МБОУ «Макуловская СОШ»
Верхнеуслонского района Республики Татарстан
Сценарий интеллектуальной игры для учащихся 9-11 классов
«Ваше слово, эрудиты»
Учитель русского языка и литературы
Белкина Татьяна Алексеевна
Ваше слово, эрудиты!
Цель: развитие интеллектуальных способностей учащихся старших классов
через внеклассную работу по русскому языку и литературе.
Добрый вечер, дорогие друзья! Мы рады приветствовать в этом зале на конкурсе «Ваше слово, эрудиты» всех любителей русского языка и литературы, тех, кто пришёл «блеснуть» своими знаниями, послушать других или просто поболеть за своих товарищей.
Итак, сегодня в конкурсе принимают участие эрудиты трёх классов: 9, 10, 11-го. Прошу команды занять свои места.
(Команды занимают места за столами. Поочерёдно они сообщают название команды, девиз, капитан представляет членов команды).
I. Разминка
Шуточные вопросы.
Какое государство можно носить на голове? (Панама)
Какой город летает? (Орёл)
Какая земля никогда не состарится? (Новая)
Какое крыло никогда не летает? (Машинное)
Что можно разбить, получив не выговор, а благодарность? (Лагерь)
Что мы говорим в начале урока? (Звук [у])
Что находится посередине земли? (Звук [м])
За каким звуком спрятано большое просторное помещение? (За-л)
II конкурс.
После небольшой разминки переходим к выполнению заданий более серьёзного характера на знание русской и зарубежной литературы.
В мировой литературе встречаются герои, представляющие собой неразлучные пары. Разве можно представить Дон Кихота без Санчо Панса. Думаю, что нет. И таких пар немало. Сейчас я буду называть литературного героя, а эрудиты в течение 5 секунд должны объявить его пару. Итак, начали.
9 класс Том Сойер – Гек Финн
Робинзон – Пятница
10 класс Бобчинский – Добчинский
Винни Пух – Пятачок
11 класс Холмс – Ватсон
Мефистофель – Фауст
III конкурс.
Продолжим наше путешествие во времени. У слова «время» интересное происхождение. Оно образовано от корня «верт-», «вертеться», т.е. в древности время воспринималось как круг, когда, двигаясь вперёд, мы возвращаемся к началу.
Давайте переведём стрелки часов и окажемся в 1826 году. Изменилось время – меняется и пространство. И вот мы оказываемся в Михайловском, в кабинете А.С.Пушкина. А вот и рукописи поэта. И сейчас наши эрудиты должны будут выступить в роли дешифровальщиков, текстологов.
Итак, наш следующий конкурс – «Загадки Пушкина». Этот конкурс будет проходить под девизом «Кто быстрее».
29 июля 1826 года Пушкин узнаёт о смерти Амалии Ризнич, с которой поэт познакомился в Одессе. И в тот же день поэт пишет стихотворение, посвящённое ей: «Под небом голубым страны своей родной…». О чём думает поэт? Возможно о том, что год этот, 1828-й, — тяжёлый, страшный. Сколько потерь! И вот – Ризнич. А ведь пять дней назад Пушкин узнал … И перо Пушкина быстро выводит: «У. о.с. Р.П.М.К.Б.: 24». О чём подумал поэт? Что вспомнил? Что написал? (Узнал о смерти Рылеева, Пестеля, Муравьёва, Кюхельбекера, Бестужева: 24-ого.)
Вы, конечно, знаете, что названия рек, городов, сёл – это уникальный исторический материал. Городам в нашей отечественной истории не слишком везёт – их то и дело переименовывают.
С реками по-другому. Но, читая Пушкина, я вспомнила, что известен только один случай официального переименования реки в истории России.
Почему, кто и когда это сделал? Какое произведение А.С.Пушкина я прочитала? (ЕкатеринаII переименовала реку Яик в Урал, чтобы даже в названии реки не сохранялась память о «яицком восстании» — восстании Пугачёва. Повесть «Капитанская дочка»).
Ещё один любопытный пример пушкинской шифровки. 9 мая 1828 года Пушкин написал посвящение «Увы! Язык любви болтливой…». Это стихотворение было посвящено женщине, которую он любил, руки которой просил. В рукописи, после стихотворения, поэт приписал: ettena eninelo.
Вопрос, конечно, ясен: расшифруйте эту запись! (Эта строка представляет собой анаграмму (здесь надо читать справа налево) имени и фамилии Анны Олениной (по-французски!), которую Пушкин любил и посвятил ей ряд стихотворений, думая о ней как о невесте и жене.)
IV конкурс.
У меня в руках три конверта. Ни на одном из них нет адреса назначения. Это письма литературных героев. Сейчас вы услышите отрывки из писем. Ваша задача – надписать конверты по возможности более полно, то есть заполнить графы – куда, кому, от кого. Указать, из каких произведений пришла к нам эта корреспонденция.
1-е письмо
«Помнишь, как мы с тобой бедствовали, обедали нашерамышку и как один раз было кондитер схватил меня за воротник по поводу съеденных пирожков за счёт доходов аглицкого короля? Теперь совсем другой оборот. Все мне дают взаймы сколько угодно. Оригиналы страшные. От смеху ты бы умер. Ты, я знаю, пишешь статейки: помести их в свою литературу». (Н.В.Гоголь «Ревизор». На конверте надпись: « Санкт- Петербург. Тряпичкину. / Город N. Хлестаков Иван Александрович.)
2-е письмо
«Стыдно тебе, старый пёс, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не донёс о сыне моём…и что посторонние принуждены уведомлять меня о его проказах. Так ли ты исполняешь свою должность и господскую волю? Я тебя, старого пса, пошлю свиней пасти за утайку правды и потворство к молодому человеку…» (А.С.Пушкин «Капитанская дочка». На конверте: Оренбург. Белогорская крепость. Савелию Архипову. / Симбирская губерния. Гринёв Андрей Гаврилович.)
3-е письмо
«Государь ты наш…, — я, твоя старая нянька, решилась тебе доложить о здоровье папенькином. Он очень плох, иногда заговаривается, и весь день сидит как дитя глупое, а в животе и смерти бог волен. Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем. Слышно, земский суд едет отдать нас под начал…, потому что мы, дескать, ихние, а мы искони ваши, и отроду того не слыхивали». (А.С.Пушкин «Дубровский». Адрес: С-Петербург, Дубровскому Владимиру Андреевичу. / Кистенёвка. Орина Егоровна Бузырёва).
V конкурс. «Цитата – это цикада».
Только наивный или некомпетентный человек может представлять поэтов и их поэтические миры обособленными, изолированными. Разве можно представить себе переклички без живых голосов литературы с тысячелетней традицией? «Цитата – не есть выписка. Цитата есть цикада. Неумолкаемость ей свойственна», — писал О.Мандельштам. Цитирование – это лишь один из видов переклички, существует много других её вариантов: отзвуки, отклики, непреднамеренные совпадения.
Пушкин внимательнее всех читал. «Иных уж нет, а те далече, как Сади некогда сказал…» или «Он возвратился и попал, как Чацкий, с корабля на бал».
Итак, начнём конкурс, проверяющий вашу читательскую чуткость.
Я зачитываю отрывок из стихотворения, поэмы, прозы, вы должны назвать, а ещё лучше прочитать стихотворные строки, в которых слышны отзвуки этих исходных фрагментов.
Звучи, о, арфа, ты всё о Казани мне!
Звучи, как Павел в ней явился благодатен!
Мила нам добра весть о нашей стороне:
Отечества и дым нам сладок и приятен.
(Державин «Арфа» / Грибоедов «Горе от ума»)
2. Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов твёрже он и выше пирамид,
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полёт его не сокрушит.
(Державин и Пушкин «Памятник»)
Зачем он свой сплетать венец
Давал завистникам с друзьями?
Пусть дружба нежными перстами
Из лавров сей венец свила –
В них зависть терния вплела
И торжествует: растерзали
Их иглы славное чело –
Простым сердцам смертельно зло,
Певец угаснул от печали…
(В. Жуковский «К князю Вяземскому» и М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта»)
А теперь несколько неожиданный пример: перекличка прозы и стихов.
Раскроем «Прогулку в Академию художеств» К.Батюшкова:
«Помню только, что, взглянув на Неву, покрытую судами, я сделал себе следующий вопрос: что было на этом месте до построения Петербурга? Может быть сосновая роща, сырой, дремучий бор или топкое болото, поросшее мхом и брусникою; ближе к берегу – лачуга рыбака… И воображение моё представило мне Петра… Здесь будет город, сказал он, чудо света. Сюда призову все художества, все искусства. Здесь художества, искусства, гражданские установления и законы победят самую природу. Сказал – и Петербург возник из дикого болота».
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася, бедный чёлн
По ней струился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там…
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Подобные отзвуки вы найдёте и в литературе XX века: в творчестве Аненского, Блока, Маяковского и Пастернака. Вот строки из стихотворения Бориса Пастернака «Иней», которые являются отзвуком на известное вам четверостишие поэта XIX века.
Торжественное затишье,
Оправленное в резьбу,
Похоже на четверостишье
О спящей царевне в гробу.
Перед ним во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
В заключение хочу напомнить вам слова Гёте: «Только о сумасбродном и совершенно беспорядочном художнике позволительно говорить, что всё у него своё, о настоящем – невозможно».
VI конкурс.
«Вещи литературных героев».
Кому принадлежат следующие предметы?
Книга с заложкой на 14 странице. (Манилову, «Мёртвые души» Н.В.Гоголя)
Рюмка с ликёром и тремя мухами. (Плюшкину, «Мертвые души» Н.В.Гоголя)
Остро отточенный гвоздь. (Ване Солнцеву, «Сын полка» В.П.Катаева)
Крыса на верёвочке. (Тому Сойеру, «Приключения Тома Сойера» Марка Твена)
VII конкурс.
Надеюсь, что эрудиты любят и хорошо помнят басни И.А.Крылова. Следующий конкурс связан именно с баснями. Эрудиты предлагают по одному человеку из команды, который мог бы показать басню за 30 секунд. Думаете, это невозможно? Проверим. (Ведущий или его помощник показывает пантомиму к басне «Слон и моська». Эрудиты отгадывают.)
Ну что же, я попрошу по одному лицедею от команды на игровую площадку. Вот здесь три конверта с названиями басен. Вы показываете басню своей команде. Это должна быть чистая пантомима. Команда должна узнать и назвать басню. А жюри будет оценивать и ваше мастерство, и эрудицию команды. Начали!
Демьянова уха».
«Лебедь, рак и щука».
«Ворона и лисица».
Ведущий: Простое слово промежуток:
В театре несколько минуток,
Пока начнётся новый акт,
Мы называем всё… (антракт)
На время что-то прекратив,
Мы объявляем … (перерыв)
В борьбе, в труде устали слишком –
Дают ребятам … (передышку)
После урока непременно
Нужна ребятам … (перемена).
Задания для болельщиков.
1.Я – синоним осьминога,
А без с – в метле нас много. (спрут – прут)
2.Я то же, что и ураган,
Но только гость восточных стран.
На море я гроза для шхун
А называюсь я … (тайфун)
3.Задачу ты решишь свободно:
Я – небольшая часть лица.
Но прочитай меня с конца –
Во мне увидишь что угодно. (нос – сон)
4.Географию со мной
Изучают в школе дети.
Дай порядок букв иной –
И найдёшь меня в буфете. (атлас – салат)
5.Меня вы в сказках отыщите, —
Я в сказках Пушкина герой.
Но л на н лишь замените, —
Сибирской стану я рекой. Елисей – Енисей)
VIII конкурс.
А теперь пора перейти к заданиям по русскому языку. Первое задание называется «Переставь букву». Переставьте буквы в словах так, чтобы получилось новое слово, сохраняя количество букв:
Ложа – жало
Трепак – паркет
Вобла – обвал
Пион – пони
Числа – силач
Планка – клапан
Конус – сукно
IX конкурс.
«Что это?»
Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его везде суют, вмешиваясь не в своё дело. (Нос)
Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые люди. (Уши)
Он в голове у несерьёзного, легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (Ветер)
X конкурс.
И в конце нашей встречи я предлагаю провести конкурс капитанов. Каждый из вас может заработать одно дополнительное очко для команды, которое может быть победным. Тот из вас, кто первым прочитает эту анаграмму и станет обладателем этого очка.
ШВАА ВАША
ДОМАКАН КОМАНДА
НАТОЙДСО ДОСТОЙНА
БЫДЕПО! ПОБЕДЫ!
Подведение итогов.
Ведущий.
Ну что ж, мы расстаёмся с вами, но ненадолго. Надеюсь, что встреча эрудитов прошла с пользой, как для игроков, так и для болельщиков.
Использованная литература
К.П.Алликметс, А.А.Метса. Поговорим, поспорим. Л.: Просвещение, Ленинградское отделение, 1991. – 320с.
Л.Л.Бельская. Литературные викторины. М.: Просвещение, 2003. – 301с.
В.А.Ильина. Литературные викторины. Волгоград: Учитель-АСТ, 2001. – 120с.
Я.Л.Трембовольский, И.В.Чекалов. Ваше слово, эрудиты. М.: Просвещение, 1990. – 144с.