Сценарий викторины в 5 классе на тему: «Культура общения»


МКОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

Касторенского района Курской области









Сценарий викторины

в 5 классе на тему:

«Культура общения»








Подготовила Бреева Л.Н. учитель русского языка

и литературы












2013год

Викторина в 5 классе на тему:«Культура общения»

Цели мероприятия:

  1. проверить грамотность учеников путём игровых заданий,

  2. развивать умение выразительно читать поэзию;

2. формировать правильное и культурное общение по телефону;

3. воспитание стремления к грамотности.

Воспитательные УУД

Личностные:

совершенствование духовно-нравственных качеств личности,

воспитание чувства любви к Родине; уважительного отношения к

русской литературе.

Регулятивные:

учиться самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.

Коммуникативные:

воспитание уважительного отношения к собеседнику;

воспитание согласованных действий с партнёром.

Познавательные:

развивать орфографические, орфоэпические нормы русского языка;

учиться познавать новое, самосовершенствоваться.

Оборудование:

  1. стихотворения на листочках;

  2. задания на листочках;

  3. белые листы;

  4. шариковые ручки;

  5. доска.


«Нам дан во владение самый богатый

меткий, могучий и поистине волшебный

русский язык»

К.Г.Паустовский



Ход мероприятия:

Учитель: Здравствуйте, дети! Садитесь. Я очень рада видеть вас!

Сегодняшнее наше внеклассное мероприятие посвящено культуре общения. В понятие «культура общения» входит правильность, уместность и логичность речи, а также знание норм этикета и уважительное отношение к собеседнику.

Правильно излагать свои мысли нам помогает наш родной русский язык. Вот что сказал о русском языке замечательный русский прозаик XX века Константин Паустовский:

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

А теперь давайте посмотрим, как вы сможете с выражением и интонацией сказать о русском языке.

I. Конкурс чтецов

У нас есть две команды: «Юные филологи» и «Всезнайки». Каждая команда вытягивает листок со стихотворением, а затем выбирает из своей команды чтеца, которому даётся на подготовку 3 – 4 минуты. В конкурсе учитывается выразительность и интонация, с которой вы будете читать. Жюри будет ставить баллы (максимум 2 балла).

Слова бывают разные –

То дельные, то праздные.

То честные, правдивые,

То льстивые, фальшивые.

Есть слово – утешения

И слово удушения.

Слова высокой доблести,

И самой низкой подлости…

Поэт, тебе назначено

Засеять душу зёрнами.

Не злыми, не блудливыми

А добрыми, правдивыми,

Чтоб хлеб добросердечности

Давала нива вечности.

В. Полторацкий.


Много слов на земле.

Есть дневные слова, –

В них весеннего неба скользит синева.

Есть слова словно раны,

слова – словно суд,

С ними в плен не сдаются

и в плен не берут.

Словом можно убить, словом

можно спасти

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать,

и купить,

слово можно в разящий

свинец перелить.

Но слова всем словам

в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность,

Свобода и честь.

Ты не делай их слугами

в мелком быту –

Береги изначальную их чистоту.

Когда радость – как буря,

Иль горе – как ночь,

Только эти слова тебе могут помочь.

В Шефнер.


Пока чтецы готовятся, остальные работают с учителем.

Учитель: Как, не изменяя ни одного звука, совершенно изменить значение слов?

Вы′ходить, па′хнуть, тру′сить, све′дение.

Ученики: Необходимо просто переставить ударение.

Учитель: приведите примеры, дайте лексическое значение слов.

Ученики: Вы′ходить маленького котёнка, пахну′ло свежим воздухом, труси′ть сено, сведе′ние двух концов.

Учитель: Молодцы! А теперь послушаем чтецов.

Ученики читают стихотворения, а затем жюри говорит баллы за этот конкурс.

Учитель: Вы прочитали замечательные стихи о языке. В них очень точно выражена мысль о богатстве, меткости русского языка. Сейчас мы проверим, как вы владеете богатством русского языка, насколько вы грамотны.

II. Конкурс грамотности

Обеим командам раздаются карточки с заданиями (задания одинаковые, максимум 3 балла).

Вставьте пропущенные буквы и расставьте ударение в следующих словах:

Звонишь, торты, каталог, бармен бомбардировать, нефтепровод, баловаться, клеишь.

Ответы: звони′шь, то′рты, катало′г, ба′рмен, бомбардирова′ть, нефтепрово′д, балова′ться, кле′ишь (0 ош. – 3 балла, 1–3 ош. – 2 балла, более 3 ош. – 1 балл).


III. Конкурс «Рассказ школьного портфеля»

Учитель: Внимательно прочитайте стихотворение (листочки со стихотворением на каждом столе), в котором вам необходимо исправить акцентологические и фонематические ошибки (если исправлены все ошибки – 3 балла, 1 – 3 не исправлены – 2 балла, более 3 не исправлено – 1 балл).

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор

Не «коридор», а «колидор»,

«Дилектор входит в кабинет…»

«Закрыт мага′зин на обед…»

«Хозяйка моет стаканы′…»

«Секёт свеклу…», «Пекёт блины…»

И до меня дошёл черед:

Портфель он «по′ртфелем » зовёт.

Но мне не зря «Родную речь»

Судьбой доверено беречь.

И я придумал не шутя:

Пусть и его зовут Петя′…

Ученики:

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор

Не «коридор», а «колидор»,

«ДиРектор входит в кабинет…»

«Закрыт магазИ′н на обед…»

«Хозяйка моет стакА′ны…»

«СеЧёт свеклу…», «ПеЧёт блины…»

И до меня дошёл черед:

Портфель он «портфелем » зовёт.

Но мне не зря «Родную речь»

Судьбой доверено беречь.

И я придумал не шутя:

Пусть и его зовут Пе′тя…

Учитель: Чтобы уметь вести деловую беседу, телефонный разговор, необходимо, чтобы ваша речь была точной, логичной, выразительной, а для этого надо быть грамотным и культурным человеком. Вы должны знать о том, что чтобы овладеть грамотной и правильной речью нужно много читать, пополнять свой словарный запас.

IV. Конкурс «Телефонный разговор»

Прочитайте предложенные ситуации и распределите слова в правильном порядке.

1. Вы звоните маме на работу, а к телефону подходит не мама, а её коллега. Вы просите позвать маму…/ Через некоторое время коллега говорит, что вашей мамы нет на месте, и когда она появится неизвестно.

Выстроите в логической последовательности ваши слова в телефонном разговоре:

вы, позвать, не могли бы, Светлану Юрьевну, здравствуйте, к телефону, извините/ спасибо, не могли бы, вы, что звонил(а) её дочь(сын), передать, до свидания, когда она появится.

Ученики: Здравствуйте! Извините, вы не могли бы позвать к телефону Светлану Юрьевну?../Вы не могли бы, когда она появится, передать, что звонил (а) её дочь (сын)?.. Спасибо! До свидания!

2. Вы звоните однокласснице домой, чтобы спросить домашнее задание, но к телефону подходит папа одноклассницы и говорит, что дочери нет дома…, а вам очень нужно узнать домашнее задание на завтрашний день.

Выстроите в логической последовательности слова:

Позовите, извините, к телефону, Машу, это, здравствуйте, пожалуйста, Женя, её одноклассница не могли бы, а вы, спасибо, чтобы она мне позвонила, ей передать, как только сможет, до свидания.

Ученики: Здравствуйте! Извините, позовите, пожалуйста, к телефону Машу! Это её одноклассница Женя!../ А вы не могли бы ей передать, чтобы она мне перезвонила, как только сможет?.. Спасибо! До свидания!

Учитель: Молодцы, ребята!!!

Вот что значит деловое общение. Сейчас мы с вами увидели пример культурного, грамотного общения.

V. Конкурс «Стилевая принадлежность»

Вам даны слова, распределите их по группам: 1) разговорная, просторечная лексика; 2) официально-деловая, научная лексика.

Обеспечение, придира, валяется, глазастый, платёжеспособность, грязища, штраф, арест, свечка, морфология, здоровущий, возложить, доверенность, трескать, следовательно, лапочка, соответствующий, элементы, работяга, вытаращить, плетётся, работоспособность.

Ответ:

1. Придира, валяется, глазастый, грязища, свечка, здоровущий, трескать, лапочка, плетётся, вытаращить, работяга.

2. Обеспечение, платёжеспособность, штраф, арест, морфология, возложить, доверенность, следовательно, соответствующий, элементы, работоспособность.

VI. Конкурс «Орфография».

Вставить пропущенные орфограммы (без ошибок – 3 балла, 1-2 ош. – 2 балла, 3 ош. – 1 балл, более 3х ош. — 0).

Од..рить, опл..тить, разг..вор, иску(с, сс)тво, дискуссио…ый вопрос, сп..сибо, изв..нение, про(ф,фф)е(с, сс)иональный, лекцио…ый материал, б..седа, зва…ые гости, (не)говорить, (не)продолжительный, благ..д..рить, ко(л, лл)еги.

Ответ: одАрить, оплАтить, разгОвор, искуССтво, дискуссиоННый, спАсибо, извИнение, проФеССиональный, лекциоННый, бЕседа, зваНые, НЕ говорить, НЕпродолжительный, благОдАрить, коЛЛеги


VII. Итоги Викторины

Подсчёт баллов.

Учитель: Я уверена, что в будущем каждому из вас непременно придётся хоть раз в жизни вести телефонные переговоры, деловые беседы, презентации, поэтому стремитесь к культуре и грамотности во всём! Спасибо вам за внимание и участие! Всего доброго!




Свежие документы:  Конспект урока по литературному чтению «Чего не могут взрослые?» 2 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: