Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Новоминская средняя общеобразовательная школа»
Каневского района Краснодарского края
Статья
«Психологические аспекты уроков литературы в среднем звене»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Свирина Валентина Стефановна
Станица Новоминская
2014 год
В школе я работаю учителем – словесником и педагогом-психологом. Считаю такое сочетание удачным, поскольку мое желание понять внутренние мотивы человека трансформируется на поступки героев художественных произведений.
Литература – один из тех предметов, который содержит необходимый материал для строительства детской личности. Очень важно, чтобы суровая реальность сегодняшнего дня, когда особенно ощущается полярная дистанция между богатыми и бедными, когда милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, не озлобила сердца и души ребят, чтобы общечеловеческие ценности получили свое развитие.
И моя задача как педагога — приложить максимум усилий для формирования у учеников ценностного отношения к миру, обществу и самому себе. В этом смысле оптимальным представляется учебно-исследовательский анализ художественных произведений с введением психологического компонента. Именно на его основе происходит оценка прочитанного текста, который анализируется во взаимодействии с учеником.
Радует тот факт, что большинство произведений русской классики открывает широкий диапазон для работы по заявленной теме. Они несут в себе не только психологическое начало, но и содержат глубокий христианский подтекст, первооснову нравственности.
Особенно активно вступают в диалог с учителем по вопросам острых жизненных ситуаций учащиеся 6-8 классов. Лучших собеседников здесь не найти. Кстати, именно ершистый, противоречивый люд из удивительной страны Подростков, наполненной своими особенностями, чудесами и странностями, нуждается в защите от жестокости и равнодушия взрослых. Детские сердца в этом возрасте особенно обнажены и остро чувствуют чужую боль.
Поэтому так тронул их своей незащищенностью рассказ Антона Павловича Чехова «Тоска». Семиклассникам не безразлично душевное состояние главного героя Иона Потапова, старого извозчика, недавно похоронившего сына. Грусть и тоска, одолевшие Иону, желание выговориться особенно понятны моим ученикам. Чехов – тонкий психолог, а потому мастерски передает безысходную боль героя, кажущегося маленьким заблудившимся мальчиком, на которого всем окружающим наплевать. Люди в суматохе дней, под гнетом собственных забот забывают о тех, кому необходимо простое человеческое участие. А насколько проще было бы жить, если бы у каждого из нас нашлось хотя бы одно ласковое слово для убитого горем человека. Но нет, мы все время куда-то спешим, боимся упустить свою удачу…. В итоге Иона открывается тщедушной лошадке. И пусть это безмолвное существо не произносит нужных слов поддержки, но зато не отвернется от тебя, не осквернит грубым словом.
При чтении этого эпизода никто не остается равнодушным. Дети остро реагируют на человеческую черствость и одиночество. Почему? Наверное, потому, что современным детям не хватает задушевных бесед за семейным столом, теплых, добрых фильмов, где нет насилия и жестокости, а есть простые ответы на сложные жизненные вопросы.
Может быть, поэтому с таким энтузиазмом ребята обсуждают замечательное, довольно светлое произведение Александра Ивановича Куприна «Куст сирени». О чём этот рассказ? О любви, любви жертвенной, чистой, без расчета и личной выгоды. Эта тема, безусловно, одна из самых значимых для подростков на пороге юности. Главная героиня Верочка Алмазова не знает других забот, как помогать мужу в службе, в учёбе — скорее всего, во всём по жизни. Она искренне радуется его успехам, пусть даже самым маленьким. Подросткам импонируют ее оптимизм, уверенность, умение не пасовать перед житейскими трудностями. Сразу же улавливается духовная разница в этой паре. Слабый по характеру, неуверенный в себе Алмазов жалко смотрится на фоне собственной жены. Верочка – сильный духом человек, «она приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом». А ее самоотверженность, корректность, деликатность, умение внимательно слушать монологи мужа особенно приветствуются юными читателями. Ведь так делает только любящая женщина, и для Николая Алмазова большое счастье, что такой верный и преданный человек есть в его жизни. Как ни странно, но именно о простых человеческих вещах мечтают продвинутые тинейджеры, об этом пишут в своих анкетах. И если мы хотим лучше знать своих учеников, своевременно направлять их мысли в нужное русло, будем чаще вести душевные разговоры о милосердии, толерантности, а не читать бессмысленные нотации о потерянных нравах.
Введение психологического компонента в урок позволяет полнее понимать замысел создателей произведения. Мотивы поступков, мысли героев ребята как бы «пропускают» через себя, «очеловечивают» их. Тем самым они не просто приобщаются к литературным шедеврам Чехова и Куприна, но интерпретируют тексты произведений с учетом собственной личностной позиции, соотносят чувства и переживания героев со своим, пусть еще и небольшим социально-психологическим опытом.
Закрепить нравственные уроки, полученные в ходе анализа произведения, можно с помощью различных индивидуальных и групповых заданий по созданию ассоциативных зрительных образов в рисунках, написанию художественных зарисовок, составлению общей иллюстрации. Ответы учащихся будут заключать в себе и отношение к герою, и нести личностную окраску. Все это обеспечивает посильное участие каждого ученика в уроке и, следовательно, создает ситуацию успеха. А обращение к цветовому тесту Люшера позволит нам увидеть проблемы самого подростка, чтобы вовремя их устранить.
Целью заключительного этапа работы над художественным произведением является выход за пределы его сюжета. Перед учащимися ставится задача на прогнозирование возможного поведения героя в ситуациях, которые не представлены в произведении. Это одно из любимых занятий моих учеников. Море фантазии проявляется при составлении заключительной части произведения, различна у каждого читателя кульминация, а вот развязка удивительно схожа – непременно со счастливым концом. Значит, не очерствели души наших ребят, не зря ищем совместные ответы на страницах классической литературы.
После такого учебного занятия уместно будет провести методику «Ранжирование ценностей», психологические «девичники» и « мальчишники» с разговором о чести и достоинстве. А как продолжение начатого разговора – литературно – психологическая гостиная, где будут расставлены все точки над «и».
Подводя итог сказанному, важно отметить: нельзя измерить чувство, уложить в графики степень духовности, но наблюдать отношение к искусству, литературе, привлекать к участию в прекрасном возможно. Поэтому давайте смелее вводить в уроки психологические моменты, соблюдать преемственность между уроками литературы и внеклассными мероприятиями – и наши дети вырастут добрыми, отзывчивыми людьми, научатся глубже мыслить, лучше понимать внутреннее состояние собеседника.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета № 1 о духовных ценностях и нравственных нормах
Инструкция: «Прочтите внимательно каждое утверждение и выберите к нему один из предложенных ответов. Можно добавить свой вариант ответа».
1. Нужны ли в современном мире духовно-нравственные ценности?
–нужны
–не задумывался
–не нужны
2.Что именно вы подразумеваете, говоря о духовно-нравственных ценностях?
–семья
–дружба
–любовь
–честь
–искусство
–патриотизм и любовь к Родине
–честность
–религия
–уважение, взаимопонимание
–совесть
–верность
–воспитание, образование
–затрудняюсь ответить
3. Что, по вашему мнению, является нравственными нормами?
–уважение, умение общаться
–соблюдение норм и правил поведения
–честность, искренность
–отсутствие вредных привычек
–отношение к близким людям
–взаимопонимание
–доброта
–снисходительность,
–религия и заповеди
–нормы приличия, порядочность
–не убивать, не губить
–образование
-не знаю
4. С какого возраста нужно начинать духовно-нравственное воспитание?
–с дошкольного
–с подросткового возраста
5. Кто должен заниматься духовно-нравственным воспитанием?
–семья:
–оба родителя
-только мать
-только отец
–школа, училище
–друзья
–церковь, крестные родители
–телевизор, интернет
–не знаю
6. Что является лучшим способом для воспитания у человека духовно-нравственных ценностей?
–любовь
–дружба
–доброта
–свобода
–личный пример взрослых
-затрудняюсь ответить
7. Как вы думаете, для чего нужно духовно-нравственное воспитание молодежи?
-для духовной и культурной жизни
-чтобы предостеречь молодых людей от ненужных ошибок
-чтобы стать духовно-развитым человеком
-быть хорошим и не быть плохим
-приносить пользу обществу
-максимально реализовать свои возможности
-не могу ответить
Методика №2: Диагностика нравственной самооценки
Инструкция: «Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны. Если полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е балла;
если вы больше согласны, чем не согласны — оцените ответ в 3-и балла;
если вы немножко согласны — оцените ответ в 2-а балла;
если вы совсем не согласны — оцените ответ в 1-н балл.
Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мной высказывание».
Пример:
— 3;
— 4 и т.д.
Текст вопросов:
* Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми
* Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду
* Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми
* Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку
* Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей
*Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес
* Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню
* Мне приятно делать людям радость
* Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки
* Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы
Обработка результатов
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица,
в 3 балла — 2 единицы,
в 2 балла — 3 единицы,
в 1 балл — 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла — это 4 единицы, 3 балла — 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц — высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц — средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц — нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.
От 10 до 15 единиц — низкий уровень нравственной самооценки.
Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям
Инструкция: «Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть». Список заранее выписывается на доске.
Список желаний:
* Быть человеком, которого любят
* Иметь много денег
*Иметь самый современный компьютер
* Иметь верного друга
* Мне важно здоровье родителей
* Иметь возможность многими командовать
* Иметь много слуг и ими распоряжаться
* Иметь доброе сердце
* Уметь сочувствовать и помогать другим людям
* Иметь то, чего у других никогда не будет
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов — высокий уровень.
4-е, 3-и — средний уровень.
2-а — ниже среднего уровня.
0-1 — низкий уровень.
Список использованной литературы
1. Антипова А.М. Теоретико-литературные и эстетические категории и понятия в школьном курсе литературы: учебное пособие / А.М. Антипова. — М.: Флинта, Наука, 2003. — 264 с.
2.Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. — М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
3. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова: (Раздумья о преподавании литературы в школе) / Г.И. Беленький. — М.: Просвещение, 1990. — 188 с.
4.Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы: метод. пособие / Е.Н. Гуляков. — М.: Дрофа, 2006. — 172 с.
5.Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.
6. Ильин, Е.Н. Рождение урока / Е.Н. Ильин. — М.: Высшая школа, 1986. — 76 с.
7. Кан-Калик, В.А. Психолого-педагогические основы преподавания литературы в школе: учебное пособие для студентов пединститутов / В.А. Кан-Калик, В.И. Хазан. — М.: Просвещение, 1988. — 255 с.
8.Маранцман, В.Г. Труд читателя: От восприятия литературного произведения к анализу / В.Г. Маранцман. — М.: Просвещение, 1986. — 127 с.
9. Смелкова З.С. Литература как вид искусства: книга для учителя и учащихся / З. С Смелкова. — М.: Флинта, Наука, 1997. — 280 с.