Технологическая карта по Литературе «Я и другие» (по повести А.Алексина «Безумная Евдокия») 8 класс

Технологическая карта урока

Разработчик: учитель русского языка МБОУ СОШ №63 г. Самары Афанасьева Надежда Александровна

Учебный предмет: русский язык

Класс:8

Тема урока: «Я и другие» (по повести А.Алексина «Безумная Евдокия»).


Тип урока: Анализ художественного произведения.

Цель урока: обсуждая нравственные вопросы повести, понять, что хотел сказать А.Алексин, поднимая проблемы взаимоотношения людей.



Задачи урока:

образовательные:

-знакомство с повестью А.Алексина «Безумная Евдокия»;

-развитие исследовательских навыков работы с текстом, навыков анализа текста, устного монологического высказывания;


— проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа (познавательные УУД).


развивающие:

способствовать развитию у учащихся УУД (регулятивного) самоопределения в целях учебной деятельности (на основе установления сходства и различия между освоенным ранее и осваиваемым на данном уроке);

— способствовать развитию у учащихся УУД (познавательного) поиска и распознавания полезной информации (на основе наблюдения и оценки выявленных закономерностей);

способствовать развитию у учащихся УУД (регулятивного) самоконтроля учебной деятельности (на основе сравнения и результата с предложенным эталоном).

воспитательные:

— способствовать совершенствованию навыков этичного межличностного общения;

— формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе;

— способствовать формированию навыков сотрудничества в решении поисковых задач в процессе обучения;

-осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;

-осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся.










п/п

Этап урока

Методы, реализуемые на этапе

Действия учителя

Действия учащихся

УУД (с указанием вида: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)

1

2

3

4

5

6

1.

Оргмомент урока

Метод стимулирования отношений долга и ответственности

Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе.

Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся.

Выполняют необходимые действия.

Демонстрируют готовность к учебной деятельности

Оценивать ситуации взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики.

(коммуникативные)

2.

Мотивация учебной деятельности

Метод стимулирования положительной самооценки перспектив включения в УД

Обращается к учащимся со словами:

Вы сейчас в том возрасте, когда большая, взрослая жизнь не за горами. А ведь взрослость — понятие не столько возрастное, сколько нравственное, и определяется оно деяниями человека. Английский философ Фрэнсис Бэкон сказал, что “в каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет вторую”



Учитель:

А как определить, что злак, а что сорная

трава?

Умение давать нравственную оценку действиям человека лежит в основе гражданской позиции каждого из нас. И то, как вы сможете освоить нравственные ориентиры при изучении художественных произведений, даст вам возможность делать правильный выбор в различных жизненных ситуациях. Вся жизнь человека состоит из постоянного выбора, между добром и злом в том числе.

Определить, что злак, а что сорная трава, что прекрасно и что безобразно, выбрать правильные ориентиры духовной, нравственной зрелости во многом помогают нам интересные и своеобразные произведения Анатолия Алексина.


Слушают внимательно учителя, ожидают чего – то необычного,

определяют смысл

предстоящего поиска.

Извлечение информации из текста;

анализ; осознанное и произвольное построение речевого высказывания (познавательные),

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения ( коммуникативные).


3.

Целеполагание

Метод самоопределения в целях по аналогии с уже известным и усвоенным учащимися.

Помогает сформулировать цели предстоящей учебной деятельности, опираясь на повесть А.Алексина «Безумная Евдокия», которая была предложена для домашнего прочтения.

Учитель:

Сегодня мы обращаемся к повести А.Алексина «Безумная Евдокия».

— Я предлагаю тему «Я и другие».



— Как эта тема перекликается с эпиграфом нашего урока (читается эпиграф)?


Уточняет, обобщает ответы учащихся.

Возможные ответы:

— Каждый человек должен воспитывать добро в себе и по-доброму относиться к другим;

— эгоизм никогда никого не украшал. Думая о себе, не надо забывать об окружающих тебя людях и стремиться правильно оценивать свои и чужие поступки.


— Какие проблемы поднимает автор в повести?


1. «Отцы и дети»;

2. «учитель и ученик»;

3. «личность и коллектив»;

4. «одиночество»



— Итак, как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?


Рассмотрим проблемы, поднимаемые автором, дадим оценку поведению героев, осмыслим мотивы их поступков.


Соответственно цель нашего урока: обсуждая нравственные вопросы этого произведения, понять: что хотел сказать Алексин, поднимая проблемы взаимоотношения людей.




Анализируют высказывание Ф.Бэкона, рассуждают о том, как эпиграф перекликается с темой урока, используют изученный ранее материал по теме

Самоопределение в целях учебной деятельности

(регулятивные)

Установление связи между поведением героев и мотивами поступков

(личностные).

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка

( коммуникативные)

4.

Повторение опорных знаний

(Выявление пробелов первичного осмысления изучаемого материала)

Беседа с учащимися

Предлагает для повышения эффективности работы разделиться на 3творческие группы. Каждая группа получает задание.


Актуализируют необходимые установки,

Сравнивают /…/,

Вспоминают , обращаются к тексту /…/.

Аргументируют (объясняют) /…/.

Самооценка соответствия имеющихся знаний и умений заявленным требованиям

(регулятивные)

5.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Исследовательский метод

1.1-я группа рассматривает взаимоотношения Оли и родителей ( проблема «Отцы и дети»).


2-я группа ответит на вопрос, как складывались отношения Оленьки с Евдокией Савельевной ( проблема «Учитель и ученик»).


3-я группа рассматривает проблему «Личность и коллектив» ( т.е. взаимоотношения главной героини с одноклассниками).

(Время работы – 5-6 минут)




Работают с текстом произведения,

используют возможности свободного обмена мнениями и работы в группах.

Один из членов группы отвечает, другие могут дополнить.

Поиск и выделение необходимой информации на основе наблюдения и оценки выявленных закономерностей.

(познавательные)

Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций, использование критериев для обоснования своего суждения

( коммуникативные).


2.Учитель: в повести поднимается ещё одна проблема – проблема одиночества. Почему Оля одинока? Что об этом говорит автор?

(-Тот, кто любой ценой хочет быть первым, обречён на одиночество.)


3.Побуждает к высказыванию своего мнения.




Слушают, дополняют, цитируют

Самостоятельное решение учебной проблемы на основе выявления способов преобразования новой задачи в ранее освоенную.

(регулятивные)

6.

Закрепление (обеспечение осознанности формируемых знаний и умений).

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


Построение структурно-логической схемы.




















































Использование аналогий.

Учитель: Давайте определим, какими критериями вы пользовались, оценивая поведение героев.

(Слайд)


Возможные ответы:

  1. Поступки героев, содержание этих поступков.

  2. Мотивы поведения персонажей.

  3. Речь героев. Монологи, диалоги.

  4. Взаимоотношения с окружающими.

  5. Отношение к окружающим.

  6. Прямая авторская характеристика литературного героя.

  7. Отзывы персонажей о данном герое.

  8. Художественная деталь.


Организует самопроверку по эталону, выявляет возникающие затруднения, организует соответствующие рефлексивные действия учащихся.


Учитель: я думаю, что выведенные нами критерии оценивания поведения героев художественного произведения помогут вам делать правильный выбор и в жизни. Вы сейчас молоды, часто поступаете сгоряча, быстро и необдуманно принимаете решения, не задумываясь о последствиях… Потом переживаете… Хорошо, если можно ошибки исправить, но… бывают и необратимые последствия… ( Как в повести: вернётся ли Надюша, мать Оленьки, домой? – вопрос остался открытым…)

Учитель:

— Ребята, вспомните, были ли у вас конфликты с родителями, друзьями, одноклассниками, когда вам казалось, что вас не поняли, незаслуженно обидели, поступили с вами нечестно?

— Анализировали ли вы своё поведение? Может, вы явились причиной конфликтов? Как вы решали создавшиеся проблемы?



Побуждает к высказыванию, отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке.

Помогает выявить причинно-следственные связи в поведении героев, в поступках.




Выполняют задания в тетрадях. Сравнивают полученный результат с ответом на экране.




















































Вспоминают о конфликтах с родителями, друзьями, одноклассниками.

Анализируют своё поведение, оценивают его (осуществляют самооценку)


















Самоконтроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесение необходимых корректив.

(регулятивные)


Построение логической цепи рассуждений, выведение следствий.

(познавательные)

Формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.

(коммуникативные)


































Осознанно строят свои высказывания (коммуникативная деятельность)

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают способы решения (регулятивная деятельность)

7.

Итог урока. Рефлексия.

Способность к оценочным действиям.


Учитель: итак, проблемы отношений между людьми, обозначенные темой «Я и другие», в повести Анатолия Алексина «Безумная Евдокия» никого не могут оставить равнодушными. Прав писатель, говоря, что дети «должны плакать… не только когда разбивают коленки, но и когда коленка болит у кого-то другого».

Действительно, очень непросто складываются взаимоотношения подростков и их родителей, одноклассников. Необходимо помнить , что неосторожным словом, поступком легко обидеть, ранить… Учитесь щадить, беречь тех, кто рядом с вами.


Предлагает выразить впечатление от урока.

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.









Высказывают своё мнение.

Осуществляют самооценку, взаимооценку.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке (что получилось хорошо, что не очень и почему)

Оценивают результат (осознание качества и уровня усвоения знаний) — познавательная деятельность.

Рефлексия своих действий –коммуникативная деятельность.










Приложение






Вопросы


I группа

При рассмотрении проблемы “Отцы и дети” опирайтесь на вопросы:

1.Кто является повествователем в повести?


2.Что мы знаем об отце и матери Оленьки?


3. Какою они видят дочь?


4.Всегда ли Надя соглашается с мужем и Олей?


5.Кого винит отец в том, что Оля пропала? Почему?


6.Когда отец понял истину? К какому горькому выводу он пришел?


Вывод: Безграничная родительская любовь вредит.


II группа

При рассмотрении проблемы “Учитель и ученик” опирайтесь на вопросы:

1.В начале повести мы видим Евдокию Савельевну глазами отца Оли. Какою мы её видим?


2. Для чего нужны были встречи “нынешних” учеников с “бывшими”?


3. Понимала ли Евдокия Савельевна своих учеников? (Олю, Люсю, Борю?)


4.Почему учительница не смогла изменить характер Оли?


5.Почему именно в конце повести Евдокия Савельевна раскрывает Олиному отцу истинный характер дочери?


6.Как изменилось отношение отца Оли к Евдокии Савельевне?



Вывод: Учитель отдает свое сердце детям, учит человечности.

III группа

При рассмотрении проблемы “Личность и коллектив” опирайтесь на вопросы:


Автор в своей повести показывает нам путь Оленьки с классом по дороге жизни. Она “ единственная неохваченная ” общественной работой. Почему?

Нет времени”, — так она считает.

Оля-умная, талантливая: прекрасно рисует, увлекается музыкой, хорошо учится. Но она любуется только собой, поэтому её душа закрыта для других. Не зря её отец в конце повести подумал:”А может, её любви хватило лишь для себя?”

1.Дружба Оли и Люси.

2. Оля и Боря.


Вывод: Человеку необходим коллектив.



















Свежие документы:  Литературные проекты. Традиции и инновации, 5-10 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: