Муниципальное образовательное учреждение
лицей № 9
имени заслуженного учителя школы Российской Федерации
А.Н.Неверова Дзержинского района г. Волгограда
Статья «Работа с топами «сравнение» и «противопоставление» на уроках русского языка, литературы, риторики» в 5-11 классах.
подготовила
учитель русского языка и литературы
высшей категории
Немчинова Татьяна Владимировна
Волгоград 2010
Работа с топами «сравнение» и «противопоставление» на уроках русского языка, литературы, риторики.
В ходе изучения риторики по программе А.К. Михальской учащиеся знакомятся с понятием «общего места» (топа), или смысловой модели, по которой любой ритор может создавать речь. Совокупность «общих мест» и способы их применения на этапе инвенции называется топикой. Топика позволяет разработать идею, развить мысль, быстро подобрать аргументы для данного тезиса, а тем самым дает надежную основу для создания любой речи. Перечень смысловых моделей – топов (от 16 до 38) находим у Аристотеля, Цицерона, М.В.Ломоносова, Н.Ф.Кошанского. В учебнике «Основы риторики» А.К. Михальской нашему вниманию предложены 9 смысловых моделей. Одна из важнейших—«сопоставление» –включает в себя топы «сравнение» и «противопоставление».
Что значит «сопоставить»? Рассмотреть, соотнося друг с другом, выявляя сходство и различие, сравнить. Сравнение—одна из логических операций мышления, включающая поиск общих черт и различий между объектами. Умение находить основание для сравнения, объяснять принцип, по которому проводится сопоставление, должно быть сформировано у лицеистов к моменту изучения «Основ риторики» А.К. Михальской, чтобы иметь возможность выхода на более качественный уровень—создание собственного риторического текста с использованием предложенных топов. Изучение литературы, русской словесности, русского языка в среднем звене предоставляют такую возможность в полной мере.
Первым этапом в освоении данных топов является знакомство со сравнением как тропом и противопоставлением (антитезой) как стилистической фигурой. Это становится возможным уже в 5 классе.
« Сравнение—одно из естественнейших и действительнейших средств для описания»,—указывал Л.Н.Толстой. Обычно учащимся не составляет труда найти в тексте или подобрать самим сравнения, выраженные оборотами с союзами как, словно, будто и формой творительного падежа. Впоследствии знакомимся с другими способами выражения этого тропа: формой сравнительной степени прилагательного или наречия (при изучении соответствующих тем на уроках русского языка в 5-7 классах), придаточным сравнения, бессоюзным сложным предложением в сочетании с синтаксическим параллелизмом (при изучении соответствующих тем на уроках русского языка в 9 классе).
Понятие антитезы вводится при изучении темы «Антонимы» в 5 классе. Благодаря антитезе в предметах открываются новые свойства, мир предстает перед нами во всей его сложности, противоречиях, контрастах, текст становится эмоционально окрашенным. Богатым материалом для работы с этой фигурой речи являются пословицы: 1 этап—выявление антонимов, 2—рассказ по пословице, в основе которой лежит антитеза, например: Старый друг лучше новых двух; Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Обращаю внимание и на особую функцию заглавий с антитезой, ведь в них, как и в самих произведениях, сталкиваются противоположности: «Толстый и тонкий» А.П.Чехова, «Отцы и дети» И.С.Тургенева, «Живые и мертвые» К.Симонова и другие.
Старшеклассникам в качестве темы сочинения-рассуждения предлагаю афоризмы, построенные на антитезе: «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла».(В.О.Ключевский)—и сравнении: «Разлука ослабляет легкое увлечение, но усиливает большую страсть, подобно тому как ветер гасит свечу, но раздувает пожар».(Ф.Ларошфуко).Подобные задания помогают отрабатывать навыки по аргументации, что весьма ценно для написания части «С» на ЕГЭ.
Преподавание литературы по программе М.Б.Ладыгина позволяет уже в 5 классе вводить основы сопоставления как смысловой модели. После анализа произведения А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» провожу работу, целью которой является сравнение с немецкой народной сказкой «Белоснежка». Приступая к сопоставительному анализу, учащиеся руководствуются утверждением Н.С.Трубецкого: «Две вещи, не имеющие основания для сравнения, или, иными словами, не обладающие ни одним общим признаком (например, чернильница и свобода воли), никак не могут быть противопоставлены друг другу». Общими признаками двух выбранных произведений являются их жанр и «бродячий» сюжет о мачехе и падчерице. В ходе работы сопоставляем действующих лиц, конфликт и этапы его развития, волшебные предметы, форму существования произведений. В сильном гуманитарном классе ученики демонстрируют такое пристальное внимание ко всем деталям, что результатом этой исследовательской работы становится объемная таблица, которая обязательно завершается графой «Восприятие». Далее, придерживаясь принципа дедукции, останавливаюсь на сопоставлении персонажей. Сравниваем двух мачех, в процессе работы отвечая на вопрос: «Какие художественные средства использованы в сказках для формирования у читателей отрицательного отношения к этим персонажам?»
Сопоставлению отвожу урок при изучении рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Основанием для сравнения является то, что Жилин и Костылин—офицеры, попавшие в плен. Далее приходим к выводу, что ничего общего между ними больше нет, противопоставлены и значения их «говорящих» фамилий, и характер, и поступки. А значит, в основе создания этих образов лежит антитеза.
В 6 классе навыки сравнения развиваются при изучении повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» и поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова…» В классе определяем критерии, по которым будем сравнивать, работа с текстом по отбору цитат выполняется дома и оформляется в виде таблицы. На уроке учащиеся составляют рассказ с опорой на таблицу, давая именно сравнительную характеристику, а не характеристику сначала одного, затем другого персонажа (отсутствие сравнения как такового является грубой и, увы, распространенной ошибкой школьников).
В 7 классе, знакомясь с концепцией мира и человека в литературе, учащиеся получают представление о протагонисте и антагонисте. С целью закрепления теоретических понятий провожу урок по теме «Функциональная нагрузка образов новеллы О.М.Сомова «Русалка» в контексте русской национальной традиции». Основу урока составляет коллективная работа с топом «противопоставление»: в ходе беседы и цитирования на доске и в тетрадях заполняется таблица, куда вносим краткие выводы.
Фенна | |
1.Поступки. Нарушение дочернего долга; Нарушение христианского долга. |
Верность материнскому долгу; Верность христианскому долгу. |
2. Отношение окружающих. а) Юноши влюблены, подружки завидовали, труженики Божии глядели на нее как на будущего собрата райского. б) Знакомые жалели, юноши перестали заглядываться, а девушки завидовать. Монастырский рыболов не посмел подплыть к ней из страха. Вывод: отношение меняется, так как она предала свою веру, пошла к колдуну.
|
Черноризцы Китаевой пустыни утешали несчастную мать. Тропинка близ хаты заросла травою—люди боялись ходить. |
3.Портрет. Писатель дает несколько портретных описаний Горпинки, чтобы показать, как изменение ее внутреннего мира отражается во внешнем облике. а) глаза «светились тихим огнем»; б) «ясны очи померкли»; в) «…глаза, открытые, тусклые и не видя смотрящие». В ее глазах отражается «превращение» души из чистой, непорочной в грешную. |
В новелле нет портрета матери, сообщается лишь, что она вдова лесничего, дряхлая. Портрет не нужен, так как мать не меняется на протяжении действия. |
4.Речь. Обращение Горпинки к матери: матушка, мать—меняется.
|
«Ты знаешь, что у нас в Киеве, за грехи наши, много и колдунов, и ведьм». «Это наказание Божие за грехи наши и за то, что несмышленая полюбила ляха-иноверца!»— мать очень набожная. «Это одно мое детище, как порох в глазу!»—мать жжет стыд за грехи дочери. |
5.Пейзаж. Описание природы дано, когда Горпинка идет к колдуну. «Осенний ветер взрывал волны в Днепре и глухо ревел по бору; желтый лист, опадая с деревьев, с шелестом кружился по дороге, вечер хмурился на дождливом небе». Вид пейзажа—созвучие. |
Пейзажа нет. |
6.Отношение автора. а) Милая девушка; б) Ужасная гостья. |
Бедная старушка.
|
7.Функциональная нагрузка. Антагонист. |
Протагонист. |
Аналогичную работу считаю необходимым проводить и при изучении новеллы А.П.Чехова «Хамелеон», так как в процессе сопоставления учащиеся закрепляют представление о видах комического, в частности сатире (образ Очумелова) и иронии (образ Хрюкина) и знакомятся с таким средством создания характера, как художественная деталь: Очумелов—шинель, Хрюкин—окровавленный палец.
Таким образом, через сопоставление персонажей юные исследователи приближаются к пониманию тех тем и проблем, которые эти персонажи воплощают.
Обучая старшеклассников написанию сочинения, в качестве варианта вступления предлагаю создать текст, в основе которого лежат топы «сравнение» и «противопоставление». Например, сочинение по произведению о любви логично начать с рассуждения о своем понимании этого чувства: «С чем можно сравнить любовь? На что похоже чувство, которое овладевает человеком, берет в плен его душу? Бунин, на мой взгляд, сумел подобрать самые точные, самые емкие сравнения. Любовь—«солнечный удар». Короткая ослепительная вспышка, озаряющая души влюбленных. Любовь—«легкое дыхание», посетившее этот мир и готовое в любой момент исчезнуть. Писатель отказывает ей в способности долго длиться—в семье, в браке, в буднях. Любовь—это праздник, которого долго ждешь и который, увы, скоро заканчивается». Или : «Встреча двух людей, мужчины и женщины…Порой достаточно взгляда, чтобы понять: эта встреча не случайна, так предначертано свыше. Встретиться, чтобы полюбить. Полюбить… Что же такое любовь? Счастье или мучение, радость встреч или горечь расставаний, соединение двух родственных душ или столкновение антиподов, бесконечная светлая дорога или безысходность и тупик?»
Во вступлении к сочинению по анализу эпизода разворачиваем сравнение: эпизод—звено в цепи, эпизод—часть мозаичного полотна и т.д.—и получаем следующее рассуждение: «Подмечено, что в наше время, время бешеных скоростей, люди зачастую прочитывают книги «по диагонали». У них просто нет времени на вдумчивое чтение серьезного произведения, а порой нет желания обращать внимание на подробности. В результате такой небрежности могут оказаться «выпавшими» целые эпизоды. А ведь каждый из них, словно путеводная звезда, ведет нас по страницам книги, помогая понять авторский замысел. По своей структуре любое произведение напоминает мне жемчужное ожерелье, в котором эпизоды являются бусинками. Если хотя бы одна из них потеряется, украшение рассыплется. Так и литературное произведение перестает быть единым целым даже без одного эпизода. Чтобы доказать данное суждение, рассмотрим эпизод…из произведения…»
Кроме того, в старших классах учащиеся охотно выбирают для реферата или исследовательской работы темы сопоставительного характера. Вот примеры таких тем: «Соня Мармеладова из романа Ф.М.Достоевского и Соня из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»: решение темы самопожертвования», «Искусство портрета в романах И.С.Тургенева «Отцы и дети» и Л.Н.Толстого «Война и мир», «Изображение Бородинской битвы у М.Ю.Лермонтова (баллада «Бородино») и у Л.Н.Толстого (роман «Война и мир»), «Пейзаж в поэзии А.А.Фета и прозе А.П. Чехова».
Хочу обратить внимание на последнюю тему. Работа над ней становится возможной потому, что на уроках русской словесности я уделяю особое внимание анализу пейзажа. Например, в 8 классе проводится обобщающий урок по теме: «Многообразие языковых средств и их значение». Учащимся предлагаются для исследования отрывки из произведений А.И.Куприна «Олеся», И.С.Тургенева «Лес и степь», А.М.Ремизова «Крес». Каждая группа получает задание выявить в текстах средства языка: 1—фонетические, 2—словообразовательные, 3—морфологические, 4—лексические, 6—синтаксические. Результаты оформляются в виде таблицы после сообщения каждой группы.
1. «Весна наступила в этом году ранняя, дружная… Снег сошел, оставшись еще кое-где грязными рыхлыми клочками в лощинах и тенистых перелесках. Из-под него выглянула обнаженная, мокрая, теплая земля, отдохнувшая за зиму и теперь полная свежих соков, полная жажды нового материнства. Над черными нивами вился легкий парок, наполнявший воздух запахом оттаявшей земли,—тем свежим, вкрадчивым и могучим пьяным запахом весны, который даже и в городе узнаешь среди сотен других запахов»
.
2. «Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? Вы выходите на крыльцо… На темно-сером небе кое-где мигают звезды; влажный ветерок изредка набегает легкой волной; слышится сдержанный, неясный шепот ночи; деревья слабо шумят, облитые тенью. А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул—и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется, как птица. Вы взобрались на гору… Какой вид!»
3. «Повытаял снег с полей, повынесло лед с реки, разошлисьвода со льдом, разлились реки с гор, протекли мелкие речки—бьют ключи, и, круглые, полные с берегом, катят озера.
Суховерхое дерево греется. Веселеет еловая роща. Оживают дыбучие мхи. Вот облако к облаку—пушистые облачки сходятся. Пугливо за облако теряется солнце. И уж движется туча хмуро и грузно: заждалась свистучая, шагает подоблачье. Черкнула ласточка. Да как загрохочет—с грохотом—громом катит гремящий Громовник. Подымает тугой лук. Нацелил. Спускает стрелу—крес — -!…И всполохнулся от искры небесный свод, весело, весело горит. И земля под топот толкучего грома, просверленная меткой стрелой, горит».
И.С.Тургенев | А.М.Ремизов | |
1.Спокойная, замедленная интонация. | Перечислительная интонация. | Динамичная, стремительная интонация. |
2.Глагольные приставки. | Глагольные приставки. | Глагольные приставки; использование приставок и суффиксов для образования неологизмов; сложение слов. |
3.Явное преобладание имен существительных и прилагательных. | Примерно равное количество имен существительных и глаголов. | Преобладание глаголов. |
4.Синонимы. | Антонимы. | Неологизмы. |
5.Простое осложненное предложение; сложное предложение. | Вопросительные и восклицательные предложения; сложные бессоюзные предложения. | Простые и сложные бессоюзные предложения. |
6.Аллитерация; преобладание эпитетов; прямой порядок слов. | Аллитерация; преобладание метафор, инверсия. | Аллитерация; инверсия; парцелляция; градация; преобладание олицетворений, метафор. |
Помимо системы изобразительно-выразительных средств языка, в пейзаже рассматриваются следующие аспекты:
— вид (пейзаж-созвучие, пейзаж-контраст);
— цветовое решение (живописный, графический);
-звуки и запахи.
Работа с этими аспектами как при анализе одного пейзажа, так и при сопоставлении двух-трех развивает исследовательские навыки.
Не менее важным считаю вид работы, предлагаемый учащимся на уроках русской словесности, по сопоставлению произведений литературы и изобразительного искусства. На мой взгляд, это помогает ребенку увидеть стихотворение или прозаический отрывок в совершенно новом ракурсе, заостряет его внимание на деталях, побуждает пристальнее всматриваться в иллюстрацию, развивает ассоциативное мышление. Вот пример такого задания для учащихся 7 класса: «Сопоставьте текст из Евангелия и икону «Распятие», созданную древнерусским художником Дионисием в конце 15в. В чем сходство изображения в произведении словесности и произведении живописи, в чем их различие? Как иконописец показал, что изображенное событие не просто трагический эпизод земной жизни Иисуса Христа, а Вечное? И как это показано в евангельском повествовании?»/Учебник «Русская словесность. От слова к словесности. 7 класс. Автор Р.И.Альбеткова/
«В любой речи достойного оратора можно без труда обнаружить множество примеров использования смысловой модели «сопоставление». Иногда она применяется внутри фразы, при столкновении понятий (слов), а нередко именно этот топ служит каркасом, смысловой структурой всей речи в целом»,—пишет А.К.Михальская. Таким образом, использование топов «сравнение» и «противопоставление» при изучении предметов гуманитарного цикла является одним из важных этапов в формировании речевой компетентности учащихся.
Использованная литература:
Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. 10-11 класс. М: Дрофа, 2005
Куприн А.И. «Олеся» (А.Куприн. Повести и рассказы.- М.: АСТ Олимп, 1997)
Тургенев И.С. «Лес и степь» (И.С.Тургенев. записки охотника. –М.: Художественная литература, 1985)
Ремизов А.М. «Крес». (Сказка серебряного века. –М.: Терра, 1997)