К. Паустовский «Подарок».
Хасанова М.А. Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация «Лицей №2 города Буинска РТ»
К.Паустовский «Подарок» | |
Цель темы
| Научить сравнивать описание природы в произведениях К.Паустовского. Задачи: Закрепить умение определять основную мысль рассказа. Воспитать бережное отношение к природе, умение наблюдать, сравнивать. Научить работать в паре и в группе. |
Планируемый результат | Выразительно читать, передавать нужную интонацию. Выявлять главную мысль произведения. Пользоваться словарем синонимов и справочником в конце учебника, школьным толковым словарем. Подбирать синонимы к предложенным словам и словосочетаниям. |
Основные понятия | Понятия: развитие растений по временам года, литературные приемы олицетворение, метафора |
Межпредметные связи | Литературное чтение, изобразительное искусство, русский язык |
Ресурсы: — основные — дополнительные | Учебник Э. Кац «Литературное чтение. 3 класс». Методическое пособие, презентация, проектор, рисунки, рассказы |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах |
Деятельность ученика | Деятельность учителя | Обучающие и развивающие задания каждого этапа
| Диагностирующие задания каждого этапа | |||
I этап. Организационный момент. Цель – активизация учащихся. | Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их. | Проводить инструктаж, настраивать детей на работу. | I этап. Организационный момент.
| I этап. Организационный момент. — Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас? Коммуникативные УУД Личностные УУД | ||
II этап. Актуализация знаний. Цель : вспомнить как березка оказалась в доме, с какой целью ее принесли.
| Работать с информацией, представленной в форме рисунков, рассказов.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организовать фронтальную работу по разделению детей на группы показать учащимся критерии, по которым они будут определять лучшие рисунки и рассказы включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов.
| II этап. Актуализация знаний.
Дети разделились на группы в соответствии с тем, какое задание выполняли дома. 1) рассказать историю березки от имени Вани Малявина; 2) представить, что березка заговорила. Передать ее рассказ . Можешь построить его по такому плану: -как жила березка в лесу; — что увидела и почувствовала в доме; — что думала о разных людях; — почему не осталась зеленой; — что было с ней потом. 3) рассказать, как бы ты хотел нарисовать маленькую березку. Подумай, где она будет находиться: в лесу, на полянке, или дома в бочке, или у забора во дворе дома. Что еще будет на твоей картине? Какие краски используешь? Как расположишь на листе предметы? Чем будешь рисовать? | II этап. Актуализация знаний. -Какую роль играют растения в вашей жизни? Для чего они нам нужны? Развитие растений по временам года. Почему растения сбрасывают листья осенью? Чем определяются изменения в ее развитии?
Познавательные УУД | ||
III этап. Постановка проблемы и выдвижение гипотезы.
Цель – учить находить в тексте смысловые отрывки, использовать их в своих доказательствах , определять основную мысль текста | Участвовать в решении проблемы, доказывать свою гипотезу словами из текста, использовать знания, полученные на уроках по окружающему миру.
Осуществлять взаимное обсуждение и сотрудничество, необходимую взаимопомощь (работать в группе).
Оценивать правильность выполнения заданий.
Обосновать свое мнение
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Выдвигает проблему: Почему березка осенью в теплом доме сбросила листья?
Организовать работу в группах обеспечить контроль за выполнением задания.
Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. | III этап. Постановка проблемы и выдвижение гипотезы — Распределите рисунки на доске в той последовательности, в какой нам рассказал автор о ней. Подпишите их словами из текста, определив нужный отрывок. Прочитайте рассказы своих друзей и определите, кто приготовил полные, последовательные, интересные рассказы о березе. Найдите среди них лучшие от имени Вани Малявина и от имени самой березы.
Прочитать, как лесничий и дед Митрий объясняли, почему деревья сбрасывают листья осенью? Лесничий объясняет, что это « закон природы. Если бы деревья не сбрасывали на зиму листья, они бы погибли от многих вещей – от тяжести снега, от того, что к осени в листве накапливалось много вредных для дерева солей, и наконец, от того, что листья продолжали бы и среди зимы испарять влагу, а мерзлая земля не давала бы ее корням дерева, оно погибло бы от жажды… » Дед Митрий истолковал это по-своему. «У всякой травы и дерева тоже, надо быть, дружба иногда бывает. Какими глазами она весной на подружек взглянет, что скажет, когда они зимой исстрадались, а она грелась у печки, в тепле, да в сытости, да в чистоте? Тоже совесть надо иметь». | III этап. Постановка проблемы и выдвижение гипотезы. Практическая работа в группах: Все рисунки распределили на группы: в первую группу вошли те «березы-двухлетки, которые растут на прошлогодней гари, они как трава,- проходу от них нет никакого», во вторую группу вошли рисунки, на которых «березку посадили в ящик и поставили в самой светлой и теплой комнате у окна», в третью вошли рисунки, на которых «вся она за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев уже лежало на полу». По окончании работы группы отчитываются о выдвинутых гипотезах Делается вывод: «Комнатная теплота не спасла березу». Обсудить и определить главную мысль этого произведения.
Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД | ||
IV этап. Закрепление изученного.
Цель – работать над литературными приемами, сравнивать описание природы одного автора в разных рассказах | Работать с информацией, представленной в форме рисунка. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе).
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организовать работу в группах, обеспечить контроль за выполнением задания.
Организовать фронтальную работу по учебнику. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. | IV этап. Закрепление изученного. Можно ли считать рассуждения деда Митрия верными? Каким литературным приемом пользовался автор, рассказывая о березе?
В словаре найти объяснение слова «мгла», сравнить с рисунком. Определить сходство этих отрывков и доказать, что они принадлежат одному автору.
Придумай свои вопросы к рассказу К. Паустовского и задай их товарищу. | IV этап. Закрепление изученного. Работа с текстом на стр.18-22, Найти в толковом словаре объяснение слова олицетворение, метафора. Обсудите в группах, подходят ли они к нашему рассказу. Рассмотрите картины осеннего леса, найдите описание их в тексте: «Разгорался рассвет. Синева на востоке сменилась багровой мглой, похожей на дым пожара. Мгла эта светлела, делалась все прозрачнее, сквозь нее уже видны далекие и нежные страны золотых и розовых облаков». Сравните описание осени в рассказе К.Паустовского «Барсучий нос». «Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далекие облака и синий густой воздух. По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звезды». Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД | ||
Контролирующее задание | Слушают план, предлагают свои названия. | Самостоятельная работа. Составь план рассказа. Для этого раздели его на законченные части и озаглавь его | Соедините все рассказы о березе и рисунки в книгу, а лучшие рисунки станут обложкой | |||
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности. Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. | VII. Итог урока. Рефлексия деятельности. -Чему вы научились на уроке? — Что же помогло сегодня на уроке вам определить главную мысль рассказа? Личностное осмысление каждым участником результатов учебного занятия. Демонстрация слайда учительской презентации с вопросами для рефлексии. Индивидуальная — самоанализ деятельности . Побуждение к размышлению . Организация и оказание поддержки в обсуждении учащимися деятельности на уроке. Оценка деятельности учащихся учителем и учащимися. | Составьте свой рассказ от имени дерева, которое растет у вас во дворе. Используйте приемы олицетворения, эпитеты, метафоры. |