Автор:
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Лахденпохская СОШ»
Республики Карелия
Сурикова Елена Сергеевна
Сценарий урока в 11 классе
«Поэт – символист Константин Бальмонт»
Цель: Знакомство с творчеством поэта-символиста Бальмонта
Задачи:
1. Выделить основные особенности литературного течения символизм
2. Познакомится с биографией Бальмонта.
3. Узнать и научиться видеть в стихотворениях особенности поэтического стиля Бальмонта.
Оборудование:
Портрет К.Д.Бальмонта
Презентация (Приложение 1)
Аудиозапись стихотворения «Я — изысканность русской медлительной речи»
Стихотворения Бальмонта (Приложение 3)
Карточки для учащихся
Фрагменты биографии (приложение 4)
Высказывания о Бальмонте его современников (Приложение 5)
План урока:
1. Символизм как литературное течение
2. Биография К.Бальмонта
3. Особенности поэтического стиля К.Бальмонта.
Будем как солнце! Забудем о том,
Кто нас ведет по пути золотому,
Будем лишь помнить, что вечно к иному —
К новому, к сильному, к доброму, к злому —
Ярко стремимся мы в сне золотом.
Будем молиться всегда неземному
В нашем хотенье земном!
Будем, как солнце всегда молодое, Нежно ласкать огневые цветы,
Воздух прозрачный и все золотое.
Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое,
Будь воплощеньем внезапной мечты!
Только не медлить в недвижном покое,
Дальше, еще, до заветной черты,
Дальше, нас манит число роковое
В вечность, где новые вспыхнут цветы.
Будем как солнце, оно — молодое.
В этом завет красоты!
Как вы понимаете призыв поэта? (Быть светлыми, первыми, всегда молодыми, нужными всем, уникальными)
Поэзия модернизма ворвалась в лоно литературы, сломав каноны и взбудоражив умы.
«Символизм – то широкое лоно, которому обязана жизнью вся русская поэзия 20 века», — утверждал Осип Мандельштам, придавая тем самым большое значение этому литературному течению.
Дома вы познакомились по учебнику с понятием символизм.
Задание: найдите на слайдах информацию, которой не было в учебнике.
(Работа с презентацией)
Поэт-символист Константин Бальмонт сегодня герой нашего урока. Происхождение и произношение фамилии поэта вызывает множество споров и само по себе загадка.
Вот что пишет о ней Екатерина Алексеевна Андреева, вторая жена поэта: «…Достоверно нам с Бальмонтом известно было только, что прадед отца поэта был сержантом в одном из кавалерийских лейб-гвардейских полков императрицы Екатерины II — Баламут. … Прадед поэта Иван Андреевич Баламут был херсонским помещиком. И только внук его — Дмитрий Константинович — переселился во Владимирскую губернию, где у его матери была земля. Как фамилия Баламут перешла в Бальмонт, мне не удалось установить».
Скорее всего, либо прадед, либо дед поэта в провинциальном стремлении к красивости «офранцузил» уж очень несерьёзную фамилию.
Другая же версия, изобретённая поэтом, очень импонировала ему. Вот как он скажет об этом в стихах 1929 года «Морской сказ»:
Там где-то некогда — кто молвит точно. Где? —
Свершилось — для меня единственное — чудо:
Молился предок мой! И к Утренней Звезде
Не он ли песнь пропел, под именем Вельмуда,
Что по морям хотел настигнуть горизонт
И стал поздней — Балмут, и стал — и есть — Бальмонт?
Предок — варяг, викинг, слагатель саг и воин — таким хотел видеть Бальмонт своего пращура, подчёркивая этим свою особую привязанность к скандинавскому миру и культуре.
Обратимся к биографии поэта.
Задание (раздается по одному фрагменту биографии на парту): перед вами сведения, которые необходимо соотнести с биографическим периодом, познакомить с ними одноклассников и главные события записать к себе в тетрадь.
(Работа с презентацией)
Лирическое «я» поэта многообразно, изменчиво.
Познакомимся со стихотворениями поэта (страница 1). (Задание выполнятся в группах: на каждый ряд выдается лист формата А3 и маркеры. Необходимо в стихотворениях найти ответы на вопрос и записать на лист. Время выполнения 2-3 минуты)
Я
Кто? Какой? Что делаю?
(1 ряд) (2 ряд) (3 ряд)
Каково Ваше отношение к многочисленным «Я» поэта? Что это? Кокетство? Самолюбование? Или что-то иное? (Самолюбие, эгоизм, поиск себя…)
Для символистов было характерно рассматривать жизнь как путь поэта, поэтому в своих многочисленных «я» раскрывает Бальмонт сущность поэзии: «Я тревожный призрак, я стихийный гений», «Я русский, я рыжий…»
Вячеслав Иванов: «Поэт-символист – связующее звено между двумя мирами: земным и небесным. Отсюда и новая задача искусства: поэт должен стать не только художником, но и органом мировой души, тайновидцем и тайнотворцем жизни».
Как же свершалась тайна бальмонтовского творчества?
(Страница 2)
Задание по рядам. Работа в парах. Подготовьтесь выразительно прочитать стихотворение и ответить на вопрос: «Какую особенность творчества называет автор?»
мимолетность, (Идея мимолетности, стремление запечатлеть уходящие мгновения Клод Моне хотел запечатлеть на холсте живое дыхание природы: шелест листьев, бег облаков, неуловимо меняющуюся игру солнечных зайчиков на зеленой траве. Бальмонт — единственный русский поэт-лирик, преимущественным творческим методом которого был импрессионизм, красочное и страстное воспроизведение трепетных, порой мимолетных впечатлений, связанных с познанием мира природы и мира собственной души).
рождение стихов происходит само по себе «В работе Константина Дмитриевича, — вспоминал издатель Сабашников, — меня поразило то, что он почти не делал помарок в своих рукописях. Стихи в десятки строк, по-видимому, складывались в его голове совершенно законченными и разом заносились в рукопись»)
художник равен Богу «Поэту, утверждал он, надо «уметь в весенний свой день сидеть над философской книгой, и английским словарем, и испанской грамматикой, когда так хочется кататься на лодке и, может быть, с кем-то целоваться, уметь прочесть и 100, и 300, и 1000 книг, среди которых много-много скучных, полюбить не только радость, но и боль, молча лелеять в себе не только счастье, но и вонзающуюся в сердце тоску…»)
Слушаем аудиозапись стихотворения «Я изысканность русской медлительной речи»
Составляем кластер на основе стихотворения.
Уникальность «Предо мною другие поэты предтечи» Аллитерация (я- играющий гром, я прозрачный ручей) Символы (образы стихий)
Поэтический стиль Бальмонта
Поиск новых форм (сочетание анапеста 4 и анапеста 2) ….
Словотворчество (Переплеск многопенный разорванно-слитный) Музыка (звоны, гром, переклички…)
Итог урока:
Выданы высказывания о Бальмонте. Прикрепите на кластер те высказывания, которые иллюстрируют особенности языка Бальмонта.
А какое из них могло бы стать темой урока?
Дом. задание.
1. Выучите наизусть стихотворение «Я изысканность русской медлительной речи», продолжите составление и заполнение кластера
Или
2. Составьте видеоряд к этому стихотворению.