Муниципальное казенное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение центр образования Омутнинского района Кировской области
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
ПО ПОВЕСТИ А.А.ЛИХАНОВА «КРЕСНА»
Подготовила учитель русского языка и литературы Трефилова Людмила Васильевна
г.Омутнинск, 2012
Театрализованное представление
по повести Альберта Анатольевича Лиханова «КРЕСНА»
Оформление: портрет А.А.Лиханова, выставка книг писателя, театральные декорации и
костюмы
Цели: развитие сценических и творческих способностей учащихся
Действующие лица:
Ведущий 1, 2
Автор (Коля)
Мама Коли
Тетя Варя
Учительница Анна Николаевна
Директор школы
Ведущий 1. Альберт Анатольевич Лиханов-известный писатель, автор многих книг для
детей и юношества. Повесть «Кресна» входит в роман «Русские мальчики». Главный
герой всех самостоятельных повестей мальчик, которого зовут Колей. На героя легла
тяжелая тень войны.
Ведущий 2. Незабвенной учительнице начальных классов Аполлинарии Николаевне
Тепляшиной писатель посвящает свою повесть. Она прожила 97 лет, из них 60(!)
посвятила школе.
Звучит песня о первой учительнице
Автор. Незадолго до того, как мне стукнуло аж целых 40 лет, на меня навалилась беда: я
заболел, долго лежал в больнице, потом радостно кинулся в новую суету, которая
заставила меня поехать на литературные выступления в родные места. Свободным остался
только вечер перед отъездом. Я знал, что до поезда есть часа три, дела все исполнены,
сумка с вещами собрана, и в душе я почувствовал образовалось ничем на заполненное
пространство. В этот миг кто-то мне шепнул: «Поезжай в школу!. Знал, что в старой
моей школе давно никого не учат. Дверь была открыта, я вошел в школьное фойе,
приблизился к запертым дверям, постучал… Отчего-то мне показалось, что откроет
ученица Анны Николаевны Нюра… Надежда оказалась наивной, ведь столько лет
прошло!! На пороге появилась другая, незнакомая мне женщина, одетая бедно, как в те
давние военные времена. Я сказал, что когда-то учился здесь, спросил, не знает ли она
что-нибудь про учительницу мою Анну Николаевну. Жива ли она. Я помог старушке
надеть ее повытертое пальтецо, и мы двинулись морозной улицей… На стук дверь сразу
распахнулась, нас встретила приветливая седая женщина. Я разделся, шагнул вперед о
господи!- очутился в моем военном классе.
Моя милая учительница сидела на диване, и перед ней горела свеча. Анна Николаевна
улыбнулась, а когда я сказал свою фамилию, назвала меня по имени: «Коля». Я видел
свечу, лицо учительницы, и эта сцена сквозь время перенесла меня в мое ушедшее
детство.
Звучит песня про детство.
Сценка 1.
Коля (читает книгу, рассматривает картинки)
Тетя Варя. Ну, как там кресна?
Коля. Че?
Тетя Варя. Как там кресна?
Коля (продолжает листать книгу)
Мама. Хорошо поживает. (улыбнувшись) Хороший она человек. Учит хорошо.
Тетя Варя. Ой! Лучше всех учит!
Коля. А кто это кресна? (с любопытством)
Тетя Варя. Учительница твоя, Анна Николаевна. (улыбнулась)
Коля. Мам, а кресна что же это такое?
Мама. Многая знания, многая печали говорится в Библии. КРЕСНА
неправильное произношение, на самом деле произносится КРЕСТНАЯ, а более полно
КРЕСТНАЯ МАТЬ.
Коля. Как так мать?
Мама. В общем, у каждого человека могут быть две матери: мать родившая,
кровная, и мать крестная, которая записывается при крещении ребенка. И отец бывает
крестный.
Коля. (радостно) Во, ништяк. Два отца, две мамы!
Мама. (сначала усмехнулась, махнула на Колю рукой, немного сердито сказала).
Ну, так я и знала, что тебе еще рано все это знать! Да и вообще не надо! И нигде не
болтай, что Анна Николаевна крестила Варвару, это давно было, а сейчас и вовсе
запрещено.
Сценка 2.
(Класс. Коля сидит за партой. На парте стеклянная или пластмассовая чернильница и
ручки с разными перьями, тетради из газет, сшитых нитками. Коля пишет между строками
в газете. Анна Николаевна раздает чистую белую линованную в косую клетку тетрадь.
На столе учительницы керосиновая лампа.)
Учительнииа. Сегодня будем писать букву Тт ( пишет на доске, потом подходит к Коле,
садится с ним, водит его руку. Пишут слова.)
Учительница. Вы должны выработать красивый каллиграфический почерк. Вас должны
понимать все, кому вы пишите: друзья, родные, или служащие, к которым
обращаетесь.Вы учитесь писать не для себя, а для других. Буквы в слова! Слова в
мысли. Учитесь думать предложениями! А не междометиями. А то ведь спросишь
человека, а он тебе: «А-А», «Бе-е». Словно овечка. Скажи прямо: «Не знаю!» Помните:
словами и мыслями, мыслями и словами.
Сценка 3
(стук в дверь. Вбегает директор школы, подбегает к Анне Николаевне, крепко обнимает,
чмокает в щеку. Она чуть не упала, пошатнулась)
Учительнииа. Что? Немцы капитулировали?
Директор. (отдельно выговаривая каждое слово) Нет! По радио зачитали указ товарища
Сталина! Вас наградили Орденом Ленина!
Учительница. И что, до перемены нельзя подождать?
(директор продолжает ее обнимать, а потом махнула мне рукой: «Ура!»)
Директор и Коля (вместе) Ура! Ура! Ура!
(Директор и учительница уходят)
Коля. Я постепенно почувствовал, что на нас распространяется слава нашей учительницы.
Ведь если сам Верховный главнокомандующий товарищ Сталин наградил ее орденом
имени Ленина. Мы 30 детских душ пришли к необъявленному выводу: учиться плохо
именно у Анны Николаевны нельзя.
Сценка 4.
Учительница. Сегодня мы потратим 10 минут урока совсем на другие занятия.
(в руках у нее небольшая картоная коробочка, серебряная ложка, которой она
захватывает бусинки.) Открой рот! Раскуси! (Коля пробует) Это обыкновенный витамин
С. Очень полезно, особенно если на дворе зима, в стране война. (дает еще витаминку)
Учительниц. (подойдя к ордену, спрашивает) Знаете ли вы, что за ордена и медали
государство платит деньги?
Коля. (помотал головой)
Учительница. Я хочу, чтобы вы знали, что я не считаю вправе тратить эти деньги на себя.
(помолчав) Будем на них покупать витамины.
Коля. На уроке ответственного русского языка спрашивала, кто что ел вчера вечером и
сегодня утром. В домашнем меню нашего класса чаще всего повторялась завариха,
картошка, оладушки из картофельных очисток, мучная затируха, а кое-кому выпадала
печальная удача отведать отрубей.
Сценка 5.
Коля. Мы бегали в библиотеку, глотая одну книжку за другой, пока не споткнулись на
«Трех мушкетеров». Мы тут же обстругали себе деревянные шпаги и начали сражаться
вчетвером: Атос, Портос, Рамис и Д,Атаньян..
(выходят еще 3 мальчиков. Сражаются. Один из них увидел учительницу и взял у нее
портфель)
Учительница. Ох, Вовка, Вовка, круглая головка.
Один из мальчиков (повторяя эти слова, засмеялся)
Учительница. Охо, палки, да это шпаги. Да я вам сейчас ее дам. Она у меня есть.
Только чур- не потерять, не запачкать, стакан с чаем на страницы не ставить, в газетку
обернуть! (отдает им книгу «Три мушкетера»)
Коля. Еще с первого класса мы знали, что у нашей учительницы нет семьи. Видели ее
идущей в школу и из школы, и только.
Ведущий 1. В конце этой встречи она спросила: «А знаешь, отчего я по ночам с испугом
просыпаюсь?» Автор молчал. «От страха, что не успела проверить ваши тетради».
Коля. Я поцеловал учительницу. «Прощайте, Анна Николаевна, теперь уже навсегда».
Ведущий 2. Она сказала: «А ты живи!»
(выходят все участники)
Коля. И вот живу, хотя бы для того, чтобы рассказать про свою учительницу.
Все (вместе). Нашу крестную.
Литература.
1.Агапова И.А.,Давыдова М.Л. Школьный театр. М. ВАКО,2006
2.Лиханов А.А. Русские мальчики. ДОМ, 1995