Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 40 г. Воронежа
Статья
«Технология личностно-ориентированного обучения с использованием ИКТ»
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Чернышова Лариса Сергеевна
Воронеж
2015
Есть учителя, работающие уверенно, качественно, и они часто задумываются: нужны ли новые приемы, если старые тоже хорошо работают?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужна педагогическая рефлексия, осмысление себя как педагога, профессионала.
Одним из новых для педагогики является понятие «технологии», часто встречающиеся в педагогической литературе. Технология представляет собой процесс последовательного, пошагового осуществления, разработанного на научной основе, решения какой – либо производственной или социальной проблемы (С.А.Смирнов) [7].
Технология обучения – понятие близкое, но не тождественное педагогической технологии, поскольку оно отражает путь освоения конкретного учебного материала в рамках определенного предмета, темы, вопроса и в пределах избранной технологии.
Под личностно-ориентированными педагогическими технологиями понимают развивающие педагогические технологии, основанные на активных методах обучения, которые обеспечивают более эффективное развитие личности учащегося.
И.С. Тургенев говорил: «Личность всегда главное, человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней всё строится»1. Я с этими словами полностью согласна. Сегодня технологии личностно-ориентированного обучения активно используются многими учителями. Основным отличием личностно-ориентированных педагогических технологий является концентрация внимания педагога на личности обучающегося, на развитии не только памяти учащегося, но и его творческого, критического склада мышления, коммуникативных умений, способностей к самообразованию и саморазвитию.
А что такое информационные и коммуникационные технологии? Какова их роль в жизни современной школы? С одной стороны, это общее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. С другой стороны, это инструменты, необходимые каждому учителю для построения уроков нового типа в соответствии с требованиями ФГОС, где ИКТ – это «способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения» [4].
Я убедилась в том, что использование ИКТ имеет ряд плюсов. Использование информационных коммуникационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся и управляющего ею. Его основная роль состоит в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач.
Сочетание индивидуальной и групповой работы с использованием ИКТ способствует повышению эффективности образовательного процесса. Возможности использования компьютера на уроке впечатляют, создают атмосферу психологического комфорта, ведут к успешности. Внедрение компьютера в образование помогает увеличить процент самостоятельной учебной работы учащихся. Еще один плюс – интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения.
Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет использовать разнообразные формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным.
На уроках литературы применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят сами учащиеся в Интернете, составляют презентации, таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. Уроки с использованием ИКТ развивают умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи.
На собственном опыте я убедилась в том, что, чем чаще применяешь в своей работе компьютерные технологии, тем больше хочется в этом совершенствоваться.
Мне хотелось бы поделиться своим опытом работы. На уроках литературы я всегда старалась использовать краеведческий материал. С приходом компьютера в школу появилась возможность не только систематизировать имеющиеся сведения, но и собрать их в единое целое, показав взаимосвязь литературы, истории, музыки, живописи, архитектуры, философии.
ИКТ позволяют использовать такую интересную форму работы на уроке, как интерактивная карта. В Интернете я увидела интерактивную литературную карту «Воронежские адреса О. Мандельштама», подготовленную сотрудниками Централизованной библиотечной системы города, и решила попробовать создать свою интерактивную литературную карту, основанную на краеведческом материале.
Составление полной литературной карты, касающейся всех воронежцев, имевших и имеющих сейчас отношение к литературному процессу, является достаточно сложной задачей, поэтому вместе с учениками мы решили создать интерактивную литературную карту «Воронеж А. В. Кольцова».
Для создания интерактивной карты я использовала программу Microsoft Office PowerPoint. В чем плюс работы именно с этой программой? Самое главное – такую карту можно воспроизводить на любом компьютере, показывать и на экране, и на интерактивной доске.
Работа над проектом велась по традиционному для этого вида деятельности плану[3]:
Погружение в проект.
Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности. Задачи: 1) определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; 2) создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.
Планирование деятельности
Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи:1) определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации; 2) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; 3) распределение задач (обязанностей) между членами группы.
Осуществление деятельности по решению проблемы.
Цель – разработка проекта. Задачи: 1) самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта; 2) промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).
Оформление результатов
Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. Задачи: 1) анализ и синтез данных; 2) формулирование выводов.
Презентация результатов
Цель – демонстрация материалов, представление результатов. Задачи: 1) подготовка презентационных материалов; 2) подготовка публичного выступления; 3) презентация проекта.
Работа по созданию такой карты оказалась очень интересной для учеников, которые её готовили, и стала дополнительным стимулом для остальных ребят. Они захотели продолжить работу над картой и добавить в нее материал, связанный с жизнью и деятельностью других воронежских поэтов и писателей.
Хочу поделиться своим опытом, как можно достаточно просто создать интерактивную карту.
В этой работе можно выделить следующие этапы:
Найти в интернете карту города (области, района, страны) хорошего качества. Вставить ее в презентацию. Это Слайд 1.
В главном меню найти Анимация, выбрать Смена слайдов – Прямоугольник наружу, убрать галочки с режимов по щелчку и автоматически.
Создать гиперссылки. Для этого можно добавить автофигуры или выделить районы на карте. Если в качестве выделенных объектов используются области на карте, необходимо настроить заливку на 100% прозрачность.
На отдельных слайдах размещаем найденный учащимися краеведческий материал. Если объем материала достаточно большой, для него можно создать другие файлы (презентации). В качестве иллюстраций к тексту можно использовать не только фотографии и картинки, но и музыку, звуки города, природы.
Используем управляющие кнопки, чтобы можно было вернуться к исходному слайду.
Интерактивная карта готова!
Такую карту можно использовать для виртуальных путешествий во время уроков литературы и для проведения внеклассных мероприятий. Кроме того, её можно дополнять новыми сведениями, полученными в ходе исследовательской деятельности учащихся. Я думаю, что мой опыт создания интерактивной карты может помочь не только учителям литературы, но и преподавателям других школьных предметов: музыки, истории, биологии физики и др.
Таким образом, использование высокоэффективных технологий обучения позволяет, с одной стороны, учащимся повысить эффективность освоения учебного материала и, с другой стороны, учителю уделять больше внимания вопросам индивидуального и личностного роста учащихся, направлять их творческое развитие. Необходимо постоянное внедрение технологии в практику. В результате регулярного применения образовательных технологий меняются ученики, учителя, занятия.
Список литературы
Информационные технологии в образовании. [Электронный ресурс] https://physics.herzen.spb.ru/teaching/materials
Планета дорог. Энциклопедия путешествий. Создана интерактивная карта «Воронежские адреса О. Мандельштама» [Электронный ресурс] https://www.roadplanet.ru/home/news