Сценарий драматизации сказки К. Чуковского «Краденное солнце»
для детей старшего дошкольного возраста
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира
детей…”
Б.М. Теплов (психолог)
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр или театрализованная деятельность.
Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Театр для детей – это сказочное действие, раскрашенное яркими красками художника и озвученное живой многогранной музыкой. Сказка оживает, становится выразительной, если в ней есть место художественному оформлению и музыкальному сопровождению.
Детские спектакли приобретают особую окраску, благодаря использованию в них музыки. Песни и танцы, а также и музыкальные фоны в некоторых спектаклях играют не менее важную роль, чем слово. Являясь фоном, музыка украшает спектакль, помогает создать яркие выразительные образы.
В спектаклях, насыщенных звуками и музыкой, мир, окружающий героев спектакля оживает. Герои таких представлений оказываются всесторонне развитыми личностями. Музыкальное сопровождение естественно и гармонично вписывается в действие сказки.
Цель: развитие творческих и коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность.
Задачи:
Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.).
Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).
Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия, физкультурные досуги, экскурсии и т.д.).
Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими).
Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.
Конкретно:
совершенствование артистических навыков;
работа над речью и интонацией;
коллективные взаимодействия;
раскрепощение детей;
умение сочувствовать, сопереживать.
Действующие лица:
• Солнце
• Сорока
• Воробей
• Крокодил
• Медведь
• Баран
• Баран
• Зайчиха
Декорации и атрибуты:
1. Два стула, замаскированные камышами, деревьями нарисованными.
2. Пеньки для спящих зверей и птиц: зайчихи, сороки, воробья, медведя.
3. Мячики, шар для крокодила.
4. Елочки искусственные.
5. Барабаны.
Ход спектакля:
Справа на заднем плане два стула, замаскированные кустами (можно камышами), там прячется Крокодил. Слева – пень, на котором сидит и спит Медведь.
На переднем плане слева сидят спящие Воробей, Сорока и Зайчиха. В центре на корточках сидит солнце.
Звучит музыка («Одинокий пастух», композитор Георге Замфир, из репертуара оркестра под управлением Джеймса Ласта).
Солнце медленно поднимается, танцует, касается впереди сидящих зверей, которые по очереди просыпаются, улыбаются.
Автор: Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало,
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.
В это время зайчишки привстают, и подставив руку ко лбу смотрит.
Музыка меняется. Начинает звучать мелодия «Мусорной песни» (композитор Александр Усачёв). Выбегает Крокодил и, обхватив Солнце руками, тащит его в свое логово.
Автор: А сороки — белобоки
Поскакали по полям,
Закричали журавлям:
В это время звери, испугавшись, обхватив лицо руками, качают головами, всхлипывают.
Сорока: «Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!
Наступила темнота,
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал —
Заблудился и пропал».
Автор: Плачет серый воробей:
Воробей (с носовым платком) встает, всхлипывая, выходит в центр. И бегут они к Медведю в берлогу:
Воробей: «Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно —
В поле зёрнышка не видно!»
Автор: Плачут зайки
На лужайке:
Зайчишки встают и выходят в центр.
Зайчишки: Сбились, бедные, с пути,
Нам до дому не дойти.
Автор: Рано-рано
Два барана
Застучали в ворота:
Звучит вступление и 1-ый куплет песни «Атас» ( композитор И. Матвиенко, из репертуара гр. «Любэ»).Выходят два барана.
Бараны: Тра-та-та и тра-та-та!
«Эй вы, звери, выходите,
Крокодила победите,
Чтобы жадный Крокодил
Солнце в небо воротил!»
Бараны отходят в сторону. В центр выходят Воробей, Сорока, Зайчиха.
Автор: Но мохнатые боятся:
Зайчишка: «Где нам с этаким сражаться!
Сорока: Он и грозен, и зубаст,
Воробей: Он нам солнца не отдаст!»
Автор: И бегут они к Медведю в берлогу:
Зайчишка: «Выходи-ка ты, Медведь, на подмогу,
Сорока: Полно лапу тебе, лодырю, сосать,
Воробей: Надо солнышко идти выручать!»
Медведь просыпается, встает, качает головой. Звучит тема Медведя (пьеса «Медведь», муз. В. Ребикова).
Автор: Но Медведю воевать неохота:
Ходит-ходит он, Медведь, круг болота,
Он и плачет, Медведь, и ревёт,
Медвежат он из болота зовёт:
Медведь: «Ой, куда вы, толстопятые, сгинули?
На кого вы меня, старого, кинули?»
Автор: А в болоте Медведица рыщет,
Медвежат под корягами ищет:
Медведица: «Куда вы, куда вы пропали?
Или в канаву упали?
Или шальные собаки
Вас разорвали во мраке?»
Зайчиха подходит к медведю.
Автор: Тут Зайчиха выходила
И Медведю говорила:
Зайчиха: «Стыдно старому реветь —
Ты не заяц, а Медведь.
Ты поди-ка, косолапый,
Крокодила исцарапай,
Подбегают воробей и зайчишка.
Воробей: Разорви его на части,
Вырви солнышко из пасти,
Зайчишки: И тогда оно опять
Будет на небе сиять,
Подлетает сорока.
Сорока: Малыши твои мохнатые,
Медвежата толстопятые,
Сами к дому прибегут:
«Здравствуй, дедушка, мы тут!»
Автор: И встал
Медведь,
Зарычал
Медведь,
И к Большой Реке
Побежал
Медведь.
А в Большой Реке
Крокодил
Лежит,
И в зубах его
Не огонь горит —
Солнце красное,
Солнце краденое.
Подошёл Медведь тихонько,
Толканул его легонько:
Медведь переваливаясь, подходит к Крокодилу и грозно произносит на фоне музыки:
Медведь: «Говорю тебе, злодей,
Выплюнь солнышко скорей!
А не то, гляди, поймаю, —
Пополам переломаю, —
Будешь ты, невежа, знать
Наше солнце воровать!»
Автор: Но бессовестный смеётся
Так, что дерево трясётся:
Звучит мелодия песни «Мальчик хочет в Тамбов» (муз. Б. Лима, из репертуара Мурата Насырова).
Выходит Крокодил, танцует грозный танец: топает, наступает угрожающе то на Зайчику, то на баранов, то на Воробья, то на Сороку! Звери отступают, пугаются.
Крокодил: «Если только захочу,
И луну я проглочу!»
Автор: Не стерпел
Медведь,
Заревел
Медведь,
И на злого врага
Налетел
Медведь.
Уж он мял его
И ломал его:
Медведь: «Подавай сюда
Наше солнышко!»
Звучит тема Медведя. Звери окружают Крокодила. Он ругается, бросается то в одну, то в другую сторону, поднимает руки вверх, быстро наклоняется, достает кистями пол и убегает, пробежав на руках и ногах.
Автор: Испугался крокодил,
Завопил, заголосил,
А из пасти
Из зубастой
Солнце вывалилось,
В небо выкатилось!
Звучит тема Солнца. Звери выводят Солнце, обнимаются, встают в одну линию. Из-за декораций выбегают медвежата.
Звери: Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Автор: Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки,
Обнимают и целуют косолапого:
Звери: Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!
Звучит вступление к песне «Стою на полустаночке» (муз. И. Катаева, репертуара В. Толкуновой). Крокодил выходит к зверям. Звери танцуют общий танец на мелодию и выполняют поклон.