СЦЕНАРИЙ УРОКА
литературы в 10 классе
«Я ЛИРУ ПОСВЯТИЛ
НАРОДУ СВОЕМУ»
Автор-составитель
Учитель русского языка и литературы
Мичуринской средней школы
Костанайской области,
Костанайского района
Тихонова Надежда Андрееевна
СЦЕНАРИЙ УРОКА В 10 КЛАССЕ.
ТЕМА УРОКА: «Я ЛИРУ ПОСВЯТИЛ НАРОДУ СВОЕМУ»
(Жизнь и творчество Николая Алексеевича Некрасова)
ЦЕЛЬ: Учащиеся ознакомятся с основными вехами биографии писателя, познакомятся с наиболее яркими сторонами личности Николая Алексеевича Некрасова.
Будут развивать интерес к творчеству поэта, расширять свой кругозор, углублять знания о творческом наследии Некрасова.
Задачи
Научатся самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, защищать мнение группы, работать на аудиторию, сворачивать прочитанное в схему, а также разворачивать ответ по схеме.
Будут развивать умение работать с текстом, систематизировать, выделять главное, обобщать.
Будут отрабатывать умение работать в микрогруппе.
Используемые стратегии
ЖИГСО-2
Кластер
Ассоциации
Оценивание: наблюдение во время самостоятельной работы, представленные презентации (оценку получает вся группа).
Оборудование урока: плакат с названием темы урока, иллюстрации с репродукциями картин И.Репина, портрет Н.А.Некрасова, тексты с биографией Некрасова, экспертные листы, оценочные листы, фломастеры, листы бумаги для подготовки презентации, аудиокассета с записью классической, народной музыки, технологическая карта урока, карточки с номерами домашних, экспортных групп.
Вступительное слово учителя. (1 минута) В историю русской литературы Николай Алексеевич Некрасов вошел как великий поэт, чье творчество уходит корнями в глубинные пласты народной жизни, как поэт-гражданин, всю свою жизнь, весь свой огромный талант отдавший служению народу. В конце жизни поэт сказал: «Я лиру посвятил народу своему».
В процессе работы на уроке я предлагаю вам выяснить, имел ли право поэт на такие слова, на чем основано его гордое утверждение.
Кроме того, на уроке вам необходимо обратить внимание на развитие следующих умений и навыков:
Уметь самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, защищать мнение группы, работать на аудиторию, сворачивать прочитанное в схему, разворачивать ответ по схеме.
Уметь работать с текстом, систематизировать, выделять главное, обобщать.
Развивать навыки групповой работы. Учиться взаимодействовать, давать оценку и самооценку деятельности на уроке.
Как мы будем работать на уроке:
читать – вдумчиво
писать – грамотно
слушать – внимательно
говорить – внятно, доступно
Работаем в микрогруппах. Спикер каждой микрогруппы ведет учет работы всех членов групп в специальной карточке. По окончании работы подводим итоги, выставляем оценки и самооценки.
Побуждение. (4 минуты)
Какие ассоциации у вас возникают, когда вы рассматриваете портрет Н.А.Некрасова?
Что мы знаем о поэте из прошлых лет?
Составление кластера.
Внимательно прочитайте материал, данный в учебнике литературы.
Достаточно ли нам этого материала, чтобы ответить на вопрос: «Имел ли право Некрасов сказать известные нам слова «Я лиру посвятил народу своему»?
Реализация, осмысление. ( 35 минут)
Определение домашних групп.
Все сидящие за одним столом находятся в домашних группах
На столах лежат тексты. Каждый в группе берет один текст.
Задача учащихся прочитать индивидуально свой текст.
После прочтения раздаются ЭКСПЕРТНЫЕ ЛИСТЫ.
Задача каждого учащегося выполнить задание экспертного листа.
Ответы находятся как в прочитанном тексте, так и в собственном жизненном опыте, своем мировоззрении.
Собираются группы по номерам экспертного листа.
Работа в экспортных группах.
Учащиеся собираются в экспортные группы, обсуждают поставленные вопросы, на листе изображают опорный конспект, по которому легко будет объяснить прочитанный текст. Думают, как лучше преподнести изученный материал.
После обсуждения в экспортных группах учащиеся возвращаются в домашние группы, где каждый излагает свой вопрос. Времени для выступления каждого в домашней группе 1 минута.
По окончании выступлений каждая группа обсуждает изученный материал, систематизирует, обобщает полученные знания. Затем из предложенных эпиграфов и иллюстраций выбирает то, что ляжет в основу презентации.
Задача каждой группы, взяв один из предложенных высказываний о Некрасове или Некрасова, подтвердить, доказать правильность слов или опровергнуть.
Времени на подготовку 10 минут, на выступление – 2 минуты.
Рефлексия. (3+2)
Как прошел процесс обучения?
Как чувствовали себя в роли учителя?
Как ощущали себя в роли ученика?
Как чувствовали себя в другой группе?
Как вы оцениваете результаты коллективного обучения?
Используемые Интернет-ресурсы
https://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url
https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=53254
https://gdzstudy.ru/soch/sochinenie/qpfskpvvpk/
https://megan.caleb-bldr.com/biografiya-nikolaya-alekseevicha-nekrasova.html
https://festival.1september.ru/articles/520129/
https://www.litra.ru/biography/get/wrid/00049101184773068115