Трудное детство в произведениях художественной литературы. | |||
Цели темы: |
| ||
Задачи: | Воспитательные | Развивающие | Образовательные |
Воспитывать гуманное отношение к окружающим; чувство сострадания к тем, кто нуждается в помощи ; | Развивать навыки самостоятельной работы; навыки переработки информации: сопоставление текстов, составление и заполнение таблицы; У анализировать проделанную работу. | Изучить особенности основных фактов биографии авторов; проанализировать произведения, объединенные общей темой ; найти сходство; провести параллели с современной жизнью. | |
Планируемый результат: | Знать содержание изученных текстов; основные факты биографии авторов. | ||
Уметь составлять составлять и заполнять таблицу ; анализировать произведения ; проводить параллели ; делать выводы. | |||
Правильно использовать красоту и богатство русского языка.. | |||
Основные понятия: | Биография, рассказ, повесть, герой | ||
Метопредметные связи: | Умения работать самостоятельно, использовать различные источники информации. | ||
Ресурсы: |
|
|
|
| Тексты произведений : Куприн «Чудесный доктор», Достоевский «Мальчик у Христа на елке», Короленко «Слепой музыкант» | ||
| Мультимедийное сопровождение кабинета; выставка книг о трудном детстве ; фотовыставка семейных фотографий учащихся; выставка иллюстраций, отражающих трудное детство. | ||
| Работа в группах. |
Деятельность ученика | Деятельность учителя | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Диагностирующие задания каждого этапа. | ||
1 этап. Организационный момент. Цель-активизация учащихся. |
Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их. | Проводить инструктаж, настраивать детей на работу. | 1 этап. Оргмомент. Вот звенит для нас звонок-начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.-Тихо сели. Расскажите правила поведения на уроке? | 1 этап. Оргмомент. – Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас? Коммуникативные УУД. Личностные УУД. | |
3 этап. Постановка целей урока. | Формулировать цели урока. | Направить учащихся на формулирование целей урока. | Каковы, на ваш взгляд, цели сегодняшнего урока? | Коммуникативные УУД. Личностные УУД Регулятивные УУД | |
2 этап. Актуализация знаний. Мотивация. | Отвечать на поставленные вопросы, анализировать , делать выводы. | Организовать обсуждение фотовыставки, отражающей счастливое детство учащихся, и иллюстраций, отражающих трудное детство. | 2 этап. Актуализация знаний. Мотивация. Рассмотрите фотографии и иллюстрации, помещенные на доске. Что, на ваш взгляд, в них общего, а чем они различаются?
| Актуализация знаний. Мотивация.
Познавательные УУД; коммуникативные УУД;
| |
4 этап Защита проектов. Цель: изучить основные факты биографии авторов; содержание текстов; составить таблицу. | Участвовать в работе по защите проекта; Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Оценивать правильность выполнения заданий;
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов; формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организовать работу по защите проетов; Организовать работу в группах и обеспечить контроль за ее выполнением;
Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. | 4 этап Защита проектов . Постановка проблемы. Каждой группе было дано задание : прочитать текст; приготовить биографию автора; краткий пересказ ; описание детей; места жительства; сделать вывод: почему несчастен ребенок? | 4 этап.Защита проектов. Составление таблицы.
Личностные УУД; Регулятивные УУД Коммуникативные УУД.
| |
Таблица
| |||||
Автор и название произведения | Герои-дети | Причины тяжелого детства | Выводы | Собственное мнение | |
Куприн «Чудесный доктор» | Гриша и Ваня Мерцаловы | Живут в подвале; отец потерял работу; сестра заболела; нет денег на лекарства и пищу.
|
|
| |
Достоевский « Мальчик у Христа на елке» | мальчик | Живет в подвале; умерла мать; нищета
|
|
| |
Короленко «Слепой музыкант» | Петр, Эвелина | Ребенок-инвалид-слепой с детства ; нет общения со сверстниками.
|
|
| |
5 этап. Обобщение и выводы. | Отвечать на поставленные вопросы, анализировать , делать выводы;
Оценивать собственную деятельность на уроке и работу одноклассников;
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов; формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов; в работу по выставлению оценок. | 5 этап Обобщение и выводы. 1 что объединяет все эти рассказы? 2 что хотели донести до нас авторы? 3 значение произведений? 4 какой вывод из урока вы для себя сделали?
| 5 этап. Обобщение и выводы. Личностные УУД; Регулятивные УУД; Коммуникативные УУД. | |
6 этап . Итоги урока. Рефлексия деятельности. Цель: подвести итоги проделанной на уроке работе. | 6 этап . Итоги урока. Рефлексия деятельности Чему научились? Рассказать по схеме:
| Регулятивные УУД;
| |||
7 Домашнее задание | Письменно ответить на вопрос: Что могу сделать Я, чтобы несчастных детей стало меньше? |
|