Ф.И.О. Корнева Ольга Сергеевна
Предмет: литература
Класс : 5
Тип урока: внеклассное чтение
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | |
1. Мотивация к деятельности Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне | Включение в деловой ритм
| Подготовка класса к уроку
| Самоопределение (Л) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
2. Актуализация и пробное учебное действие («вызов»)
Цель: актуализация знаний учащихся, выявление самостоятельного круга чтения , необходимого для « открытия нового знания» | Выявляет уровень знаний, субъективный опыт учащихся, определяет типичные недостатки. 1.Фронтальный опрос. — Узнаёте ли вы человека, изображённого на портрете? — Какие произведения Г.Х.Андерсена вы читали? — Какие заинтересовали и чем? 2. Опрос « Узнай героя»
| Отвечают на вопросы | Использование различных источников информации (Л)
Подбор аргументов для подтверждения собственной позиции (М) |
3. Постановка учебной задачи. Цель: обеспечение восприятия, осмысление новой темы.
| Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию. — Как вы думаете, важно ли для человека уметь радоваться жизни ? -А важна ли свобода для человека?
— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Андерсена и обратимся к его сказке «Ромашка». Как вы думаете, над чем призывает нас задуматься автор в этой сказке? — Какими словами ромашки можно обозначить тему нашего урока, если мы говорим о свободе, о необходимости радоваться жизни и ценить её?
-Итак, тему нашего урока можно обозначить так : « О, как много мне дано!». | Учащиеся высказывают свои предположения
Учащиеся высказывают свои предположения
Учащиеся самостоятельно формулируют цели урока, работают с текстом
| Целеполагание ( Р)
Постановка вопросов ( К)
Самостоятельное формулирование цели (П –общеучебные)
|
|
|
|
|
4. Работа с текстом
| Организует работу с карточками , предлагая учащимся самим выбрать , как бы они хотели работать : индивидуально ( карточка красного цвета), в парах ( карточка зелёного цвета), в группах (карточка жёлтого цвета). На подготовку отводится 5-7 мин. Обсуждение идёт «вслед за автором».
| Учащиеся выбирают форму работы с текстом . |
Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование ( П — моделирование) Сотрудничество в поиске и выборе информации(К).
Извлечение информации . осуществление мыслительных операций анализа и синтеза (П)
Ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла (М)
|
«Осмысление содержания»
| Учитель устанавливает осознанность восприятия.
Групповое задание №1. Выразительно прочитайте эпизод « Знакомство с ромашкой» ( абз. 3-4). Какое впечатление произвело на вас описание ромашки? Назовите эпитеты , с помощью которых описывает автор цветок. Чему радуется ромашка? Приведите примеры(цитаты)из текста. Работа в паре № 1. Найдите в тексте описание садовых цветов. Выразительно прочитайте его. Сопоставьте их внешний вид и «поведение» с внешним видом и «поведением» ромашки. Кто нравиться вам больше? Почему? Индивидуальное задание №1. Как вы думаете, почему именно к ромашке прилетел жаворонок? Групповое задание №2. Выразительное чтение по ролям отрывка от слов «Вдруг из садика вышли два мальчугана…» и до слов « Ромашка не могла свернуть своих лепестков…». Индивидуальное задание № 2. Найдите в литературоведческом словаре определение термина «аллегория». Приведите пример аллегории в сказке «Ромашка». Работа в паре № 2. Прочитайте последние два абзаца сказки. В чём поучительный смысл слов автора, описывающего горе мальчиков после смерти жаворонка?
Индивидуальное задание №3.Какова участь ромашки, жаворонка, садовых цветов в сказке? Чья судьба более трагична?(Используйте при ответе слова скромность, жертвенность, жалость, надменность, счастье). Индивидуальное творческое задание № 4. Нарисуйте понравившегося героя сказки.
| Работают в группах, парах , индивидуально по заданиям . Делают выводы. Озвучивают результат.
Работают с словарной статьёй.
Проявляют творческий потенциал. | Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование ( П — моделирование) Сотрудничество в поиске и выборе информации(К)
Работают в группе. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие(К)
Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Применяют методы информацион- го поиска (П) |
Физкультминутка
| Показывает гимнастические движения.
Для разминки из-за парт Поднимаемся. На старт! Бег на месте. Веселей И быстрей, быстрей, быстрей! Делаем вперёд наклоны – Раз – два – три – четыре – пять. Мельницу руками крутим, Чтобы плечики размять. Начинаем приседать — Раз – два – три – четыре – пять. А потом прыжки на месте, Выше прыгаем все вместе. Руки к солнышку потянем. Руки в стороны растянем. А теперь пора учиться. Да прилежно, не лениться.
| Повторяют движения за учителем. |
|
Закрепление: выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции
| Подводит итог работы по карточкам. Организует деятельность учащихся по первичному закреплению .
-Вернёмся к теме нашего урока. Как вы думаете, почему ромашке и жаворонку было «многое дано»? — Какие уроки преподает нам Андерсен этой сказкой ? | Оценивают своё выступление и выступление одноклассников.
Обсуждают проблемный вопрос, связанный с темой урока. Учащиеся высказывают свои предположения | Оценка (самооценка, взаимооценива- ние) (Р)
Оценивают достигнутый результат. Определяют последователь- ность промежуточных целей с учетом конечного результата (Р). Коррекция (Р)
|
5. Рефлексия деятельности
| Организует рефлексию:
Сегодня на уроке мы… На уроке я работал… Материал урока был… На уроке я узнал… Меня удивило… Мне захотелось… Своей работой я…
| Оценивают урок, свою работу , работу одноклассников, составляют ромашку , подводя итоги . |
Умение структурировать знания (П –общеучебные) Управление поведением (К) Умение выражать свои мысли (К) Контроль (Р) Оценка (самооценка, взаимооценива-ние) (Р)
|
6. Домашнее задание | Учитель предлагает дифференцированное задание на дом:
| Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала. | Умение выражать свои мысли ( К) Рефлексия ( П) Смыслообразова- ние( Л) |