Государственное бюджетное образовательное учреждение
детский сад № 44
Фрунзенского района
Методическая разработка
Сценарий урока литературы на тему
«Прогулка по Петербургу»
подготовила
Брагиш Надежда Вячеславовна,
воспитатель
Санкт-Петербург
2013
Актуальность проводимого мероприятия:
Санкт-Петербург – мир особой духовной культуры, восприятие, сохранение и развитие которой есть величайшая ценность, имеющая общечеловеческое значение.
Цель мероприятия:
содействие ребенку в освоении городского пространства и формировании образа своего города;
воспитание чувства принадлежности к Петербургской культуре;
формирование психологии современного горожанина – петербуржца;
развитие у детей эмоционально – ценностных ориентиров через осмыслении истории культуры Санкт — Петербурга;
организация взаимодействия ребенка с городом, способного стать определяющим в формировании его представлений об окружающем мире, стиля поведения, свойственных юному петербуржцу.
Условия и особенности реализации:
Занятие проводится в музыкальном зале, оборудованном видеопроектором, магнитофоном.
Предварительные организационные мероприятия:
В зале необходимо расставить столы и стулья полукругом, так как все участвующие в мероприятии должны находиться за столами.
Действующие лица: ведущий (воспитатель), дети, родители.
Ведущий:
Добрый вечер, говорим мы вам!
Мы не случайно собрались сегодня в этот майский вечер в нашем уютном зале, ведь именно сегодня мы отмечаем этот замечательный праздник – ДЕНЬ ГОРОДА.
А в этом году нашему любимому городу исполняется 310 лет.
Санкт — Петербург – гранитный город,
Взнесенный Словом над Невой,
Где небосвод давно распорот –
Адмиралтейскою иглой!
Как явь, вплелись твои туманы
Виденья трехсотлетних снов,
О, самый призрачный и странный
Из всех российских городов!
Недаром Пушкин и Растрелли,
Сверкнувши молнией в веках,
Так титанически воспели
Тебя – в граните – и в стихах!
И – майской ночью в белом дыме,
И – в завываньи зимних пург –
Ты – всех прекрасней, — несравнимый
Блистательный Санкт – Петербург!
Н.Агнивцев
Ведущий:
Представьте, что мы отправляемся на прогулку по Петербургу в карете.
(включается аудиозапись стука копыт и скрипа каретных колес)
(стук копыт и скрип колес затихает)
Ведущий:
Чтобы узнать первую остановку необходимо отгадать загадку:
Площадь эта главная,
Площадь эта славная.
Побывать на ней все рады:
Тут проводятся парады,
Проходят демонстранты,
Играют оркестранты.
Бывают здесь гуляния,
На лошадях катания.
Хоть она и старая,
Но выглядит, как новая,
Площадь наша главная
По имени …
Дети и родители (хором): ДВОРЦОВАЯ
(на экран проецируется изображение Дворцовой площади)
Дети:
Опять на площади Дворцовой
Блестит колонна серебром.
На гулкой мостовой торцовой
Морозный иней лег ковром.
Идешь и полной грудью дышишь,
Спускаешься к Неве на лед
И ветра над собою слышишь;
Широкий солнечный полет.
И сердце радостью трепещет,
И жизнь по-новому светла,
А в бледном небе ясно блещет
Адмиралтейская игла.
Г.В.Иванов
Ведущий:
Едем дальше
(включается аудиозапись стука копыт и скрипа каретных колес)
(стук копыт и скрип колес затихает)
Следующая остановка:
Зимний дворец у Невы, посмотри!
Жили когда-то в нём наши цари.
Ну а сейчас в нём огромный музей,
Города гордость и Родины всей.
Дети и родители (хором): ЭРМИТАЖ
(на экран проецируется изображение Эрмитажа)
Дети:
Весь в сиянье Красоты:
Там бесценные холсты
И бесценные скульптуры.
Сам — шедевр архитектуры!
Стиль барочный, очень ранний.
Зимний – главное из зданий.
Все дворцы перед тобой:
Малый, Новый и Большой
(Или Старый – это зданье
Носит сразу два названья).
Далее стоит преважный
Наш театр Эрмитажный.
И еще запомнить надо,
Что у Нового с фасада
(Если входим с Миллионной),
Держат тяжкий свод балконный
Знаменитые гиганты,
Называются – атланты!
Изваял Теребенёв…
Кленце, России и Брюллов,
Валлен – Деламот и Фельтен,
Стасов и Ринальди, Йенсен,
И Расстрелли, и Кваренги –
Дивных гениев шеренги
Создавали Эрмитаж,
Свой и твой, и мой, и наш.
Т.А.Кудрявцева
Ведущий:
Едем дальше
(включается аудиозапись стука копыт и скрипа каретных колес)
(стук копыт и скрип колес затихает)
Следующая остановка:
На площади столпотворение!
Вот начался подъём столпа.
Пришли канаты в натяжение
Скрипят колёса… В напряжении
Притихла горожан толпа.
А вдруг неправильный расчёт?
Махина рухнет, упадёт!
Глаза рукою прикрыла дама…
Но нет! Колонна встала прямо!
Исполнен грандиозный план.
В веках прославлен Монферран.
Дети и родители (хором): АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТОЛП
(на экран проецируется изображение Александрийского столпа)
Дети:
На Невском, как прибой нестройный,
Растет вечерняя толпа.
Но неподвижен сон спокойный
Александрийского столпа.
Гранит суровый, величавый,
Обломок довременных скал!
Как знак побед, как вестник славы,
Ты перед Царским Домом стал.
В.Брюсов
Ведущий:
Снова отправляемся в путь
(включается аудиозапись стука копыт и скрипа каретных колес)
(стук копыт и скрип колес затихает)
Следующая остановка:
Памятник из бронзы:
Честь царю, хвала!
Мчится, словно ветер, конь,
Тянет удила.
На коне сидит герой,
Он красивый, молодой.
Это – память в честь Петра,
Много сделал он добра.
Скачет воин в будни, в праздник,
А зовётся…
Дети и родители (хором): МЕДНЫЙ ВСАДНИК
(на экран проецируется изображение Медного всадника)
Дети:
В морозном тумане белеет Исаакий.
На глыбе оснеженной высится Петр.
И люди проходят в дневном полумраке,
Как будто пред ним выступая на смотр.
Но северный город — как призрак туманный,
Мы, люди, проходим, как тени во сне.
Лишь ты сквозь века, неизменный, венчанный,
С рукою простертой летишь на коне.
В.Брюсов
Ведущий:
Снова отправляемся в путь
(включается аудиозапись стука копыт и скрипа каретных колес)
(стук копыт и скрип колес затихает)
Следующая остановка:
Царь остров в устье указал,
И поднялись за валом вал
Шесть бастионов над рекой:
Нарышкин, Зотов, Трубецкой,
Головкин, Меньшиков, один
Был Государев. Шесть куртин
Сковали крепко островок.
Теперь врагов и на порог
Не пустит русская река,
Пускай смирят свирепость,
Узнав, что стала на века
Здесь…
Дети и родители (хором): ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ
(на экран проецируется изображение Петропавловской крепости)
Дети:
Раздумал, видно,
Ангел улететь
И вот застыл,
Пространства не осиля.
Ему на город
Весело глядеть
С вершины
Петропавловского шпиля.
Под ним течет
Красавица Нева,
И воды омывают
Пляж знакомый,
А в невских водах
Неба синева.
Здесь все своё.
Он в Петербурге – дома
Е.Ефимовский
Ведущий:
Снова отправляемся в путь
(включается аудиозапись стука копыт и скрипа каретных колес)
(стук копыт и скрип колес затихает)
Следующая остановка:
Собору огромному равного нет.
Его возводили почти сорок лет!
Какой многотрудной должна быть работа,
Чтоб стали вокруг сто двенадцать колонн
И купол в лучах засверкал золотой!
Но кто ж архитектор? Известен вам он.
Построил в столице собор-великан
Зодчий великий Огюст Монферран.
Дети и родители (хором): ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР
(на экран проецируется изображение Исаакиевского собора)
Дети:
Раскинулся над градом.
Великолепный взор.
Стоит громада-царь.
Исаакиевский собор.
Величественно смотрит на тучи, облака.
Его гранит и мрамор видны издалека.
Архитектурный стиль Европе неподстать.
Громадина Исаакий, божественная стать.
Ты в тоже время грозный и добрый как дитя.
К тебе идут молиться, за всё благодаря.
Тебя творили миром, чтоб от беды нас спас.
Громадина Исаакий и взор безумных глаз.
К тебе идут с душою, прости да отпусти.
Громадина Исаакий, ты любишь нас? Люби!
Твои колонны-тонны стоят уж много лет.
А ангелы над ними, поют в небесный свет.
Великолепие это с минуты не опишешь.
Я чувствую Исаакий как ты тихонько дышишь…
А.Иванов
Ведущий:
Опять отправляемся в путь
(включается аудиозапись стука копыт и скрипа каретных колес)
(стук копыт и скрип колес затихает)
Следующая остановка:
Храм распахнул колоннаду дугой.
Вознесся над куполом крест золотой.
Взят пудостский камень для стен и колон
(Для храма впервые использован он).
На Невском, где всё изумляет наш взор,
Воздвиг Воронихин…
Дети и родители (хором): КАЗАНСКИЙ СОБОР
(на экран проецируется изображение Казанского собора)
Дети:
…мне снился сон о Петербурге…
осенний вечер звал меня…
собор Казанский в перламутре
мерцал под сводами дождя…
на полотне старинных улиц
разлился красок синий цвет…
пастель художника рисует
изящный женский силуэт…
…мне снился сон о Петербурге,
что я осталась навсегда
под сводом неба на рисунке,
в слезах осеннего дождя…
С.Магницкая
Ведущий:
Опять отправляемся в путь
(включается аудиозапись стука копыт и скрипа каретных колес)
(стук копыт и скрип колес затихает)
Последняя остановка:
В начале Невского стоит
Прекрасно здание на вид.
Колонны, статуи и шпиль,
И только в вышине
Горит кораблик золотой
Весь в солнечном огне.
Дети и родители (хором): АДМИРАЛТЕЙСТВО
(на экран проецируется изображение Адмиралтейства)
Ведущий:
Так повелось, что кораблик Адмиралтейства считается главным символом нашего города
Дети:
Корабль — над городом плывёт
По облакам, через столетья,
И в парусах грохочет ветер,
Лохматя синь балтийских вод.
Тверда петровская рука,
Она умела в бурю править…
… О наша быль, о наша память –
Фрегат – связующий века!
Корабль — над городом плывет
И видит нас внизу, в пучине.
По этой, может быть, причине
К нему мы рвемся, в небосвод.
В.Кузнецов
Ведущий:
Теперь давайте немного отвлечемся и проверим, хорошо ли родители знают наш город.
Ответьте на вопросы:
Наш город трижды менял свое имя. Теперь ему вернули название Санкт – Петербург. Сколько раз переименовывался город?
Где звери никогда не покидают своего хозяина?
Для чего разводят мосты на Неве?
Какие кружева нельзя смотать в клубок?
Молодцы родители! Настоящие петербуржцы!
Ведущий:
А теперь последнее задание.
Игра «Собери картинку».
Правила игры просты: разбиваемся на 2 команды – команда детей и команда родителей, и по команде ведущего начинаем собирать картинки. Побеждает та команда, которая первой правильно соберет картинку.
(участвующие разделяются на 2 команды – детей и родителей. Каждой команде выдается разрезанная картинка кораблика Адмиралтейства).
Дети:
Расскажу тебе, родной,
Про кораблик золотой…
Тот кораблик – непростой:
Высоко над головой,
Раздувая паруса,
Он несется в небесах.
Полетать он так мечтает!
Жалко, шпиль ему мешает:
Не пуская никуда.
Вертит им туда-сюда.
Догадайся, для чего
Люди сделали его?
Чтобы помнить о морях
Да о славных кораблях:
Тех, что много воевали
И победы одержали;
И о тех, что груз везут
В близкий и далёкий путь;
И о старых моряках –
Будет слава им в веках!
Помни это, мой внучок,
Синеглазый морячок!
Е.Ефимовский.
Ведущий:
Наша встреча подошла к концу.
Было очень приятно провести с вами вечер.
До свидания! До новых встреч!
(включается аудиозапись песни: А.Дольского «Удивительный вальс»).
Методические советы:
При подготовке к литературной гостиной воспитателю рекомендуется провести ряд занятий по ознакомлению детей с историей города и его достопримечательностями.
Рекомендовать родителям осуществить поездки к памятным местам Санкт-Петербурга.
Часть стихотворений о городе могут читать родители (по желанию воспитателя).
Используемый реквизит:
Мультимедийный проектор;
Экран;
Аудиосистема;
Ноутбук;
Слайды;
Пазл «Кораблик»;
Рекомендуемая литература:
Кудрявцева Т.А. Азбука Санкт-Петербурга. – С-Пб.:Искусство-СПБ, 2011.
Колесникова И.А., Нагавкина Л.С., Барышников Е.Н. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитаний. Петербургская концепция. – С-Пб.:ГУПМ, 1994.
Смирнова И. Виват, Петербург!. – С-Пб, Колокольчик, 1995.
Стихи о Петербурге для детей: пособие для воспитателя детского сада. – С-Пб, 1994.
Ефимовский Е. Петербург в загадках (https://www.efefspb.ru/dlr/peterburg/)
https://www.consumer-club.com.ua/multimedia/tag/%25E3%25EE%25F0%25EE%25E4/1643
Приложения:
Ответы на вопросы викторины:1)3; 2)Памятник И.А.Крылову; 3)Чтобы по Неве могли пройти большие корабли; 4)Чугунные кружева решеток