Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Байкальская средняя общеобразовательная школа
Тунгокоченского района Забайкальского края
Статья
«Развитие творческого мышления на уроках русского языка и литературы как путь духовного становления личности»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Вагина Татьяна Владимировна
п. Вершино-Дарасунский
2014
Творчество — это бесконечный поиск, радость открытий, ощущение полноты бытия. Как часто мы говорим о значимости творческой реализации, забывая о том, что творческие способности человека могут стать разрушительной силой, способной причинить вред не только ему, но и окружающим… Несомненно, взращивание стремлений к творчеству должно основываться на духовно-нравственном воспитании. А возможно ли на основе креативного мышления укреплять в растущем человеке «отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа»? [5].
Говоря о целях и ценностях современного образования, выявляя его проблемы, психологи, педагоги, ученые приходят к выводу о том, что необходимо организовать психолого-педагогическое сопровождение учащихся, стимулировать развитие творческого потенциала личности ребенка, создавать условия для «формирования внутренней мотивации деятельности, направленности личности и системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности» [2]
Вместе с тем, очевидно, что проблема развития творческого потенциала личности, творческих способностей, творческого мышления весьма актуальна. В современном, быстро меняющемся мире востребована личность не столько владеющая суммой знаний, сколько способная к творческому созиданию, к принятию нестандартного решения, умеющая прогнозировать, придумывать, проявлять инициативу.
Именно этими проблемами вызван интерес к заявленной теме.
Данная педагогическая система, ориентированная на личностное развитие ребенка, имеет следующую цель:
Создание условий, способствующих развитию творческого мышления учащихся на уроках русского языка и литературы как путь духовного становления личности.
Для реализации поставленной цели определились следующие задачи
1. Помочь обучающимся овладеть креативным уровнем мышления;
2. Обучить воспитанников основам научного творчества;
3. Содействовать становлению речевой культуры, способствующей проявлению творческой индивидуальности учащегося.
Опыт работы в данном направлении позволил увидеть, что интеграция позволяет развивать у обучающихся способность видеть закономерности, связи, что способствует личностному развитию такого креативного качества, как исследовательская и творческая активность.
Метод проблемного обучения позволяет организовать процесс овладения способами творческой деятельности, обеспечивает творческое усвоение знаний.
Таким образом, проблемное обучение, ориентированное на формирование и развитие способности к творческой деятельности и потребности в ней, напрямую влияет на развитие творческого мышления учащихся.
Решение задачи развития креативного уровня мышления невозможно, на мой взгляд, без ориентации на диалог как способ познания, как способ мышления.
Учебный диалог, по мысли многих теоретиков концепции личностно ориентированного образования, есть один из продуктивных методов обучения и воспитания, развития диалогического типа мышления, развернутой устной и письменной речи.
Итак, такие методы, как интеграция, проблемное и эвристическое обучение, учебный диалог, позволяют реализовать одну из задач данной педагогической системы: «Ориентация на развитие «эвристического и креативного» типа мышления» [2].
В ходе исследования данного вопроса было замечено, что творческие работы многих учащихся позволяют не только развивать творческое мышление, но и увидеть проблемы, рожденные деформированным восприятием мира, фрагментарностью сознания, обилием пугающих, злых образов, создающихся и поддерживающихся через произведения массовой культуры, нравственно искажающих картину мира. Например, при выполнении творческого задания (подбор эпитетов к слову) одаренный пятиклассник, увлекающийся литературой в стиле фэнтази и уже пробующий себя в качестве автора подобных произведений, ассоциирует со словами «впечатление», «изобретение» такие эпитеты, как «убийственное», «страшное». И этот факт позволяет целенаправленно осуществлять индивидуальную педагогическую поддержку.
Задания, предполагающие придумывание метафор и сравнений, первоначально воспринимаются учащимися как игра, так как позволяют переключиться с одного вида деятельности на другой. Одним из способов создания метафор и сравнений может стать агглютинация нетождественных понятий. Так, в игре рождаются удивительные средства выразительности («стальные небеса», «одинокий носок», «цифровой кот»), появление которых ученики должны объяснить с помощью выдуманной истории, сказки, загадки.
Понимание исключительности, уникальности мира другого человека порой приходит к старшекласснику, когда он знакомится с творческими работами учащихся. Несмотря на то, что задание для всех одно (например, представить модель «Серебряный век русской поэзии»), результаты отражают не только неоднозначность восприятия литературных явлений, но и их многоаспектность.
Однако не только учитель может открыть новые пути для построения диалога. Текст, автором которого становится учащийся, может быть предложен для сопоставления с художественным текстом классической литературы. Разумеется, художественная ценность произведения мастера и стихотворения подростка неравнозначна. Однако именно такой взгляд на классическую поэзию позволяет, с одной стороны, глубже понять своеобразие последней, с другой, — почувствовать близость мировосприятия великого художника и обычного ученика. Стоит отметить, что инициатором такого учебного эксперимента стал мой ученик 11 класса. Он предложил для интерпретации свое собственное стихотворение. Впоследствии я стала использовать этот метод и в работе с учащимися средних классов, подбирая материал, соответствующий их возрастным особенностям.
Моя задача — создать такую творческую среду на уроке, в которой станет возможным формирование ценностно-смыслового ядра личности. Обращение к миру слова как явления ценностного — основа для этой работы.
Методы научного анализа позволяют найти путь к открытию глубинных закономерностей. Так, использование метода стилистического эксперимента на уроке делает возможным сопоставить особенности употребления слов разной стилевой принадлежности. Метод поиска ключевого слова способствует концентрации внимания учащихся на основных образах, воплощающих замысел автора. Так, при интерпретации тургеневского стихотворения в прозе «Нищий» учащиеся обращают внимание на ключевые слова в описании внешности героя («старик», «нищий», «брат») и делают вывод об их роли для понимания идеи текста.
Поэтому считаю необходимым на уроках литературы и русского языка обращаться к наследию русской классической литературы, в котором запечатлено «духовное состояние народа, форма проявления национального и личностного самосознания»[1]. Открытие мира слова – одновременно открытие самого себя, своего желания духовно расти, поднимаясь по ступенькам познания.
Итак, опыт показал, что обучение основам научного творчества через исследовательскую деятельность, систему творческих заданий, а также систему работы над словом как важнейшей единицей языка, отражающей систему духовных ценностей как личности художника, так и народа в целом, достаточно продуктивно. О духовном становлении моих учащихся свидетельствуют сочинения, самостоятельные творческие работы. Вот один из примеров. Ученица 10 класса создает стихотворение, в котором отражается попытка интерпретации художественного текста (в данном случае стихотворение Константина Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»).
Развитие речевой культуры, проявляющей творческую индивидуальность учащегося, рассматривается в данной системе как одно из важных направлений деятельности, способствующей формированию ценностной сферы личности ребенка, а также развитию специальных, литературных, лингвистических способностей, раскрывающих творческий потенциал личности.
Литературное творчество есть возможность познания ребенка через эмоциональную наполненность и образность его художественной речи.
Обычно прошу ребят написать небольшое произведение и на выбор предлагаю ключевые образы будущего стихотворения: «дождь», «дорога», «бабочка», «гроза», «небо» и т.д. Задание выполняется в классе, без предварительной подготовки, за 5-10 минут. Предварительно оговаривается, что эти работы могут быть не подписаны автором.
Эта деятельность, которую можно условно назвать экспериментом, привела к неожиданным выводам: во-первых, стихи пишут многие дети любого возраста; во-вторых, школьники-подростки, которых педагоги и психолог школы никогда не рассматривают как одаренных, пишут стихотворения на заданную тему с особым вдохновением.
Но самым значимым открытием стало то, что изучение детского литературного творчества с целью выявления проблем детской одаренности позволяет педагогу не только выявить «немало тонкостей» в сочетании психологических свойств, присущих старшекласснику, но и судить о
ценностных приоритетах ученика, о его восприятии мира, окружающих и самого себя.
Кроме того, творческий человек, прежде всего устремлен к «совершенному воплощению своего замысла». Поэтому участие в творческих видах деятельности в данной системе рассматривается как средство развития творческих способностей.
«Глина из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе заснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который быть может, жил в тебе когда-то», — эти пронизанные болью слова Антуана де Сент-Экзюпери как будто бы обращены к каждому учителю. Все, что нужно для того, чтобы учащиеся могли раскрыться и самореализоваться творчески – это умелое руководство со стороны педагога.
Список литературы
Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. – М., Просвещение, 1996
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., УРАО, 1997
Маранцман В.Г. Приемы изучения литературного произведения в школе.// Методика преподавания литературы. Под. ред. Рез З.Я. – М., Просвещение, 1995
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. – М., Просвещение, 1989