Урок литературного чтения в 3 классе
Тема: «О весна, без конца и без краю…»
Тип урока:
Цель:
* Помочь увидеть и понять за строками стихов чувства и настроения их авторов. Поддерживать стремление и интерес к изучению стихотворных текстов на основе образного восприятия природных явлений в действительности. Формировать навыки беглого и выразительного чтения.
Планируемые результаты: создание в воображении детей картины пробуждения природы. Развитие познавательные способности, обогащать воображение, расширять объем памяти. Развивать экологическую культуру.
Личностные результаты: возможность самореализации учеников в литературно – театральной и художественно- изобразительной деятельности.
УУД:
Регулятивные: учатся выражать свои версии.
Познавательные: отвечают на вопросы, используя имеющиеся знания, материал учебника и собственные наблюдения.
Коммуникативные: вступают в беседу с одноклассниками и учителем, создают коллективный рисунок.
Средства обучения: DVD запись голосов птиц, запись музыкального произведения П. И. Чайковского «Март. Песнь жаворонка», костюмы бабочки, мухи, иллюстрации по весенней тематике, фломастеры, краски, лист для коллективного рисования, плакаты со стихами, тексты, учебник Р. Бунеева «В одном счастливом детстве».
Структура урока
I. Эмоциональный настрой
II. Презентация темы урока и целеполагание
Дикционно – артикуляционная разминка
Актуализация знаний
Практическая часть
Задание на дом
Итог урока и рефлексия
Сценарий урока
Эмоциональный настрой
(Звучит запись музыкального произведения П. И. Чайковского «Март. Песнь жаворонка»). Улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы добры, приветливы, мы все здоровы. Глубоко вдохните. Выдохните вчерашние обиды, беспокойства и огорчения. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей, прозрачность воздуха. Желаю вам на весь урок хорошего настроения и успехов.
Презентация темы урока и целеполагание
Весна на улице. К нам в класс тоже пришла весна, потому что наш урок сегодня о весне. Давайте вспомним авторов блока произведений «О весна, без конца и без краю…». Сегодня мы не только станем соавторами стихотворных произведений, но и превратимся в художников, поможем волшебнице Весне закончить рисунок.
Дикционно – артикуляционная разминка
1). Прищелкивая языком у твердого неба, озвучьте цокот копыт лошади.
2). Изобразите, как фыркает лошадь на водопое.
3). Читаем стихотворение Я Козловского, поочередно делая акцент на согласные р, с, н, в:
Серая ворона черного ворона
Утром ругала, присев на сучок.
Новость о том разнесли во все стороны
Сплетницы- кумушки- сорок сорок.
Актуализация знаний
Инсценировка сказки В. Бианки
— Пусти, муха, пусти, негодная. Тут, на травинушке мое место! Я сама хочу на солнышке погреться.
— Кто ты такая, чтобы тебя пустить?
— Бабочка я, крапивница. Не тебе, муха, чета!
— Ну и лети в свою крапиву.
— Где крапива, когда еще снег кругом.
— А мне какое дело? Это мой дом, мое бревнышко! Я еще осенью сюда забралась, всю зиму проспала в щелочке.
— И я спала в щелочке. Ты с какой стороны? Я- с левой.
— А я- с правой. Я тоже здешняя.
— Ну, тогда садись рядом. Вместе зиму коротали, вместе и на весеннем припеке погреемся. Чай, соседи.
Спасибо нашим артистам. Вот такие чудеса происходят на белом свете. Не успели проснуться муха с бабочкой, а уже поссорились и помирились. А на земле не только такие чудеса происходят, ведь наступило волшебное время года- весна. Почему я сказала — волшебное? Это нам помогут понять те произведения о весне, которые мы прочитали в разделе «О… без конца и без…» (О весна, без конца и без краю…)
Сначала давайте вспомним названия стихотворений о весне и их авторов. Восстановим перепутанные имена и фамилии:
Андрей Окуджава, Саша Мандельштам, Булат Черный, Александр Маяковский, Федор Блок, Владимир Тютчев
(Правильные ответы: Федор Тютчев «Еще земли печален вид», Андрей Макаревич «Снег…», Александр Блок «Ветер принес издалека…», Владимир Маяковский «Тучкины штучки», Осип Мандельштам «Калоша», Саша Черный «Зеленые стихи», Булат Окуджава «Весна».
Теперь проверим, насколько хорошо вы познакомились с весенними стихами.
Практическая часть
Упражнение «Строчки заблудились»
О. Мандельштам
Для резиновой калоши,
Настоящая беда,
Очень грязь она не любит,
А ходит грязная всегда.
Если день- сухой, хороший,
Если высохла вода.
Ей всего на свете хуже,
В чистой комнате стоять, ждать мальчишек и девчонок,
Которым нравится читать.
То ли дело шлепать в луже, через улицу шагать!
(Лишние 3, 4, 9, 10 строки)
***
Где- то светло и глубоко,
Ветер принес издалека
Неба открылся клочок,
Песни весенней намек.
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури
В этой бездонной лазури.
Авторский вариант А. Блока:
(Ветер принес издалека
Песни веселой намек.
Где- то светло и глубоко
Неба открылся клочок,
В этой бездонной лазури
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звездные сны.)
***
Еще земли печален диск,
А воздух осенью уж дышит.
И мертвый в поле дуб колышет,
И сосен иглы шевелит.
Авторский вариант Ф. Тютчева:
(Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит.
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.)
Упражнение «Соавторство»
В. Маяковский
Плыли по небу тучки
Тучек – (4 штучки):
От первой до третьей люди,
Четвертая была (верблюдик).
О. Мандельштам
Зеленеют все опушки,
Зеленеет пруд…
(Дети придумывают свои варианты двустишья.)
Авторский вариант:
(А зеленые лягушки
Песенку поют).
Упражнение «Объяснялки».
Он жил 100 дней и исчез за 5 (снег).
Они бывают людьми и животными. Они боятся солнца (тучки).
Ею воздух дышит. Ей улыбнулась природа (весна).
Упражнение «Действия и признаки».
Что делали?
Бури (плакали), сны (реяли), тучки (плыли), век (короткий), жираф (желтый), мох (зеленый),
листик (зеленый), дуб (зеленый).
Почему вы так часто повторяете слово «зеленый»? (Потому что это слово из стихотворения «Зеленые стихи»).
Литературный эксперимент.
Попробуем выбрать отдельные строки из стихов и расположить их друг за другом, чтобы получилась картина постепенного перехода от зимы к весне.
Примерный ответ:
Красок на свете нет –
Есть только белый свет.
Плакали зимние бури.
А воздух уж весною дышит.
Май теперь ведь… май!
Слава богу, что кущи и рощи
Наполняются звоном опять.
Физкультминутка
«Песенка про чибиса»
У дороги чибис,
У дороги чибис.
Он кричит, волнуется чудак.
Ах, скажите, чьи вы,
Ах, скажите, чьи вы
И зачем, зачем, идете вы сюда…
Представим, что мы в весеннем лесу. Чьи голоса вы узнали? (запись голосов птиц). Ответы зачитываем из текста А. Толстого «Детство Никиты».
(Стук- «Сереньким платочком сквозь прозрачные березы пролетел дятел…» Свист- «В липах запела иволга…»
Ку- ку- «…у пруда закуковала кукушка…»
Кар- кар, чьи- чьи «Просыпались, заливались разными голосами скворцы».
Тест
1.Тучек было: а).5 б). 6
2. Гимназистик был: а) рыжий б) черный
3. Жук улыбается как: а) именинник б) профессор
4. Ветер принес: а) слезы б) песни
5. Город: а) утонет б) поплывет
Какой образ находится в центре внимания всех авторов? (Образ весны). Наверное, это было их любимое время года. С помощью чего они передали нам свое отношение к весне? (С помощью слов). Какие чувства вызывают эти произведения? (Радость, ожидание чего- то хорошего, любовь к природе, Родине…). А какое ваше любимое время года?
Коллективное рисование
А вот и волшебница Весна (черно- белый рисунок). Вам не кажется, что здесь чего- то не хватает? Давайте попробуем выразить свое отношение к весне с помощью красок. (Дети дорисовывают цветы, зелень, птиц…) Что надо передать? (Красоту молодой природы, светлое, радостное настроение, ожидание счастья).
Какая красивая получилась у нас картина! Какие яркие краски, нежная зелень. Но живая природа еще прекраснее. Мы с вами будем учиться не только видеть ее красоту, но и беречь ее богатства.
VI. Рекомендации для работы дома:
Написать сочинение — зарисовку: «Мое любимое время года».
VII. Итог урока. Рефлексия
Почему же я назвала весну волшебным временем года? (Солнышко пригревает, снег тает. Все вокруг оживает, просыпается, птицы поют звонкие песни, животные играют, наслаждаются теплом, люди радуются. Происходит преображение природы и всех живых существ.)
Чьи стихи произвели на тебя большее впечатление?
На каком этапе урока вы были более активными, почему?
Какой этап урока был для тебя самым интересным, а какой- самым трудным?
Вы все сегодня работали дружно, энергично и активно. Спасибо за урок.