Разработка учителя русского языка и литературы
ГБОУ ООШ № 2 п.г.т. Новосемейкино
Вдовиной Галины Андреевны
Технологическая карта урока литература в 5 классе по ФГОС
по теме «Басни И. А. Крылова»
Цель урока:
Регулятивные: способность участвовать в речевом общении.
Обучающие: Познакомиться с баснями И.А. Крылова, обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях И. А. Крылова;
Коммуникативные: развивать устную речь (умение вести диалог), эмоциональное восприятие художественного текста, образное и аналитическое мышление, творческое воображение, творческие способности, умение выделять существенные признаки, способность наблюдать, анализировать, делать выводы;
Личностные: воспитывать любовь и уважение к произведениям, созданным великим человеком.
Вид деятельности | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | |
Организационный | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу |
| Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Самоопределение (Л) Смыслообразование (Л)
|
| Артикуляционная разминка | Добры бобры
| Ребята, давайте поупражняемся в произношении скороговорки. | Дети учат скороговорку, рассказывают друг другу и учителю. | Работа в паре (К) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)
|
Актуализация знаний
| Подведение детей к формулированию темы и постановке целей урока.
| Для оформления класса желательно использовать книги с баснями И.А. Крылова, иллюстрации к басням.
| Ставит задачу определить тему урока после выполнения задания. -Давайте обратим внимание на оформление нашего класса, книги какого русского баснописца с нами сегодня на уроке? Что изображено на иллюстрациях?
| Отвечают на вопрос учителя, определяют о ком идет речь | Извлечение необходимой информации (П) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Подведение под понятие (П) Постановка и решение проблем (П) Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнёром (К) |
Формирование новых знаний | Работа над текстом. | Кто не слыхал его живого слова?
| Давайте прослушаем стихотворение М.Исаковского.
— Согласны ли вы с поэтом Исаковским? — Как вы понимаете выражение “крылатые слова”? В своих баснях Крылов изображал жизнь и нравы своих современников, их достоинства и недостатки. Открыто говорить об этом было нельзя. Через образы животных, автор высмеивал человеческие пороки.
-Ребята, давайте вспомним, что такое басня дополните определение. — На какой жанр литературы похожа баня, если животные там разговаривают и действуют, как люди? (на сказку).
-Почему басню мы никогда не спутаем ни с каким другим произведением? (мораль)
-А что в басне помогает лучше представить какое-то описание, понятие, мысль? (Аллегория, что значит иносказание).
— Что такое аллегория? Вы уже сказали, что герои басен – животные, наделенные человеческим пороками, которые думают, говорят, действуют как люди. Как в литературе называют этот прием. (Олицетворение).
| Слушают, отвечают на вопросы учителя. | Подведение под понятие (П) Постановка и решение проблем (П) Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнёром (К) |
Закрепление и проговаривание вслух | Подведение детей к самостоятельному выводу о баснях.
| Читают басни. Работают с текстом. | Найдите в басне мораль (Уж сколько лет твердили миру…) Что такое ЛЕСТЬ? (лицемерие, угодливое восхваление) Почему она гнусна, то есть омерзительна, внушает отвращение? (неприятно видеть человека, готового ради своей выгоды на лицемерие). А почему лесть вредна? (вводит в заблуждение того, кто обладает чем-то ценным, заставляет его видеть мир в искаженном свете). А почему в сердце льстец всегда отыщет уголок? (слушать комплименты – очень заманчиво и при этом не прилагать никаких усилий) Почему Лисица получила сыр? (Ворона ей поверила и потеряла бдительность) Есть в басне положительный герой? (Нет. Льстец страшен, а кто принимает эту лесть – смешон. И тот, и другой теряют чувство собственного достоинства). “Свинья под Дубом” С какой интонацией надо читать слова Свиньи? (лениво, спокойно, нагло). А почему? Давайте в тетрадочках запишем слова, которые характеризуют Свинью. (Наглая, необразованная, ленивая, глупая и др.) А Дуб? (мудрый, умный и др.). Каким словом характеризует Дуб Свинью? (Неблагодарная). Докажите, что Свинья действительно неблагодарна. (…Наелась желудей досыта, до отвала; Что означает выражение: “поступить по-свински”, “подложить свинью”? (Совершить подлость) Какова мораль этой басни, какой вывод делает сам Крылов?
| Читают выразительно басни «Свинья под дубом», «Ворона и лисица» | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнёром (К) |
Первичное закрепление
| Работа над инсценированием басен |
| Инсценирование басни «Свинья под Дубом». Объяснение морали басни. (В басне противопоставляется истинное просвещение и невежество. Крылов обличает невежд, которые не понимают пользы учения. Осуждает тех, кто на добро отвечает неблагодарностью. * Невежа – грубый, невоспитанный человек. Невежда – малообразованный, малосведущий человек). 3. Инсценирование басни «Ворона и Лисица». — Объяснение морали басни. (В басне высмеиваются лесть, тщеславие и глупость. Мораль сводится к тому, что «лесть гнусна, вредна». Ворона-вещунья, теряющая по глупости сыр, ведет себя так, что поддается на уловку плутовки-лисицы. Баснописец осуждает изворотливость, обман и хитрость. Крылову важно было подчеркнуть, как убедительна лесть. Но смысл басни состоит не в том, чтобы научить ловко льстить и брать пример с Лисицы, а в том, чтобы невзначай не оказаться Вороной).
| Ребята слушают, готовятся к инсценированию басен | Классификация (П) Задание творческого характера (Л)
|
Включение в систему знаний и повторение | Забавой он людей исправил, | Учитель читает стихотворение П. Вяземского. | Ребята слушают, делают выводы.
| Задание творческого характера (Л) Способность действовать с учётом позиций других (К) Постановка и формулирование проблемы (П) Робота в группах (К) Составление предложений по схеме (П)
| |
Рефлексия | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей | Урок понравился? Что делали на уроке? Нужно изучать басни? Что интересного узнали на уроке?
| Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока. Организует рефлексию. Обобщает сказанное. Благодарит за работу. Оценивает ответы. | Составляют внутреннюю речь. Используют клише для рефлексии. Оценивают свою работу. | Рефлексия способов и условий действий (П) Контроль и оценка результатов деятельности (П) Самооценка (Л) Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л) |
Домашнее задание |
| Нарисовать иллюстрации к басням, прочитать биографию В.А. Жуковского. | Объясняет домашнее задание разного уровня сложности.
| Записывают задание в дневник. Подают дневники для оценки учителю. | Дифференцированные задания (П., Л)
|