Сценарий урока по Литературе в 11 классе «Поэт – символист Константин Бальмонт»

Автор:

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Лахденпохская СОШ»

Республики Карелия

Сурикова Елена Сергеевна


Сценарий урока в 11 классе

«Поэт – символист Константин Бальмонт»


Цель: Знакомство с творчеством поэта-символиста Бальмонта

Задачи:

1. Выделить основные особенности литературного течения символизм

2. Познакомится с биографией Бальмонта.

3. Узнать и научиться видеть в стихотворениях особенности поэтического стиля Бальмонта.

Оборудование:

Портрет К.Д.Бальмонта

Презентация (Приложение 1)

Аудиозапись стихотворения «Я — изысканность русской медлительной речи»

(Приложение 2)

Стихотворения Бальмонта (Приложение 3)

Карточки для учащихся

План урока:

1. Символизм как литературное течение

2. Биография К.Бальмонта

3. Особенности поэтического стиля К.Бальмонта.


Будем как солнце! Забудем о том,
Кто нас ведет по пути золотому,
Будем лишь помнить, что вечно к иному —
К новому, к сильному, к доброму, к злому —
Ярко стремимся мы в сне золотом.
Будем молиться всегда неземному
В нашем хотенье земном!

Будем, как солнце всегда молодое, Нежно ласкать огневые цветы,
Воздух прозрачный и все золотое.
Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое,
Будь воплощеньем внезапной мечты!
Только не медлить в недвижном покое,
Дальше, еще, до заветной черты,
Дальше, нас манит число роковое
В вечность, где новые вспыхнут цветы.
Будем как солнце, оно — молодое.
В этом завет красоты!

Как вы понимаете призыв поэта? (Быть светлыми, первыми, всегда молодыми, нужными всем, уникальными)

Поэзия модернизма ворвалась в лоно литературы, сломав каноны и взбудоражив умы.

«Символизм – то широкое лоно, которому обязана жизнью вся русская поэзия 20 века», — утверждал Осип Мандельштам, придавая тем самым большое значение этому литературному течению.

Дома вы познакомились по учебнику с понятием символизм.

Задание: найдите на слайдах информацию, которой не было в учебнике.

(Работа с презентацией)

Поэт-символист Константин Бальмонт сегодня герой нашего урока. Происхождение и произношение фамилии поэта вызывает множество споров и само по себе загадка.

Вот что пишет о ней Екатерина Алексеевна Андреева, вторая жена поэта: «…Достоверно нам с Бальмонтом известно было только, что прадед отца поэта был сержантом в одном из кавалерийских лейб-гвардейских полков императрицы Екатерины II — Баламут. … Прадед поэта Иван Андреевич Баламут был херсонским помещиком. И только внук его — Дмитрий Константинович — переселился во Владимирскую губернию, где у его матери была земля. Как фамилия Баламут перешла в Бальмонт, мне не удалось установить».

Скорее всего, либо прадед, либо дед поэта в провинциальном стремлении к красивости «офранцузил» уж очень несерьёзную фамилию.

Другая же версия, изобретённая поэтом, очень импонировала ему. Вот как он скажет об этом в стихах 1929 года «Морской сказ»:

Там где-то некогда — кто молвит точно. Где? —
Свершилось — для меня единственное — чудо:
Молился предок мой! И к Утренней Звезде
Не он ли песнь пропел, под именем Вельмуда,
Что по морям хотел настигнуть горизонт
И стал поздней — Балмут, и стал — и есть — Бальмонт?

Предок — варяг, викинг, слагатель саг и воин — таким хотел видеть Бальмонт своего пращура, подчёркивая этим свою особую привязанность к скандинавскому миру и культуре.

Обратимся к биографии поэта.

Задание (раздается по одному фрагменту биографии на парту): перед вами сведения, которые необходимо соотнести с биографическим периодом, познакомить с ними одноклассников и главные события записать к себе в тетрадь.

(Работа с презентацией)

Лирическое «я» поэта многообразно, изменчиво.

Познакомимся со стихотворениями поэта (страница 1). (Задание выполнятся в группах: на каждый ряд выдается лист формата А3 и маркеры. Необходимо в стихотворениях найти ответы на вопрос и записать на лист. Время выполнения 2-3 минуты)

Я


Кто? Какой? Что делаю?

(1 ряд) (2 ряд) (3 ряд)


Каково Ваше отношение к многочисленным «Я» поэта? Что это? Кокетство? Самолюбование? Или что-то иное? (Самолюбие, эгоизм, поиск себя…)

Для символистов было характерно рассматривать жизнь как путь поэта, поэтому в своих многочисленных «я» раскрывает Бальмонт сущность поэзии: «Я тревожный призрак, я стихийный гений», «Я русский, я рыжий…»

Вячеслав Иванов: «Поэт-символист – связующее звено между двумя мирами: земным и небесным. Отсюда и новая задача искусства: поэт должен стать не только художником, но и органом мировой души, тайновидцем и тайнотворцем жизни».

Как же свершалась тайна бальмонтовского творчества?

(Страница 2)

Задание по рядам. Работа в парах. Подготовьтесь выразительно прочитать стихотворение и ответить на вопрос: «Какую особенность творчества называет автор?»

  • мимолетность, (Идея мимолетности, стремление запечатлеть уходящие мгновения Клод Моне хотел запечатлеть на холсте живое дыхание природы: шелест листьев, бег облаков, неуловимо меняющуюся игру солнечных зайчиков на зеленой траве. Бальмонт — единственный русский поэт-лирик, преимущественным творческим методом которого был импрессионизм, красочное и страстное воспроизведение трепетных, порой мимолетных впечатлений, связанных с познанием мира природы и мира собственной души).

  • рождение стихов происходит само по себе «В работе Константина Дмитриевича, — вспоминал издатель Сабашников, — меня поразило то, что он почти не делал помарок в своих рукописях. Стихи в десятки строк, по-видимому, складывались в его голове совершенно законченными и разом заносились в рукопись»)

  • художник равен Богу «Поэту, утверждал он, надо «уметь в весенний свой день сидеть над философской книгой, и английским словарем, и испанской грамматикой, когда так хочется кататься на лодке и, может быть, с кем-то целоваться, уметь прочесть и 100, и 300, и 1000 книг, среди которых много-много скучных, полюбить не только радость, но и боль, молча лелеять в себе не только счастье, но и вонзающуюся в сердце тоску…»)

Слушаем аудиозапись стихотворения «Я изысканность русской медлительной речи»

Составляем кластер на основе стихотворения.

Уникальность

«Предо мною другие поэты предтечи»

Аллитерация

(я- играющий гром, я прозрачный ручей)

Символы

(образы стихий)





Поэтический стиль Бальмонта



Поиск новых форм (сочетание анапеста 4 и анапеста 2)

….





Словотворчество

(Переплеск многопенный разорванно-слитный)

Музыка (звоны, гром, переклички…)






Итог урока:

Выданы высказывания о Бальмонте. Прикрепите на кластер те высказывания, которые иллюстрируют особенности языка Бальмонта.

А какое из них могло бы стать темой урока?

Дом. задание.

1. Выучите наизусть стихотворение «Я изысканность русской медлительной речи», продолжите составление и заполнение кластера

Или

2. Составьте видеоряд к этому стихотворению.



Свежие документы:  Конспект урока по Литературе «Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» 11 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: