Тема урока: «Иван Саввич Никитин «Русь»
Задачи:
1)Создать условия для целостного восприятия и осмысления поэтического текста, пополнения словарного запаса учащихся
2) Дать понятие стихотворение — песня, понятие нового приёма художественной выразительности «инверсия»
3)Способствовать воспитанию чувства гордости, восхищения за свою Родину, желания сделать её ещё краше.
4) Воспитывать культуру общения при работе в группах.
Технологическая карта к уроку
Цель | Содержание материала | УУД | |
1.Организа- ционный | Включение учащихся в деловой ритм | -Весёлая тактильная гимнастика в группах 1.Соединяем большие пальцы и произносим (желаю) 2.Соединяем указательные пальцы (успеха) 3.Соединяем средние пальцы (большого) 4.Соединяем безымянные пальцы (во всём) 5.Соединяем мизинцы (и везде) 6.всю ладонь (привет)
| Личностные |
2.Актуализация знаний с последующей постановкой целей урока и определением темы | Обеспечение мотивации учения актуализация субъектного опыта учащихся | 1)Учитель: «Сегодня постараемся увидеть, услышать, прочувствовать мир, созданный великим поэтом.
2)Звучит песня Михаила Евдокимова «Мой край для меня – это Родина» На фоне демонстрации видеоролика о красотах Алтайского края дети читают стихи о малой родине
3)Учитель: «Что объединяет эти стихи?» (все о малой родине) — Что для вас значит малая родина? — Нарисуйте или напишите, с чем ассоциируется у вас понятие «малая родина»(2 мин) — Обмен мнениями 4)Дети определяют тему урока, предполагают, какие задачи смогут решить
| Коммуникативные Регулятивные Познавательные |
3.Освоение нового материала | Обеспечение условий для целостного восприятия и осмысления поэтического текста | Учитель: «Тема Родины издавна волновала всех поэтов и писателей. Не исключением был и великий русский поэт Иван Саввич Никитин . — Демонстрация портрета. — 4 учащихся рассказывают об интересных фактах из биографии поэта. — Слушание стихотворения «Русь» (аудиозапись) — Работа со словарями настроений. — Какое настроение вызвало это стихотворение (дети — гордость за Родину, восхищение мужеством русских людей, желание сделать свою Родину ещё краше) -Чтение стихотворения в группах работа с толковым словарём (выяснить значение слов шатёр, нива, мгла, державная, брань) — Проверка. — Чтение стихотворения вслух цепочкой. — Ответы на вопросы 1)Какие звуки услышали? 2)Какие запахи живут в этом стихотворении? 3)Какие краски возьмёте, чтобы нарисовать картины к этому стихотворению? -Знакомство с понятием стихотворение — песня — Похоже ли это стихотворение на протяжную или былинную песню? (да) — Попробуйте спеть (желающие дети поют) — Посмотрите есть ли здесь рифма? (нет) -Учитель: «В народных стихах её чаще всего нет» Знакомство с понятием «инверсия» — На карточках дети читают словосочетания : нивы зрелые, камыш густой. -Как удобнее прочитать? (зрелые нивы …) — Учитель: «Вот такой необычный порядок слов называется инверсией. Инверсия помогает автору удерживать
в стихотворении ритм и это очень важно в отсутствии рифмы. -Игра «Кто больше найдёт таких словосочетаний?»
| Познавательные Регулятивные |
4.Первичное закрепление материала |
Обеспечение в ходе закрепления повышенного уровня осмысления изученного материала |
— Стихотворение большое, поэтому разделим его на части Поможет нам в этом Тетрадь №2 стр.5 задание 4. — Дети работают в тетрадях. — Подготовка к выразительному чтению. — Определим, с каким настроением будем читать каждую часть 1ч.- восхищённо 2ч.- гордо 3ч.- торжественно | Регулятивные Личностные Познавательные |
5.Самостоятельная работа учащихся по подготовке к выразительному чтению
| Выявление качества усвоения учащимися знаний
|
— Конкурс чтецов ( коллективная оценка – «сила аплодисментов»
| Регулятивные |
6.Подведение итогов. Рефлексия | Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения | — Перечитайте стихотворение.
-Подберите синонимы к слову Русь.
-Чтение учителем слов К.Ушинского о Родине —Наше отечество, наша родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и родина.
— Методика «Лесенка»
| Регулятивные |