 62 км соединяет город и столицу Ижевск. Происхождение названия города, скорее всего, связано с чувашским или тюркским «сара-пула» — что переводится как «желтая рыба» или «золотая чешуя». |
7 | Обособленные члены предложения | 27 сентября 2011 года в Пензенской области произошло знаменательное событие. Впервые в истории края был открыт памятник легендарной личности – мордовской царице Нарчатке. По инициативе и на средства наровчатского землячества на берегу Мокши скульптор Николай Берсенев создал памятник царице-воительнице, погибшей за родную землю. |
Таким образом, используя материал о культуре других народов, мы внесем свой вклад в воспитание толерантной личности, уважающей любую нацию и имеющую представление об особенностях ее культуры.
Список литературы
1. Ершов В.А. Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы: дис. канд. пед. наук. – М., 2000. – 185 с.
2. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование — актуальная проблема современной школы // Педагогика. – 1999.
3. Пикалова Т.В. Формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования на уроках. М: Педагогика, 2000