Урок обучения грамоте в 1 классе
УМК «Перспективная начальная школа»
Илюшкина Нэля Юрьевна | |
Класс | 1 класс |
Автор УМК (программы учебного курса) | Азбука. Авторы: Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. 1 класс. Под редакцией М.Л.Каленчук. М., Академкнига/учебник, 2011 год |
Тема урока | Согласные глухие звуки /х/, /х,/, отличающиеся по признаку твёрдости – мягкости. |
Тип урока | Открытие нового знания |
Учебно-методические и информационно-методические условия | Учебник «Азбука», фишки-звуки, конверты для конструирования буквы, бабочки красного, зелёного, жёлтого цветов, проектор, доска Smart. |
Технологическая карта и сценарий урока
Деятельность учащихся | |||||||||||||
| Осуществляемые действия | Формируемые способы познавательной деятельности | Формируемые способы коммуникативной деятельности | Формируемые способы регулятивной деятельности | Формируемые способы личностной деятельности | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||||||
Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | |||||||||||||
Включение класса в деловой ритм посредством беседы.
— Вы верите в чудеса? — И я верю. И если в жизни чудеса встречаются не так часто, то мы создадим чудо в своём воображении. Представьте, что вам на ладошку опустилось чудо, а какое, вы отгадаете сами.
Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел.(БАБОЧКА) — Да, действительно к нам на урок прилетели бабочки. — А почему это чудо? (потому что красивая, и сейчас зима, а зимой бабочки не летают) — У вас у каждого на столе по три бабочки: красная, жёлтая, зелёная. В конце урока одна из них опустится на классную доску. Итак, вы готовы узнавать новое и поверить в чудо? | Подготовка класса к работе.
В ходе беседы отвечают на вопросы учителя |
|
|
|
|
|
| Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Целеполагание | Самоопределение | |||
Актуализация знаний и постановка учебной проблемы | |||||||||||||
Организует обсуждение стихотворения. Предлагает сформулировать главную проблему урока — Полина расскажет стихотворение, а вы внимательно послушайте и скажите, какой одинаковый звук встречается во многих словах этого стихотворения? — Как вы думаете, почему именно это стихотворение прочитала Полина?
— Как будет звучать тема сегодняшнего урока?
-Давайте вместе определим цели нашего урока. Познакомиться с … (новой буквой и звуками.) Охарактеризовать … (звуки [х] и [х’] и отличать их от других звуков.) Учиться читать … (слоги, слова и предложения с новой буквой.) — Зачем нам нужно, ребята, знать буквы и звуки? | Слушают стихотворение. В ходе фронтального обсуждения формулируют цель, тему урока, выделяют шаги (составляют план) по достижению цели и разрешению проблемы
Хмурый, хилый хнычет Хорь – На Хоря напала хворь. Чахнуть стал и сохнуть, Ни вздохнуть, ни охнуть.
Дети выделяют часто повторяющийся звук [x],[x,]. — В нём часто встречаются звуки [x],[x,] и мы их сегодня будем изучать.
— Звуки [x],[x,] и буква, которая их обозначает. | Анализ объектов с целью выделения признаков
Самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении задач поискового характера. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации: владение монологической и диалогической формами речи | Целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
Планирование, прогнозирование. Составление плана и последовательности действий |
Целеполагание
Жизненное самоопределение | ||||||||
Открытие нового знания | |||||||||||||
Организует работу в парах по учебнику.
— Вспомните и обсудите в парах правило чтения звуковых моделей и способ определения отдельного звука. Повторите способ проверки, правильно ли найден звук.
— Послушаем результаты ваших обсуждений в парах.
А кто может доказать правильность этих суждений?
— Прочитайте 1 слово под первым рисунком. — Где слышится новый звук? (В середине) — Какой он? (Согл.,глух.,тв.) — Прочитайте 2 слово. — В чём отличие двух звуков в двух словах? (Один мягкий, другой твёрдый)
Учитель вывешивает на доску букву, которая обозначает эти звуки. — Звуки [х] и [х’] обозначаются на письме буквами «ха» — строчной (маленькой). ПОКАЖИТЕ в учебнике. «Ха» — большой (заглавной). — Зачем нужна заглавная буква? Далее учитель просит сконструировать букву «ха» — На что похожа буква Ха?(Даша В.., картинка.)
— Конструируйте в парах (1в. – большую, 2в. – маленькую)
Просит учеников свериться с образцом букв.
Определение места буквы «ха» в алфавите. — Перед какой знакомой буквой находится буква «ха»? (перед «эф»)
— Как называют человека, который занимается опытами? — Прочитайте. (Химик) — Сколько в слове слогов? -какой слог ударный? — Где слышится новый звук? ( В начале) -Дайте ему характеристику. — Назовите зверька на второй картинке. Его ещё называют хорьком. -сколько слогов в этом слове? — Где слышится новый звук? -Дайте ему характеристику. — В чём отличие звуков? (Один мягкий, другой твёрдый) — Давайте докажем и сделаем вывод, какие по характеристике новые звуки. 1 ряд – доказывает, что они согласные. 2 ряд – глухие звуки. 3 ряд – тв., мягк. ВЫВОД. Звуки [х], [х’] – согласные, всегда глухие, могут быть тв., мяг., непарный. | Рассматривают иллюстрации в учебнике на стр. 92, выделяют звуки на основе «чтения» слов-названий предметов по моделям под рисунками и дают им характеристику.
— Надо произнести всё слово, выделяя нужный звук и послушать его, затем произнести отдельно и дать характеристику
Дети рассказывают, к какому выводу они пришли.
.
Учащиеся выделяют звук и дают ему характеристику.
Ха – забавная игрушка, Деревянная вертушка – Ветру вольному подружка. Дети конструируют в парах печатные буквы Х х
Двое учеников конструируют под камерой.
Работают по учебнику с 92. | Информационные: поиск нужной информации, работа со схемами, моделями, ориентироваться в книге, работать по ней.
Логические: анализ объекта с целью выделения существенных признаков.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
Установление причинно-следственных связей. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации: владение монологической и диалогической формами речи.
Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. | Планирование, прогнозирование.
Осуществление контроля в форме сличения своей работы с эталоном, вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу. |
| ||||||||
Физкультминутка | |||||||||||||
Организует физкультминутку — Потрудились, теперь отдохнём. | Хомка, хомка, хомячок, Полосатенький бочок. Хомка раненько встаёт, Щёчки моет, шейку трёт. Подметает Хомка хатку И выходит на зарядку. |
|
|
|
| ||||||||
Первичное закрепление | |||||||||||||
Устанавливает осознанность восприятия. Первичное общение. — Какие слова с новым звуком услышали в стихотворении про Хомку?
— Вернёмся к задачам урока. — Решили мы первую задачу? — Вторую задачу? Переходим к решению 3 задачи. Учитель просит прочитать слоги с буквой «ха» под моделями на с 92.
Даёт задание для групповой работы: сравнить столбики слогов и обсудить свои наблюдения. -Что объединяет все слоги? (есть буква х) — На какие две группы можно разделить слоги? (слоги, которые начинаются с гласной, слоги, которые начинаются с согласной) — Чем похожи 1 и 2 столбик? (там слоги с твёрдым согласным [х]) — Чем различаются 2 и 3 столбик? (во 2 – твёрдый [х], А в третьем – мягкий [х’]) — А почему в 3 столбике звук [х’] читается мягко? (после него стоят гласные, которых показывают мягкость согласного) | Решают типовые задания.
Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.
Класс читает хором по сигналу учителя.
Обсуждение всем классом результатов сравнения. |
Поиск и выделение необходимой информации, сравнение, построение логической цепочки рассуждений, доказательство. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
| Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации: владение монологической и диалогической формами речи | Умения высказывать свои предположения, осуществлять познавательную и личностную рефлесию. | Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности | ||||||||
Включение нового знания в систему знаний и повторение | |||||||||||||
Чтение столбиков слов и слогов с новыми звуками. На стр. 93 просит прочитать слоги и слова по цепочке. — Прочитаем слова в столбиках. Те слова, в которых голубыми дугами выделены слоги, читаем отчётливо, по слогам. Слова, в которых гласные отмечены знаком ударения, читаем со звательной интонацией. Составляем схемы-модели к прочитанным словам.
Составление предложения -Составьте предложение с прочитанными словами по картинке.
Учитель предлагает детям сыграть в игру «Хоккей». — Сейчас мы с вами поиграем в игру «Хоккей». Поставьте на парту согнутые в локтях руки. Это хоккейные ворота. Проверим, кто из вас лучший вратарь. Я буду называть слова, все они начинаются со звуков [х], [х’]. Эти слова вы должны пропустить через ворота, но я, конечно, постараюсь забросить «шайбу», т.е. слово, которое начинается с другого звука. Как только я попытаюсь забросить «шайбу» захлопывайте ворота. |
Учащиеся читают слова по цепочке, составляют схемы-модели к прочитанным словам.
Составляют предложение, наиболее удачное моделируется на партах и на камере. |
|
| Контролируют правильность ответов товарищей. |
| ||||||||
Рефлексия учебной деятельности | |||||||||||||
Организует рефлексию. — Какие задачи ставили? — Удалось ли нам решить поставленные задачи? | Соотносят цель и результаты, степень их соответствия
| Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Рефлексия способов и условий действий. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации: владение монологической и диалогической формами речи | Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить | Смолообразование, т.е. установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | ||||||||
Оценивание | |||||||||||||
Учитель предлагает обучающимся самостоятельно оценить свою деятельность на уроке -Создадим в конце урока чудо, с которого начинали: бабочки разного цвета. красная- если ты собой очень доволен, работал весь урок зелёная- работал хорошо, но мог бы лучше жёлтая- не доволен своей работой на уроке
| Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. |
| Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
|
| ||||||||
Домашнее задание | |||||||||||||
На стр. 93 прочитать скороговорку и научится её быстро говорить. Желающие могут прочитать загадки на этой стр. и отгадать их. |
|
|
|
|
|