Технологическая карта урока литература в 5 классе «Басни И. А. Крылова»




Разработка учителя русского языка и литературы

ГБОУ ООШ № 2 п.г.т. Новосемейкино

Вдовиной Галины Андреевны












Технологическая карта урока литература в 5 классе по ФГОС

по теме «Басни И. А. Крылова»

Цель урока:

Регулятивные: способность участвовать в речевом общении.

Обучающие: Познакомиться с баснями И.А. Крылова, обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях  И. А. Крылова;

Коммуникативные: развивать устную речь (умение вести диалог), эмоциональное восприятие художественного текста, образное и аналитическое мышление, творческое воображение, творческие способности, умение выделять существенные признаки, способность наблюдать, анализировать, делать выводы;

Личностные: воспитывать любовь и уважение к произведениям, созданным великим человеком.

Этапы урока

Вид деятельности

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу


Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Самоопределение (Л)

Смыслообразование (Л)



Артикуляционная разминка

Добры бобры
Идут в боры.


Ребята, давайте поупражняемся в произношении скороговорки.

Дети учат скороговорку, рассказывают друг другу и учителю.

Работа в паре (К)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)


Актуализация знаний


Подведение детей к формулированию

темы и постановке

целей урока.


Для оформления класса желательно использовать книги с баснями И.А. Крылова, иллюстрации к басням.












Ставит задачу определить тему урока после выполнения задания.

-Давайте обратим внимание на оформление нашего класса, книги какого русского баснописца с нами сегодня на уроке? Что изображено на иллюстрациях?




Отвечают на вопрос учителя, определяют о ком идет речь

Извлечение необходимой информации (П)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Подведение под понятие (П)

Постановка и решение проблем (П)

Целеполагание (Р)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)
Самоопределение (Л)

Формирование новых знаний

Работа над текстом.

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.


Давайте прослушаем стихотворение М.Исаковского.













— Согласны ли вы с поэтом Исаковским?

— Как вы понимаете выражение “крылатые слова”? В своих баснях Крылов изображал жизнь и нравы своих современников, их достоинства и недостатки. Открыто говорить об этом было нельзя. Через образы животных, автор высмеивал человеческие пороки.

 

-Ребята, давайте вспомним, что такое басня дополните определение.

— На какой жанр литературы похожа баня, если животные там разговаривают и действуют, как люди? (на сказку).

 

-Почему басню мы никогда не спутаем ни с каким другим произведением? (мораль)

  

 

-А что в басне помогает лучше представить какое-то описание, понятие, мысль? (Аллегория, что значит иносказание).



 — Что такое аллегория?

Вы уже сказали, что герои басен – животные, наделенные человеческим  пороками, которые думают, говорят, действуют как люди. Как в литературе называют этот прием. (Олицетворение).


Слушают, отвечают на вопросы учителя.

Подведение под понятие (П)

Постановка и решение проблем (П)

Целеполагание (Р)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)
Самоопределение (Л)

Закрепление и проговаривание вслух

Подведение детей

к самостоятельному выводу о баснях.


Читают басни. Работают с текстом.

Найдите в басне мораль 

(Уж сколько лет твердили миру…)

Что такое ЛЕСТЬ? (лицемерие, угодливое восхваление)

Почему она гнусна, то есть омерзительна, внушает отвращение? (неприятно видеть человека, готового ради своей выгоды на лицемерие). А почему лесть вредна? (вводит в заблуждение того, кто обладает чем-то ценным, заставляет его видеть мир в искаженном свете).

А почему в сердце льстец всегда отыщет уголок? (слушать комплименты – очень заманчиво и при этом не прилагать никаких усилий)

Почему Лисица получила сыр? (Ворона ей поверила и потеряла бдительность)

Есть в басне положительный герой? (Нет. Льстец страшен, а кто принимает эту лесть – смешон. И тот, и другой теряют чувство собственного достоинства).

Свинья под Дубом”

С какой интонацией надо читать слова Свиньи? (лениво, спокойно, нагло). А почему?

Давайте в тетрадочках запишем слова, которые характеризуют Свинью. (Наглая, необразованная, ленивая, глупая и др.) А Дуб? (мудрый, умный и др.).

Каким словом характеризует Дуб Свинью? (Неблагодарная).

Докажите, что Свинья действительно неблагодарна.

(…Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.)

Что означает выражение: “поступить по-свински”, “подложить свинью”? (Совершить подлость)

Какова мораль этой басни, какой вывод делает сам Крылов?


Читают выразительно басни «Свинья под дубом», «Ворона и лисица»

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Целеполагание (Р)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)

Первичное закрепление
























































































Работа над инсценированием басен


Инсценирование басни «Свинья под Дубом».

Объяснение морали басни. (В басне противопоставляется истинное просвещение и невежество. Крылов обличает невежд, которые не понимают пользы учения. Осуждает тех, кто на добро отвечает неблагодарностью.

* Невежа – грубый, невоспитанный человек.

Невежда – малообразованный, малосведущий человек).

3. Инсценирование басни «Ворона и Лисица».

— Объяснение морали басни. (В басне высмеиваются лесть, тщеславие и глупость. Мораль сводится к тому, что «лесть гнусна, вредна». Ворона-вещунья, теряющая по глупости сыр, ведет себя так, что поддается на уловку плутовки-лисицы. Баснописец осуждает изворотливость, обман и хитрость. Крылову важно было подчеркнуть, как убедительна лесть. Но смысл басни состоит не в том, чтобы научить ловко льстить и брать пример с Лисицы, а в том, чтобы невзначай не оказаться Вороной).


Ребята слушают, готовятся к инсценированию басен

Классификация (П)
Работа в парах, группах (К)

Задание творческого характера (Л)


Включение в систему знаний и повторение

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль; 
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят. 
(П.Вяземский)

 Учитель читает стихотворение П. Вяземского.

Ребята слушают, делают выводы.








Задание творческого характера (Л)

Способность действовать с учётом позиций других (К)

Постановка и формулирование проблемы (П)

Робота в группах (К)

Составление предложений по схеме (П)


Рефлексия

Соотнесение

поставленных задач

с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Урок понравился?

Что делали на уроке?

Нужно изучать басни?

Что интересного узнали на уроке?


Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока.

Организует рефлексию.

Обобщает сказанное.

Благодарит за работу. Оценивает ответы.

Составляют внутреннюю речь.

Используют клише для рефлексии.

Оценивают свою работу.

Рефлексия способов и условий действий (П)

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Самооценка (Л)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)

Домашнее задание


Нарисовать иллюстрации к басням, прочитать биографию В.А. Жуковского.

Объясняет домашнее задание разного уровня сложности.


Записывают задание в дневник.

Подают дневники для оценки учителю.

Дифференцированные задания (П., Л)


Свежие документы:  Рабочая программа и КТП по литературе 11 класс по Коровиной





Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: