Бардина Анна Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ№3» г.Южноуральск.
Урок по литературе «С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы» 5 класс
Цель урока:
Познакомить детей со стихотворениями С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями».
Задачи:
— познакомить с жизнью и творчеством великого русского поэта серебряного века — С.А. Есенина;
— почувствовать в его стихах всепроникающий лиризм — специфику поэзии Есенина. Русь как главная тема всего его творчества;
-отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения;
— развивать образное и эстетическое мышление;
-воспитывать в детях любовь к Родине через любовь к природе. Учить замечать красоту окружающего нас мира.
У: Сегодня у меня с утра чудесное настроение! И у вас думаю тоже. Что вы увидели утром, выходя из дома?
Д:….
У: Чем поражают дерево?
Обратите внимание на цвет.
Д: Белые, серебряные, закат.
Чудо как хорошо,
У: Мне хочется поделиться с вами строчками из одного стихотворения.
У: Музыка.
Чтение стихотворения Белая береза. Кто автор этого стихотворения.
Д: Сергей Есенин
У: Здорово выражать свои чувства и эмоции с помощью слова. А хотелось бы вам так же?
Д: да…
У: Это и будет одна из задач сегодня на уроке.
Сегодня мы побываем в творческой мастерской С. Есенина. А может нам не надо это?
……….
И сегодня нас вновь ждёт встреча с его творчеством. Проанализируем, какие приемы использует этот поэт, чтобы донести до нас интимные чувства в изображении Родины и родной природы.
Мы будем говорить об отношении поэта к родному краю, родному дому.(тема урока на слайде)
Ведь он говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве» (слайдлайдн говорил: «ством этого з Сного поэта 20 века С. ).
У: Послушайте стихотворение «Я покинул родимый дом…» и попытайтесь прочувствовать настроение этого произведения. (Читает учитель, музыка (слайд изба)).
Замечательно… У вас на партах лежат эскизы. Попробуем с помощью цвета передать настроение этого стихотворения. Раскрасьте изображение дома теми красками, которые соответствуют настроению стихотворения. (Дети рисуют)
-Покажите. Голубой, жёлтый, зелёный, белый…Да, вы молодцы.
Где эти цвета мы с вами уже встречали? В каком стихотворении? У: Когда речь идет о природе. Пирода и крестьянская родина для поэта неразделимы.
Почему именно такие цвета? Конечно, когда речь заходит о нашем доме, нашей маленькой родине, у нас только тёплые чувства, (светлые тона), но здесь присутствует грусть по дому, поэтому есть и тёмные тона.
У:Обратите внимание, что стих-ие написано в 1918 году. Прошло 6 лет как поэт покинул Константиново. Вы передали с помощью цвета, ту ностальгию, ту грусть по родным местам.
У: Прочитайте 1 строчку стихотворения.
Как вы думаете, есть ли разница в значении прилагательных «родной и родимый»?
Почему в качестве эпитета к слову дом, Есенин использует прилагательное «родимый», а не родной? (слайд)
Д: «Родной» — прилагательное стилистически нейтральное, не окрашенное эмоционально. Эпитет родимый отражает чувство нежности и душевной близости, употребляется в разговорной речи.
У: Поэт пишет, что он оставил Русь. Как вы думаете он уехал из России?
— Какую Русь он покинул?
У: Да, действительно, в 1918 году поэт не уезжал из России. Русь для него это родимая деревня Константиново рязанской земли.
У: Перед нами открылось 2 образа. Это образ родного дома и образ Руси. (слайд)
У: Читаем дальше и попытаемся представить ту картину, которую хотел передать автор. Со слов «В три звезды..»
Д: Нам кажется, будто мы видим постаревшую женщину, которая с грустью вспоминает сына, глядя на звезды над березами. Грусть матери теплится, как лампада, на которую похожи три звезды над прудом.
Д: Конечно же, это образ отца. Сейчас я вам зачитаю эти строчки, и вы скажите, что вы представляете. Нам кажется, будто мы видим постаревшего мужчину, который с грустью вспоминает сына, он тоже ждет сына.
У: Значит добавляются ещё два образа: матери и отца. (слайд) У Есенина сливается все воедино. Родной дом это и родители, и вера, которую привили с детства, и природа, которая так же дорога как и край родной.
У: Обратите внимание на цветовую гамму стихотворения. Какие цвета встречаются в первых 2 четверостишиях?
Д: Голубой, золотой, белый.
У: Символ голубого цвета? (небо, вода, верность, бесконечность, таинственность – например, необозримые голубые дали)
Золотого? (нарядность, солнце, тепло)
Белого? (чистота, гармония, миролюбие)
У: Это цвета использовали в старинных русских иконах. Они действительно означали то, что мы сейчас назвали.
У.: А послушайте еще раз: Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Какое еще художественное средство использует Сергей Есенин? Да, это «переносное значение», скрытое сравнение — метафора. Это яркое и таинственное сравнение.
У: Какие согласные звуки чаще всего встречаются во 2 четверостишии? Работаем в парах. Посчитайте, чья пара будет внимательнее.
Д: л и н.
У: Подсчитайте их количество.
Д: л встречается 9 раз, а н 5 раз.
У: Для чего поэт использует такое количество сонорных согласных, еще раз прочитаем. Как звучит стихотворение? (мягко, плавно)
Д: Эта особенность создает мягкость, гибкость, мелодичность звучания.
У: Как называется такой прием в литературе, когда повторяются согласные звуки.
Д: Аллитерация.
У: Мы поработали с 2 четверостишиями, какое время года изображено в них?
Д: Это лето, нет это весна!
У: А как нам узнать, лето это или весна?
Д: Там говорится про яблонный цвет, про тихую воду. А яблоки цветут в конце мая, река уже чиста ото льда, вода спокойна.
У: Перейдем к третьему четверостишие, прочтём первые две строчки : какое время года там?
Д: Там пурга, значит это зима.
У: Почему поэт создает перед нами образ пурги? Обратите внимание на год создания стихотворения – 1918 и вспомните историю нашей Родины(отвечают….)
А потому, что образ пурги связан с войной и революцией в России- очень трагическим событиями.
У: Сломится ли Русь под этой пургой? На этот вопрос нам ответят последние строки стихотворения ( со слов «Стережет голубую Русь…» до конца)
У: Так сломится ли Русь под пургой?
Д: Нет, ее охраняют сказочные неведомые силы.
У.: Давайте подведем итог всей нашей работе со стихотворением: каким видится вам то место, где родился С.Есенин? Его родина. Составим синквейн.
В переводе “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме.
Пятая строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию.
Это тема Родна
Какая она
Как воздействует
Ваше отношение к теме
Слово-синоним к теме
У.: Давайте вернемся к эпиграфу нашей встречи с есенинскими строками: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве» (слайдлайдн говорил: «ством этого з Сного поэта 20 века С. ).
А пишется ли слово родина по иному? Почему, как вы думаете, одно и тоже слово пишется то с большой, то с маленькой буквы?
У каждого из нас есть своя родина – это место где мы родились, это наша малая родина. А есть Родина и для всех она одна, это Русь у Есенина, у нас — это Россия!
У: Перед вами четыре цвета: голубой, белый, золотой, серый, и дом. Наполните его тем цветом, или цветами, которые передают образ родного дома после прочтения стихотворения «Я покинул родимый дом…»
Совпали ли ваши ассоциации с есенинскими чувствами?
Речь на уроке шла о доме, о родине, о семье. Продолжите фразу… «Я хочу, чтобы мой дом был наполнен…»
А я хочу вам пожелать, чтобы ваш дом был наполнен теплом, любовью, счастьем, добротой и был для вас таким же родимым, как для Сергея Александровича Есенина
У: В 1924 году Есенин написал еще одно стихотворение посвященное Родине. Прошло уже шесть лет с момента создания стихотворения «Я покинул родимый дом..» Что же звучит в душе поэта, какая музыка?
У:Давайте вслушаемся в стихотворение «…» (Читает учитель).
С помощью цвета передать настроение этого стихотворения. (Дети рисуют)(Почему именно такой цвет)
У:Сравните настроение 2-х стихотворений.
Д: Стихотв. «Я покинул родимый дом…» кажется более ярким, праздничным, чем второе – « Низкий дом с голубыми ставнями…».
У: Обратите внимание на цветовую гамму стихотворения. Какие цвета встречаются ?
Д: Голубой и серый. Это тусклые, грустные, бедные тона. Показана бытоописательность.
У: Какие 2 эпитета повторяются и в том и в другом стихотворении? К каким существительным они относятся?
Д: «Голубая Русь» — «голубые ставни».
У: Используется голубой, светлый цвет. Для чего наряду с серыми тонами Есенин использует голубой цвет, возвышенный.
Д: Чтобы противопоставить романтический образ Руси с бытовым.
У: «Родимый дом» — «родимая выть». Что такое выть?
Выть — вспаханное поле. Вновь эпитет «родимый», а не родной.
Это уже не только та изба в которой жил поэт, но и вся земля, которая кормит русских люд и полита крестьянским потом, земля на которой спето много радостных и горестных песен, — «родимая выть».
У: Какой он образ родного дома теперь для Есенина? Восторгается он сейчас красотой своей Родного края.
Д: Нет, восторга уже нет.
У: Посмотрим на композицию. Как начинается и заканчивается стихотворение?
Д: Строчки одинаковые.
У: Как называется такая композиция?
Д: Кольцевая.
У: Для чего Есенин использует такую композицию?
Д: Поэт показывает, чтобы не случилось, его любовь к родине никогда не угаснет!!!!!
Cлово «Родина» Есенин мог бы написать с одинаковым правом и с прописной буквы, и со строчной буквы, потому что образ родины в его стихах принял конкретные очертания рязанской деревни, и в то же время было не только Константиново – это была вся Русь.