Технологическая карта урока по литературе в 5 классе
Учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ с. Хлебновка.
Тема урока: «Теплый хлеб»- сказка о труде и взаимовыручке.
Цели урока: осознание идейного содержания, построения и системы образов сказки Паустовского “Теплый хлеб”.
Заинтересовать учащихся извечной темой борьбы добра со злом, через изучение сказки «Тёплый хлеб».Расширить у учащихся представление о жанре «сказка».Воспитывать доброту, чуткость через восприятие произведения.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | |
I. Организационный момент. Этап мотивации.
| Учитель предлагает посмотреть на набор слов: добро, доброта, добрый, добродетель, добряк. Объяснить смысл объединения этих слов, составить кластер. | Объясняют, что объединяет данные слова? Составляют кластер «добро» | Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
II. Актуализация знаний учащихся.
| Работа с эпиграфами: 1) Он (Паустовский) не был сказочником. Он был рассказчиком, который облегчал рассказом трудность добра. В. Шкловский. 2) Умел ошибиться – умей поправиться. (Пословица) Помогает учащимся в формулировке целей урока. Проверка знания текста (проводит викторину) | Анализируют эпиграфы к уроку. Определяют степень своей готовности к уроку. Участвуют в викторине по содержанию сказки.
| Извлечение необходимой информации из текста (П) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) |
III Локализация индивидуальных затруднений.
| Организует работу с текстом произведения 1) Образ Фильки. (Чтение отрывка: «Жил в Бережках… надоело»).
| Участвуют в работе с текстом произведения. Дают цитатную характеристику героям. | Установление причинно-следственных связей (П) Формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К) – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
|
IV. Коррекция выявленных затруднений.
| Организует инсценирование отрывка из сказки. Дает задание перед просмотром. 1 группа — Характеристика Панкрата 2 группа — Характеристика 3 группа — Оцените игру своих товарищей, смогли ли они в своем выступлении отразить характеры героев? Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение 2) Роль природы.
| Инсценируют отрывок из сказки. 1 группа — Характеристика Панкрата (серьезный, строгий, обвинил в беде, умный, понимающий, дал ему возможность исправить зло, человек особенный). 2 группа — Характеристика Фильки (растерянный, нерешительный, чувствует свою вину, напуганный, хочет исправить свой поступок). 3 группа — Оцените игру своих товарищей, смогли ли они в своем выступлении отразить характеры героев? 2) Определяют роль природы в понимании смысла произведения. | – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); – извлечение из текстов необходимой информации (П); – установление причинно-следственных связей (П); – построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); – осознание ответственности за общее дело (Л); – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); – выполнение действий по алгоритму (П); |
V. Этап самостоятельной работы
| Организует групповую работу с текстом (Отрывки: 1) «Слеза скатилась… они трещали, лопались» 2) «В морозные дни… с темной водой». По ходу анализа проецирует слайды о зиме при помощи мультимедийной установки, показывает иллюстрации учеников). 3) Реальное и волшебное в сказке. Групповая работа.
Организует физминутку. | Работают с текстом в группах: 1 группа — Звуки 2 группа — Цвет 3 группа — Движение 3) Реальное и волшебное в сказке. Групповая работа. 1 группа — Что, по-вашему, в сказке реальное? 2 группа — Что, по-вашему, сказочное? 3 группа — Как бабка объяснила начало мороза? Что понял Филька?
Выполняют физминутку. | – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); – извлечение из текстов необходимой информации (П); – установление причинно-следственных связей (П); – построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); – осознание ответственности за общее дело (Л); – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); – выполнение действий по алгоритму (П); |
VI. Рефлексия
| Организует рефлексию (ведет фронтальный опрос) | Осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Высказывают и аргументируют свое мнение, делятся впечатлениями. | – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); – понимание текстов, извлечение необходимой информации (П); – контроль, коррекция, оценка (Р); – рефлексия способов и условий действия (П); – контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); – самооценка на основе критерия успешности (Л); – адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К); – планирование учебного сотрудничества (К); – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |
VII. Итог урока.
| Подводит итоги урока. Выставляет и комментирует оценки. |
| – построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – использование критериев для обоснования своего суждения (К); – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |
VIII. Домашнее задание.
| Дает домашнее задание, комментирует его выполнение. | Записывают домашнее задание в дневник. |
|